Формирование социальных репрезентаций практики налогообложения при участии СМК

Формирование социальных репрезентаций практики налогообложения при участии СМК






Формирование социальных репрезентаций практики налогообложения при участии СМК

 

Дипломная работа



Содержание



Введение………………………………………………………………………...3

1. Теоретическая модель.

1.1Теоретико-методологический контекст: социальный конструктивизм………………………………………………………..…6

1.2  Основные положения теории социальных репрезентаций. … …...  12

1.3Массовые коммуникации и формирование социальных репрезентаций. Пропагандистское воздействие……………………………………………25

2. Исследование формирования социальных репрезентаций в медиа-пропаганде.

2.1 Основные методологические принципы эмпирического исследования социальных    представлений…………………...…………………………31

2.2 Концептуальная схема анализа пропагандистской продукции в структуре процессов социальных репрезентаций………………………………………....34

2.3 Исследование формирования социальных репрезентаций  налоговой системы в аудиовизуальном дискурсе СНГ………..…………...39

Выводы………………………………………………………………………...50

Литература…………………………………………………………….……52

Приложение………………………………………………………………...54







Введение

         В современных обществах с характерными для них быстрыми темпами экономических, технологических, политических изменений возрастает необходимость в специализированной деятельности по продвижению нового. Пропагандистское воздействие, осуществляемое в медиа-коммуникациях в расчете на массовую аудиторию, становится одной из самых распространенных форм такой деятельности. В связи с этим особое значение приобретает изучение закономерностей формирования моделей поведения и убеждений, а также создание практических методов организации коммуникативного воздействия на эти процессы.

         Данная проблемная область, тесно связанная с запросами практики, разрабатывается различными направлениями социальных наук достаточно давно. К настоящему времени в рамках социальной психологии наиболее полно раскрыты возможности коммуникативного воздействия, основанные на знании закономерностей индивидуальных когнитивных  процессов. В рамках когнитивного подхода проведено большое количество специальных экспериментальных  исследований и на их основе разработано множество приемов коммуникативного воздействия, которые широко используются в рекламе и пропаганде. В то же время многие вопросы, которые встают при решении практических проблем, остались за рамками социально-психологических исследований. Речь идет в первую очередь об изучении и использовании закономерностей познания и нормообразования в больших социальных группах – процессов, которые в наибольшей степени испытывают влияние со стороны массовой пропаганды.

Индивиды ориентируются в социальном мире, в значительной степени  опираясь на системы представлений и убеждений, сформированных на коллективном уровне – той общностью, к которой они принадлежат и в чьих мотивационных тенденциях они принимают живое участие. Пропагандистское воздействие таким образом сталкивается не только с проблемами влияния на индивидуальные когнитивные процессы, но и с проблемами влияния на групповые процессы формирования убеждений и норм поведения. Массовые коммуникации (в том числе пропагандистского характера) наряду с повседневной практикой и непосредственным общением   выступает пространством, где локализованы процессы социальных репрезентаций – процессы когнитивно-конструктивного характера, субъектами которых выступают социальные общности. Можно предположить, что основные эффекты медиа-пропаганды связаны с ее влиянием на текущие процессы формирования социальных репрезентаций в обществе и как таковые должны исследоваться с привлечением адекватных теоретических моделей и методов. Это основное положение, которое будет обосновываться в данной работе  с опорой на подход методологической триангуляции, когда для описания и концептуализации изучаемых феноменов привлекаются данные, полученные в различных теоретических подходах с помощью различных методов. Последовательная триангуляция, при которой полученные при помощи одной методологии данные применяются в качестве основания для последующей разработки проблемы с привлечением альтернативной методологии, используется как основа теоретического анализа проблем массового пропагандистского воздействия. [30]


          Цель работы - определить теоретические основания и наметить схему эмпирического исследования формирования социальных репрезентаций пропагандистским воздействием в медиа- коммуникациях, а также провести пробное исследование по предлагаемой схеме .

Данная цель может быть достигнута решением следующих задач:

(1)Обосновать использование концепции социального конструктивизма и теории социальных репрезентаций в качестве теоретико-методологической базы социально-психологических исследований эффектов пропаганды на макросоциальном уровне;

 (2)Проанализировать роль медиа-коммуникаций и пропаганды в формировании социальных репрезентаций;

(3)Наметить концептуальную основу проведения эмпирических исследований пропагандистского воздействия в структуре формирования социальных репрезентаций;

(4)Провести эмпирическое исследование  формирования социальных репрезентаций в серии пропагандистских роликов налоговой полиции.





1.     Теоретическая модель


1.1  Теоретико-методологический контекст: социальный конструктивизм.


Социально-психологические исследования, посвященные целенаправленному изменению установок и поведения в коммуникации, проводятся, как правило, в контролируемой лабораторной обстановке. Данный подход, основанный на позитивистской логике, имеет ряд преимуществ при теоретических изысканиях, поскольку позволяет исследователю изучить и доказать каузальные связи между выделенными им основными переменными (в данном случае – факторами убеждающей коммуникации и ее эффектами). В то же время этот подход имеет ряд ограничений. В лабораторной обстановке, когда индивид изолирован от «посторонних» внешних влияний, возможно изучение главным образом индивидуальных когнитивных процессов. Этим можно объяснить  традиционную для этого подхода сферу интересов. Основное внимание здесь сфокусировано на поведении и психологических характеристиках индивида и возможности оказания на них непосредственного влияния. Как отмечает один из известных представителей когнитивного подхода Ф.Зимбардо, социальная психология сосредоточена на том, что происходит у человека в голове, и том, как на его мысли, чувства и поступки могут повлиять другие люди.[11] Основные результаты, которые предоставил данный подход практикам рекламы и пропаганды – данные о закономерностях формирования индивидуальных установок в условиях специально организованной коммуникации, когда одна из сторон имеет возможности манипулировать индивидуальными процессами обработки информации. Но нельзя упускать из вида тот факт, что такие манипуляции, возможные в ситуации искусственной изоляции, в реальной жизни часто становятся невозможными. В литературе накоплено значительное количество данных о так называемых «групповых эффектах», когда на пути убеждающего воздействия    становятся те агенты социального влияния, которые постоянно действуют на поведение и установки индивидов в обычной жизни. Упорная вера в явно провалившиеся пророчества, которую демонстрируют члены религиозных общин при взаимной поддержке, рецидивы у «перевоспитанных» преступников и наркоманов по возвращении в привычную среду, - эти и другие примеры свидетельствуют о том, что социально-психологические процессы в  группах, к которым принадлежит индивид, задают определенные ограничения для внешнего по отношению к ним пропагандистского воздействия.[11,14,15] Поэтому разработка приемов непосредственного воздействия на индивидуальные установки и поведение должна быть дополнена изучением возможностей воздействия на групповые процессы формирования убеждений и норм поведения. Для пропаганды, ориентированной на массовую аудиторию медиа-коммуникаций, одним из основных групповых социально-психологических процессов, опосредующих эффекты внешних пропагандистских воздействий, являются процессы социальных репрезентаций. [33]

Категория социальных репрезентаций определяет знания и убеждения, обеспечивающие интеграцию социальной общности, практику повседневных взаимодействий и коммуникацию, в качестве коллективных по производству и функционированию, символических по характеру и обладающих особым статусом для индивидов, которые являются членами данной общности. Социальные репрезентации принимаются индивидом, как членом определенной социальной группы, как участником определенных коллективных практик, при посредстве процессов социальной идентификации. Таким образом, социальные репрезентации можно рассматривать в качестве психологических характеристик членов определенной группы, сформированных на коллективном уровне, в коммуникациях и совместной деятельности. Социальные функции такого рода знаний и убеждений в поддержании совместных практик и определенных отношений между субъектами социальной общности, которые более подробно будут обсуждаться ниже,  предполагают преобладание ценностных, концептуальных его аспектов над данными эмпирического опыта.

 В связи с вышесказанным наиболее адекватным теоретико-методологическим контекстом исследования социальных репрезентаций и их формирования под воздействием пропаганды в массовых коммуникациях следует считать концепцию социального конструктивизма. Соединение  когнитивизма и конструктивизма в исследовательской модели социальных репрезентаций позволит достаточно четко определить отношение между индивидуальными и групповыми процессами социального познания, коммуникациями и социальной практикой, а также воспользоваться более продуктивной в изучении контекстно зависимых, культурно и исторически относительных объектов, каковыми являются социальные репрезентации, методологией.[32]

Социальный конструктивизм представляет собой тенденцию социальной мысли критически пересмотреть возможности позитивистской парадигмы, а также навязываемых ею объектов и методов исследования в общественных науках в целом и в частности в социальной психологии. Речь идет о том, что подчиняясь позитивистской логике, социальная психология утратила свой специфический предмет, превратившись по существу в раздел общей психологии, изучающий когнитивные процессы и поведение индивида в суррогатной социальной среде, оставляя вопросы о функционировании реальной социальной среды за рамками своего научного интереса. Эта стратегия, целесообразная для повышения строгости и «научности» исследовательских работ и легкости их обоснования, дает результаты, применимость которых на практике весьма ограничена. Выход  на групповой, и в особенности макросоциальный уровень изучения социально-психологических  процессов требует принципиально иной теоретико-методологической основы.[30]

Один из основателей концепции социального конструктивизма, К. Герген, в качестве основ парадигмы, призванной преодолеть ограниченность позитивизма в социальной психологии, выдвигает ряд принципиальных положений.

(1)   В отличие от традиционных западных социально-психологических теорий, поведение и мышление людей необходимо рассматривать не как следствие неких программ и предопределяющих внешних воздействий, а как результат ряда принимаемых ими произвольных решений. В соответствие с этим и знания, относящиеся к социальной жизни, следует понимать не как пассивное отражение внешней реальности, а как  активное преобразование, трансформацию эмпирического опыта в социальную, или символическую реальность, «лингвистическую онтологию».

(2)   Не внутренние процессы, происходящие в рамках индивидуального сознания, производит то, что называется знанием, а социальный процесс коммуникации. В связи с этим коммуникации следует считать наиболее важным и перспективным объектом социальной психологии – именно здесь ее участники конструируют свою реальность. В таком контексте при изучении социального мышления в центре внимания находятся «сообщества собеседников», лингвистические ресурсы, которыми они располагают в организации своего мира, дискурсные практики.

(3)   Если знания и нормы поведения людей формируются социально, то попытки осмысления этих феноменов будут неизбежно отражать социальную, культурную, историческую ситуацию. Отсюда следует выдвигаемое К.Гергеном положение об историческом характере объектов социальной психологии, наблюдая и анализируя которые, исследователь получает не универсальное объяснение, а описания, применимые только к определенным обстоятельствам.  В связи с этим принципиально невозможно строить общественные науки по образцу естественных. Культурно-историческая относительность объектов социальной психологии, их общественный характер диктует иную, отличную от позитивистских моделей, стратегию исследований. Акцент переносится с изучения абстрактной, безотносительной формы на конкретное, тесно связанное с социальным контекстом содержание.[30]


Концепция Гергена в сжатом виде содержит основные требования к построению новой социальной психологии, где общественное является не фоном, а основным объектом исследования. Именно такой подход к определению предмета социальной психологии развивается теорией социальных репрезентаций. К настоящему времени концепция социального конструктивизма объединяет ряд социально-психологических теорий, для которых общим является понимание реальности, в которой существуют люди. Эта реальность, символическая или социальная,  создается при их активном участии, прежде всего в форме коммуникаций. Конструктивистский подход ориентирован не столько на индивидуальный, сколько на межличностный, групповой, социокультурный уровни исследований социально-психологических процессов.

Обоснование концепцией социального конструктивизма принципиальной значимости процессов моделирования социальной действительности, происходящих в коммуникациях, равным образом как и мысль о том, что социальные субъекты являются активными участниками этих процессов, в них реализуют свои мотивационные тенденции и выстраивают свои взаимоотношения, позволяет считать данную теоретико-методологическую традицию наиболее адекватным контекстом современного понимания феноменов социальных репрезентаций. Целесообразно исследовать социальные представления как результат согласованного выбора между их многочисленными значениями. Такой, конструктивистский подход откроет нам путь продуктивного взаимодействия с другими социально-психологическими теориями, в частности дискурсной психологией, которая изучаетет динамику отношений социальных субъектов, выраженную в их активных попытках определенным образом конструировать понимание действительности и таким образом направлять поведение других в заданное русло.


1.2 Основные положения теории социальных репрезентаций.


Теория социальных репрезентаций разрабатывается с середины 20 века как социально-психологическая теория познавательных процессов и коммуникаций. Предмет теории - обыденные представления, концепции действительности, которых придерживаются люди в повседневной жизни. В данной теории была предпринята попытка  придать социальной психологии (которая в значительной степени являлась социальной психологией индивидов) более общественный характер. В первую очередь это отражается в признании первостепенной роли социальных общностей в познании и окружающей действительности, а также релевантных уровню больших социальных групп объектов и стратегий исследований.

Создатель теории, С.Московичи, в своих тезисах о природе познавательных процессов опирается на работы Дюркгейма, Тарда, Леви-Брюля - представителей французской социологической школы, известных в том числе выдвижением интересных социально-психологических концепций функционирования общества.[16]

Концепция коллективных представлений Э. Дюркгейма рассматривает рациональность в качестве одного из проявлений существования социума. Изначально рациональность зарождалась как создание общего универсума значений, который и определял реальность социальной жизни для данного сообщества. По Дюркгейму, смысл ритуалов и верований – в создании общего ментального поля, где понятия и суждения носят безличный характер, т.е. избавлены от разночтений, неизбежных в связи с разнообразием и изменчивостью индивидуальных стремлений и связанных с ними способов истолкования событий. Дюркгейм описал принудительный характер коллективных представлений по отношению к отдельному индивиду, их статичность, единство для всего общества в целом и автономное существование в качестве «социальных фактов». [33]

Концепция изучения ментальности примитивных обществ Л.Леви-Брюля послужила основой современной методологии большинства социальных наук при обращении к проблемам изучения культурных моделей различных общественных систем. В центре предлагаемого Леви-Брюлем подхода положение о том, что различия в коллективных представлениях в первую очередь связаны с различиями в общественной жизни, и их развитие происходит в связи с изменением культуры общества в целом. Холизм систем представлений, единство эмоциональных, образных, действенных компонентов в структуре коллективных представлений и то, что они для представителей определенной культуры являются реальностью, – все эти постулаты прямо переносятся Московичи в его теорию социальных репрезентаций. По его мнению, особенно важным для дальнейшей разработки проблем коллективных форм мышления является сделанный Леви-Брюлем на основании его исследований вывод о том, что рациональным  мы можем назвать представление только относительно данной культуры,  определенного общества с его структурой отношений  и взаимодействий с окружающим миром.

Можно добавить, что кроме вышеназванных концепций, в основу теории социальных репрезентаций легли также идеи Г.Тарда (его концепции социальной логики, нового типа социальных общностей, возникших с распространением массовых опосредованных форм коммуникаций и др.)[18,28]

В центре концепции социальных представлений С.Московичи находится тезис об общественной природе рациональности: выработка “объективных” знаний относительно окружающей действительности не локализована в умах отдельных индивидов. Субъектами процессов представлений, носящих статус истины, являются социальные общности. По Московичи, мы живем в думающем, рациональном обществе, которое активно структурирует свою реальность через коммуникации и интеракции, создавая общие представления о ней. Создаваемые социальной общностью представления о действительности (социальные репрезентации) фиксируют реальность общественных отношений, взаимоотношений с окружающим миром данной конкретной общности в определенный период ее исторического развития. Таким образом,  обыденные представления, действующие в повседневной жизни и разделяемые так называемыми обывателями, выступают как рациональные с точки зрения их соответствия социальной реальности данной общности. Специфику этого подхода можно оценить, если вспомнить основные существующие концепции психологии социальных групп (внушение и заражение в толпе, групповое мышление и т.д.), где функции рационального познания принадлежат индивиду, группа же является источником разнообразных, часто иррациональных, искажений восприятия и понимания действительности.

Кратко отметим основные теоретические положения, определяющие соотношение индивидуальных мнений и установок, общественных процессов познания и социальных репрезентаций.

(1)               Рациональность имеет общественную природу: представления о реальности создаются коллективно в процессах общения и совместной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты