Описание задания. Дети садятся вокруг столов и каждому ребенку дают мешочек с одним предметом (ежик, неваляшка, ракета, домик, машинка, божья коровка, мышка). Психолог говорит, что у каждого ребенка в мешочке лежит предмет определенной формы. К этому предмету надо подобрать предметы (или игрушки), похожие по форме на предмет, который находится в мешочке. Дети смотрят и запоминают, что у них лежит в мешочке. Затем они ходят по группе и каждый самостоятельно подбирает предметы или игрушки и кладет их в свой мешочек. После того, как дети найдут несколько предметов (не менее 5), каждый должен высыпать их на поднос и рассказать о том, чем подобранные им игрушки похожи на тот, который был в мешочке, т.е. обосновать в речи свой выбор предметов и свои действия. В случае затруднения психолог помогает ребенку выделить форму в его предмете, называет словом эту форму и вместе с ним подбирает 2 – 3 предмета. Затем психолог предлагает ребенку самостоятельно выбрать 2 предмета определенной формы.
2. «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка.
Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попро буйте по плану найти ее».
3. Игра «Зеркало»
Цель: развитие умения владеть действиями замещениями.
Ход игры. Психолог приглашает детей в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные, стоя в кругу, произносят:
«Ровным кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Сашенька покажет,
Будем дружно выполнять!»
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения (шагает как солдат, машет руками, как птичка крылышками, руки на пояс и идет на носочках и т.д.), остальные дети повторяют. Затем в центр круга выбирается другой ребенок, который должен показывать другие движения и т.д.
4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.
Описание.
1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз – руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза).
2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямись, делая выдох.
3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох. Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3 – 4 раза).
5. «Улыбка»
Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
Описание задания. Дети попеременно улыбаются, затем рас слабляют мышцы лица. Упражнение повторить 6—8 раз.
6. Подведение итогов занятия.
3 этап – развитие соотношения между словом и образом
Цели занятия:
· научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане;
· развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию;
· развитие внимания, памяти, связной монологической речи;
· снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.
1. «Что бывает внизу, а что – вверху»
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане.
Ход занятия. Психолог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давай, посмотрим вверх, над нами – небо. Оно бывает снизу? А что еще бывает только вверху? Правильно, звезды, луна. А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. А где растет трава? Она где всегда бывает? (Растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.) После этого дети самостоятельно перечисляет объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.
2. «Котенок»
Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Оборудование: две сюжетных картинки: на первой – мальчик везет в машине игрушечную собачку и живого котенка; на второй – мальчик везет в машине только игрушечную собачку.
Ход упражнения. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: «Мальчик Дима посадил в машину игрушечную собаку и живого котенка и стал их катать. Потом оглянулся, а в машине осталась только одна игрушка. Кто выпрыгнул из машины?» Затем психолог показывает вначале вторую картинку – «Игрушечная собачка в машине» и спрашивает: «Кто же выпрыгнул из машины?» В случае затруднения психолог просит детей рассмотреть обе картинки и сравнить их, а затем ответить на вопросы: «Почему осталась одна игрушка? Что произошло? Кто же выпрыгнул из машины?» После этого психолог предлагает детям пересказать текст.
3. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.
Описание.
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, бе зымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)
3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направле ниях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)
4. Задание «Верный друг»
Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой – девочка тонет в реке, на второй – собака тащит девочку из реки.
Описание задания. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташ упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого психолог задает детям вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташ хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу?» Затем психолог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а психолог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.
5. «Скульптура»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скуль птор создает скульптуру».
6. Подведение итогов занятия
Новшество моей работы заключалось в том, что вся та же работа, которая проводилась с детьми на специально организованных занятиях, осуществлялась и в свободное от занятий время, в процессе прогулок, в режимных моментах, в трудовой и игровой деятельности с использованием наглядного материала и дидактических игр.
Используемые на данном этапе коррекционно-развивающей работы приемы (припоминание, наблюдение, уточняющие вопросы) помогали детям как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке или представленной в реальном виде, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа (на начальных этапах работы с помощью взрослого).
Данные приемы, как показала работа, проводимая на формирующем этапе, помогали детям с ЗПР осуществлять перенос усвоенного материала на занятии в аналогичные условия и самостоятельно (или с направляющей помощи взрослого) составлять планирование и отчет о проделанных действиях.
Структура коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Занятие 1.
Цели:
· развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении;
· развитие умения декодировать информацию;
· развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Игра «Чего не хватает?».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Игра «Достань мяч».
4. Психомышечная тренировка.
5. Игра «Полей цветочек».
Подведение итогов занятия.
Занятие 2.
Цели:
· развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении;
· развитие умения декодировать информацию;
· развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.
Структура:
Оргмомент
1. Игра «Чего не хватает?».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Упражнение «Весна».
4. Психомышечная тренировка.
5. Упражнение «Дорисуй».
Подведение итогов занятия.
Занятие 3.
Цели:
· развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями;
· развитие умения кодировать информацию;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии;
· обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Упражнение «Дождик».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Психомышечная тренировка.
4. Упражнение «Сложи узор».
5. Игра «Сломанная ветка».
Подведение итогов занятия.
Занятие 4.
Цели:
· развитие понимания последовательности событий, изображенных на картинках;
· развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения;
· развитие умения кодировать информацию;
· развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей;
· снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук;
· усиление положительных эмоциональных переживаний.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Игра «Утро мальчика».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Упражнение «Сложи узор».
4. Психомышечная тренировка.
5. «Кошка ловит мышку».
6. Упражнение «Встречаемся и прощаемся с улыбкой».
Подведение итогов занятия.
Занятие 5.
Цели:
· научить узнавать предметы по заданным признакам;
· развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом;
· снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук;
· развитие мыслительных операций анализа и синтеза;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Структура:
Оргмомент.
1. Задание «В детском саду».
2. Упражнение «Угадай предмет».
3. Психомышечная тренировка.
4. Задание «В магазине игрушек».
5. Упражнение «Тряпичная кукла».
Подведение итогов занятия.
Занятие 6.
Цели:
· развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов;
· развитие умения владеть действиями замещения;
· развитие умения декодировать информацию;
· снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук;
· обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Игра «Найди похожие!».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Игра «Зеркало».
4. Психомышечная тренировка.
5. Упражнение «Улыбка».
Подведение итогов занятия.
Занятие 7.
Цели:
· развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию;
· развитие внимания и сообразительности;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Игра «Зайцы и волк».
2. Упражнение «Не ошибись».
3. Психомышечная тренировка.
4. Игра «Поезд».
5. Упражнение «Скульптура».
Подведение итогов занятия.
Занятие 8.
Цели:
· сформировать обобщенные представления о форме предмета;
· формирование соотношения между словом и образом;
· развитие способности к анализу и самоанализу, уме ния решать нестандартные задачи, интеллектуальных способ ностей;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Упражнение «Что круглое, а что – овальное».
2. Упражнение «Картинки-половинки».
3. Психомышечная тренировка.
4. Упражнение «Сложи узор».
5. Игра «Кляксы».
Подведение итогов занятия.
Занятие 9.
Цели:
· научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане;
· развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11