Шпаргалки по психологическому консультированию

Шпаргалки по психологическому консультированию

1. Понятие    психологического    консультирования.    Цели    и    задачи,    принципы консультирования,

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически  здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на  информационном   обмене  между  психологом-консультантом   и  теми  людьми,  относительно  которых   используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Цель   психологического  консультирования  определяет  как оказание  психологической   помощи, то  есть  разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Цель психологического консультирование по Р. Кочюнасу:

способствовать   изменению   поведения   клиента   или   изменению   отношения   на   ситуацию,   помочь   клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно; развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;

развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;

облегчить реализацию и повышение потенциала личности. 
Принципы психологического консультирования: доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; осторожное отношение к советам; разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента и психолога в процесс консультирования.

3. Основные приемы ведения беседы. Личность и профессиональная этика психолога- консультанта.

Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: Знакомство с клиентом и начало беседы. Расспрос      клиента,      формулирование      и      проверка консультативных гипотез.

Коррекционное воздействие. Завершение беседы. Длительность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно проводится, а также теоретических ориентации консультанта Начало беседы. Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема -это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по  имени.  В  принципе,  клиент может отказаться  назвать  себя,  но забывать или не предложить ему  представиться - это значит во многом обречь консультацию на неудачу.

Расспрос клиента. Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку. Первая фаза расспроса клиента. Поскольку на этой фазе основная цель консультанта — «разговорить» клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его рассказ. «Расскажите мне о ваших отношениях...», «Какая у вас семья?» Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования. Консультант 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент. Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Процесс расспроса занимает 25-30 минут, но 15-20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консультативных гипотез. Гипотезы в психологическом консультировании. Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять консультацию клиента

Гипотезы в психологическом консультировании — это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентирования клиента в его отношении к своим проблемам.

Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Вторая фаза расспроса клиента. Во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей.  «Сколько раз в неделю он возвращается после двенадцати?», «Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что она нездорова?» Основной подход к работе на 2 этапе расспроса - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента Работа с конкретными ситуациями — для консультанта один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы.  После того, как две-три такие конкретные ситуации  обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей. Оказание психокоррекционного воздействия. Воздействие строится на анализе конкретной ситуации. Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Цель консультанта при этом - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации.  Завершение беседы. 1.Подведение   итогов   беседы   (краткое   обобщение   всего происшедшего за время приема; 2.Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений
клиента   с   консультантом    или   другими    необходимыми специалистами; 3.Прощание консультанта с клиентом.

2. Этапы консультативного процесса. Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. Длительность данного этапа 5-10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут- 1 час 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия: Можно встать навстречу клиенту или встретить ею в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности. Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».

После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 - 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. После паузы желательно начать собственно знакомство. Как   пишет   Кочюнас   Р.-А.   Б.   (1999),   клиент   должен   принять   решение   о   своем   вступлении   в   процесс консультирования   вполне  осознанно,   поэтому  до   начала   процесса   консультирования   психолог-консультант
обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования,     о     Своей     квалификации,      об     оплате     за     консультирование,     о     приблизительной  продолжительности консультирования,   о  целесообразности консультирования  в данной ситуации,   о риске
временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Г)     Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи. g)    Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких от консультирования, h)    После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента, что будет обозначать начало второго этапа  психологического консультирования. Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез Длительность данного этапа 25 - 35 минут при средней продолжительности  консультативной беседы     45 минут - 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа: Формирование консультативных гипотез.

Проверка консультативных гипотез. Деятельность пси.холога-коисулыпанта на первом подлнапе «Формирование консультативных гипотез»:

а) Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Этому соответствует активный отклик консультанта на то. что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».

4. Специфика дистанционного консультирования.

Цель - предотвратить дальнейшее развитие остро возникших кризисных состояний, помочь разрешить психотравмирующую ситуацию.

Принципы: Соблюдение анонимности обратившегося — оно укрепляет в
пациенте чувство безопасности, повышает доверительность при обсуждении личных проблем; Установление       взаимоотношений      «сопереживающего партнерства»; Соблюдение     доступности   психотерапевта;     сознание доступности помощи купирует  переживания одиночества и беспомощности; Соблюдение последовательности этапов терапии. Две стадии: на 1-ой  осуществляется помощь в овладении ситуацией. На 2-ой — коррекция суицидогенных установок. Первая беседа имеет решающее значение в предотвращении дальнейшего развития кризиса. В телефоне доверия - эта беседа длится от 1,5 до 2 часов, требует от сотрудника максимального напряжения сил. этап:  установление  контакта -  главная  задача убедить  в эмоциональном принятии и сочувствии - уменьшается эмоциональная напряженность. Эмоциональное принятия купирует выраженное при суицидальных реакциях переживание одиночества.

этап: интеллектуальное овладение ситуацией. Сочувственно
выслушивая      пациента,      терапевт      уменьшает      эмоциональную
напряженность, задавая соответствующие вопросы терапевт формирует
в   сознании   абонента   объективную   и    последовательную   картину
психотравмирующей ситуации в ее развитии - прием «структурирование
ситуации». Сотрудник телефона доверия подчеркивает, что у абонента
есть время на обдумывание ситуации. Рассказывая о своем жизненном
пути, пациент сообщает о своих успехах, трудностях. Терапевт тактично
подчеркивает эти успехи, формируя у собеседника представление о нем
как о личности, способной к реализации продуктивного жизненного
пути   и   преодоления   трудностей   -   прием   «терапия   успехами   и
достижениями». Повторение содержания высказываний этим приемом
абоненту  сообщается,   что  его   внимательно  слушают  и  правильно
понимают. III этап: планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации. Основные приемы III этапа:

Интерпретация — сотрудник телефона доверия высказывает гипотезы о возможных способах разрешения ситуации. Планирование - побуждение к вербальному оформлению планов предстоящей деятельности.

Удержание паузы - цель паузы - предоставить клиенту возможность проявить инициативу. Активная     психологическая     поддержка    -     повышает уверенность обратившегося в его способностях преодолеть
трудную ситуацию, подчеркиваются прежние достижения. Приемы: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение.


5. Гуманистически-ориентированное консультирование.

В личностно-центрированной, ли клиент-центрированной, теории
подчеркивается   важность   Я-концепции   людей,   зависящей   от
способов, которыми они осознают и определяют себя. Стремление к актуализации, свойственное организму и делающее возможным его самосохранение и самоусиление – единственный мотивирующий стимул для людей. Я-концепция складывается у людей   очень   рано.   Многие   представления   о   себе,   которые формируют Я-концепцию, вероятно основываются на собственном организмическом      оценочном      процессе.      Однако      другие представления  о  себе  отражают  понятия  о  ценностях других, рассматриваемые    как    понятия,   основанные   на   собственном организмическом оценочном процессе. Таким образом, возникает конфликт между стремлением к актуализации и Я-концепцией, которая  является   подсистемой  стремления   актуализации.   Этот конфликт препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта. Предвосприятие - это механизм, с помощью которого организм ощущает,    в    чем    опыт   не   согласуется    с   Я-концепцией.    В зависимости от степени  угрозы,  которую  несет с собой опыт, организм может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди психологически благополучны в той степени,   в   какой   их   представления   о   себе   позволяют   им воспринимать существенный сенсорный и висцеральный опыт. Цели Роджерса и Маслоу в консультировании и в жизни. Определены шесть ключевых характеристик представлений о себе полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведение этичного образа жизни. В практике личностно-центрированного консультирования акцент делается на качестве межличностных отношений. Центральное исходное положение следующее: если консультанты создают определенную атмосферу при налаживании отношений с клиентами, то личность этих клиентов конструктивно меняется. Не дается никакая предварительная оценка. Личностно-центрированный консультант обеспечивает всем клиентам конгруэнтность в отношениях, безусловное положительное отношение и эмпатию. Создание такой атмосферы способствует тому, что у клиентов возрастает конгруэнтность в отношениях, усиливаются чувства  собственного достоинства и эмпатии. Таким образом, клиенты находятся в процессе становления личности и регулирования собственной жизни.





























































7.Бихевиорально-ориентированное консультирование.

Бихевиоральная     теория     может     рассматриваться     и     как
всеобъемлющая   теория,   и   как   попытка   описать   на   основе
экспериментов   законы,   или   принципы,   с   помощью   которых
изучается и поддерживается человеческое поведение. Павлов провел широкомасштабные исследования, в ходе которых изучалось функционирование полушарий головного мозга собак. Павлов   обнаружил   условный   рефлекс,   который   известен   как классическое,   или   респондентное,   обусловливание. Уотсон    рассматривал    бихевиористскую    психологию,    иначе называемую «бихевиоризмом», как  объективную экспериментальную  отрасль  естествознания,  в      которой рассматривается   главным   образом   поведение   людей.    Уотсон проводил различие между приобретенными и неприобретенными реакциями.  Большинство реакций  людей       являются приобретенными.    На    основе    обусловливания    формируются системы   привычек:    а)   висцеральная   или   эмоциональная;   б) мануальная; в) ларингальная, ли вербальная. Скиннер считал, что поведение формируется и поддерживается его последствиями. В   теории    оперантного   обусловливания    подчеркивается,    что поведение    воздействует    на    окружающую    среду,    порождая последствия. Подкрепляющие стимулы - это события, которые увеличивают вероятность реакции. Составляющие подкрепления, которые    описывают    взаимодействие    между    организмом    и окружающей средой, таковы: а) обстоятельство, в рамках которого имеет   место   реакция;  б)   сама   реакция; в)   подкрепляющие последствия. Поведенческое консультирование начинается с поведенческой оценки, которая проводится для определения целей и методов лечения. Оценка включает в себя сбор данных, которые можно получать как из интервью, так и из других источников, например из самонаблюдений клиента. Консультанты могут помогать клиентам, увеличивая количество доступных подкрепляющих стимулов и делая стимулирование более разнообразным. Этот подход очень эффективен при лечении людей,    находящихся    в    состоянии   депрессии. а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) создание тематических иерархий стимулов, вызывающих тревогу; в) представление пунктов иерархии воображению глубоко расслабленных клиентов. консультанты    могут    учить    клиентов    управлять    стимулами, связанными с адаптивными и неадекватными реакциями, а также использовать позитивное и  негативное самоподкрепление. Цели: устранение дефицита в поведенческих репертуарах; усиление адаптивного поведения;  ослабление или устранение неадекватного поведения; устранение изнурительных реакций тревоги, развитие способности расслабляться; развитие способности самоутверждаться; развитие эффективных социальных навыков; достижение адекватного сексуального
функционирования;   развитие способности к саморегулированию.



6. Гештальт-ориентированное консультирование.

Основоположниками гештальт - терапии являются Фредерик С. Перлз, Ральф Ф. Хеффрлайн, Пол Гудмен. Терапия состоит в анализе внутренней структуры актуального опыта вне зависимости от присущей степени контакта, в изучении не столько того, что переживается, запоминается, делается и т.п., сколько того, как запоминается, как говорится и   т.д..   Все   описанные   направления   работы   способствуют   интеграции   личности   клиента,   помогают   преодолеть невротические защитные механизмы и обрести «подлинное Я». Основные теоретические положения гештальт-терапии: Каждый организм стремиться  к достижению состояния  полного функционирования, что означает завершенность
внутренних   органов.    Человек    в    процессе    восприятия    внешнего    мира    не   воспринимает   отдельные   элементы
действительности как изолированные и не взаимосвязанные, а организует их в целое или в гештальты, имеющие для него
значения. Функционирования индивида осуществляется посредством процесса саморегуляции, благодаря которому организм удовлетворяет свои потребности (или незавершенный гештальт) и поддерживает равновесие в постоянно меняющихся
условиях. Индивид может существовать только в границах среды, являющимся целостным полем, включающим в себя его и
окружение, а его поведение является функцией всего поля.

Характерным элементом гештальт терапии является внимание к процессам и явлениям, происходящим в организме как целом, а не в отдельных элементах его структуры. Основным   процессом,  интегрирующим  функционирование организма,  является  сознание.  Гештальт распознает и восстанавливает равновесие в сознании, тем самым помогает человеку обрести свою полноту (комфортность). В рамках концепции гештальт-терапии описаны следующие варианты защитных механизмов: ПРОЕКЦИЯ. Приписывание собственных нежелательных для клиента качеств и побуждений другим людям. ИНТРОЕКЦИЯ. Клиент действует в соответствии с усвоенными от значимых для него лиц  (особенно в детстве) принципами, установками, правилами и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты