Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

 Обозначения в таблице 2.3: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.

Обозначения в таблице 2.3:

1.                 Властный-лидирующий

2.                 Независимый-доминирующий

3.                 Прямолинейный-агрессивный

4.                 Недоверчивый-скептический

5.                 Покорно-застенчивый

6.                 Зависимый-послушный

7.                 Сотрудничающий-конвенциальный

8.                 Ответственный-великодушный

Результаты диагностики испытуемых контрольных и экспериментальных групп представлены в таблице 2.4


Таблица 2.4

Анкета отношений с отцом

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Экспериментальная группа юношей (С)

M

15,38

17,08

13,54

12,31

13,08

7,77

13,31

13,77

14,46

SD

5,77

5,91

8,66

6,36

4,65

4,42

6,60

5,36

8,95

Контрольная группа юношей (D)

M

21,79

22,57

20,79

13,07

17,07

7,21

13,57

13,21

17,21

SD

7,41

7,17

9,76

5,15

5,12

3,58

7,28

4,17

7,64

Достоверность различий

Ттест

0,02

0,04

0,05

0,73

0,04

0,72

0,92

0,77

0,4


 Обозначения в таблице 2.4: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Обозначения шкал Анкеты 2.4:

1.                 Шкала «Чувства к отцу»

2.                 Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»

3.                 Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца

4.                 Шкала «Физические отношения с отцом»

5.                 Шкала «Отношения Отца и матери»

6.                 Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»

7.                 Шкала «Концепция влияния отца»

8.                 Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»

9.                 Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)

Данные Анкеты показывают, что в контрольной и экспериментальной группах как у девушек, так и у юношей имеются различия по шкалам: «Чувства к отцу», «Поддержка матери моих взаимоотношений с отцом», а также - «Восприятие причастности (вовлеченности) отца». Но к этим различиям добавляется различия по шкале «Отношения Отца и матери». (См. таблицу 2.4)

Результаты опроса анкеты показывают, что у юношей влияние отсутствия или наличия отца в семье проявляется более сильно, чем у девушек, так как имеется достоверные различия между контрольной и экспериментальной группах только у юношей, а в группе девушек различий нет.

 Сравнивая показатели всех испытуемых (и девушек и юношей вместе) в экспериментальной и контрольной группах, полученные различия в ответах на вопросы Анкеты, выявляющей отношения с отцом, и результатов Пятифакторного теста, Опросника Леонгарда – Шмишека, Теста Лири и Теста Томаса.

Результаты сравнения Анкеты всех испытуемых (и девушек и юношей вместе) в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 3.1


Таблица 3.1

Анкета отношений с отцом

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Экспериментальная группа (А и C вместе)

M

15,38

20,29

15,12

14,15

14,79

8,15

14,59

14,85

14,68

SD

7,71

6,73

9,38

7,84

5,93

4,12

5,38

4,86

9,22

Контрольная группа (B и D вместе)

M

21,76

25,13

21,31

15,95

18,51

7,56

16,96

13,80

17,05

SD

8,43

6,43

10,10

7,39

7,17

3,57

5,89

4,70

7,55


Ттест

0,001

0,001

0,005

0,279

0,013

0,482

0,059

0,314

0,189


Обозначения в таблице 3.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.

Обозначения шкал Анкеты 3.1:

1.                 Шкала «Чувства к отцу»

2.                 Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»

3.                 Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца

4.                 Шкала «Физические отношения с отцом»

5.                 Шкала «Отношения Отца и матери»

6.                 Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»

7.                 Шкала «Концепция влияния отца»

8.                 Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»

9.                 Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)


 При объединении девушек и юношей в одну экспериментальную и одну контрольную группы получены статистические различия параметров следующих тестов: 5FPQ, Лири, Томаса и Шмишека. Эти данные представлены в таблице 3.2


Таблица 3.2

Название теста

5 FPQ

Тест Лири

Тест Томаса

Опросник Шмишека

Испытуемые

Показатели

1.4

1.5

1

2

3

7

А и C вместе

M

10,57

11,48

8,25

6,57

12

14,48

SD

2,13

2,06

3,7

1,69

6,5

5,24

B и D вместе

M

9,32

10,24

10,03

5,56

15,03

16,82

SD

2,57

2,33

3,22

1,97

5,95

4,84

Достоверность различий

Ттест

0,062

0,047

0,063

0,052

0,074

0,088


Обозначения в таблице 3.2: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.

Обозначения шкал тестов 5FPQ, Лири, Томаса и Шмишека в таблице 3.2:

1.4 Первичный фактор «Поиск новых впечатлений – Избегание»

1.5 Первичный фактор «Привлечение внимание – Избегание»

1 Шкала теста Лири Властный-лидирующий

2 Шкала Сотрудничество

3 Эмотивный тип

7 Демонстративный тип

 В Пятифакторном тесте при объединении девушек и юношей в одну группу получены более высокие показатели по шкалам «Поиск новых впечатлений – Избегание», «Привлечение внимания – Избегание» в контрольной группе, что свидетельствует о большей истероидности испытуемых и их желании быть на виду у других. По результатам теста Томаса общая экспериментальная группа оказалась более приспособленной, чем общая контрольная группа, То есть юноши и девушки, воспитывавшиеся без отца склонны «приносить в жертву» собственные интересы ради других, что более соответствует женскому типу поведения. В опроснике Шмишека значения параметров выше в контрольной группе по показателям Эмотивного и Демонстративного типов акцентуаций характера. То есть дети, воспитывающиеся с отцом имеют повышенную чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций, мягкосердечность, доброту, задушевность, эмоциональность, отзывчивость и эмпатию. А у детей, воспитывающихся без отца формируются такие качества как демонстративность: они испытывают потребность постоянно производить хорошее впечатление, быть в центре и привлекать к себе внимание окружающих. Они отличаются меньшей уверенностью в своих силах (тест Лири).

Таким образом, в исследовании получены различия между контрольной и экспериментальной группами. Различий между юношами из полных семей и юношами, воспитывавшимися без отца больше, чем между группами девушек. Следовательно, отсутствие в семье отца оказывает большее негативное влияние на формирование личности юношей. Неучастие отца в воспитании мальчика ведет к некоторому нивелированию мужских качеств и формированию женского типа поведения. В тоже время девушек, воспитанных без участия отца, отличает желание привлечь к себе внимание и большая познавательная активность.


3.2 Обсуждение результатов исследования взаимосвязи фактора лет, прожитых без отца с личностными характеристиками студентов


В эмпирической части исследования был проведен корреляционный анализ, который позволил выявить изменения личностных характеристик студентов на основе интерпритации корреляционных коэффициентов, показывающих влияние количества лет, прожитых без отца на формирование личности.

В исследовании обнаружены корреляционные связи на уровне значимости р ≤ 0,05 между количеством лет, прожитых без отца и результатами следующих тестов: УСК, Анкеты отношения с отцом, Теста Басса – Дарки, Теста Томаса, Теста Лири и Пятифакторного теста у юношей. С количеством лет, прожитых без отца, имеется отрицательная корреляция первичных факторов теста 5FPQ: «Теплота – равнодушие» и «Ответственность – безответственность», что говорит о связи фактор лет, прожитых без отца, с меньшим уровнем сформированности таких черт личности как теплота и ответственность.

 Результаты «Анкеты отношений с отцом» по шкалам «Чувства к отцу», «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом», «Восприятие причастности (вовлеченности) отца также имеет отрицательную корреляцию количества лет, прожитых без отца и чувств к отцу. (см. таблицу 4.1)


Таблица 4.1

Связь фактора лет, прожитых без отца с отношением к отцу у юношей

(Анкета отношения к отцу)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1










2

-0,43

1









3

-0,36

0,66

1








4

-0,40

0,62

0,67

1







5

-0,07

0,42

0,36

0,46

1






6

-0,29

0,66

0,68

0,66

0,37

1





7

0,01

0,46

0,41

0,41

0,22

0,54

1




8

0,05

0,33

0,59

0,51

0,38

0,49

0,22

1



9

0,14

0,20

0,39

0,28

0,34

0,39

0,52

0,47

1


10

-0,18

0,39

0,44

0,63

0,38

0,39

0,42

0,39

0,54

1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты