7. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 1995. - 40 с.
8. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.
9. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.- М., 1976, № 6
10. Божович Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 222 с.
12. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.
13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3 //Проблемы развития психики Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
15. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 144 С.
16. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. - М., 1982. – 326 с.
17. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178с.
18. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. - М.: Издательство Культура и традиции, 2003. - 128 с.
19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа //Институт русской цивилизации. - 2008. - 816 с.
20. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М., 1977. – 185 с.
21. Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.
22. Жуковская М.Э. Смыслоцентрированный подход к обучению письменному тексту как компоненту коммуникативной компетентности //Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования: Под ред. И.А. Зимней. - М., 2006. - 130 с.
23. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
24. Иммануил Кант Критика чистого разума. - Мидгард: Издательство Эксмо, 2007. - 1120 с.
25. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
26. Клиентов А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с.
28. Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002. - 154 с.
29. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с.
30. Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996. - 165 с.
31. Козлова С.А., Артамонова О.В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого: Дошкольное воспитание. - М., 1993. - № 10.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. – 321 с.
33. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по возрастной психологии //Общее понятие о деятельности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
34. Лисина М.И. Потребность в общении //Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. - 31–57 с.
35. Марков Г. Е., Пименов В. В. Этнология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1994. – 466 с.
36. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 1. //Вопросы развития социального мировоззрения у детей. - Пермь: ПСИ, 2006. - 332 с.
37. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971. – 206 с.
38. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Том 1. - М., 1991. - 234 с.
39. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное
пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.
40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов, 4-е изд., - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456 с.
41. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М., 1992. – 360 с.
42. Олейников Ю.В. Природный фактор бытия российского социума. - М., 2003. - 12 с.
43. Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога //Системная работа психолога с детьми разного возраста – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 384с.
45. Розен Г.Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований: Зарубежные исследования по психологии познания. - М., 1977. – 439 с.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
47. Рубинштейн С.Л. Хрестоматия по возрастной психологии //Направленность личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
48. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 304 с.
49. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с.
50. Суровцева А. В. Воспитание воли детей дошк-ого возраста. - М., 1952.- 108 с.
51. Суслова Э. К. Патриотическое и интернациональное воспитание в игре - М., 1983. - 368 с.
52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Издательство Академия, 1998. – 304 с.
53. Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. - Л.: Общество Знание, 1989. - 10 с.
54. Харисов Ф.Ф. Национальная школа. Вып.2. – Казань: Издательство Тан-3аря, 1996. - 16 с.
55. Чамата П.Р. Проблемы сознания //К вопросу о генезисе самосознания личности. - М., 1968. – 238 с.
56. Чернышев И.Л. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 г., - СПб., 1911
57. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977. - 395 с.
58. Чеснокова И.И. Вопросы психологии //Психологическое исследование самосознания. - М., 1984. - № 5.
59. Шорохова Е.В. Проблемы сознания //Проблема «Я» и самосознания. - М., 1966. – 229 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица №1 Ответы детей контрольной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста.
№ |
Ф.И. ребенка |
Ответ |
1 |
Антон Герасимчук |
+ |
2 |
Филипп Глаголев |
- |
3 |
Настя Глущенко |
= |
4 |
Иван Гостинцев |
= |
5 |
Влад Звонилов |
= |
6 |
Семен Куликов |
- |
7 |
Кристина Игнатова |
+ |
8 |
Саша Карпенко |
= |
9 |
Валера Лукашин |
= |
10 |
Слава Луценко |
- |
11 |
Коля Миронов |
~ |
12 |
Никита Панченко |
+ |
13 |
Полина Смолева |
~ |
14 |
Данила Толстов |
- |
15 |
Галя Уткина |
= |
16 |
Света Фокина |
- |
17 |
Алеша Шальнев |
- |
18 |
Лена Щукина |
- |
19 |
Вова Юдин |
= |
20 |
Тамара Яшина |
= |
По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимных моментов (=) , сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+).
Таблица №2 Ответы детей экспериментальной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста.
№ |
Ф.И. ребенка |
Ответ |
1 |
Рита Авдюшкина |
+ |
2 |
Алина Акинина |
- |
3 |
Даша Богачева |
= |
4 |
Миша Ванин |
= |
5 |
Витя Грачев |
= |
6 |
Данила Драгун |
- |
7 |
Вова Инкин |
+ |
8 |
Максим Колдин |
= |
9 |
Никита Косачев |
~ |
10 |
Ира Курочкина |
+ |
11 |
Миша Курьян |
- |
12 |
Вика Момотюк |
= |
13 |
Матвей Морозов |
= |
14 |
Марина Никитина |
= |
15 |
Сергей Панкевич |
- |
16 |
Даша Пятаева |
+ |
17 |
Вика Петухова |
= |
18 |
Влад Сидоренко |
= |
19 |
Оксана Сычева |
- |
20 |
Алина Федорова |
- |
По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимных моментов (=) , сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+).
В альбомном формате
Приложение 2
Результаты первоначального диагностирования детей.
В - 7,5%
С - 64,5%
Контрольная группа Н - 28%
Возрастная группа старший дошкольный возраст 5-7 лет Группа № 6 |
|
|||||||||||||||||||||
|
Ф.И. ребенка |
|
||||||||||||||||||||
Обследуемые знания и практические умения воспитанников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Знание названий и назначения предметов русского народного быта |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
||
Использование предметов русского быта в соответствии с назначением |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
||
Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
В |
С |
||
Знание разных видов народно – прикладного творчества |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
С |
||
Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
С |
||
Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
||
Знание русских народных праздников, традиций, фольклора |
С |
Н |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
||
Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
||
Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике |
С |
В |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
Н |
С |
||
Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
Н |
С |
||