Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников (5-11 классы гуманитарно-лингвистической гимназии № 25 и общеобразовательной школы № 49)

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я".

Четвертая методика исследования уровня субъективного контроля. Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известными из них является шкала локус контроля Дж.Роттера. эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1.                 Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.

2.                 Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач,

Пятая методика Кто я направлена на выявление особенностей восприятия учащимися себя в ролевых (дочь, сын, сестра, ученик и т.д.); этических (люблю музыку, люблю сладости, люблю свой город и т.д.); эстетических (красивая, нежная и т.д.); дифференцированных (влюбленная, знакомая, помощник и т.д.) позиций.

Данные по методике Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн. I гр. Подростки (5-9 кл.) ГЛГ № 25. Данные показывают, что самооценка подростков данной группы завышена (80-90%) по всем параметрам (счастье, здоровье, хороший, ум, знающий себя), что обусловлено престижем школы, неадекватным оцениванием знаний учителями учащихся, ориентация родителей на то, что обучение в такой школе способствует к развитию всесторонне развитой личности.

Исп. Г. – "Я считаю себя умной потому, что так считают учителя".

Исп. Д. – "Я счастлив, так как я учусь в гимназии".

Исп. К. – "Я знаю себя достаточно хорошо (80%), поскольку родители говорят мне, что я учусь в гимназии".

II гр. Подростки (5-9 кл.) ООШ ; 49. Самооценка подростков является адекватной (50-60%) по шкалам (счастье, хороший, знание себя). Что можно объяснить объективной оценкой родителями и учителями способностей самих школьников. Были выявлены следующие ценности школьников: доброта, отзывчивость, самостоятельность, вежливость.

Исп. Л. – "Счастливыми людьми я считаю тех людей, которые знают свою цель в жизни, которые добиваются всего своими силами".

Исп. А. – "Хороший – это добрый, понятливый, умный".

Исп. Н. – "Добрые люди всегда хорошие".

А по параметрам (здоровье, ум) занижена на (20-30%). Это может быть связано с самочувствием, хроническими заболеваниями, ответственностью, собранностью, активным образом жизни.

Исп. М. – "Я не умная, так как иногда я не могу ответить даже на легкие вопросы".

Исп. Р. – "У меня большие проблемы с математикой".

Исп. К. – "У меня много болезней". "Умным человек является, если может принять решение".

III гр. Юноши (10-11 кл.) гуманитарно-лингвистической гимназии " 25. Самооценка юношей завышена (80-100%), что объясняется следующем: материальная обеспеченность, наличие друзей, неадекватность оценивания как учителей, так и родителей. Было выявлено наличие следующих ценностей: самостоятельность, понимание, доброта.

Исп. М. – "Счастливый человек – это материально обеспеченный человек".

Исп. Т. – "Счастья я достигну с помощью себя, родителей и подруг".

Исп. Р. – "Хороший человек – отзывчивый, добрый, умный, понимающий".

IV гр. Юноши (10-11 кл.) общеобразовательной школы № 49. Самооценка юношей адекватна (45-55%) по параметрам (хороший, умный, знающий себя), что обусловлено адекватной оценкой родителей, материальная и духовная обеспеченность (под духовной понимается довольство своим внутренним состояние), наличием друзей. У юношей были выявлены такие ценности как: понимание, доброжелательность, уверенность в себе и т.д.

Исп. Д. – "Хорошие люди – это добрые, сердечные, откровенные люди". "Люди, которые знают себя, они уверенны в себе, раскованы, знают свои недостатки и преимущества.

Исп. Н. – "Хороший человек – это который понимает людей, помогает им, добродушный".

Исп. Р. – "Стать хорошим зависит от меня и от моих родителей".

А по шкале (счастье, здоровье) самооценка занижена (25-35%), что связано с кругом общения, взаимоотношениями со взрослыми (родители, учителя), материальной обеспеченностью.

У юношей выделены следующие ценности: уверенность в себе, сила воли, целеустремленность.

Исп. М. – "Счастливый человек – это тот человек, у которого есть семья, которая обеспечена материально".

Исп. Д. – "Счастливые люди – это люди, которые достигли, чего хотели, в карьере и личной жизни". "Чтобы быть здоровой, я должна призвать всю свою силу воли".

Исп. И. – "Я стану здоровой с помощью себя и родителей".

Исп. С. – "Счастья я достигну, изменив свое поведение и образ жизни, понять, что мне нужно, чтобы стало легче прежде всего в отношениях с матерью".

Выявленные особенности самооценки школьников удобно представить в виде схемы.


Сплошной линией отмечены учащиеся гимназии № 25; пунктиром – учащиеся школы № 49.


Данные по методике Кто я?

I гр. Подростки (5-9 кл.) ГЛГ № 25. Для подростков данной группы характерны следующие позиции: такие, как этические (люблю, не люблю и т.д.); дифференцированные (добрая, хорошая).

Исп. В. – "Счастливая, добрая, веселая".

Исп. Н. – "Уверенна в себе, щедрая".

Исп. А. – "Люблю телепередачи", "Люблю читать".

Исп. К. – "Люблю чувствовать себя хорошо".

II гр. Подростки (5-9 кл.) ООШ № 49. В отличие от своих сверстников для них свойственны наиболее ролевые позиции (дочь, сын и т.д.), а также этические позиции (люблю, не люблю).

Исп. С. – "Я – дочь, сестра, внучка, помощница".

Исп. А. – "Люблю гулять", "Люблю красивые вещи".

Исп. Е. – "Я – дочь, любящая своих родителей".

II гр. Юноши (10-11 кл.) ГЛГ № 25. Для юношей наиболее характерны следующие позиции: этические (не люблю то, люблю это), дифференцированные, т.е. способность дифференцировать свое "Я" и оценивать себя по характерологическим признакам (познающий и т.д.), а также ролевые (сын, внук и т.д.).

Исп. Т. – "Люблю делать все до конца", "Люблю работать".

Исп. О. – "Люблю посмеяться", "Люблю ягоды".

Исп. С. – "Стараюсь быть честным", "Личность".

Исп. К. – "Девочка, сестра, подруга, внучка".

IV. гр. Юноши (10-11 кл.) ООШ № 49. Для этих юношей наиболее свойственны такие позиции, как: ролевые (подруга, друг), этические (любитель того-то, не люблю то-то и т.д.), дифференцированные.

Исп. Н. – "Я – дочь, внучка, племянница и т.д.".

Исп. Р. – "Я люблю спорт", "Не люблю критики".

Исп. Д. – "Я уверенна и раскована в себе в трудной ситуации", "Я совсем не скандальная".

Исп. Д. – "Я люблю риск и опасность".

Данные по опроснику Спилбергера (ситуативная (СТ) и личностная (ЛТ) тревожность.

I гр. Подростки (5-9 кл.) ГЛГ № 25. Для подростков данной группы наиболее характерна личностная тревожность (показатели высоки по данному уровню в отличие от ситуативной тревожности). Чем старше класс, тем меньше показатель тревожности. Например, если средний показатель личностно тревожности по 5-му классу равен 36,1, то уже к 9-му классу он равен 18,8 процентов. А показатели ситуативной тревожности намного низки, например, у 5-классников он равен 22,1, то к 9-му классу он равен 9.

II гр. Подростки (5-9 кл.) ООШ № 49. Подросткам этой группы, как и их сверстникам, характерна личностная тревожность. Это опять же говорит о том, что чем старше класс, тем меньше уровень тревожности. Например, у 5-классников он равен 21,6 (средняя по классу), а у 9-классников он равен 10,1. Показатели же ситуативной тревожности у 5-классников равны 18, к 9-му классу он равен 8,7 процентов.

III гр. Юноши (10-11 кл.) ГЛГ № 25. Юношам данной группы наиболее характерна личностная тревожность. Например, она в 10-м классе равна 16,5, а в 11-м классе она равна 15,4. В отличие от личностной ситуативная тревожность низка, если она в 10-м классе составляет 8,6 процентов, то в 11-м классе она будет равна 7,6.

IV гр. (10-11 кл.) ООШ № 49. Для юношей этой группы, как и их сверстникам из предыдущей группы, наиболее характерна личностная тревожность, в отличие от ситуативной. В 10-м классе она равна 18,6, а в 11-м классе 16,7. Если ситуативная тревожность 10-классника будет 9,3, в 11-м же она равна 8,7 процентов.

Данные по методике УСК (локус контроля).

I гр. Подростки (5-9 кл.) ГЛГ № 25. Подросткам данной группы наиболее присущ интернальный локус контроля, что свидетельствует о том, что происходит с ними, считает результатом своей деятельности. Этим подросткам работается лучше в одиночестве, активны "ищущие". Они более уверенны в себе, терпеливы, доброжелательны, больше заботятся о своем здоровье.

II гр. Подростки (5-9 кл.) ООШ № 49. Для данной группы подростков характерны как интернальный, так и экстернальный локус контроля. Для учащихся 6, 8, 9 классов характерен интернальный локус контроля, что обусловлено активной деятельностью, дружелюбием, уверенностью в себе, менее склонны подчиняться, им лучше работается в одиночку. А для 5, 7 классов наиболее характерен экстернальный локус контроля, что детерминировано конформным и уступчивым поведением, способностью подчиняться, т.е. экстернал полагает, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил – случая, людей и т.д.

III гр. Юноши (10-11 кл.) ГЛГ № 25. Юношам этой группы наиболее свойственен интернальный локус контроля (самостоятельность, уверенность в себе, активность, общительность).

IV гр. Юноши (10-11 кл.) ООШ № 25. Юношам данной группы, как и их сверстникам, присущ интернальный локус контроля, т.е. предпочтение самостоятельной работы, менее склонны подчиняться давлению других, активны, любознательны, заботятся о своем здоровье.

Для расчета коэффициента личностной тревожности и локуса контроля использовалась ранговая корреляция Спирмена, которая вычисляется по формуле:


                  6 ∙ ∑ (d²)

rs = 1 -

              N – (N² - 1)


где d – разность между разными по каждой из переменных;

N - количество переменных, в данном случае, количество испытуемых.


            rs = 0,05

 6 ∙ 177,7 10662

rs = 1 - = 1 - = 0,6

 142 ∙ (142² - 1) 28631

rэмп = 0,6

rтаб = 0,05 rэмп > rтаб


Следовательно, гипотеза Н1: корреляция между личностной тревожностью и локусом контроля достоверно отличается от нуля.

 6 ∙ 559,4 33564

rs = 1 - = 1 - = 0,8

131 ∙ (131² - 1) 224796

rэмп = 0,8

rтаб = 0,05 rэмп > rтаб


Следовательно, гипотеза Н1: корреляция между личностной тревожностью и локусом контроля достоверно отличается от нуля.


Учащиеся ГЛГ № 25

Классы

Личностная тревожность

Локус контроля

d

5

10,3

6,6

3,7

13,69

6

11,6

6,2

5,4

29,1

7

10,3

5,5

4,8

23,4

8

17,2

7,1

10,1

102,01

9

9,4

7,6

1,8

3,2

10

9,5

7,8

1,7

2,8

11

9,8

7,9

1,9

3,6

Суммы



29,4

177,7

Учащиеся СШ № 49

классы

Личностная тревожность

Локус контроля

d

5

18,2

4,9

13,3

176,8

6

18,7

6,3

11,4

153,7

7

16,7

5,1

11,6

134,5

8

14,4

6,9

7,5

56,2

9

10,9

6,6

4,3

18,9

10

106

7,2

3,4

11,5

11

103

7,5

2,8

7,8

суммы



54,3

559,4


Данные по методике Т. Лири (межличностное отношение).

I гр. Подростки (5-9 кл.) ГЛГ № 25. Межличностное отношение подростков измерялось по двум параметрам: я – реальное (то. Как я себя оцениваю), я – в глазах товарища (то, как меня оценивает мой товарищ). По этим критериям были получены следующие результаты. Я – реальное (добросердечие, отзывчивость, жертвенность, тенденция к лидерству, доверчивость и т.д.). Я – в глазах товарища (тенденция к лидерству, уверенность в себе, отзывчивость, бескорыстность, добросердечие и т.д.).

II гр. Подростки (5-9 кл.) ООШ № 49. Для подростков этой группы характерно следующее: я – реальное (доверчивость, добросердечие, конфорность, жертвенность, тенденция к лидерству). Я – в глазах товарища (уверенный в себе, отзывчивость, жертвенность, бескорыстие).

III гр. Юноши (10-11 кл.) ГЛГ № 25. Юношам свойственно следующее: Я – реальное (уверенный в себе, лидер, властный, отзывчивый, требовательный, добросердечный). Я – в глазах товарища (требовательный, отзывчивый, стремящийся к лидерству, жертвенный, доверчивый).

IV гр. Юноши (10-11 кл.) ООШ № 49. Для юношей данной группы характерно: я – реальное (лидер, властный, отзывчивый, жертвенный, добросердечный, требовательный, уверенный в себе). Я – в глазах товарища (отзывчивый, добросердечный, самоуверенный, властный).


ВЫВОД


Обобщая полученные результаты (которые были подвержены качественному анализу, а также часть эксперимента была подвержена мат. Обработке по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена), можно утверждать, что самооценка школьников гуманитарно-лингвистической гимназии завышена в отличие от самооценки школьников общеобразовательной школы.

Проведенной исследование позволяет сделать следующие выводы:

1)                 Изменение характера самооценки зависит от того, как подростки и юноши осознают свое внутреннее состояние (реально видят свои преимущества и недостатки), четко понимают, как их воспринимают и оценивают окружающие, т.е. чем выше будет уровень рефлексии, тем более высокой будет самооценка.

2)                 Престиж школы, уклон обучения на конкретный предмет, мотивировка детей родителями (установка на будущее) оказывают большое влияние на самооценку школьников. Соответственно, у детей, обучающихся в гуманитарно-лингвистической гимназии, самооценка будет высокой, так как учащиеся углубленно изучают несколько иностранных языков, таких как: французский, английский, а также углубленно изучается литература.

В отличие от школьников гуманитарно-лингвистической гимназии, у школьников общеобразовательной школы самооценка занижена. Это может быть обусловлено обучением по обычной программе, средой общения и т.д.

3) На характер самооценки подростков и юношей оказывают влияние особенности взаимоотношения (сверстники, родители, учителя). А также на самооценку школьников влияет уровень тревожности и локус контроля (на сколько способен контролировать себя учащийся).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализируя использованные источники и проведенный эксперимент, автор акцентирует внимание на самооценке подростков и юношей. Подростковый возраст (10-15 лет) является наиболее кризисным. Подростковый кризис сопровождается актуализацией восприятия себя самостоятельным субъектом. У подростков стремление к самостоятельности выражается в появлении осознавания своей причастности к взрослым в том, что осознание себя противоречит фактическим возможностям подростка. Отношение взрослого обычно не соответствует этому новому восприятию, подросток всеми ему доступными средствами пытается утвердить себя самостоятельным субъектом. Формирующееся представление индивида о самом себе объясняется в образе "Я". Образ "Я" как совокупный продукт информации, полученной в общении и через личный опыт, представляет собой сложное единство осознаваемого и неосознаваемого, устойчивого и изменчивого, реального и воображаемого. Для подросткового возраста характерен бурный рост самосознания, интерес к анализу нравственно-психических качеств другого человека, изменения оценочного отношения к окружающим, резкий скачок в развитии самооценки.

Е.Д. Божович считает, что у подростка возникает новая потребность понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других, попытаться проанализировать свои переживания (7, с. 15). Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложнения учебной работы и благодаря той общественной деятельности, которую подросток выполняет в обществе. Формирование самосознания (новый и очень существенный уровень формирования) подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков. Основными условиями, влияющими на возникновение новообразий в психике подростка, в частности, на формирование нового уровня самосознания, являются такие факторы, как социальные условия жизни подростка, новые требования к его поведению и деятельности в системе отношений со взрослыми. Общение является основным средством во взаимоотношении со сверстниками. Общение имеет прямое отношение к формированию представления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными. Юноши же, в отличие от подростков, характеризуются переходом к самостоятельной взрослой жизни. Этот возраст определяется изменениями в жизни человека. Основными проблемами юношеского возраста являются развитие самосознания, формирование ценностных ориентаций, выбор профессии и вступление во взрослую самостоятельную жизнь. Для юношей характерны такие ценности как: счастливая семейная жизнь, образованность, уверенность в себе и т.д. Как подростки, так и юноши анализируют свои поступки, ориентируются на мнение окружающих. Поэтому самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Самооценка может быть адекватной (правильной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Она может быть и неадекватной (неправильной), когда человек оценивает себя не объективно, его мнения о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. На характер самооценки влияют многие факторы: например, взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями, среда общения. На самооценку школьников влияет место обучения и вид обучения.

Бесспорно, что данная проблема актуальна для современного общества. От того, как будет происходить формирование самооценки подростков и юношей, зависит благополучие самих школьников и нашего общества. Поэтому необходима индивидуальная работа, диагностика как подростков, так и юношей. Результаты данного исследования показывают, что изучение самооценки как особой области психического развития должно занять должное место среди задач возрастной и педагогической психологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Авдуевская Е.П. "Принадлежность к группе и самовосприятие личности" Вопросы психологии. 1990 г. № 3 //.

2.     Алешина Ю.Е., Коноводова А.С. "Взаимоотношения подростков в школьном коллективе" //Вопросы психологии, 1988 г. № 3//.

3.     Ананьев Б.Г. "Человек как предмет познания". М. 1980 г.

4.     Асмолов А.Г. "Психология личности". М. 1990 г.

5.     Бернс Р. "Развитие "Я" – концепции и воспитание". М. 1986 г.

6.     Бодалев А.А. "Восприятие и понимание человека человеком". М. 1982 г.

7.     Божович Е.Д. "Психологические особенности развития личности подростка". М. 1979 г.

8.     Божович Е.Д. "Психологические особенности развития личности подростка". М. 1979 г.

9.     Бороздина Л.В. "Уровень притязания и самооценка". М. 1983 г.

10. Бороздина Л.В., Вединска Л. "Притязание и самооценка" // Вестник. МГУ сер. 14. Психология. 1986 г. № 3 //.

11. Бороздина Л.В."Что такое самооценка"//Психологический журнал,1994г.№ 4.

12. Бороздина Л.В. "Самооценка и возраст" // в кн. "Тезисы научных сообщений советских психологов VI Всемирного съезда общества психологов. Ч.2. м. 1983 г. //.

13. Бороздина Л.В. "Исследование уровня притязания". М. 1995 г.

14. Братусь Б.С., Павленко В.Н. "Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии. // Вопросы психологии. 1986. № 4. //

15. Бреслав Г.М. "Эмоциональные особенности формирования личности в детстве". М. 1990 г.

16. Выготский Л.С. "Собрание сочинений" в 6 т. т.4. М. 1984 г.

17. Гаврилова Т.А. "Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста". // Вопросы психологии. 1984 г. № 1 //.

18. Гальперин П.Я., Запорожец А.В. "Актуальные проблемы возрастной психологии". М. 1988 г.

19. Гозман Л.Я., Алешина Ю.В. "Взаимосвязь отношения к себе и другим". // Вестник МГУ сер. 14. Психология. 1982 г. № 4 //.

20. Гуткина Н.И. "Психологические проблемы общения учителя с подростком". // Вопросы психологии". 1984 г. № 12.

21. Захарова А.В. "Структурно-динамическая модель самооценки". // Вопросы психологии. 1989 г. № 1. //

22. Захарова А.В., Андрющенко Т.Ю. "Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности", // Вопросы психологии. 1980 г. № 4.//

23. Кваде В., Трусов В.П. "Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка", // Вопросы психологии. 1980. № 3. //

24. Ключникова Г.А. "Методика изучения самооценки школьников" // Вопросы психологии. 1984 г. № 1.

25. Кон И.С. "Психология ранней юности". М. 1989 г.

26. Кон И.С. "Педалогия подростка" М. 1980 г.

27. Кулагина И.Ю. "Возрастная психология". М. 1996 г.

28. Леви В. "Искусство быть другим". М. 1980 г.

29. Леви В. "Искусство быть собой". М. 1991 г.

30. Леонтьев А.Н. "Деятельность, сознание, личность". М. 1977 г.

31. Леонтьев А.Н. "Проблемы развития психики". М. 1981 г.

32. Липкина А.И. "Самооценка школьника". М. 1976 г.

33. Липкина А.И. "Самооценка школьника и его память. // Вопросы психологии. 1981 г. № 3 //.

34. Мнацаканян Л.И. "Личность и оценочные способности старшеклассника". М. 1991 г.

35. Пантилеев С.Р. "Самоотношение как эмоционально-одиночная система". М. 1991 г.

36. "Психологические особенности самосознания подростков" под ред. Боришевского М.И. Киев. 1980 г.

37.  "Психология личности" под ред. Гальперина П.Я. М. 1982 г.

38.  "Практикум по экспериментальной и прикладной психологии" под ред. А.Н.Крылова ЛТУ. 1990 г.

39. Ремшмит Х. "Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности" под ред. Гудковой Т.А. М. 1994 г.

40. Рубинштейн С.Л. "Проблема общей психологии". М. 1976 г.

41. Рубинштейн С.Я. "Экспериментальные методики патопсихологии".М. 1980г.

42. Сафин В.Ф. "Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения". // Вопросы психологии. 1975 г. № 3.

43. Столин В.В. "Самосознание личности". М. 1983 г.

44. Соколова Е.Т., Федотова Е.О. "Апробация методики косвенного измерения системы самооценок". // Вопросы психологии. 1982 г. № 3.

45. Соколова Е.Т., Федотова Е.О. "Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки". // Вопросы психологии. 1986 г. № 1.

46. Соколова Е.Т. "Самосознание и самооценка при аномалиях личности". М. 1989 г.

47. Соколова Е.Т. "Проективные методы исследования личности". М. 1980 г.

48. Толстых Н.Н. "Формирование личности в онтогенезе" М. 1981 г.

49. Толстых Н.Н. "Жизненные планы подростков и юношей". // Вопросы психологии. 1984 г. № 3.

50. Фельдштейн Д.И. "Психология современного подростка". М. 1987 г.

51. Фельдштейн Д.И. "Проблемы возрастной и педагогической психологии". М. 1995 г.

52. "Формирование личности в переходной период: от подросткового к юношескому возрасту". Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1987 г.

53. Чеснокова И.И. "Проблема самосознания в психологии" М. 1977 г.

54. Чудновский В.С. "Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением". Ставрополь. 1993 г.

55. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности" . М. 1994 г..

56. Фрейд А. "Психология "Я" и защитные механизмы". М. 1993 г.

57. Эльконин Д.Б. "Избранные психологические труды". М. 1988 г


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты