Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

·                     Оценка результатов своей деятельности.

В самосознании отражено понимание ребенком своего места в системе общественных отношений, оценка своих возможностей в области практического действия и пробуждение внимания к собственной внутренней жизни. Самосознание превращает ребенка в самобытную личность.

На протяжении дошкольного детства самосознание претерпевает существенные изменения. Отечественный психолог Мерлин B.C. [36,37] в структуре самосознания выделяет четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать также как фазы его развития. Первую фазу самосознания он определяет как сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в одиннадцатимесячном возрасте, то есть в конце младенчества, когда ребенок начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами. Вторая фаза — важнейшая в развитии самосознания - сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и формируется личностное новообразование – «гордость за собственные достижения». Возникает вторая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам...» Этот период принято считать критическим, так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме и упрямстве. Стремление быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры. Следующую, третью фазу, B.C. Мерлин [5, 51] рассматривает как осознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление. Последняя, четвертая фаза, названа как социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.


1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста

В энциклопедическом словаре национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Национальное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры.

По мнению Хабибуллина К.Н. [53], национальная определенность самосознания является следствием восприятия тех различий, которые существуют между нациями. Эти различия связаны с бытовыми, языковыми, культурными и иными особенностями, формирующими нацию, народность как социально-этническую общность. Исследуя проблему, Хабибуллин К.Н. [53] подчеркивает, что самосознание приобретает национальное своеобразие тогда, когда проявляется личность, способная к более или менее сознательному отношению к своим национальным особенностям и к обобщенному осознанию и пониманию своих отличительных черт. Следовательно, самосознание является оценочной систематизацией сложившегося и складывающегося социо-культурного опыта, включая и оценочное отношение бывших и настоящих национальных отношений.

Харисов Ф.Ф. [54] национальное самосознание определяет как целостную систему психологических установок, определяющую представления, взгляды, самооценки и действия личности в трех плоскостях: этническая самоидентификация; внутриэтнические взаимоотношения и общение; межэтническое общение.

В современном мире человек является носителем целого набора идентичностей — культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, является этническая идентичность. Она определяется основными базовыми психологическими потребностями личности: в безопасности и защите; принадлежности к обществу, к группе; самобытности и уникальности своего «Я» и уверенностью в себе. Устойчивость же национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Сохранение позитивной этнической идентичности — социально-психологический механизм сохранения самой русской культуры в целом.

Начавшееся в России возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика, о чем свидетельствует Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел» от 7 октября 1994 г.

Изучению русского самосознания посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.

Распространенным в отечественной науке является понятие национального самосознания как осознания индивидом принадлежности к определенной нации как к социально-экономической и политической общности. Но очевидно, что национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую этническое и историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание, его составляющей является национальная идея, национальный менталитет.

На русский народ выпала историческая миссия не только собирателя, но и охранителя территорий и русских традиций. Поэтому рассматривая национальное самосознание русских необходимо помнить о древних традициях государственности русского народа.

Отмечается, что в перспективе коллективистские установки могут быть даже усилены, так как в структуре самосознания они выполняют еще и компенсаторные функции, играют роль адаптивной психологической защиты, помогая преодолеть внутренний дискомфорт личности, порождаемый сегодняшним кризисом самосознания российского общества.

Смысл национальной идеи состоит в побуждении воли народа к национальному единству, основанному на национальном самосознании, во имя достижения целей, определяемых национальными интересами. Данная формулировка более всего отвечает сегодняшним ожиданиям общества и более других раскрывает существо этого феномена: национальная идея является понятием вариабельным, функцией исторического времени. Цели ее могут меняться в зависимости от демографической, духовной, экологической и политической ситуаций, переживаемых нацией на различных этапах ее развития. Однако при этой вариабельности фундаментальным для национальной идеи остается национальное самосознание, в меньшей мере подвергаемое испытаниям времени.

Поэтому важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса российского общества является формирование в общественном сознании национальной идеи, отвечающей вызову времени, и воспитание национального самосознания граждан России на основе традиционных ценностей российского этноса.

Рассмотрев теоретические аспекты по формированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста, посредством знакомства с русской народной культурой, можно сделать вывод о том, что национальное самосознание складывается из самосознания отдельных людей данной национальности и формируется, в свою очередь, соответствующей национальной средой. Самосознание отдельного человека не суть продукт ума, а суть продукт чувства. Что это означает? Это означает, что самосознание формируется не рационально-логически, не с помощью ума (в коре больших полушарий мозга), а в глубинах сознания и даже подсознания (в подкорковых областях мозга), оно эмоционально и на его становление влияет множество факторов интуитивного и чувственного восприятия. В русском языке это обозначается очень ёмким словом душа. Сущность самосознания с трудом поддается словесной формализации (то есть человек чувствует, но точно выразить не может). В связи с описанным механизмом большая роль в формировании самосознания принадлежит знакомству детей с русской народной культурой посредством специально разработанных занятий, как одному из наиболее информационно ёмких видов культуры.


Глава II. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация исследования

Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности.

Непомнящая Н.И. [41] отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка.

По мнению Божович Л.И. [11] именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях. Именно этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребенка.

Рогов Е.И. [44] отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к. психика предназначена для активности.

Национальное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры.

В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяются разнообразные программы по ознакомлению детей с русской народной культурой, которые направлены на развитие внимания, памяти, формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться, отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру.

При этом интерес составляет исследование влияния русской народной культуры на самосознание старших дошкольников не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности.

Наше исследование проводилось на базе детского сада № 322 и детского сада № 524. В нашем исследовании проводилась работа с детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Для детей старшего дошкольного возраста характерно накопление данных о своих возможностях благодаря личному опыту. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связи между индивидуальным опытом ребенка, информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, старший дошкольник получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Нами были организованы:

1.                констатирующий этап эксперимента по выявлению начального уровня сформированности самосознания старших дошкольников, в котором участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста, из этих детей была сделана выборка 20-ти детей в экспериментальную группу;

2.                формирующий этап эксперимента в ходе, которого была проведена работа по формированию самосознания 20-ти старших дошкольников на занятиях по ознакомлению детей с русской народной культурой;

3.                контрольный этап эксперимента по диагностике конечного уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста, в котором участвовали 20 детей из экспериментальной и 20 детей из контрольной группы.

2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента

Образ -Я и его представление о себе характеризуется через степень выраженности у него таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстартивность, инфантильность, общительность и самооценка.

Для диагностики начального уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп нами была использована диагностическая методика изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52], оценивающая то, насколько дети старшего дошкольного возраста осознают свои желания, предпочтения, выделяют и фиксируют свою деятельность в сознании.

Вопросы к опроснику диагностической методики:

1.                Что ты любишь больше всего на свете?

2.                Чем бы стал(а) заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

3.                Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь?

4.                Расскажи, что ты больше всего не любишь?

5.                Тебе все нравится в детском саду?

6.                Представь, есть волшебник и он исполнит любое твое желание, что ты хочешь попросить?

В нашем констатирующем этапе эксперимента участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста – 20 детей в экспериментальной группе и 20 детей в контрольной.

Полученные данные опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А [52] регистрировались в таблицах №1 и №2 (см. Приложение 1).

После заполнения таблиц мы выявляли соотношение вариантов ответов в экспериментальной и контрольной группах, выделяя наиболее значимые и распространенные в каждой группе.

Контрольная группа

отсутствие ответа - 7 человек (35%)

стереотипное повторение одного ответа - 2 человека (10%)

перечисление режимных моментов - 8 человек (40%)

сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях - 3 человека (15%)

Экспериментальная группа

отсутствие ответа - 6 человек (30%)

стереотипное повторение одного ответа - 1 человек (5%)

перечисление режимных моментов - 9 человек (45%)

сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях– 4 человека (20%).

Результаты, констатирующего этапа эксперимента, отраженные в таблице №3 (см. Приложение 3), дали нам данные о начальном уровне развития самосознания старших дошкольников в экспериментальной (20 детей) и контрольной (20 детей) группах. Уровень развития сознания желаний и предпочтений старшими дошкольниками в начале нашего исследования находился примерно на одном уровне, фиксируясь в большинстве случаев у детей обеих групп на перечислении режимных моментов.

На втором месте по встречаемости соответствующих типов ответов –отсутствие ответа и на третьем месте – сообщение детьми о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.

На рисунках 1 и 2 можно увидеть процентное соотношение ответов детей старшего дошкольного возраста к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания.


Рис. 1 Результаты ответов детей контрольной группы в процентных соотношениях


Рис. 2 Результаты ответов детей экспериментальной группы в процентных соотношениях


Так же нами была проведена диагностика, направленная на определение уровня знаний детьми устного народного творчества: сказок, потешек, фольклора, песен и прочее, знание особенностей русского народного декоративно – прикладного искусства, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздников, русских народных музыкальных инструментов и особенностей национального быта.

Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ касающихся:

·                   Уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

·                   Потребности использовать данные знания и умения на практике;

·                   Уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;

·                   Уровня знаний и умений на практике использовать русские народные инструменты и подвижные игры.

Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень.

У детей сформированы общекультурная, общеинтеллектуальная и социально – нравственная составляющие восприятия и понимания себя как представителя русской нации. Отмечаются знание и понимание духовно – нравственных норм, характерных для представителей русского народа. У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства, включения образа себя в изображаемую картину мира и формирования личностного отношения к ней. Ребенок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: использует в активной речи пословицы, поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знает народные приметы, умеет делать соответствующие заключения. Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он – русский. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гордец, Дымка, Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки – семеновские, загорские, полхов – майдан) и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.

Средний уровень.

Общекультурная и социально – нравственная оценки произведений русской культуры и искусства не дифференцируется. Общеинтеллектуальная оценка отличается очень низкими показателями. Хотя каждый из компонентов является все таки актуализированным в ходе обсуждения со взрослым особенностей русской музыки, архитектуры и т.д. Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские названия потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знают народные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основе оценивают состояния погоды в повседневной жизни. Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя, дети знают, что они – русские.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты