Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Из таблицы 7 очевидно, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Определение времени года по картинкам»: у троих дошкольников (Данила М., Костя М., Катя Е.) было отмечено повышение уровня развития способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе работы.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Исключение неподходящей картинки»


Таблица 8.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Света И.

средний уровень

средний уровень

2

Таня Б.

средний уровень

высокий уровень

3

Данила М.

средний уровень

средний уровень

4

Костя М.

низкий уровень

средний уровень

5

Оля А.

высокий уровень

высокий уровень

6

Антон Н.

низкий уровень

низкий уровень

7

Катя Е.

низкий уровень

средний уровень

8

Паша А.

высокий уровень

высокий уровень

9

Захар Т.

средний уровень

высокий уровень

10

Полина Р.

высокий уровень

высокий уровень


Данные, приведенные в Таблице 8, свидетельствуют о том, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были отмечены следующие положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Исключение неподходящей картинки»: у четверых испытуемых (Таня Б., Костя М., Катя Е., Захар Т.) на контрольном этапе были отмечены более высокие результаты по сравнению с констатирующим.

Важно отметить, что на контрольном этапе диагностики был выявлен испытуемый, показавший низкие результаты по данной методике. Это можно объяснить тем, что у детей с ЗПР наблюдается снижение уровня обобщения, в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами и явлениями. Операция классификации, в основе которой лежит выделение обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств и особенностей, вызывает затруднения у детей с задержкой психического развития.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Установление закономерностей»


Таблица 9.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Света И.

высокий уровень

высокий уровень

2

Таня Б.

средний уровень

высокий уровень

3

Данила М.

низкий уровень

низкий уровень

4

Костя М.

низкий уровень

средний уровень

5

Оля А.

средний уровень

средний уровень

6

Антон Н.

низкий уровень

средний уровень

7

Катя Е.

низкий уровень

низкий уровень

8

Паша А.

средний уровень

средний уровень

9

Захар Т.

средний уровень

высокий уровень

10

Полина Р.

средний уровень

средний уровень


Из таблицы 9 очевидно, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Установление закономерностей»: у четверых испытуемых (Таня Б., Костя М., Антон Н., Захар Т.) было отмечено повышение уровня сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Сравнительные данные уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на констатирующем и контрольном этапах исследования



Таблица 10.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

баллы

группа

баллы

группа

1

Света И.

18

IV

19

IV

2

Таня Б.

13

III

17

IV

3

Данила М.

11

II

14

III

4

Костя М.

12

III

15

III

5

Оля А.

17

IV

18

IV

6

Антон Н.

8

II

11

II

7

Катя Е.

10

II

13

III

8

Паша А.

14

III

15

III

9

Захар Т.

15

III

17

IV

10

Полина Р.

19

IV

18

IV


Таким образом, анализируя результаты (Таблица 10), полученные на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

Получение таких количественных и качественных результатов, позволяет с уверенностью считать, что проведённая нами коррекционно-развивающая работа оказалась успешной и эффективной в развитии наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.




Заключение

В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:

1.                Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

2.                Составлена и реализована диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Подобранная нами диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение неподходящей картинки», «Установление закономерностей».

3.                Учитывая результаты диагностики, разработана и апробирована психокоррекционная программа, способствующая развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

4.                Проанализирована эффективность проведенной работы, сделаны выводы о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Гипотеза о том, что развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если своевременно осуществлять диагностику и коррекционно-развивающую с учетом результатов диагностического обследования, - подтверждена.


Литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / К.Ч.Лебединская. – М: Просвещение, 1992.

2. Анастази А. Психологическое тестирование / К.М.Гуревич, В.И.Лубовский. – М.: Просвещение, 1997.

3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М.Астапов. – М., 1997.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1988.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1978.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

7. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю.Борякова. – М.: Педагогика, 1999.

8. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу – М.: Педагогика, 1989.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. – М.: Просвещение, 1985.

10. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития / Т.А.Власова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина. – М.: Просвещение, 1991.

11. Воспитание и обучение в детском саду / Под общ. ред. А.В.Запорожец, Т.А.Маркова. – М.: Педагогика, 1986.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3 / Л.С.Выготский. – М., 1993.

13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1986.

14. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М.: Просвещение, 1989.

15. Гальперин П.Я., Данилова В.Н. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. – 1980. - №1.

16. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие к кн. Дж.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». – М, 1989.

17. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1989.

18. Горбушина Л.А., Николаичева А.Г. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста / Л.А.Горбушина, А.Г.Николаичева. – М.: Педагогика, 1992.

19. Давыдов В.В. Психологический словарь / В.В.Гонеев. – М.: Педагогика, 1986.

20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Гонеев. – М.: Педагогика, 1986.

21. Дети с задержкой психического развития / Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Цыпина. – М.: Смоленск, 1990.

22. Диагностика умственного развития дошкольников / Венгер Л.А., Холмовский В.В. – М.: Педагогика, 1988.

23. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию / В.Н.Секачев. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

24. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах / А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1986.

25. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М.: Педагогика, 1998.

26. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-ух томах / А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1986.

27. Иванова О.А. О развитии речи детей // Дошкольное воспитание. – 1987. - №8. – С.82.

28. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И.Калмыкова. – М.: Педагогика. – 1991.

29. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.: Педагогика, 1998.

30. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии / Селиверстов В.И. – М.: Педагогика, 2000.

31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов. – М.: Коррекционная педагогика, 1991.

32. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М., 1985.

33. Левченко Н.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н.Ю.Левченко, Н.А.Киселева. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.

34. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983.

35. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И.Лубовский. – Смоленск, 1994.

36. Лурия А.Р. Язык и мышление / А.Р.Лурия. – М.: Педагогика, 1989.

37. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. – СПб.: Речь, 2004.

38. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика) / И.Ф.Марковская. – М.: коррекционная педагогика, 1993.

39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: 1999.

40. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. – 1989. - №1.

41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. к учеб. заведений: В 3кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.

42. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б.Никишина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

43. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М.: Пед. общество России, 2000.

44. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. – М.: Тривола, 1995.

45. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.Ф.Обухова. – М., 1991.

46. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н.Овчинникова. – М.: Коррекционная педагогика, 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты