Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

47. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

48. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 1997.

49. Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Канд. дис. – М., 1997.

50. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников – М.: Просвещение, 1996.

51. Переслени Л.И., Слободняк Н.П. Опыт использования теста Г.Витцлака при обследовании детей, поступивших в школу // Детский практический психолог. – 1996. - №1, 2.

52. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Академия, 1998.

53. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.

54. Психология детей дошкольного возраста / Сборник статей под редакцией А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М.: Просвещение, 1984.

55. Психология. Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, - М., 1990.

56. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.

57. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Л.А.Венгер. – М.: Апрель Пресс, 1996.

58. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи до школьников / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

59. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екажнова Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А.Стребелева. – М.: Академия, 2001.

60. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

61. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. – М., 1988.

62. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф.Талызина. – М.: Просвещение, 1993.

63. Тихомиров О.К.Психология мышления / О.К.Тихомиров. – М.: Просвещение, 1984.

64. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.

65. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.

66. Урунтаева, Г. А. Практикум о детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, - М., 1995.

67. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.

68. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. – СПб, 1996.

69. Фокина Э.Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб. – 1995.

70. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996.


Приложение 1

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение работать по образцу; использование помощи.

1 балл – не принимает или не понимает условия задания.

2 балла – принимает задание, но требуется многократная помощь к началу его деятельности.

3 балла – принимает задание, заполняет две (редко три) таблицы; все заданные формы не использует.

4 балла – принимает задание, заполняет все таблицы, работает с интересом, используя все предложенные формы.

Оценка результатов:

4 балла – высокий уровень.

3 балла – средний уровень.

2 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Различия между детьми состоят в характере познавательной деятельности; в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим детей с задержкой психического развития разделили на четыре группы.

I группу (5 – 6 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не принимают и не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Боле того, эта группа детей не готова в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.

Во II группу (7 – 11 баллов) входя т дети, которые самостоятельно не могут выполнить задания. Они вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действия отмечается стремление достигнуть искомого результата, но действия остаются хаотичными, а в дальнейшем происходит отказ от выполнения заданий.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, дети с заданием справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они не заинтересованы в результатах своей деятельности.

III группу (12 – 16 баллов) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью ко взрослому. После показа способа выполнения задания психологом могут самостоятельно справляться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

IV группу (17 – 20 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.



Приложение 2

Занятие 1.

Цели занятия:

·                   развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении;

·                   развитие умения декодировать информацию;

·                   развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.

1. «Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием.

Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть кар точку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. «Достань мяч»

Цель: развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На ковре сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу руками.

Описание задания. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажите мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации психолог использует прием припоминания: «Вспомните, как вы доставали игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Кого-нибудь из детей просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание.

1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза).

2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза).

3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).

Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).

5. «Полей цветочек!»

Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один – цветущий, другой – увядающий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой.

Описание. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения психолог говорит: «Вспомните, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого дети затрудняются выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем дети рассказывают о наблюдаемых действиях, т.е. фиксируют последовательные действия в речи. После этого дети снова выполняют задание в наглядно-образном плане.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие 2.

Цели занятия:

·                   развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении;

·                   развитие умения декодировать информацию;

·                   развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

1. «Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием.

Описание задания. Психолог предлагает детям рассмотреть карточку и сказать, какая геометрическая фигура должна быть в пустой клеточке.

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены окно и дверь; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. Задание «Весна»

Цель: развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

Оборудование: сюжетная картинка: весна, ряд маленьких, только что посаженных молодых саженцев. Рядом стоит мальчик с саженцем в руке. Внизу изображены предметы: топор, совочек, молоток, ножницы, лопата, палочка, пила.

Описание.

Детям предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Какое время годы нарисовано? Что хочет сделать мальчик? Что ему нужно взять, чтобы посадить деревце?» В случае затруднения психолог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем уточняющими вопросами подводит их к пониманию ситуации изображенной на картинке: «Что весной делают с молодыми саженцами? Что мальчик хочет сделать с этим деревцем? Что надо ему сделать сначала, чтобы посадить деревце?»

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание.

1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз – руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза).

2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямись, делая выдох.

3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох. Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3 – 4 раза).

5. Задание «Дорисуй!»

Оборудование: у психолога две картинки. На одной изображены различные предметы: палочка, веревочка, полукруг, круг, веточка, треугольник. На другой – мальчик или девочка, в руке – палочка или веревочка.

Описание. Психолог показывает картинку и объясняет: «Художник нарисовал мальчика (девочку), которые (ая) идет на прогулку, но он не успел дорисовать то, что у него в руках». Психолог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, на картинке изображен мальчик с палочкой, можно сказать, что он идет на прогулку с лопаткой, цветком, шариком. Затем предлагает детям нарисовать тот предмет, который забыл нарисовать художник. Каждому ребенку дают лист бумаги, на котором изображении часть предмета. Ребенок дорисовывает тот предмет, который назвал. Психолог расставляет детские рисунки на полотне рядом с изображением персонажа.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие 3.

Цели занятия:

·                   развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями;

·                   развитие умения кодировать информацию;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии;

·                   обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

1. «Дождик»

Цель: развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: идет сильный дождь, дети бегут к дому, везде лужи (Причина – идет сильный дождь; следствие – дети бегут на веранду).

Описание.

Психолог дает детям рассмотреть картинку и предлагает составить рассказ: «Посмотрите внимательно, что тут происходит». В случае затруднения психолог задает уточняющие вопросы: «Кто нарисован на картинке? Какая погода на улице? Куда бегут дети? Почему?» Затем говорит: «Теперь составьте рассказ о том, что тут произошло».

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения кодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; любая не большая игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание.

1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза).

2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза).

3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).

Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).

4. «Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.

5. Задание «Сломанная ветка»

Цель: развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: зеленое дерево, самая низкая ветка сломана, рядом стоит мальчик с перевязанной рукой и грустно смотрит на сломанную ветку (Причина – мальчик катался на ветке; следствие первого порядка – сломал ветку; следствие второго порядка – повредил себе руку).

Описание. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что там изображено и что произошло. В случае затруднения психолог задает наводящие вопросы. После ответов на уточняющие вопросы психолог просит детей рассказать обо всем, что произошло.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты