Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001

Поиск новых впечатлений – Избегание 1.4

Привлечение внимание – Избегани 1.5

 Предусмотрительность – Беспечность 3.5

У девушек экспериментальной группы показатель Неуравновешенного типа акцентуации характера значительно выше, чем у контрольной группы (см. таблицу 2) Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся манера поведения и общения в значительной мере зависят не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлены импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями.


Таблица 2

Опросник Леонгарда - Шмишека

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Экспериментальная группа девушек (А)

M

15,82

14,36

14,18

11,09

15,82

15,55

15,45

17,45

10,36

18,55

SD

4,85

3,44

6,85

5,01

3,82

7,92

4,46

4,41

5,26

4,2

Контрольная группа девушек (B)

M

17,1

14

16,03

12,73

14,2

16,37

17,5

14,17

9

17,2

SD

5,47

4,23

5,17

5,86

6,69

6,54

4,46

5,4

6,2

6,03

Достоверность различий

Ттест

0,498

0,8

0,358

0,415

0,455

0,738

0,201

0,078

0,521

0,501


Обозначения в таблице 2: В тесте затемненные значения статистически различаются на уровне

Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001

Шкалы опросника Шмишека

1.                 Гипертимический тип

2.                 Застревающий тип

3.                 Эмотивный тип

4.                 Педантичный тип

5.                 Тревожный тип

6.                 Циклотимический тип

7.                 Демонстративный тип

8.                 Возбудимый тип

9.                 Дистимический тип

10.            Экзальтированный тип

Испытуемые контрольной и экспериментальной групп по – разному ответили на вопросы Анкеты, выявляющие отношения с отцом. Обнаружены различия в ответах девушек контрольной и экспериментальной групп по следующим шкалам: «Чувства к отцу», «Поддержка матери во взаимоотношениях с отцом», «Восприятие причастности (вовлеченности) отца», «Концепция влияния отца» (см. таблицу 3). В экспериментальной группе девушек значения параметров по этим шкалам значительно ниже показателей контрольной группы.


Таблица 3

Опросник отношений с отцом

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Экспериментальная группа девушек (А)

M

15,38

22,29

16,1

15,29

15,86

8,38

15,38

15,52

14,81

SD

8,83

6,55

9,87

8,57

6,48

4,02

4,46

4,52

9,6

группа девушек (B)

M

21,76

26

21,49

16,93

19

7,68

18,12

14

17

SD

8,84

6

10,33

7,82

7,75

3,6

4,92

4,9

7,62

Достоверность различий

Ттест

0,009

0,029

0,053

0,452

0,116

0,49

0,036

0,24

0,33

Обозначения в таблице 3: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне

Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001

Шкалы опросника:

1                   Шкала «Чувства к отцу»

2                   Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»

3                   Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца

4                   Шкала «Физические отношения с отцом»

5                   Шкала «Отношения Отца и матери»

6                   Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»

7                   Шкала «Концепция влияния отца»

8                   Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»

9                   Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)

У девушек, воспитывавшихся в семье без отца, не развиты чувства к отцу. Они не стремятся быть похожими на своего отца, не чувствуют близость к отцу, не соотносят с образом отца слова «безопасность», «тепло» и т.д. Матери по данным тестов не поддерживают детей во взаимоотношениях с отцом, показывают критичное отношение к отцу ребенка. Также у девушек, росших в неполной семье (без отца) слаба сама концепция влияния отца, То есть девушки в экспериментальной группе считают, что отцы не влияют на характер отношений своих сыновей и дочерей в отношениях с их друзьями, не оказывают влияние на школьные успехи и неудачи своих сыновей и дочерей, не влияют на характер отношений с противоположным полом, на характер религиозных верований и поведение своих детей и т.д.

 Анализ значений парметров тестов в контрольной и экспериментальной группах юношей показал достоверные различия в ответах на задания Теста Томаса, Опросника УСК, Теста Лири, Пятифакторного теста и Басса – Дарки.

 В тесте Томаса имеются достоверные различия в ответах испытуемых юношей экспериментальной и контрольной группы по шкале «Сотрудничество». (см. таблицу 2.1)

Юноши, воспитывавшиеся без отца более склонны к сотрудничеству, чем юноши, воспитывавшиеся в полной семье. Сотрудничество достигается ими, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Эти же тенденции подтверждаются данными различий по тесту 5FPQ в контрольной и экспериментальной группах по шкале «Сотрудничество – соперничество» (см. таблицу 2.1).


Таблица 2.1

Название методики

Тест Томаса

Опросник Басса - Дарки

5 FPQ

Испытуемые

Показатели

2

3

2.2

Экспериментальная группа юношей (C)

M

7,3

5,4

8,5

SD

1,57

2,76

2,59

Контрольная группа юношей (D)

M

5,11

7,56

11,11

SD

1,54

1,67

3,3

Достоверность различий

Ттест

0,01

0,05

0,07


Обозначения в таблице 2.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне

Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.

Шкалы тестов:

2                   Шкала теста Томаса «Сотрудничество»

3                   Шкала Опросника Басса – Дарки «Раздражение»

2.2 Первичный фактор « Сотрудничество – Соперничество»


 Данные исследования говорят о том, что у юношей, воспитывающихся в семьях без отца, формируется «женский» тип поведения и им более свойственны женские черты характера, чем юношам, воспитывающихся с отцом. Юноши экспериментальной группы менее склонны к конкуренции и соперничеству, что не соответствует мужскому типу поведения. Тестовые показатели по методики Басса – Дарки показывают статистически достоверные различия в ответах испытуемых экспериментальной и контрольной групп юношей по шкале «Раздражение» (см. таблицу 2.1). Из таблицы видно, что юноши экспериментальной группы менее раздражительны.

Результаты диагностики тестом УСК представлены в таблице 2.2


Таблица 2.2

«Опросник УСК»

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

Экспериментальная группа юношей (С)

M

3,3

4,2

2,8

4

3,6

5,3

5,7

SD

2,16

2,78

1,23

1,49

1,96

1,16

1,7

Контрольная группа юношей (D)

M

4,22

5,67

4,44

5,11

4,56

5

4

SD

1,72

2,06

2,24

2,09

1,33

2

1,32

Достоверность различий

Ттест

0,32

0,21

0,06

0,20

0,24

0,69

0,03


Обозначения в таблице 2.2: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне

Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.

Шкалы УСК:

1.                 Шкала «Общая интернальность»

2.                 Шкала «Область достижений»

3.                 Шкала «Область неудач»

4.                 Шкала «Семейные отношения»

5.                 Шкала «Производственные отношения»

6.                 Шкала «Межличностные отношения»

7.                 Шкала «Здоровье и болезнь»

По результатам теста УСК можно сказать, что юноши экспериментальной группы (без отца) более экстернальны, так как они склонны искать причину своих неудач в окружающем их мире, но в то же время они берут на себя ответственность за свое здоровье, в отличие от юношей, воспитывающихся в полной семье (см. таблицу 2.2)

Результаты диагностики тестом Лири представлены в таблице 2.3. Анализ результатов показывает, что юноши экспериментальной группы более агрессивны, скептически настроенные по отношению к другим людям, они склонны все подвергать сомнению, но в то же время они более покорны и застенчивы, чем лица из полных семей. (см. таблицу 2.3).


 Таблица 2.3

Тест Лири

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

Экспериментальная группа юношей (С)

M

6,7

7,4

8

8,8

6,6

7,3

7,5

7,6

SD

3,80

1,78

1,76

1,99

1,84

3,47

3,44

2,72

Контрольная группа юношей (D)

M

8,71

6,44

5,47

6,59

4,77

7,2

7,67

7,68

SD

1,93

2,11

2,43

2,88

2,15

1,65

2,86

4,28

Достоверность различий

Ттест

0,17

0,3

0,02

0,07

0,06

0,94

0,91

0,96

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты