Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

Анализируя данные таблицы 4.2, мы видим, что имеется отрицательная корреляция в ответах теста Басса – Дарки по шкале «Раздражение» с фактором лет, проведенных без отца у юношей. Чем дольше юноша воспитывался без отца, тем реакция раздражения проявляется у него менее интенсивно, то есть юноши из неполных семей меньше склонны проявлять вспыльчивость и грубость.


Таблица 4.2

Связь фактора лет, прожитых без отца с агрессивностью и враждебностью личности у юношей (Опросник Басса – Дарки)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

1











2

-0,07

1










3

0,24

0,59

1









4

-0,41

0,18

0,24

1








5

-0,26

0,27

0,29

0,22

1







6

0,12

0,20

0,60

0,22

0,44

1






7

-0,06

0,27

0,60

0,04

0,15

0,59

1





8

-0,23

0,79

0,46

0,18

0,58

0,21

0,28

1




9

0,09

-0,32

0,05

0,20

-0,20

0,13

0,01

-0,59

1



10

-0,09

0,93

0,73

0,23

0,45

0,37

0,43

0,90

-0,37

1


11

0,10

0,26

0,72

0,18

0,31

0,84

0,84

0,27

0,08

0,43

1


 Данные корреляционных связей фактора лет, прожитых без отца и тестов Томаса и Лири представлены в таблицах 4.3 и 4.4.

 Таблица 4.3

Связь фактора лет, прожитых без отца со стилем в межличностных отношениях у юношей (Тест Лири)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1









2

-0,38

1








3

0,26

0,32

1







4

0,49

0,07

0,52

1






5

0,37

-0,34

0,23

0,56

1





6

0,40

-0,24

0,08

0,33

0,54

1




7

-0,01

0,33

0,42

0,23

0,36

0,27

1



8

-0,08

0,31

0,33

0,19

0,00

0,36

0,55

1


9

-0,02

0,36

0,37

0,31

0,21

0,55

0,40

0,33

1


Таблица 4.4

Связь фактора лет, прожитых без отца с предрасположенностью к агрессивному поведению у юношей (Тест Томаса)


1

2

3

4

5

6

1

1






2

-0,39

1





3

0,46

-0,42

1




4

0,11

-0,26

-0,29

1



5

0,13

-0,35

-0,17

-0,01

1


6

-0,05

-0,49

0,16

-0,36

-0,14

1


Имеются значимые положительные корелляционные связи фактора лет, прожитых без отца и параметров тестов Томаса и Лири, по шкале «Приспособление» в первом случае и по шкале «Требовательность» - во втором случае. Следовательно юноши, воспитанием которых не занимался отец, оказались склонными решать конфликтные ситуации, используя тактику приспособления, но они оказались и более требовательными, чем юноши из полных семей. Приспособление означает противоположное соперничеству поведение, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Значит, юноши из неполных семей более «жертвенны» и склонны к поиску компромиссов и избеганию конфликтных ситуаций.

Так же в тесте УСК результаты шкал «Интернальность в области неудач» и «Интернальность в области производственных отношений» отрицательно коррелируют тяготеют с количеством лет, прожитых без отца. То есть, чем больше лет юноша воспитывался без отца, тем больше он ищет причину своих неудач в окружающем мире. (см. таблицу 4.5)


Таблица 4.5

Связь фактора лет, прожитых без отца с УСК у юношей

 

1

2

3

 4

5

6

 7

8

1

1








2

-0,33

1







3

-0,35

0,91

1






4

-0,47

0,51

0,32

1





5

-0,29

0,27

0,45

0,14

1




6

-0,43

0,76

0,80

0,33

0,20

1



7

0,07

0,05

0,24

-0,12

0,55

0,14

1


8

0,36

0,15

0,10

-0,11

0,00

-0,02

-0,03

1


Никаких тенденций не выявлено между количеством лет, прожитых без отца и результатами Опросника Шмишека и Опросника мотивации одобрения у юношей. У девушек также не выявлены корреляционные связи между количеством лет, прожитых без отца и сформированными личностными характеристиками.

Таким образом, можно говорить о том, что фактор лет, прожитых без отца играет большую роль в становлении личности юношей, чем девушек.


3.3 Обсуждение результатов корреляционного анализа шкал анкеты с другими методиками


 Для проведения исследования была использована Анкета, которая позволяет выявить отношения с отцом. Данная методика первоначально адаптирована в нашей культуре А.Б. Хромовым, доцентом КГУ. Аналогичных методик крайне мало, поэтому этот опыт представляет интерес для науки. В исследовании изучались корреляции со шкалами других личностных методик.

Рассмотрим результаты корреляционного исследования анкеты и других тестов в группе юношей:

Результаты по шкале «Поддержка моей матери моих взаимоотношений с отцом» имеют отрицательную корреляцию с 1 и 9 шкалами опросника Басса – Дарки - это «Лидерство» и «Общая агрессия» соответственно. Первая шкала анкеты «Чувства к отцу» имеет положительную корреляционную связь с параметрами восьмой шкалы - «Чувство вины» опросника Басса – Дарки. Следовательно, чем развитее чувства к отцу, тем выше чувство вины у юношей. «Чувство вины» имеет также тенденцию возрастать, с увеличением «Восприятие причастности (вовлеченности) отца. Шкала «Отношения моей матери со своим отцом» положительно коррелирует у юношей с показателями «Подозрительности» и «Враждебности» опросника Басса – Дарки (см. таблицу 5.1 Приложение 1).

Шкала Анкеты «Чувства к отцу» положительно коррелирует со шкалой «Сотрудничества» Томаса.

Мотивация одобрения имеет тенденцию к обратной корреляционной зависимости с результатами, полученными по шкале Анкеты «Концепция отца как небесного отца (как Бога)».

Шкалы УСК «Здоровье и болезнь», и «Семейные отношения» имеют следующие отрицательные корреляционные связи: с «Чувства к отцу», со Шкалой «Концепция отца как небесного отца (как Бога)», а также со шкалой «Отношения моей матери со своим отцом»; и к положительной связи у шкал «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом» и «Отношения Отца и матери».

Шкалы УСК «Межличностные отношения» и «Область неудач» положительно коррелирует со шкалами «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом» и со шкалой «Отношения Отца и матери» (см. таблицу 5.2 Приложение).

Тест Лири своей шкалой «Ответственный-великодушный» отрицательно коррелирует со шкалой Анкеты «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом» и шкалой «Зависимый-покорный» со шкалой «Восприятие причастности (вовлеченности) отца.

Шкала Анкеты «Физические отношения с отцом» коррелирует с «Ответственно-великодушный» типом личности, а Шкала «Концепция влияния отца» с «Сотрудничающим типом».

Обнаружены тенденции прямой связи между результатами тестирования Анкеты и методикой Лири: Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом) с властно-лидирующим типом личности, а Шкала Анкеты «Концепция отца как небесного отца (как Бога)» со Скептическим типом личности . (см. таблицу 5.3 Приложение 1).

Корелляционные связи шкал Анкеты со шкалами опросника Шмишека:

При значимости связи на уровне р ≤0,01 шкалы «Чувства к отцу» и «Физические отношения с отцом» напрямую связаны с Застревающим типом акцентуации, то есть с регидностью;

При значимости связи на уровне р≤0,001 шкала Анкеты «Концепция отца как небесного отца (как Бога)» обладает сильной связью с Дистимическим типом личности.

При значимости связи на уровне р≤0,05 также имеются тенденции к корреляционным связям между шкалами анкеты и типами акцентуаций характера (см. таблицу 5.4 Приложение)

При значимости связи на уровне р≤0,05 тенденции корреляционных связей имеются между шкалами опросника 5 FPQ и анкеты (см. таблицу 5.5 Приложение). Обратные связи имеются между: 6-ой шкалой анкеты «Верования об отце» и первичным фактором «Экстраверсия – интроверсия» пятифакторного опросника. Также в обратной связи 6 шкала Анкеты находится с Первичными факторами теста: Доминирование – подчиненность, Поиск новых впечатлений – Избегание, Привлечение внимания – Избегание, Уважение к другим – Самоуважение. 7 шкала Анкеты «Концепция влияния отца» имеет положительную корреляцию с фактором «Игривость – практичность», и первичными факторами: «Поиск новых впечатлений – Избегание» (в обратной связи), «Самоконтроль – Импульсивность», «Самокритика – Самодостаточность», Эмоциональная лабильность – Стабильность», «Артистичность – Неартистичность». Выявлены три корреляции факторов опросника 5FPQ со 2 – ой и 8 – ой шкалами Анкеты. Шкала анкеты «Отношения отца с моим дедом» находится в обратной связи с «Поиск новых впечатлений – Избегание».

Рассмотрим корреляционные связи Анкеты и других тестов у девушек:

 Результаты корреляционного анализа показывают, что у испытуемых женского пола имеются корреляции Анкеты с результатами Теста Томаса, Теста Лири, 5 FPQ и др. Так, при значимой корреляции на уровне р≤0,05 первая шкала Анкеты «Чувства к отцу» отрицательно коррелирует со шкалой Томаса «Избегание», а также, шкала Анкеты «Отношения моей матери со своим отцом» отрицательно коррелирует с тактикой выхода из конфликта - «Сотрудничество» теста Томаса.

При р≤0,05 результаты анкеты по 7 шкале Анкеты «Концепция влияния отца» имеют тенденцию к прямой зависимости с результатами по шкале «Уступчивость» теста Лири.

При значимости связи на уровне p≤0,05 результаты по шкале Анкеты «Чувства к отцу» имеют тенденцию к обратной зависимости с Застревающим, Дистимическим и Экзальтированным типами акцентуаций характера. Также прямая значимая связь обнаруживается между 7 шкалой «Концепция влияния отца» анкеты и Дистимическим типом акцентуации при р≤0,01. Тенденция к прямой связи обнаруживается и между 8 шкалой анкеты Анкеты «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом» и Дистимическим типом акцентуации.

Тенденции к прямым связям обнаружились между 1 шкалой Анкеты «Чувства к отцу» и шкалой «Понимание – Непонимание» Пятифакторного теста, между Шкалой «Любопытство – Консерватизм» 5FPQ и шкалами анкеты: «Восприятие причастности (вовлеченности) отца» и «Физические отношения с отцом». Шкала Анкеты «Концепция отца как небесного отца (как Бога)» имеет тенденцию к связи со шкалами 5FPQ «Активность – Пассивность», «Уважение к другим – Самоуважение». А также шкала Анкеты 8 «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом» имеет тенденцию к прямой связи с «Экстраверсией – Интроверсией», «Общительность – Замкнутость», а шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)» с «Активностью – Пассивностью», как и 6 шкала анкеты, и с «Ответственностью – Безответственностью».

Значимая прямая связь обнаружилась между 8 шкалой Анкеты «Отношения моей матери со своим отцом» и показателем мотивации одобрения при значимости связи на уровне р≤0,01.

Итак, в группах девушек мы видим, что также, как и в группе юношей имеются корреляционные связи разной степени значимости между особенностями отношений с отцом, измеряемые с помощью анкеты, и другими показателями личностных тестов.

3.4 Выводы по третьей главе

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза о влиянии фактора отсутствия в семье отца на формирование характеристик личности у студентов подтверждена в проведенном исследовании. Особенно сильно влияет данный фактор на воспитание мальчиков, а впоследствии и юношей. У юношей формируется феминные черты, и они демонстрируют поведение женского типа: они избегают конфликтов, идут на компромисс в конфликте, избегают конкуренции. У девушек, которые воспитывались без отца, формируется демонстративный тип поведения и в то же время, такая черта как осторожность и предусмотрительность. Корреляционный анализ показывает, что количество лет, прожитых без отца в семье сильно связаны с формирующимися особенностями личности. Чем дольше юноша воспитывался без отца, тем реакция раздражения проявляется менее интенсивно. Юноши, воспитанием которых не занимался отец, оказались более «приспособленными», чем юноши из полных семей. Чем больше лет юноша воспитывался без отца, тем больше он ищет причину своих неудач в окружающем мире.

Исследование показало, что Анкета отношений с отцом хорошо коррелирует с личностными чертами, то есть, исследование показало хорошие характеристики эмперической валидности этой опросной методики.

Путем корреляционного анализа и достоверности различий между экспериментальными и контрольными группами выявлен широкий спектр личностных характеристик, связанных с различными аспектами отношения к отцу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что фактор воспитания отца влияет на свойства личности.

Список используемой литературы

1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос, 2003.

2. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

3. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. - М., 1998.

4. Целуйко В.М. Неполная семья. - Волгоград, 2000.

5. Воспитание детей в неполной семье. М., 1985 - С 35.

6. Семья. Социально-психологические и этнические проблемы: справочник. Киев. 1990 - С

7. Григорьева Е. Дети после развода//Семья и школа. 1995.

8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. - М., 1995.

9. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

10. Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1988.

11. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

12. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980

13. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.

14. Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. М., 1989 - С 70.

15. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. -- М., 1990.

16. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999.

17. Кочубей Б. И. Зачем нужен папа?? // Семья и школа. 1990. № 6.

18. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. -- Минск, 1999.

19. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М., 1989.

20. Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа. 1990. № 9.

21. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В. Чей я- мамин или папин? М., 1995.

22. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми. -- Кишинев, 1993.

23.Психология родительства и семейного воспитания – Курган, 2004. (науч. Ред. Р.В. Овчарова)

24. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,1988.

25. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.,2000.

26.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2003.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты