Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

Как неоднократно указывали специалисты, занимающиеся научной разработкой вопросов семьи и брака, у подростков из неполных семей наблюдается большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила Я, повышенная эмоциональная чувствительность и пассивность, робость, пугливость, нерешительность. Появление этих эмоциональных и характерологических нарушений зависит от разных факторов, в том числе и от отсутствия реального общения с отцом, замещающего влияния матери, нередко избыточно опекающей своих повзрослевших детей. Отсутствие доступной социализирующей модели поведения, соответствующей полу, приводит, по данным социометрии, к затруднениям в общении у юношей, не пользующихся популярностью среди сверстников. Наибольшие затруднения они испытывают при общении с девушками, идеализируя их и находясь в эмоционально-тревожной зависимости от их расположения. Подросток-мальчик, как никто другой, нуждается в более ощутимом руководстве и авторитете воспитателя-мужчины, будь это подготовленный в возрастной психологии преподаватель или профессионал-психолог.

Не только дети, но и матери в неполной семье нуждаются в квалифицированной помощи психолога, потому что условия неполноценной семейной жизни довольно часто вызывают у них личностную деформацию, а это в свою очередь отражается на особенностях их отношения к собственным детям: вместо того чтобы помочь им, такие матери усугубляют столь нелегкое психологическое самочувствие своих детей. Принятие на себя роли отца и в связи с этим общая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащаются конфликты с ребенком, и тем самым ускоряется процесс его невротизации. По данным психологических исследований, общая неудовлетворенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных "сверхценных" идей. В связи с этим у матерей, воспитывающих ребенка без отца, наблюдаются постоянные затруднения в самоконтроле при взаимоотношениях с окружающими и затяжные межличностные конфликты. Зачастую у них снижен биотонус организма, появляются соматические жалобы, раздражительность, возникают внутренние конфликты, отсутствует жизнерадостность, удовлетворенность. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недостаточная эмоциональная отзывчивость, т. е. у них наблюдаются невротические изменения личности. [16]

Мать, рассматривая ребенка как свою отраду, в то же время боится испортить его проявлением чрезмерной доброты и нежности, особенно это касается мальчиков. Проявляя излишнюю принципиальность и негибкость во взаимоотношениях с ребенком, нежелание идти на уступки и компромиссы, изменить свои взгляды на процесс его взросления, мать создает предпосылки для возникновения семейного конфликта. С этими чертами матерей, особенно с их недостаточной эмоциональной отзывчивостью, связаны холодность к детям, неспособность проникнуть в их внутренний мир и переживания, быть душевно добрыми. Такие матери излишне принципиальны, требовательны и категоричны. Они навязывают ребенку свое мнение, не доверяя его опыту, самостоятельности и творческой активности. Подобные поведенческие характеристики выступают в качестве своеобразной психологической защиты, за которой мать зачастую скрывает свой постоянный страх за судьбу ребенка, чувство вины перед ним, недовольство собой, неустойчивую и заниженную личностную самооценку.

Мать, воспитывающая ребенка одна, пытается возместить свою эмоциональную неудовлетворенность заботой о нем, всеми силами привязывая его к себе, изолируя от общения с друзьями и сверстниками. Этот вариант развития отношений "мать - ребенок" также требует психологической коррекции.

Присущая некоторым матерям гиперопека в отношении к ребенку мотивирована не столько заботой о нем, сколько страхом одиночества и чувством внутреннего беспокойства, т. е. выступает в качестве защиты себя самой от состояния дистресса. Выбрав ребенка в качестве психологической защиты от травмирующего воздействия жизненных трудностей, мать и не подозревает, что тем самым лишает собственного ребенка детства и возможности в дальнейшем самостоятельно строить свою жизнь. В любом случае будь это проявление чрезмерной заботы и внимания к ребенку или, наоборот, полное игнорирование его как личности, жестокое отношение к нему - требуется проведение специальной работы с матерью, которая, вполне возможно, не замечает, что ее воспитательные воздействия приносят и ей, и ребенку больше вреда, чем пользы.

Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Однако большинство родителей, как правило, не готовы к воспитательной деятельности, потому что этому их никто и никогда специально не учил. [22]

Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительные наблюдения которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно от носящимися к помощи извне.

1.5 Выводы по первой главе

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.

Ставший одиноким родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, а к новым моделям взаимодействия с собственным ребенком или детьми, потому что ему приходится совмещать функции обоих родителей. Одинокий родитель постепенно приходит к новым взаимоотношениям с ребенком, с окружающим миром и другими людьми. Во-первых, ему приходится взять на себя ответственность за поддержание взаимодействия ребенка с проживающим отдельно вторым родителем (если супруги в разводе), а также с членами его семьи. Это важно для того, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к предавшему его отцу (матери) и его родственникам, не появлялось чувство вины за распавшуюся родительскую семью. Во-вторых, особой заботой одиноких родителей является установление адекватных взаимоотношений с представителями противоположного пола, чтобы помочь ребенку овладеть соответствующей мужской или женской ролью, а также формами поведения, принятыми в современном обществе.

Глава 2. Роль отца в формировании личности ребенка

2.1 Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка


 "Все мы родом из детства", "Все - и хорошее, и плохое человек получает в семье". Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.

 Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Конечно, развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании семьянина: так, если раньше молодая семья могла основываться на прочном опыте родственников и соседей, то теперь семенные ориентации стали в значительной степени определяться социальной средой обучения или организованного отдыха. Однако сужение этих воспитательных функций ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности. Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы. Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая - это внутри - и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Эта группа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но, увы, основательно ослабла в городе (по данным социологических исследований свыше 40 процентов московских школьников не имеют постоянных домашних обязанностей). Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий. [25]

Первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) представлены педагогикой семейных отношений. Великий советский педагог А. С. Макаренко в своей "Книге для родителей" писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!".

Если воспользоваться традиционной схемой различения сфер семейных отношений (хозяйственно-бытовые, нравственно-психологические, интимно-личные), то тогда окажется, что первая группа факторов охватывает нравственно-психологическую "ипостась" этих отношений, тогда как вторая – хозяйственно-бытовую.

Воспитание необходимых для семейной жизни качеств (таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие) более всего и происходит в незримой, но чрезвычайно влиятельной области педагогики отношений, дефекты которой порождают последующие отклонения в поведении. [3]

Важной областью этих отношений выступают "горизонтальные" взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и близлежащего семейного окружения - взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие. Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимную поддержку. Паритет - ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.

В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания семьянина обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же "принципов", либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. [22]

Два других авторитарный и демократический образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. О воспитательных возможностях этих стилей семейных взаимоотношений долго говорить не приходится.

Однако есть еще одна характеристика «горизонтальных» семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, та, которая исследователями определяется как смысловая направленность взаимоотношений.

Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья – на себя и самоудовлетворение.

Кем для ребенка выступают родители? Во-первых - источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых - властью, высшей инстанцией распорядителем благ. В-третьих - образцом и примером для подражания, Ну, а в-четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует" первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком. [9]

С точки зрения последствия стилей взаимоотношений в семье доказано, что наилучшим из них (особенно в юношестве) является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них (и в них и происходящий) воспитательный процесс осуществляется твердо последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайне необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых - истиной в последней инстанции.

Стиль взаимоотношений весьма существенно определяет эмоциональный их тон. Если представить его в виде некоторой шкалы, то на одном ее полюсе расположится родительская любовь - очень близкие, теплые и доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении - в первом случае и строгости и наказании - во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семенного контроля и дисциплины, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, на другом - зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту.

Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторого континуума, на одном полюсе которого безоговорочно царит авторитарность, на другом - демократия, а в центре находится нейтральный стиль взаимоотношений. [26]

Крайняя, вопиющая авторитарность взаимоотношений будет представать в насилии (побоях и т. п.), проявляясь в виде мотива принуждения. Далее, по степени ее уменьшения последовательно будут идти угроза насилием и вытекающий из него страх; внушение уважения и следующее из него раболепное восхищение; напоминание о своем «взрослом» положении и предполагаемое им слепое послушание; твердое указание «делай то-то и то-то» и подразумеваемое им уже более разумное повиновение, и, наконец обещание неких благ и, как следствие, стремление к ним. Для юношества подобные (вытекающие всего-навсего из стиля взаимоотношений!) средства воздействия попросту неприемлемы, тем более что результаты их использования вполне предсказуемы: авторитарность порождает, пассивную, послушную, но совершенно безынициативную, лишенную всяческой самостоятельности личность; по контрасту же - бунтаря и негативиста, причем в первом случае взаимоотношения родителей и детей станут целиком и полностью односторонними, а во втором - просто прервутся и, возможно, навсегда.

Эффективность семьи в подготовке юношей и девушек к семенной жизни во многом определяется положением, которое они в ней занимают, т. е. прежде всего наличием четкой определенности прав и обязанностей, участием в обсуждении семейных проблем и информированностью о внутри- и внесемейных проблемах. К сожалению, во многих семьях этого нет, и результатом подобного (осознанного или бессознательного) отстранения юношей и девушек от выполнения бытовых обязанностей и участия в обсуждении общесемейных дел и проблем обычно выступает их низкая включенность в семью, своеобразное отчуждение и отстранение от нее, проявляющиеся далее в потере семьей влияния на их поведение, помыслы и чувства. Социологические исследования показывают, что более половины городских школьников участвуют только в трех, не требующих особых знаний и умений видах домашних дел - покупке продуктов, уборке дома и мытье посуды. Приготовление пищи, починка одежды и бытовых приборов, оплата счетов в сберкассе, проверка выполнения домашних заданий у младших - словом, все то, что реально способствует формированию сознательного отношения к семейной жизни, подготавливает к выполнению всего связанного с нею комплекса функций, для большинства из них остается «тайной за семью печатями». Самое же, пожалуй, парадоксальное заключается в том, что ученики девятых-десятых классов - без пяти минут семьянины - имеют меньше домашних обязанностей, чем лишь эпизодически задумывающиеся о браке и семье чем шести или восьмиклассники!


2.2 Отцовство в меняющихся социокультурных условиях

Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление.

Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль – значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальным считается отец, способный создать материальное благополучие для своих детей. Взаимоотношения отца с младенцами ограничивались единичными контактами. В дошкольном и школьном возрасте воспитывал не столько отец, сколько его авторитет, поддерживаемый матерью: «Папа будет недоволен тобой!». Непосредственное общение отца с ребенком сводилось к двум формам: дисциплинирующей и обучающей – передаче подросшему ребенку профессиональных навыков и знаний. [24]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты