Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте

Стоит сказать о том, что школа №,….


Таблица 2.2 - Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» выборки 8-х классов

шкалы

ответы

группы

Общее Кол-во

группа "риска" Кол-во

группа "благополучные" Кол-во

+

-

+

-

"социальное я"

ученик (ученица)

18

2

6

9

1

член своей семьи

16

9

0

7

0

половая принадлежность

6

2

0

4

0

гражданин

3

1

0

1

1

спортсмен

2

1

0

1

0

участник художественного кружка

1

0

0

1

0

"коммуникативное я"

друг (подруга)

12

4

0

8

0

"материальное я"

люблю путешествовать

1

0

0

1

0

"физическое я"

возрастные характеристики

3

0

0

3

0

оценка своего внешнего вида

9

3

0

5

1

"деятельное я"

Самооценка навыков, умений, знаний, компетенции

11

4

0

5

2

"рефлексивное я"

личностные качества, особенности характера

5

1

0

4

0

человек

15

6

0

9

0


Анализ результатов обследования социометрической методикой (приложение Б, таблица 2.3, рисунок 2.3) показал, что в общей группе 3 испытуемых имеют высокий (>= 20) итоговый показатель (разность % выбора и % отвержения), 5 человек имеют средний (>=10 но <20), 5 человек имеют низкий (<10) и 7 человек отрицательный (< 0) итоговый показатель.


Рисунок 2.3 Диаграмма общих показателей социометрии


По итогам анализа результатов социометрии, проведенной в группах «риска» и «благополучных» отдельно 4 испытуемых имеют высокий, 7 - средний, 5 - низкий и 4 - отрицательный итоговый показатель.

Процентные показатели выбора и отвержения представлены в рисунке 2.3 и рисунке 2.4. Среднее арифметическое значение выбора в группах отдельно, по отношению к среднему арифметическому значению в общей группе, увеличился на 4. Вместе с тем среднее арифметическое отвержения уменьшился на 2.


Рисунок 2.3 Диаграмма показателей результатов социометрии в общей группе


Сравнение показателей выбора и отвержения в общей группе с показателями по группам отдельно (таблица 2.4) показало, что процент выбора в группах отдельно повысился у 60%, остался прежним у 20% и уменьшился у 20% испытуемых. Процент отвержения повысился у 45%, остался прежним у 10% и понизился у 45% испытуемых. Итоговый показатель повысился у 45%, остался прежним у 20% и уменьшился у 35% испытуемых.


Таблица 2.3 Итоговые показатели социометрии


высокий (20+)

средний (10< но <20)

низкий (<10)

отрицательный (<0)

В общей группе

15%

25%

25%

35%

По группам

20%

35%

25%

20%


Все это говорит о том, что рейтинг испытуемых в группах отдельно по сравнению с общей группой увеличивается, следовательно, в группах «риска» и «благополучные» отдельно испытуемые получают большее признание, нежели в общей группе. Особенно явно это проявляется у испытуемых группы «риска».

У части испытуемых рейтинг, напротив, уменьшается, это говорит о непринятии конкретного человека группой и связано с индивидуальными особенностями (например: языковой барьер) и тот факт, что их рейтинг в отдельной группе по сравнению с общей группой падает, говорит лишь о том, что в большей массе людей они менее заметны (например: испытуемый №9).


Рисунок 2.4 Диаграмма показателей результатов социометрии в группах «риска» и «благополучные»


Таблица 2.4 - Результаты сравнения показателей социометрии в общей группе и по группам отдельно

% выбора

повысился

12

60%

остался прежним

4

20%

понизился

4

20%

% отвержения

повысился

9

45%

остался прежним

2

10%

понизился

9

45%

% общий

повысился

9

45%

остался прежним

4

20%

понизился

7

35%


Результаты обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в приложении В, таблице 2.5 и рисунке 2.5.

Из таблицы 2.4 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание». Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.

Для испытуемых группы «благополучные» высокие ранги занимают ценности «активная деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что для данных школьников важно принимать активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы на получение общественного признания и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.

Ценность «здоровье» занимает в обеих группах высокий ранг, это свидетельствует о том, что здоровье одинаково ценно для большинства испытуемых.

Также высокий ранг в обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.


Таблица 2.5 - Сводная таблица общих показателей в группе «риска» и группе «благополучные»

Ценности

Группа «риска»

группа «благополучные»

активная деятельная жизнь

11

6

жизненная мудрость

7

8

здоровье

2

6

интересная работа

6

10

красота природы и искусства

13

11

любовь

8

10

материально обеспеченная жизнь

13

10

наличие хороших и верных друзей

4

7

общественное признание

11

7

познание

9

7

продуктивная жизнь

14

9

развитие

11

10

развлечения

12

11

свобода

10

11

счастливая семейная жизнь

8

9

счастье других

13

14

творчество

13

13

уверенность в себе

8

13


Наиболее низкие ранги в группе «риска» занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».

В группе благополучных наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».

Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».


 

Рисунок 2.5 Диаграмма средних показателей


По результатам статистического анализа по t-критерию Стьюдента (таблица 2.6), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.

Низкие различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп.


Таблица 2.6 - Показатели различий результатов группы «риска» и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента

ценности

t-критерий

разность средних значений

1.Активная деятельная жизнь

2,240

5,4

2.Жизненная мудрость

0,525

1

3. Здоровье

2,037

3

4. Интересная работа

1,873

4

5. Красота природы, искусства

0,698

1,4

6. Любовь

1,280

3

7. Материально обеспеченная жизнь

0,924

2,2

8. Наличие хорош. и верных друзей

1,075

2

9.Общественное признание

1,754

3,4

10. Познание

1,136

2,1

11.Продуктивная жизнь

3,211

5,2

12. Развитие

0,289

0,5

13. Развлечение

0,177

0,4

14. Свобода

0,742

2

15. Счастливая семейная жизнь

0,434

1

16. Счастье других

0,157

0,3

17. Творчество

0,118

0,2

18. Уверенность в себе

2,199

4


В таблице 2.7 и приведены коэффициенты корреляции ответов конкретных испытуемых со средними значениями по группам и итоговые показатели социометрии. При детальном рассмотрении данных результатов видна закономерность между данными показателями: чем выше коэффициент корреляции, тем выше статус испытуемого в группе. Особенно ярко данная закономерность просматривается в группе «риска», что объясняется более жесткими требованиями к членам данной группы.

В группе «благополучные» данная закономерность проявляется в меньшей степени, следовательно, члены данной группы более мягко относятся к мнению других людей и, отличие во взглядах для них не является причиной дискриминации.

Таблица 2.7 Сводная таблица итоговых показателей социометрии и коэффициентов корреляции со средними значениями по группе «риска»

Испытуемый

коэффициент корреляции

итоговый показатель социометрии

1

0,59

17

2

0,74

28

3

0,29

8

4

0,54

10

5

0,63

21

6

0,93

22

7

0,88

6

8

0,43

-11

9

0,64

-15

10

0,64

28

11

0,64

17

12

0

10

13

0,76

15

14

0,73

33

15

0,49

-11

16

0,6

11

17

0,39

13

18

0,35

-13

19

0,52

0

20

0,59

6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты