Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов

Существует пороговая теория, а также теория релаксации. Однако имеются убедительные доказательства в пользу того, что данные, подтверждающие эти теории, отсутствуют. Теория оптимального возбуждения, базирующаяся на работе Ю.Л. Ханина, рассматривает "полезную тревогу". Каждому индивиду присуща "зона оптимального функционирования" (ЗОФ), при этом эффективность деятельности оказывается наилучшей, когда уровень возбуждения находится в пределах ЗОФ [56].

Другой специалист по тревоге, В.М. Астапов работал над разработкой единой концептуальной схемы проявления тревоги на основе ее функционального назначения. Автор считает, что тревога предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает неприятную ситуацию и сигнализирует об этом индивиду. Сигнализируя о неопределенности опасности, тревога побуждает к активному поиску ее источников. Действия тревоги могут распространяться далеко за рамки реальной ситуации, перенося субъекта, как в будущее, так и в прошлое.

Субъект по собственной инициативе выходит за рамки предложенного ему задания, сам организует процесс постановки новых целей и способов их достижения. Совершая поисковую активность навстречу угрожающему объекту, субъект уменьшает тревогу. В.М. Астапов на основании функционального подхода рассматривает тревогу как сложный процесс, включающий когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности [5].

Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасной. Тревога ориентирована на поиск этой опасности и оценку средств по ее преодолению. При этом способность выйти за пределы возможностей конкретной угрожающей ситуации является основой в успешном преодолении экстремальной ситуации.

3. Фрейд считал тревогу фундаментальной проблемой. Его отношение к этому вопросу находилось в процессе постоянного развития. В первой концепции тревоги 3. Фрейд отмечал, что человек воспринимает свои либидозные импульсы как нечто опасное и вытесняет их из сознания, в результате они автоматически превращаются в тревогу и выражаются в форме "свободно плавающей" тревоги или в виде симптомов, которые можно считать эквивалентами тревоги. Источником тревоги является страх потери матери или страх отделения от матери, следовательно, это страх потери ценностей.

В процессе дальнейшей своей работы теория либидо отходит на второй план. Во второй теории "Я" осуществляет функцию вытеснения с помощью "десексуализированного" либидо, а опасность (реакцией на которую является тревога) заключается в нарушении, которое вызвано усилием стимулов, требующих какого-то определенного ответа.

Важно также отметить, что если раньше он думал, что вытеснение порождает тревогу, то впоследствии стал говорить, что тревога порождает вытеснение. Это представление предполагает, что тревога и ее симптомы возникают из стремления человека избежать опасных ситуаций в мире взаимоотношений. Эта тенденция рассматривать тревогу как отражение попытки человека справиться с окружающей средой выразилась в том, что З. Фрейд чаще использует выражение "опасная ситуация", а не просто "опасность С помощью тревоги, "Я" воспринимает и интерпретирует опасную ситуацию.

Наряду с невротической тревогой, 3. Фрейд выделяет реальную тревогу. Реальная тревога представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, т.е. ожидаемого предполагаемого повреждения. Появление реальной тревоги зависит от состояния нашего знания и от ощущения собственной силы перед внешним миром. При этом целесообразность появления этого состояния 3. Фрейд объясняет тем, что тревожащая ситуация характеризуется готовностью к опасности. Это выражается в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении. Отсутствие готовности к опасности может привести к серьезным последствиям.

Далее 3. Фрейд отмечает, что чем больше развитие тревоги ограничивается только подготовкой, только сигналом, тем беспрепятственней совершается переход "готовности к тревоге" в действие, тем целесообразнее протекает весь процесс. Развитие же тревоги является нецелесообразным, по мнению автора [5].

Отто Ранк, рассматривал тревогу как составную часть развития и индивидуализации человека. Он был убежден, что вся человеческая жизнь -это непрерывная череда отделений. Тревога есть опасение, сопровождающее каждое отделение субъекта. При этом первичная тревога - тревога отделения от ситуации полного единства с матерью, когда человек попадает в абсолютно новые условия существования в окружающем мире.О. Ранк использует одно слово страх для обозначения, как тревоги, так и страха. При этом, описывая первичный страх, он говорит о недифференцированном ощущении опасности, то есть дает определение тревоге.

Он рассматривает две формы страха - страх жизни и страх смерти. Страх жизни есть тревога перед любой новой возможностью, которая предполагает автономное действие. Такая тревога появляется в тот момент, когда человек ощущает присутствие в себе творческих способностей. Она является развивающей. Страх смерти характеризует тревогу потери своей личности. Эта тревога возникает у человека тогда, когда он застывает в ситуации зависимых симбиотических отношений. При этом каждый человек ощущает в себе две эти противоположные формы тревоги. Невротик не способен найти равновесие между этими двумя формами тревоги. Здоровый, творческий человек способен преодолевать тревогу в должной мере, чтобы раскрыть свои возможности, чтобы справляться с кризисами отделения, которые неизбежно сопутствуют росту и развитию [5].

У Альфреда Адлера проблема тревоги входит в его центральную и универсальную концепцию чувства неполноценности. Он утверждает, что человек является единым и самосогласующимся организмом. Ни одно явление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Структуру согласующейся и единой личности А. Адлер определял как стиль жизни. Любое поведение личности отражает ее индивидуальное субъективное восприятие реальности. Люди живут в соответствии с их собственной "схемой апперцепции".

При этом все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Термин "чувство неполноценности" А. Адлер использует, как если бы другие психологи использовали термин "тревога". Он отличает факт неполноценности от "чувства неполноценности". Чувство неполноценности формируется в сравнении с другими людьми. Субъект начинает воспринимать свое "Я" как нечто неполноценное. Это чувство по поводу своего "Я", связанное с объективным положением вещей, порождает стремление компенсировать свою неполноценность и достичь безопасности с помощью своего превосходства. Он полагает, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компенсации. При этом на протяжении своего жизненного пути А. Адлер менял представление об устремлениях: на начальных этапах создания концепции конечной целью человеческой жизни являлось желание быть агрессивным, далее быть могущественным и на последнем этапе - быть недосягаемым.

Стремление к превосходству А. Адлер считал фундаментальным законом человеческой жизни. Оно является врожденным, однако, это чувство необходимо воспитывать и развивать, если есть желание реализовать свой человеческий потенциал. А. Адлер утверждает, что важнейшим фактором развития невротического характера является субъективная установка по отношению к своей неполноценности. Невротическое чувство неполноценности является движущей силой формирования невротического характера. Автор считает, что тревога невротика блокирует его активность и заставляет человека вернуться к предшествующему состоянию безопасности. Поэтому она мотивирует уклонение от принятия решений и от ответственности.

Ролло Мэй называет тревогу А. Адлера "псевдотревогой" [33]. Он также отмечает, что отличие псевдотревоги от подлинной тревоги является наиболее важной задачей познания.

Серьезный анализ тревоги рассматривается у Карен Хорни. Она пишет, что, как и страх, тревога является эмоциональной реакцией на опасность. Но в отличие от страха, тревoга характеризуется расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, тревога связана с ужасом перед неизвестным. Во-вторых, отмечает К. Хорни, ссылаясь на Н.Д. Гольдштейна, тревoга вызывается такой опасностью, которая угрoжает ядру личности. Но так как ценности у всех различны, вследствие этого обнаруживаются различные вариации того, что переживается конкретным субъектом как смертельная угроза. И третьей характеристикой является, в отличие от страха, чувство беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена как внешними факторами, так и внутренними.

Для Карен Хорни представляет интерес невротическая тревога, поэтому анализ этой тревоги глубоко дифференцирован. Она отмечает, что существует диспозиция между действительной опасностью и интенсивностью тревоги. Источником опасности является величина инстинктивного напряжения или карающая сила "Сверх-Я" (3. Фрейд). Опасности подвергается "Я"; беспомощность порождается слабостью "Я", его зависимостью от "Оно" и "Сверх - Я". Источник угрозы у невротика очень часто является выражением его субъективного состояния и не указывает на реальную опасность.

Основой всех неврозов Карен Хорни считает "базальную тревогу", которую она описывает как чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире. Эта тревога возникает в детстве, когда родители обделяют ребенка вниманием.

Пытаясь избавиться от тревоги, ребенок развивает в себе невротические защиты от нее. К. Хорни различает следующие варианты защит: привязанность, власть, уход и подчинение. Они характеризуются стилями реагирования на мир. Это движение к людям, против людей и от людей. В каждом из перечисленных стилей делается акцент на один из компонентов базальной тревоги: изоляции, враждебности или беспомощности. Одна из установок может доминировать, однако это не значит, что индивид свободен от остальных - они есть тоже и неизбежно оказываются в столкновении друг с другом. К. Хорни считает, что конфликт между этими тремя тенденциями представляет собой ядро невроза, и называет его "базальным конфликтом" [5, 57].

Р. Мэй замечает, что способность испытывать тревогу не основывается на обучении, но качественные особенности и конкретные формы тревоги у данного человека складываются в процессе обучения [33].

Карл Юнг не систематизировал представления о тревоге, он не занимался проблемой тревоги. Однако он считал, что тревога является реакцией человека на вторжение в его сознание иррациональных сил и образов из коллективного бессознательного. Тревога, таким образом, есть страх перед силой коллективного бессознательного. Этот страх мешает людям понять тот факт, что они боятся осознавать сами себя. Н.К. Гольдштейн считает, что тревога вызывается опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности. Но так как различные люди считают своими жизненно важными ценностями различные вещи, это формирует различные вариации того, как они переживают смертельную угрозу.

К.Е. Изард замечает, что сильный страх является по своей природе трофотропическим, а умеренный и слабый - эрготропическим. Он ссылается на работы Е. Гельгорна, в которых приводятся убедительные доказательства того, что тревога характеризуется одновременным функционированием эрготропической и трофотропической систем [5, 21].

Еще одна группа работ, важных для понимания тревоги, касается исследований людей в реальной жизни. Так, И. Тейхман изучал реакции людей, получивших известие о смерти членов своей семьи. Ч. Форд приводит описания переживаний участников инцидента с судном "Пуэбло". Больше половины опрошенных говорили о том, что тревога была связана с непредсказуемостью поведения их тюремщиков.

Было установлено, что люди, сохранившие веру в своего офицера, в свою религию или страну, лучше справлялись с состоянием тревоги, пребывая в заточении. Ч. Форд также приходит к выводу, что люди, пережившие эту ситуацию, в качестве защиты использовали мощное вытеснение. Интересно также другое открытие: долговременная психологическая реакция на интенсивную тревогу может быть значительно более сильной, чем реакция острая. Исследования взаимосвязи между изменением условий жизни и тревогой показали, что любое изменение привычного стиля жизни требует адаптации. Поэтому оно провоцирует тревогу.

Важность развития бихевиористских теорий заключается в переориентации исследователей с анализа переживаний индивида на изучение его поведения и связей поведенческих реакций с внешней ситуацией. Страх и тревожность, как приобретенную мотивацию многие авторы изучали в терминах вторичного подкрепления. В работах Уорнера, Маурера, Миллера содержатся экспериментальные данные и различные истолкования данной проблемы. В экспериментах с крысой Миллер делает выводы, что страх является мотивацией или потребностью, которую можно приобрести в результате научения [33].

Важным является также факт, что у отдельных испытуемых угасание приобретенного навыка происходит крайне медленно. Ж. Ньютен замечает, если приобретенный страх тождествен первичной потребности, то почему реакция угасает. Следует рассматривать приобретенный страх не как потребность, а скорее как эмоциональную реакцию на ситуацию, выступающую в качестве сигнала. Истинной потребностью в этой ситуации является потребность избегания электрического удара, предвещаемого этим "сигналом", иначе, потребность в безопасности [5].

Работы О.Х. Маурера нельзя отнести ни к одной из школ, поскольку концепции, которые он развивал и менял, отражают целый ряд различных направлений психологии. Вначале О.Х. Маурер придерживался чисто бихевиористских взглядов и создал теорию тревоги, построенную на концепции стимул-реакция. Позже автор перешел к теории обучения. Впоследствии, изучая усвоение отклоняющегося поведения у крыс, он переориентировался на вопросы клинической психологии. Занимаясь последней проблемой, О.Х. Маурер написал ряд работ, посвященных вопросам вины и ответственности, а также их значению в психотерапии.

Тревога является одним из важнейших мотивов обучения, человек обучается симптоматическому поведению потому, что оно снижает тревогу. В настоящее время в психологии обучения эта гипотеза пользуется всеобщим признанием.

В своих последних представлениях о тревоге О.Х. Маурер разделяет представления 3. Фрейда о механизме происхождения тревоги. Однако отмечает О.Х. Маурер, 3. Фрейду не удается полностью понять сущность самого феномена тревоги, поскольку он пытается объяснить тревогу с помощью инстинктов и не понимает значения социального контекста для личности. Тревога возникает вследствие вытеснения "Супер-Эго".

По его мнению, стремления психоаналитиков растворить "Супер-Эго" слишком часто приводят к "глубокому нарциссическому спаду", не способствуют росту и зрелости. Тогда как по мере взросления нормального человека социальная ответственность становится позитивной и конструктивной целью. О.Х. Маурер считал, что тревога играет конструктивную и важную роль в развитии человека [33].

В рабoтах Ричарда Лазаруса, ключом к пониманию тревoги служит то, как человек оценивает ситуацию. Он считает, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека С точки зрения Р. Лазаруса, существуют специфические связи между способом, посредством которого индивидуум оценивает свое отношение к окружающей обстановке, и эмоцией, которую он переживает [29].

Таким образом, тревога - это отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.


Выводы по главе 1


В результате теоретического анализа по проблеме исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги получены следующие выводы.

Эмоции - (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Эмоциональный интеллект - это устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей. Эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении, различению и выражению эмоций.

Тревога - это отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги обусловлена тем, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют понимать свои эмоции и чувства других людей. Такие люди способны управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, соответственно уровень тревоги у таких людей будет ниже.


Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых людей

2.1 Этапы исследования. Характеристика выборки


Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.

Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.

Объект исследования: студенты заочного отделения, всего в исследовании принимало участие 32 человека, возраст от 20 до 33 лет.

Гипотеза: предположим, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревогой.

Эмпирическое исследование осуществлялось в 5 этапов:

1 этап - теоретическое исследование проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги;

2 этап - формирование выборки для участия в эмпирическом исследовании;

3 этап - изучение уровня эмоционального интеллекта с помощью опросника "Эмоционального интеллект", автор Д. Гоулман, уровня тревоги по методике Дж. Тейлор.

4 этап - анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги, сопоставление результатов по проведенным методикам. Составление сводных таблиц;

5 этап - обсуждение результатов, составление выводов по проведенному исследованию.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Вятского Социально Экономического Института г. Кирова, в нем принимало участие 32 человека, студенты 3 курса, заочного отделения, обучающиеся на факультете "экономики и управления". Участники проводимого эксперимента - мужчины и женщины в возрасте от 20 до 33 лет. Данный возрастной диапазон соответствует периоду ранней взрослости, в этом возрасте личность, активно включается в социальные отношения, стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей.

2.2 Методики исследования


В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методики сбора данных: тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [52] ; "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор [36].

Тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана.

Испытуемым предлагалась следующая инструкция: " Чтобы приспособиться к меняющемуся миру, недостаточно интеллекта в его традиционном понимании. Для успеха решающее значение имеет наше искусство воспринимать перемены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты