Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте

Итак, в ходе обработки и анализа результатов обследования была просмотрена динамика формирования «Образа-Я» в подростковом возрасте, которая позволяет сделать выводы о том, что явные признаки сформированности «Образа-Я» и социальной идентичности появляются у учащихся 8-х классов (в возрасте 14-15 лет).

Подростки чаще всего идентифицируют себя с семьей и школьниками. Роли члена семьи и школьника являются по большей части основными в данном возрасте.

Анализ результатов социометрии показал, что рейтинг испытуемых в группах отдельно по сравнению с общей группой увеличивается, следовательно, в группах «риска» и «благополучные» отдельно испытуемые получают большее признание, нежели в общей группе.

Анализ результатов обследования ценностных ориентаций показал, что для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненная мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание».

При рассмотрении результатов социометрии и методики «ценностные ориентации» М. Рокича выявлена закономерность: чем выше коэффициент корреляции ответов конкретного испытуемого со среднегрупповыми значениями, тем выше статус испытуемого в группе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Изучение особенностей «Образа-Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.

В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности и формирования «Образа-Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и другие).

Проблема нашего исследования состояла в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать теоретические выводы.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.

Социальная идентичность - это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.

Когнитивная и мотивационная сфера конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей.

Основные механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение. Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности.

Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.

Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

Анализируя результаты обследования выборки методиками М. Рокича «Ценностные ориентации», «Кто я?» М. Куна, социометрической методики мы пришли к следующим выводам:

1.                У школьников с 6 класса (с 12 лет) идет интенсивное развитие «Образа-Я» и социальной идентичности и к 8 классу (15 годам), данные свойства развиты на достаточно высоком уровне;

2.                Испытуемые чаще всего идентифицировали себя с семьей и школьниками;

3.                Рейтинг испытуемых отдельно в группах «риска» и «благополучные» повышается, по сравнению с рейтингом в общей группе;

4.                Ценностные ориентации группы «риска» качественно отличаются от ценностных ориентаций группы «благополучные»;

5.                При рассмотрении результатов социометрии и методики «Ценностные ориентации» видно, что чем ближе ценностные ориентации конкретного человека к среднегрупповым, тем выше его рейтинг в данной группе.

Из всего выше сказанного следует: принимая ценности и идентифицируя себя с группой испытуемые получают признание той группы, с которой они себя идентифицируют.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование «Образа - Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде, - подтвердилась.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Психология человека от рождения до смерти./ Под общей редакцией Реан А. А. - М., 2002 - 656 с.

2. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы Психологии. - 1988. № 6. - С.8-31

3. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 342 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 419 с.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986 – 347 с.

6. Столин В.В.. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 376 с.

7. Вильям Джемс. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 583 с.

8. Розенберг М. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения. - М.: Педагогика, 1989. - 261 с.

9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 1987.- 478 с.

10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - М.: Педагогика, 1972. – 439 с.

11. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе. // Психол. журн. 1998. № 1. С. 83-95.

12. Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 168 с

13. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М., 1994. - 397 с.

14. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. - М., 1981. - 287 с.

15. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999. - 328 с.

16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта:2006. - 352 с.

17. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47

18. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: МГУ, 1994. - 643 с.

19. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 436 с.

20. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 480 с.

21. Московичи С. Машина, творящая богов. пер. с фр. - М., 1998. - 560 с.

22. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 201-211.

23. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.// Вопросы психологии. №2, 1987 - С. 44 - 67.

24. Агеев В. С. Социальная идентичность личности. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003 - 475 с. С. 349 - 362.

25. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict.// W.G. Austin, S Worchel (eds.). The social psychology of intergroup relations. - Monterrey, Calif., 1979. - 324 p.

26. Тернер Дж. Социальное влияние. М. 2003, 256 с.

27. Turner J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behaviour//Advances in Group Processes Ed. E. Lawer. 1985. V. 2. P. 77 121.

28. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М., 1999. - 247 c.

29. Майерс Д. Социальная психология. - М., 2004. - 673 с.

30. Кон И.С. Социологическая психология. - М., 2002. - 324с.

31. Клёцина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления: Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. - Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 С. 30-44.

32. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

33. Phinney, J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research. Psychological Bulletin, 108, p. 499-514.

34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 1999. - 267с.

35. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. - Спб.: Питер, 2008. - 230с.

36. Петровский А. В. Предпосылки и очерк стратометрической концепции групповой сплоченности. Возрастная и педагогическая психология. - Материалы Всесоюзного семинара-совещания. С. 1 - 37.

37. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи: Докт. дис. Тарту.,1985. - 263 c.

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 688 с.

39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,1973. - 537 с.

40. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. - М.,1972.

41. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. - М.,1979.

42. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1989. - 245 с.

43. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения.// Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

44. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М., 1990. - 183 с.

45. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 381 с.

46. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24

47. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1983. - 234 с.

48. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.,1991. - 216 с.

49. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

50. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2005. - 420 с.

51. Немов Р. С. Психология. Книга 3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2001. - 632 с.

52. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - М., 2003. - 223 с.

53. Мещеряков Б., Зинченко В.. Большой психологический словарь. - М., 2002. - 640 с.

54. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.

55. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. – Киев, 1989. - 200 с.

56. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 624 с.

57. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М. 2005. - 349 с.

58. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

59. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002. - 629 с.


Приложение А


Бланк экспертной оценки учеников


Уважаемый педагог, предлагаем Вам ответить на анкету. Ваши ответы будут использоваться в психологическом исследовании, проводящемся в Вашей школе. Результаты будут представляться в обобщенном виде, имена разглашаться не будут.

Если школьник в целом по предлагаемому критерию в целом характеризуется положительно, то напротив его фамилии поставьте знак «+» (плюс), если отрицательно, знак «-» (минус). Если нельзя охарактеризовать точно, поставьте знак « +- » (плюс минус).


№ п\п

Ф. И. О. ученика

критерии

успеваемость

посещение занятий

отношение к школе

отношение к педагогам

1

Ф. И. О.





2

Ф. И. О.





3

Ф. И. О.





4

Ф. И. О.





5

Ф. И. О.





6

Ф. И. О.





7

Ф. И. О.





8

Ф. И. О.





9

Ф. И. О.





10

Ф. И. О.





11

Ф. И. О.





12

Ф. И. О.





13

Ф. И. О.





14

Ф. И. О.





15

Ф. И. О.





16

Ф. И. О.





17

Ф. И. О.





18

Ф. И. О.





19

Ф. И. О.





20

Ф. И. О.





21

Ф. И. О.





22

Ф. И. О.





23

Ф. И. О.





24

Ф. И. О.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты