Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте

Таким образом, потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка.

Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.


2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА – Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


2.1 Организация и методы исследования


Настоящая работа выполнялась на базе Государственного учреждения «Средняя школа №» г., исследованием были охвачены учащиеся 6-8 классов. Выборка составила 60 человек.

Цель - изучение процесса формирования «Образа - Я» подростков в контексте становления их социальной идентичности.

Объект исследования - «Образ - Я» и социальная идентичность подростков.

Предмет исследования - процесс формирования «Образа - Я» и социальной идентичности у подростков.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование «Образа - Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде.

В процессе работы были использованы методы, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленной цели, включающих анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследований идентичности, рассмотрение результатов исследований ценностных ориентаций школьников, социометрическое исследование. В ходе исследования были применены валидные и апробированные методики (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика изучения идентичности Куна, социометрия), сравнительный анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов.

В процессе изучения литературы по теме: «Формирование «Образа-Я» и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте», был выстроен план экспериментального исследования, в ходе которого были использованы следующие методы:

1.                Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.

2.                Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностью имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемой, кончая способами вычисление и интерпретации полученных показателей.

3.                Методы качественного анализа данных.

4.                Методы сравнительного анализа данных.

5.                Методы статистической обработки результатов.

В психодиагностическом обследовании применялись следующие методики:

1.                Методика «Кто я?».

Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его «Образом-Я» или Я-концепцией.

Методика включает в себя 26 показателей, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

1.                «Социальное Я» включает 7 показателей:

·                   прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

·                   сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

·                   учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

·                   семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

·                   этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

·                   мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

·                   групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

2.                «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

·                   дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

·                   общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

3.                «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты: описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед); оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги); отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

4.                «Физическое Я» включает в себя такие аспекты: субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный); фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии); пристрастия в еде, вредные привычки.

5.                «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

·                   занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

·                   самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

6.                «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

·                   профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

·                   семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

·                   групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

·                   коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

·                   материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

·                   физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

·                   деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

·                   персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

·                   оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек)

7.                «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

·                   персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, ногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

·                   глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

8.                Два самостоятельных показателя:

·                   проблемная идентичность (я ничто, не знаю - кто я, не могу ответить на этот вопрос);

·                   ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

Способ предъявления идентификационных характеристик может быть разным в силу даваемой инструкции, допускающей варианты в манере и способах ответов. Поэтому ответы могут быть вербальными (с помощью слов), графическими (с помощью рисунков) или смешанными.

Авторы этой методики указывает, что графический способ выполнения свойственен примерно 5-7% людей, выполняющих тест.

Как правило, это люди с хорошо развитой образной сферой. Предпочтение графического способа присуще людям с выраженными психосоматическими реакциями (когда на стрессовую проблемную ситуацию человек реагирует телесными симптомами, например головной болью, повышением температуры и т. д.), затруднениями в словесном обозначении своих переживаний и жизненного опыта, что, как правило, связано с недостатком открытого обсуждения различных эмоциональных ситуаций в родительской семье. При словесном предъявлении идентификационные характеристики даются человеком в виде списка ответов (часто уже пронумерованных) или текста сочинения, состоящего из отдельных предложений.

2.                Метод социометрических измерений (социометрия).

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько (например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.). Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта

социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N - 1), где N - число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N - 1). Указанная величина (N - 1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выбор, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре.

Однако при увеличении размеров группы до 12 - 16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только 2 объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название социометрического ограничения или лимита выборов. Многие исследователи считают, что введение социометрического ограничения значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты