Стоит сказать о том, что школа №,….
Таблица 2.2 - Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» выборки 8-х классов
шкалы |
ответы |
группы |
||||
Общее Кол-во |
группа "риска" Кол-во |
группа "благополучные" Кол-во |
||||
+ |
- |
+ |
- |
|||
"социальное я" |
ученик (ученица) |
18 |
2 |
6 |
9 |
1 |
член своей семьи |
16 |
9 |
0 |
7 |
0 |
|
половая принадлежность |
6 |
2 |
0 |
4 |
0 |
|
гражданин |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
|
спортсмен |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
|
участник художественного кружка |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
"коммуникативное я" |
друг (подруга) |
12 |
4 |
0 |
8 |
0 |
"материальное я" |
люблю путешествовать |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
"физическое я" |
возрастные характеристики |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
оценка своего внешнего вида |
9 |
3 |
0 |
5 |
1 |
|
"деятельное я" |
Самооценка навыков, умений, знаний, компетенции |
11 |
4 |
0 |
5 |
2 |
"рефлексивное я" |
личностные качества, особенности характера |
5 |
1 |
0 |
4 |
0 |
человек |
15 |
6 |
0 |
9 |
0 |
Анализ результатов обследования социометрической методикой (приложение Б, таблица 2.3, рисунок 2.3) показал, что в общей группе 3 испытуемых имеют высокий (>= 20) итоговый показатель (разность % выбора и % отвержения), 5 человек имеют средний (>=10 но <20), 5 человек имеют низкий (<10) и 7 человек отрицательный (< 0) итоговый показатель.
Рисунок 2.3 Диаграмма общих показателей социометрии
По итогам анализа результатов социометрии, проведенной в группах «риска» и «благополучных» отдельно 4 испытуемых имеют высокий, 7 - средний, 5 - низкий и 4 - отрицательный итоговый показатель.
Процентные показатели выбора и отвержения представлены в рисунке 2.3 и рисунке 2.4. Среднее арифметическое значение выбора в группах отдельно, по отношению к среднему арифметическому значению в общей группе, увеличился на 4. Вместе с тем среднее арифметическое отвержения уменьшился на 2.
Рисунок 2.3 Диаграмма показателей результатов социометрии в общей группе
Сравнение показателей выбора и отвержения в общей группе с показателями по группам отдельно (таблица 2.4) показало, что процент выбора в группах отдельно повысился у 60%, остался прежним у 20% и уменьшился у 20% испытуемых. Процент отвержения повысился у 45%, остался прежним у 10% и понизился у 45% испытуемых. Итоговый показатель повысился у 45%, остался прежним у 20% и уменьшился у 35% испытуемых.
Таблица 2.3 Итоговые показатели социометрии
|
высокий (20+) |
средний (10< но <20) |
низкий (<10) |
отрицательный (<0) |
В общей группе |
15% |
25% |
25% |
35% |
По группам |
20% |
35% |
25% |
20% |
Все это говорит о том, что рейтинг испытуемых в группах отдельно по сравнению с общей группой увеличивается, следовательно, в группах «риска» и «благополучные» отдельно испытуемые получают большее признание, нежели в общей группе. Особенно явно это проявляется у испытуемых группы «риска».
У части испытуемых рейтинг, напротив, уменьшается, это говорит о непринятии конкретного человека группой и связано с индивидуальными особенностями (например: языковой барьер) и тот факт, что их рейтинг в отдельной группе по сравнению с общей группой падает, говорит лишь о том, что в большей массе людей они менее заметны (например: испытуемый №9).
Рисунок 2.4 Диаграмма показателей результатов социометрии в группах «риска» и «благополучные»
Таблица 2.4 - Результаты сравнения показателей социометрии в общей группе и по группам отдельно
% выбора |
повысился |
12 |
60% |
остался прежним |
4 |
20% |
|
понизился |
4 |
20% |
|
% отвержения |
повысился |
9 |
45% |
остался прежним |
2 |
10% |
|
понизился |
9 |
45% |
|
% общий |
повысился |
9 |
45% |
остался прежним |
4 |
20% |
|
понизился |
7 |
35% |
Результаты обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в приложении В, таблице 2.5 и рисунке 2.5.
Из таблицы 2.4 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание». Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.
Для испытуемых группы «благополучные» высокие ранги занимают ценности «активная деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что для данных школьников важно принимать активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы на получение общественного признания и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.
Ценность «здоровье» занимает в обеих группах высокий ранг, это свидетельствует о том, что здоровье одинаково ценно для большинства испытуемых.
Также высокий ранг в обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.
Таблица 2.5 - Сводная таблица общих показателей в группе «риска» и группе «благополучные»
Ценности |
Группа «риска» |
группа «благополучные» |
активная деятельная жизнь |
11 |
6 |
жизненная мудрость |
7 |
8 |
здоровье |
2 |
6 |
интересная работа |
6 |
10 |
красота природы и искусства |
13 |
11 |
любовь |
8 |
10 |
материально обеспеченная жизнь |
13 |
10 |
наличие хороших и верных друзей |
4 |
7 |
общественное признание |
11 |
7 |
познание |
9 |
7 |
продуктивная жизнь |
14 |
9 |
развитие |
11 |
10 |
развлечения |
12 |
11 |
свобода |
10 |
11 |
счастливая семейная жизнь |
8 |
9 |
счастье других |
13 |
14 |
творчество |
13 |
13 |
уверенность в себе |
8 |
13 |
Наиболее низкие ранги в группе «риска» занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».
В группе благополучных наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».
Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».
Рисунок 2.5 Диаграмма средних показателей
По результатам статистического анализа по t-критерию Стьюдента (таблица 2.6), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.
Низкие различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп.
Таблица 2.6 - Показатели различий результатов группы «риска» и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента
ценности |
t-критерий |
разность средних значений |
1.Активная деятельная жизнь |
2,240 |
5,4 |
2.Жизненная мудрость |
0,525 |
1 |
3. Здоровье |
2,037 |
3 |
4. Интересная работа |
1,873 |
4 |
5. Красота природы, искусства |
0,698 |
1,4 |
6. Любовь |
1,280 |
3 |
7. Материально обеспеченная жизнь |
0,924 |
2,2 |
8. Наличие хорош. и верных друзей |
1,075 |
2 |
9.Общественное признание |
1,754 |
3,4 |
10. Познание |
1,136 |
2,1 |
11.Продуктивная жизнь |
3,211 |
5,2 |
12. Развитие |
0,289 |
0,5 |
13. Развлечение |
0,177 |
0,4 |
14. Свобода |
0,742 |
2 |
15. Счастливая семейная жизнь |
0,434 |
1 |
16. Счастье других |
0,157 |
0,3 |
17. Творчество |
0,118 |
0,2 |
18. Уверенность в себе |
2,199 |
4 |
В таблице 2.7 и приведены коэффициенты корреляции ответов конкретных испытуемых со средними значениями по группам и итоговые показатели социометрии. При детальном рассмотрении данных результатов видна закономерность между данными показателями: чем выше коэффициент корреляции, тем выше статус испытуемого в группе. Особенно ярко данная закономерность просматривается в группе «риска», что объясняется более жесткими требованиями к членам данной группы.
В группе «благополучные» данная закономерность проявляется в меньшей степени, следовательно, члены данной группы более мягко относятся к мнению других людей и, отличие во взглядах для них не является причиной дискриминации.
Таблица 2.7 Сводная таблица итоговых показателей социометрии и коэффициентов корреляции со средними значениями по группе «риска»
Испытуемый |
коэффициент корреляции |
итоговый показатель социометрии |
1 |
0,59 |
17 |
2 |
0,74 |
28 |
3 |
0,29 |
8 |
4 |
0,54 |
10 |
5 |
0,63 |
21 |
6 |
0,93 |
22 |
7 |
0,88 |
6 |
8 |
0,43 |
-11 |
9 |
0,64 |
-15 |
10 |
0,64 |
28 |
11 |
0,64 |
17 |
12 |
0 |
10 |
13 |
0,76 |
15 |
14 |
0,73 |
33 |
15 |
0,49 |
-11 |
16 |
0,6 |
11 |
17 |
0,39 |
13 |
18 |
0,35 |
-13 |
19 |
0,52 |
0 |
20 |
0,59 |
6 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10