Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарный факультет

Кафедра общей психологии

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов

Выпускная квалификационная работа


студентки 5 курса

гуманитарного факультета

Карамышевой Юлии Геннадьевны

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент

Никулина Е.В.

Киров 2010


Содержание


Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги

1.1 Понятие эмоций в психологических исследованиях

1.2 Понятие и модели эмоционального интеллекта

1.3 Психологическая природа тревоги

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых людей

2.1 Этапы исследования. Характеристика выборки

2.2 Методики исследования

2.3 Результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги

Выводы по главе 2

Заключение

Литература

Приложения


Введение


Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и значимой проблеме изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов. В настоящее время данная проблема относится к числу недостаточно исследованных и требует как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов.

Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов (период ранней взрослости по классификации Г. Крайг) обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке.

Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.

Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не проводится эмпирических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на наличие в зарубежных источниках разнообразных методик, направленных на определение уровня интеллекта, отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.

Отдельно хотелось бы обратить наше внимание на проблему изучения тревоги. Практически каждый современный человек, знает - как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, - что в наше время феномен тревоги охватывает все стороны жизни. Несмотря на то, что тревога стала центральной проблемой во многих областях нашей культуры, понять эту проблему по-прежнему нелегко по той причине, что различные теории и исследования были и остаются не скоординированными между собой.

В отечественной литературе изучением проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги занимались такие авторы, как П.М. Якобсон (1958), В.К. Вилюнас (1973), Б.И. Додонов (1987), П.В. Симонов (1962, 1983, 1996), Л.И. Куликов (1997), В.О. Леонтьев (1982), Е.П. Ильин (2001) и др.

Из зарубежных авторов следует отметить З. Фрейда (1894), Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), Рувен Бар -Она (1985), К. Изарда (2000), Д. Мэйера (1990), П. Саловея (1990), Д. Гоулмана (1990).

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.

Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.

Объект исследования: студенты заочного отделения, всего в исследовании принимало участие 32 человека, возраст от 20 до 33 лет.

Гипотеза исследования: предположим, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревогой.

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.

Охарактеризовать психологические особенности проявления тревоги.

Эмпирически исследовать особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы качественного анализа результатов исследования, психодиагностические методы, методы математической статистики.

Методики исследования: "шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор (вариант Норакидзе), приложение 1; тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, приложение 2.

В качестве методов математической статистики использовался корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы понятия эмоционального интеллекта как способности, осознавать, свои эмоции и эмоции другого, способности управлять, своими эмоциями и эмоциями другого человека и на этой основе строить взаимодействие с окружающими людьми.

Проанализировано понятие тревоги как отрицательно эмоционального переживания, обусловленного ожиданием чего-то опасного, не связанного с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами для развития эмоциональной сферы.

Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (62 наименований) и 2 приложений. Работа иллюстрирована 3 таблицами.


Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги


1.1 Понятие эмоций в психологических исследованиях


Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия.

Довольно странно, что такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи человеческой природы еще до появления научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фактически до восьмидесятых годов нашего столетия.

Практически каждый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал. Но затруднения появляются тогда, когда человека просят описать какую-либо эмоцию. С большим трудом поддаются описанию переживания, ощущения, сопровождающие эмоции.

Эмoция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение [22]. Пoд эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.

У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности. Так, различают понятие "эмоция" от понятий "чувство", "аффект", "настроение" и "переживание".

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему - чувствами.

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе [32].

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно [20]. Под переживаниями обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие. На протяжении многовековой истории исследования эмоций пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Однако в современной позитивистски настроенной психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента. Большую путаницу в психологию эмоций вносят терминологические расхождения. В какой-то мере они заложены уже в повседневном языке, позволяющем называть страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением.

Из-за существующей терминологической неоднозначности в психологии эмоций очень важно учитывать условность названий и решать вопрос об их соотношении не по внешнему звучанию, а на основе тщательной проверки того, что именно они обозначают [22].

Попытки классифицировать эмоциональные состояния, переживания и чувства предпринимались давно.

Однако, как указывает П.В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не сохранилась в качестве эффективного инструмента дальнейших поисков и уточнений. Очевидно, универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно, так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Объектом нашего внимания будут только те эмоции, в которых субъект чаще всего испытывает потребность, и которые придают ценность процессу его деятельности [19].

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и, не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация - реальное или воображаемое “пожинание лавров".

4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства" введен в употребление М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, “вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или не успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения” [61- c.228].

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эмоции, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. В академическом “Словаре русского языка" романтизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью", а романтиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей" (стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному).

7. Гностические эмоции. Гностические (от греч, gnosis - знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказываются и конкретные переживания (удивление), и свойства личности (чувство нового). Это гностические эмоции связанные с потребностью в “когнитивной гармонии". Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное.

8. Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее, в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства - радость, гнев, тоску, и т.д. Можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим миром предметов.

9. Гедонистические эмоции. Сюда относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции (от франц. Acquisition- приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию" вещей, выходящему за пределы практической нужды в них [19 - c.109].

Данную классификацию считают "открытой", подразумевая, что число выделенных эмоциональных категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.

В отечественной психологии распространена традиционная классификационная схема, выделяющая аффекты, чувства, собственно эмоции, настроения. Зарубежная психология, также не ушла дальше. Некоторые авторы добавляют еще чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека.

Традиционная классификационная схема не имеет единого основания, заменяя его перечислением специфических отличий выделяемых классов. Скорее она представляет собой попытку систематического описания. Рассчитывать на простую линейную классификацию эмоций из-за их многогранности, сложных отношений с предметным содержанием, способностью к слиянию и т.д. не представляется возможным. Сегодня психология располагает рядом независимых признаков и оснований для деления эмоциональных явлений, а существующие классификационные схемы, акцентируют какое - либо из этих делений, или вводят их в той или иной последовательности и сочетании [38].

Эмоции различаются по мoдальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, вoздействию на организм (стенические - астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например на себя на других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения [22]. При попытке разобраться в существующих классификациях важно уточнить, что именно подвергается различению: эмоциональные переживания, или целостные эмоциональные явления.

При описании разнообразия эмоциональных переживаний выделяют некоторый перечень базовых эмоций, иногда их еще называют прототипными или первичными. Но их существование не является общепринятым. В какой-то степени это мнение подтверждается несоответствием, свойственным выделить базовые эмоции. Б. Спиноза выделяет три базовые эмоции, Р. Декарт - шесть, у современных авторов - от двух до одиннадцати. Количественному несоответствию сопутствует качественное, это свидетельствует о том, что за исключением различия эмоциональных переживаний по знаку, рассматриваемая сама по себе модальность эмоций, не обнаруживает других явных признаков упорядоченности [22].

Объяснение этому факту было дано В. Вундтом, предложившим рассматривать модальность (качество) эмоциональных переживаний как составное свойство, определяющееся соотношением трех его двухполюсных компонентов: удовольствия - неудовольствия, возбуждения - успокоения и напряжения - разрешения. Хотя факторная интерпретация В. Вундтом модальности эмоций впоследствии получила серьезную поддержку в экспериментальном исследовании экспрессии и семантики эмоций, заметным признанием в современной психологии она не пользуется [38].

Идею функционального различения эмоций по их отношению к мотивации и деятельности более точно зафиксировал У. Макдауголл, который настаивал на принципиальном различении эмоций.

Существующие классификационные схемы различаются своей теоретической и эмпирической обоснованностью, и от этого зависит возможность их принятия и оценки.

Так же выделяют попытки описать разнообразные эмоции, опирающиеся на представления об их генетическом развитии и взаимодействии, такими авторами как Б. Спиноза, В. Грот. Этим попыткам свойственно стремление выделить некоторое число базовых эмоций и затем прослеживать условия и закономерности, по которым развиваются их сочетания и разновидности [38].

В.К. Вилюнас справедливо отмечает, что "многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом "теория", по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности, приближающиеся к идеально исчерпывающей теории" [38 - c.6]. Проблема состоит еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью. С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом, позицию, утверждали, что органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция - это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения [38].

Представители другой позиции - сенсуалисты, наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления [38].

В эволюционной теории эмоций, Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование [15].

В ассоциативной теории В. Вундта, его представления об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции - это, прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. "Телесные" реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений, высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже [22].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты