Формирование социальных репрезентаций практики налогообложения при участии СМК

(2)               Субъектами “объективных концепций действительности” т.о. являются большие социальные группы.

(3)               По Московичи, обыденные представления, концепции здравого смысла несут человеку большую часть знаний, которыми он располагает. (Особенно это утверждение касается тех областей жизни, относительно которых человек не обладает значительным непосредственным опытом.)

(4)               В основе индивидуальных мнений и установок человека в значительной степени находятся социальные представления той общности, к  которой он принадлежит.


Природа и функции социальных репрезентаций.

Определение 1.

“Социальные репрезентации есть системы предварительных концепций, происходящих из социальной жизни...берущих свое начало в курсе интериндивидуальных коммуникаций. Они являются в нашем обществе эквивалентами мифов и систем верований традиционных обществ; также их можно назвать современными версиями здравого смысла.”[20]

Определение 2.

“Категория социальных представлений обозначает специфическую форму  познания, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане категория социальных репрезентаций фиксирует свойства и процессы обыденного    практического  мышления,  направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения. ” [32]

В  определениях категории социальных репрезентаций можно выделить два аспекта: с одной стороны, они рассматриваются как феномен общественного сознания, с другой - под социальными репрезентациями понимают познавательные процессы, осуществляемые социальной общностью. В качестве феномена общественного сознания  социальные репрезентации представляют собой системы верований, убеждений, которые разделяются определенной общностью. Это накопленный в общественно-историческом развитии массив знаний, образов, смыслов, которые остаются валидными в повседневной жизни общества в качестве ресурсов понимания событий и явлений. Социальные репрезентации здесь  выступают как когнитивный инвентарь социальной общности; системы социальных репрезентаций фиксируют границы психологических возможностей группы на данном этапе ее развития.

В структуре представления (по аналогии с когнитивными теориями) выделяют смысловое ядро, а также так называемое поле представления, придающее ему смысло-образную определенность. Изменчивость социальных представлений находится в тесной взаимосвязи с их структурой и функциями. Те элементы представления, которые находятся на его периферии (определяют менее принципиальные аспекты понимания и способов деятельности с объектом), менее устойчивы к изменениям под влиянием новой информации. Ядро социальной репрезентации, в котором зафиксирована значимость объекта для социальной общности, а также устраивающие ее носителей способы понимания и взаимодействия с ним, изменяется достаточно сложно.

Свойства социальных представлений

В качестве отличительных свойств соц. репрезентаций Московичи называл их общеизвестность, неоспоримость, то, что они не обсуждаются и являются само собой разумеющимися. Некогда созданные и продолжающие существовать в практике социальных отношений представления становятся автономными, существуют в определенной степени независимо от своего объекта.[33]

Социальные репрезентации являются специфичными (действуют для определенной социальной группы  в определенный период времени). Они имеют символический характер - в них фиксируется значение объекта в жизни общности (иными словами, для социальных репрезентаций характерно единство образных, эмоциональных и поведенческих компонентов). Кроме того, в качестве специфического свойства социальных репрезентаций Московичи называл их принудительный характер по отношению к отдельным индивидам – членам социальной общности, которая является субъектом представлений. Основанные на праве давности и общем консенсусе, социальные репрезентации не могут изменяться отдельным индивидом. Таким образом, через социальные репрезентации прошлое действует на настоящее, возникает непрерывность социального опыта во времени.[16]

Функции социальных представлений.

В качестве основных функций социальных репрезентаций Московичи называл познавательную (освоение и осмысление незнакомого, странного), а также интегративную ( создание общих кодов  обозначения и способов понимания объектов для членов одной социальной группы).

По определению, социальные репрезентации несут социальные функции, - т.е. обеспечивают ресурсы взаимодействий и коммуникаций. Сюда можно отнести и выделяемые некоторыми авторами дополнительные функции социальных представлений - формирование окружающей среды социализации; образование и обозначение границ социальной группы; поддержание определенных внутри и межгрупповых отношений.

По Московичи, устранение «коммуникативного дефекта», который неизбежен до тех пор, пока не созданы общие представления о  характеризующемся новизной или сложностью в понимании объекте, является основным результатом процесса социальных представлений. Согласно этой точке зрения, в отношении  таких, неосвоенных аспектов социальной жизни будет продолжаться интенсивная коммуникация с целью выработки общих взглядов, единого понимания вопроса социальной общностью, которое будет сочетаться с уже существующей в нем системой представлений о реальности. Если принять без изменений тезис о том, что главная функция социальных репрезентаций в том, чтобы люди могли понять новое и общаться по этому поводу, то все отмеченные нами выше преимущества данной теории в изучении социального мышления и поведения сойдут на нет. Проблема здесь, на наш взгляд, в том, что вместе с заимствованными без изменений из работ французской социологической школы идеями в теорию социальных репрезентаций проник когнитивный или идеалистический редукционизм, который отмечался еще С.Л.Рубинштейном.[26]

Как отмечал С.Л.Рубинштейн в своей работе «Психологическая концепция французской социологической школы», специально посвященной анализу предлагаемых этой школой социально- психологических концепций, сделанная в них попытка рассматривать психическое в его общественно-историческом развитии заслуживает высокой оценки. Однако на пути решения поставленных этой школой задач находится присущий ее теоретическим рассуждениям идеалистический редукционизм. Социальное бытие в концепции Дюркгейма сведено к общественному сознанию, а точнее к идеологии; социальные отношения – к общению в плане сознания. Идеалистический отрыв социальности от реальных общественных отношений людей и их отношения к природе приводит к тому, что общественное бытие превращается в социально организованный опыт. Из сферы социального выпадает  общественная деятельность людей, в процессе которой и происходит действительное общественно-историческое развитие их психики. Оторванные от практики идеи и представления становятся действительно безжизненными – они не связаны с побуждениями, мотивами людей, и замкнуты сами на себе.   Тенденции людей заменяются тенденциями идей,  и социальные репрезентации, оторванные от жизни своих субъектов, оказываются за рамками интереса социальной психологии. Между тем идеалистический редукционизм, который угрожает теории, может быть преодолеть, если привлечь для уточнения ее основных положений разработанные в советской психологии принципы (1) субъекта психической деятельности;(2) единства сознания и деятельности, (3)единства общения и деятельности. Привлечение принципов, разработанных советской психологией (главным образом речь идет о  субъектно-деятельностной теории Рубинштейна)  в данном случае вполне возможно, так как по основным вопросам изучения сознания и поведения как общественных по природе в обоих подходах не существует существенных противоречий.

Принцип субъекта психической деятельности гласит, что не психическое само по себе, а субъект, находящийся внутри бытия и обладающий психикой, творит историю. В процессе своей деятельности и общения люди познают и преобразуют реальную действительность (природу, общество, самих себя) прокладывая свой уникальный жизненный путь. Социальный детерминизм – не предопределенность, а процесс самоопределения субъекта в ходе деятельности. Субъектами являются конкретные индивиды, группы, общества, преследующие определенные цели движимые различными мотивами, осуществляющие те или иные виды деятельности.[6]

Согласно принципу единства сознания и деятельности, сознание формируется в деятельности, и в связи с этим его актуальные структуры  содержат основные свойства и отношения объекта, связанные с теми или иными способами деятельности.

Принцип единства общения и деятельности рассматривает любые формы общения как включенные в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не попутно взаимодействиям, но по поводу взаимодействий. Деятельность предметна, и общение как единое с деятельностью структурируется в связи с ее специфическим предметом. С этой точки зрения для социальной психологии формы общения не менее интересны, нежели его содержание.[1]

         Используя эти принципы в понимании феноменов общественного сознания, мы можем переформулировать основополагающую функцию социальных репрезентаций в обществе. На наш взгляд,  такой функцией является интеграция общества в качестве совокупного субъекта  деятельности и обеспечения возможностей такой деятельности. Далее, уже из этой основной функции, следуют подчиненные ей функции обеспечения возможности коммуникаций, общего понимания действительности и т.д. Понимание процессов социальных репрезентаций, как тесно взаимосвязанных с задачами общественной практики, позволит не только наблюдать за этими процессами, но и давать предварительные прогнозы относительно их развития на основе изучения социокультурной ситуации. Кроме того, данные принципы позволяют нам обоснованно обращаться к коммуникациям и социальным практикам для изучения содержаний общественного сознания, в качестве каковых можно рассматривать социальные репрезентации.

Процессы формирования социальных представлений.

Как уже было сказано выше, социальные репрезентации формируются и воспроизводятся социальными группами в общении и повседневных взаимодействиях.

В формировании социальных представлений выделяют два основных подпроцесса: объективацию и якорение.

         Суть процесса якорения в том, чтобы осмыслить  незнакомые, странные явления, помещая их в уже существующие системы представлений. Якорение условно разделяется на два основных этапа: классификацию и наименование. Классификация включает сравнение объекта с прототипом, представляющим данный класс, и осуществляется одним из следующих способов :

-         генерализация (если важным является сходство, типичность, то именно это и фиксируется)

-         партикуляризация (здесь происходит обратное)

То, как будет классифицирован объект, зависит от важности тех или иных его аспектов для субъекта представления в его актуальной ситуации. После этого в сознании доминирует скорее социальная репрезентация, чем объект сам по себе в его эмпирической форме.

Конструктивный характер процессов представления находит выражение в том числе и в предписывающей силе закрепления объекта в определенном смысловом поле, в котором задан набор допустимых толкований и действий, правил поведения в отношении определенного типа объектов.  В результате якорения в уже сформированные системы представлений объект включается в сети категорий и сети семантически взаимосвязанных слов и т.о. становится доступным для оценки; его можно включить в дискурс, интеракцию.

         Объективация - процесс, посредством которого абстрактные концепции, свойства и отношения трансформируются в конкретные образы или реальные объекты ( здесь имеется в виду социальная или символическая реальность).   Процессы объективации  или де-субъективации строятся  т. о., чтобы мы забыли, что исходные концепции были продуктами нашей собственной ментальной активности. Выделяют  три этапа объективации :

-         этап отбора, или деконтекстуализации – когда происходит отбор элементов из какой-либо концепции. Обычно это делается  «специалистами» в соответствующей области, которые выполняют  функцию экспертизы, разъяснения и популяризации той или иной концепции действительности;

-         этап формирования символического ядра, когда отобранные по тому или иному принципу элементы складываются в образную схему;

-         этап оживления или  натурализации схемы, после которого репрезентация может выступать в качестве самостоятельной сущности, служить причиной событий и т.д.

Результатом объективации является чувство реальности, незнакомое или абстрактное становится близким и натуральным.

         Не все концепции могут быть объективированы и т.о. войти в картину реальности общества. Наши способности строить реалистические образы ограничены, в частности высокозначимыми  представлениями и теми запретами, которые из них вытекают.  Объективация возникает по отношению к тем идеям, которые могут соединяться с фигуративным ядром (комплексом образов) социальных репрезентаций, в которые происходит закрепление нового явления. Так, например, произошло соединение психоаналитических концепций сознательного и бессознательного с социальными репрезентациями человеческого тела, в результате чего процессы мозга были превращены в особые органы – т.о. ментальные страдания стали для обыденного мышления чем-то гораздо более понятным и реальным. С другой стороны, имеются примеры, когда процесс  объективации вполне обоснованных и рациональных на первый взгляд  концепций практически  очень сложен ( пример с прививками и их противоречием  базовым представлениям о здоровье и болезни).

Если же преобразование концепта в конкретный образ произошло, то его уже сложно отделить от реальности. Это превращение находит свое отражение в языке: глаголы и прилагательные, обозначающие процессы, трансформируются в существительные, обозначающие объекты. В качестве объекта представление может выступать как причина событий, и т.д.

Процессы объективации и якорения разделяются условно; в процессах социальных репрезентаций они выступают как взаимосвязанные.[20]

Социальные репрезентации и коммуникации.

 Социальные репрезентации, в отличие от коллективных представлений Дюркгейма, рассматриваются не как статичные, довлеющие над жизнью общества. Они динамичны; и их динамика представляет собой конструктивно-познавательную активность социальных общностей, которые формируют, изменяют, воспроизводят те или иные концепции действительности в коммуникациях и социальных практиках. Данное положение уточняет механизмы действия представлений, идущих из прошлого, на настоящее. Прошлое не является неизменной данностью, в которой социальные репрезентации навязываются нам с непреодолимой силой.

Скорее действие представлений, идущих из прошлого, необходимо понимать как процесс, развивающийся внутри текущих коммуникаций и социальных практик. Можно предположить, что субъекты, поддерживающие практики, и реализующие в них свои интересы, заинтересованы и в сохранении соответствующих концепций действительности. То же можно сказать и о возникновении в поле коммуникаций новых концепций действительности – за их продвижением находятся социальные субъекты, которые пытаются инициировать изменения в социальной практике и повлиять на поведение остальных ее участников путем трансформации этих, поначалу абстрактных концепций, в действующие модели обыденного сознания.

         По мнению авторов теории,  коммуникации играют ведущую роль в процессах социальных репрезентаций. Согласно Московичи, коммуникации - основной процесс, внутри которого существуют и развиваются социальные репрезентации, обретая статус истины. В процессах текущих коммуникаций и повседневной практике можно наблюдать формирование социальных репрезентаций, их исчезновение и забвение, а также возвращение старых, казалось бы навсегда ушедших в прошлое представлений. [33]


1.3 Формирование социальных репрезентаций в медиа-коммуникациях.


         Как отмечает Московичи, исторически исходной формой коммуникаций, в которых формировались социальные репрезентации, являлось непосредственное общение.  На современном этапе развития общества, для которого характерно связанное с урбанизацией и разделением труда сужение круга личных контактов и уменьшение сфер индивидуальной компетентности, ведущую роль в процессах социальных репрезентаций играют медиа-коммуникации. Индивиды становятся носителями социальных представлений, включаясь в коммуникации, опосредованные книгами, архитектурой, кино, прессой...Согласно теории, медиа-коммуникации становятся на место непосредственных обсуждений общезначимых вопросов при формировании социальных представлений относительно обсуждаемых в них аспектов социальной реальности.

Уже в своем первом исследовании «Психоанализ, его образ и публика» [16]

Московичи обратился к изучению формирования и  распространения социальных репрезентаций при посредстве масс-медиа. Он выделил своеобразные роли в этих процессах, а также определенную последовательность, которую проходит новая концепция, прежде чем стать достоянием обыденного мышления:
“Трансформация новых идей движется от специализированных научных публикаций через серию экспертных обсуждений в более или менее популярных изданиях или устных дискуссиях к присвоению нового знания обыденным мышлением».  Отметим, что присвоение публикой транслируемых  масс-медиа концепций не происходит пассивно. Публика усваивает предлагаемые концепции избирательно, приспосабливая их к особенностям своей реальной жизни. Иными словами, медиа-институты и аудитория активно взаимодействуют, совместно осуществляя объективацию и якорение новых концепций. Обнаруженные в этой исследовательской работе данные об активной роли аудитории и закономерностях принятия ею тех или иных идеологических концепций позволяют сделать важные выводы для организации пропагандистских кампаний. Необходимо учитывать, что возможности профессионалов, продвигающих определенные концепции в качестве общих моделей понимания действительности,   не являются безграничными. Эффективность такого рода деятельности будет существенно снижаться, если продвигаемая концепция не дает возможности отвечать на актуальные для аудитории вопросы вполне определенным образом, т.е. согласованно с ее мотивами, с тем, какой бы она хотела видеть действительность и свое в ней место.

         . Интересное исследование развития масс-медиа и динамики их исторической роли в формировании социальных репрезентаций действительности представил C.M.Sommer [32]. По его наблюдениям, одной из существенных особенностей развития массовых коммуникаций является возрастание возможной и реальной конструктивной активности создателей медиа-продукции наряду с ростом ее близости к реальным процессам непосредственного восприятия и взаимодействия с объектом для реципиентов. По мнению автора, в этих тенденциях развития средств массовой коммуникации отразилось изменение ролей межличностного и опосредованного общения, а также личного опыта восприятия и взаимодействия с объектами в создании индивидуальных и групповых картин реальности в современном обществе. Телевидение, как массовое аудиовизуальное средство массовых коммуникаций, наиболее релевантно процессам социальных репрезентаций, для которых характерно единство концептуальных и образных элементов, а также макросоциальный уровень формирования. «Современные средства аудиовизуальной коммуникации ускоряют и стандартизируют распространение социальных репрезентаций, делая акцент на их тщательной разработке и применении. Реалистические способы представления информации подпитывают  онтологизацию когнитивных схем, их превращение в «осязаемые» предметы».[32,192] С широкими возможностями современных масс-медиа в объективации социальных репрезентаций и якорении удачных моделей в целостную картину социальной действительности связано стремление социально активных субъектов продвигать свои концепции именно через эти каналы коммуникации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты