Приложение 3
Таблица № 3 Сравнительная таблица процентных результатов по ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической методики первоначального изучения уровня самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Вариант ответа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
перечисление режимных моментов (=) |
40% |
45% |
отсутствие ответа (-), |
35% |
30% |
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+). |
15% |
20% |
по частоте встречаемости следующих типов ответов: стереотипное повторение одного ответа (~) |
10% |
5% |
Таблица № 4 Сравнительная таблица процентных результатов по ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания у детей после проведения комплекса занятий
Вариант ответа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
= |
1-я стадия |
2- я стадия |
1- я стадия |
2- я стадия |
40% |
45% |
45% |
40% |
|
- |
35% |
30% |
30% |
25% |
+ |
15% |
15% |
20% |
25% |
~ |
10% |
10% |
5% |
10% |
Приложение 4
Содержание дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования (комплекс занятий).
Задачи.
Воспитывающие:
1. Формировать положительнее отношение к русской народной культуре
2. Формировать знания о богатой русской народной культуре.
3. Воспитывать у детей чувство гордости за сою страну, богатую славными традициями.
4. Формировать чувство причастности к русскому народу и русской культуре.
5. Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.
6. Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Обучающие:
1. Формировать обобщенные знания и умения у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
2. Дать детям знания о русском декоративно – прикладном искусстве: городецкой росписи, жостовской.
3. Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов
4. Знакомить детей с народными традициями
5. Формировать навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии.
6. Развивать умение детей подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов
7. Формировать понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
8. Расширять представления детей о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках
9. Познакомить детей с деревянными промыслами на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью
10. Развивать умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.
11. Развивать у детей умения самостоятельно использовать устное народное творчество.
12. Развивать активность детей посредством использования русских народных игр.
Закрепляющие:
1. Закреплять знания детей о декоративно – прикладном русском искусстве: гжельской, дымковской, хохломской росписи.
2. Закреплять представления детей о русской народной культуре, ее особенностях
3. Закреплять знания детей о русских – народных приметах, их смысле.
4. Закреплять знания детей об уже знакомых русских народных праздниках, играх, фольклоре.
5. Познакомить детей с русским народным костюмом: разнообразием и названием.
6. Закреплять знания детей о названиях и назначении русских народных музыкальных инструментов.
Раздел I «Восенушка – осень» Сентябрь
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«Лето яркое». |
Закрепить знания детей о лете. Беседа о лете. Знакомство детей с понятием «месяцеслов». |
Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. Чтение и заучивание из месяцеслова: «Август – жнивень». |
2 |
«Капустница- 27 сентября». |
Беседа с детьми о том, какие они знают русские народные праздники. Обогащение знаний детей о обрядовых праздниках. |
Пение песенок, заучивание потешек. Разучивание игры «Капуста». |
3 |
«Гжель прекрасная». |
Экскурсия в музей детского сада с целью знакомства с гжельской росписью, керамикой. Знакомство со скопинской керамикой. |
Рассматривание гжельской росписи. Чтение стихотворений о гжельской росписи. |
4 |
«Сентябрь» |
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. |
Заучивание заклички «Восенушка –осень». Заучивание из месяцеслова: «Сентябрь – хмурень». |
5 |
«Русская народная сказка» |
Чтение сказки об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». |
Словесная игра «Филя и Уля». |
6 |
«Семенов день - 14 сентября». |
Обогащение знаний детей об этом празднике. Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с этим днем. |
Разыгрывание содержания песен. Проведение русской народной игры «Муха». Исполнение песни «Комарочек» |
7 |
«Мезенская роспись» |
Знакомство детей с мезенской росписью, ее отличием от других видов росписи. |
Создание узоров на плоскости. |
8 |
«Осень – сноп последний косим». |
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. |
Разучивание закличек, песенок. |
Октябрь
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«Матрешка». |
Продолжать знакомство с русской матрешкой. Рассказ об истории возникновения матрешки. |
Рисование детьми семеновской матрешки по образцу. Заучивание стихотворения о матрешках. |
2 |
«Матрешка». |
Рассказ воспитателя о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол. |
Сравнительное описание детьми семеновской и ковровской матрешек. Проведение игры- хоровода с матрешкой. |
3 |
«Русская народная сказка » |
Знакомство детей со сказкой «Семилетка» |
Прослушивание русских народных песен, частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Ворон». |
4 |
«Матрешка». |
Закрепление пройденного материала о семеновской и ковровской матрешках. |
Сочинение детьми сказки про матрешку. |
5 |
«Октябрь-месяц». |
Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике «Покрове». |
Пение песенок об октябре. Разучивание примет. Заучивание из месяцеслова: «Октябрь – грязник» |
6 |
«Русская народная игра». |
Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. |
Проведение русской народной игры «Петушиный бой» |
7 |
«Гусли звончатые» |
Знакомство с русским народным инструментом гуслями. |
Загадывание загадок о русских народных инструментах. Слушание русской народной мелодии (с присутствием в мелодии этого инструмента) |
8 |
«Золотая хохлома» |
Экскурсия в музей детского сада с целью обогащения знания детей о хохломской росписи. |
Чтение стихотворений о хохломской росписи. |
Ноябрь
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«Небесная Гжель». |
Закрепление знаний детей о гжельской росписи. |
Чтение стихотворений о гжельской росписи. Лепка изделия для последующей росписи. |
2 |
«Кузьминки- 14 ноября». |
Расширение представления знаний о народном празднике. Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. |
Разыгрывание содержания песен. Исполнение плясок, загадывание загадок. |
3 |
«Живет такая песня». |
Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. |
Прослушивание русских народных песен. Заучивание из месяцеслова: «Ноябрь – листогной» |
4 |
«Золотая хохлома». |
Обогащение знаний детей о хохломской росписи. Рассказ о традициях хохломской росписи. |
Роспись миски (ложки, вазы, изготовление настенного панно) хохломским узором. |
5 |
«Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Илья Муромец». |
Знакомство детей с русскими богатырями. Илья Муромец. |
Чтение и беседа по рассказу о Илье Муромце. |
6 |
«Русская изба» |
Беседы с детьми о русской избе и быте. |
Экскурсия с детьми в русскую горницу с целью ознакомления детей с предметами быта. |
7 |
«Хлеб – всему голова». |
Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновками и их использованием. |
Чтение рассказа о хлебе. |
8 |
«Синичкин день» |
Знакомство с народным праздником. Заключительная беседа об осени. Рассказ о празднике Синичкин день. |
Пение знакомых русских народных песенок, закличек. |
Раздел II «Зимние узоры» Декабрь
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«Русская народная игра». |
Продолжать знакомство с русскими народными играми, беседа о русских народных играх. |
Проведение русской народной игры «Водяной». Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. |
2 |
«Новогодние игры». |
Продолжать знакомство с русскими народными играми. |
Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных новогодних игр «Арина», «Бабка Ежка». |
3 |
«Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Добрыня Никитич». |
Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Добрыня Никитич. |
Чтение и беседа по рассказу о Добрыне Никитиче. |
4 |
«Дымковская игрушка». |
Закрепление знаний детей о дымковской росписи. |
Экскурсия в музей детского сада. |
5 |
«Сине-голубое чудо Гжели». |
Закрепление знаний детей о гжельской росписи. |
Создание гжельского узора на вылепленных ранее фигурках. |
6 |
«Дело мастера боится». |
Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». |
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. |
7 |
«Снегурочка». |
Беседа о зиме. Слушание новых песенок, потешек. |
Разучивание песенок, потешек. Знакомство со сказкой «Снегурочка». |
8 |
«Потрет Снегурочки» |
Повторение пословиц и примет о зиме. Беседа о новогодних праздниках на Руси (Святки, Колядки). |
Использование навыков гжельской росписи в рисовании портрета Снегурочки. Заучивание из месяцеслова: «Декабрь – студеный» |
Январь
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«Зимние узоры». |
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. |
Рассматривание кружев. Экскурсия в музей детского сада. Заучивание из месяцеслова: «Январь – просинец» |
2 |
«Русский народный костюм» |
Закрепление знаний детей о народном костюме. Рассматривание разнообразных костюмов. |
Прослушивание народных песен. Поэзия народного костюма. Составление рассказа о народном костюме. |
3 |
«Цветы Гжели». |
Беседа о гжельской росписи – закрепление материала. |
Рисование гжельской розы. Слушание русских народных мелодий. |
4 |
«Васильев День» -14 января |
Знакомство детей с русскими народными праздниками. Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр. |
Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок. |
5 |
«Крещение» - 19 января |
Знакомство детей с русскими народными праздниками. Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр. |
Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок. |
Февраль
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«У хозяюшки в гостях». |
Знакомство детей с историей русского народа, обычаями, бытом. |
Игра «Мы – хозяева избы». |
2 |
«Лубочные картинки. Волшебный лоскуток» |
Беседа о разновидностях изобразительного искусства и русских мастерицах. |
Рассматривание лубочных картин, лоскутного шитья. |
3 |
«Зима – не лето, - в шубу не одето». |
Беседа о характерных особенностях зимы. |
Заучивание из месяцеслова «Февраль – бокогрей». |
4 |
«Дымковская игрушка». |
Беседа об изготовлении фигурки из глины. |
Изготовление игрушек из глины для последующей росписи. |
5 |
«Русская народная игра». |
Беседа о русских народных играх. Развитие активности детей посредством использования подвижных игр. |
Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных рождественских игр «Два Мороза», «Скакалка», «Орешек». |
6 |
«Путешествие в мир кукол». |
Знакомство детей с русским народным творчеством, традициями. |
Рассматривание русских народных кукол, их особенностей. |
7 |
«Масленица». |
Беседа о Масленице. |
Пение песен, частушек. |
8 |
«Русская народная игрушка». |
Знакомство детей с богородскими, федосеевскими, загорскими игрушками и изделиями. |
Посещение музея. Рассматривание богородских, федосеевских, загорских изделий. |
Раздел III «Весна красна цветами» Март
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«Жостовская живопись». |
Знакомство детей с жостовской лаковой живописью. |
Чтение стихотворений об этом виде росписи. |
2 |
«Дымковская игрушка». |
Продолжать формировать знания детей о дымковской росписи. |
Составление дымковских узоров на плоскости и на ранее вылепленных изделиях. |
3 |
Алексей – 30 марта |
Продолжать знакомство детей с русскими праздниками. |
Пение песенок, разыгрывание сценок. |
4 |
«Оберег на Руси». |
Знакомство с русскими народными традициями. |
Рассматривание разнообразных оберегов. |
5 |
«Весна красна». |
Беседа о русских обычаях встречи весны. |
Пение закличек о весне. |
6 |
«Именинные дни». |
Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа об именинных днях. Разъяснение значения праздника. |
Чтение поговорок, пословиц. Повторение знакомых русских народных игр. |
7 |
«День рождение леса». |
Знакомство детей с русским народным праздником «Сороки». |
Кукольный спектакль. |
8 |
«Вербное воскресенье» |
Знакомство детей с вербным воскресеньем. |
Разучивание вербных игр «Салочки», «Вербохлест», «Ланта», «Палочка – выручалочка», «Займи место». |
Апрель
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«Разноцветный Городец». |
Рассказ Хозяйки об истории городецкого промысла. |
Экскурсия в музей детского сада. |
2 |
«Разноцветный Городец». |
Закрепление материала о городецкой росписи. |
Составление городецких узоров на плоскости. Развивать умение создать выразительные узоры, соблюдая симметрию, ритм, форму. |
3 |
«Благовещение» - 7 апреля. |
Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника. |
Чтение стихотворений. Участие детей в знакомых русских народных играх. |
4 |
«Весенние сказки бабушки Агафьи. Никитин день». (16 апреля). |
Знакомство с русской сказкой, приуроченной к Никитиному дню. |
Слушание русских народных мотивов. |
5 |
«Палеха». |
Беседа о лаковой миниатюре Палеха и других «деревянных» промыслах. Воспитание уважения к труду народных мастеров. |
Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание деревянных изделий. |
6 |
«Русские народные игры и развлечения». |
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и развлечениями. Беседа об известных детям играх. |
Знакомство детей с русскими народными играми: «Плетень», «Карусель». |
7 |
«Сказ о богатырях русской земли. Алеша Попович». |
Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Алеша Попович. |
Беседа с детьми по рассказу Хозяйки о русских богатырях. |
8 |
«Пасха» |
Продолжать знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника. |
Чтение закличек, стишков, пение песенок. Хороводные игры. |
Май
№ занятия |
Название темы |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 |
«Веселый Городец». |
Рассказ о городецких изделиях. |
Придумывание сказки «Чудо-конь». |
2 |
«Жостовская живопись». |
Закреплять знания детей о жостовской лаковой живописи. |
Чтение стихотворений об этом виде росписи. Создание узоров на плоскости. |
3 |
«В гостях у мастеров Городца». |
Закрепление знаний детей о городецкой росписи. |
Рисование элементов городецкой росписи на плоскости. |
4 |
«Ляльник» - 4 мая. |
Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника. |
Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные игры. |
5 |
«Егорьев День» - 6 мая |
Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника. |
Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные игры. |
6 |
«Русские народные игры». |
Расширять представления детей о многообразии русских народных игр. Беседа. |
Знакомство детей с русскими народными играми: «Филин и пташки», «Игровая». Закрепление игры: «Палочка – выручалочка», |
7 |
«Русская изба» |
Формировать у детей умение создавать рассказ об избе, придерживаться одной сюжетной линии. |
Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры «Заря- зарница» . |
8 |
«Прощание с избой». |
Заключительная беседа в русской избе. |
Коллективная работа по декоративно – прикладному русскому искусству. |
Прогнозируемые результаты:
· Дети имеют обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
· Знают русское декоративно – прикладное искусство во всех его проявлениях.
· Умеют отличать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов
· Знают народные традиции
· Имеют навыки творческого рассказывания, придерживаются избранной сюжетной линии.
· Умеют подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов
· Осознают взаимосвязь русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
· Имеют знания о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках
· Могут составить связный рассказ о деревянных промыслах на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью
· Умеют создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, при этом чувствуют ритм, форму, симметрию.
· Умеют самостоятельно использовать устное народное творчество и играть самостоятельно в русские народные подвижные игры