Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников (5-11 классы гуманитарно-лингвистической гимназии № 25 и общеобразовательной школы № 49)

А – 2) гуманистическая направленность с индивидуалистской акцентуацией – для подростка наиболее ценным является он сам, его проблемы, интересы; ценности окружающих несколько ниже, чем его. Для личности важно признание обществом ее личной значимости, неповторимости. Самоутвердиться подросток стремится через деятельность, через ее результаты, ценные для него самого и для общества.

Б. Эгоистическая направленность, когда для подростка существенно более значимым, по сравнению с обществом, является он сам, его отношение к себе, безусловно, положительное. Внутри этого типа выделяются 2 подтипа:

Б – 1) эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией – ценность для подростка собственной личности высока.

Б – 2) эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией – общество для подростка не представляет почти никакой ценности, личность концентрируется только на самом себе, концентрация идет за счет резко отрицательного отношения к обществу.

В. Депрессивная направленность личности, когда ценности для самой себя личность никакой не представляет, а ее отношение к обществу можно охарактеризовать как условно положительное.

Г. Суицидальная направленность личности, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте – половое созревание, начало функционирования половых желез.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремление к героическим делам, опасности, риску (50, с. 161). Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты – настойчивость, упрямство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он уже часто ставит перед собой цели. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенность, порождающей склонность к к колебанию настроения и даже аффективным вспышкам. Отрицательные эмоциональные порывы зачастую не компенсируются в должной степени соответствующим центром торможения. Порой подросток сначала что-то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало бы поступить наоборот. Бурно развиваются чувства подростков, в то же время эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического "я". Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. На образ физического "я" и самосознание в целом оказывает влияние темпы полового созревания.

Главная особенность подростка – личная нестабильность. Противоречивые черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом. Определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка, Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества а с другой они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному им лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время, преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны».

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности детей, которые стремятся понять логику явлений, отказываются что-либо принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности 10-16-летнего подростка являются нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Переход от внешнего овладения к внутреннему и составляет существенную черту, отличающую подростка от ребенка.

1.2 Юношеский период


Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов определяются по-разному.

Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связано с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).

Между возрастом с социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Возраст, а точнее, предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности.

Слово "юность" обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельному и ответственному возрасту, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности, полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

В юношеском возрасте индивид имеет четкое представление о себе, о своих возможностях, способностях и т.д., в отличие от подростка или младшего школьника. Поэтому юноши конкретно представляют и осознают свой образ "я", т.е. имеют целостное представление о себе. Исходя из этого следует, что в юношеском возрасте есть определенная концепция, называемая "я" – концепция. Я - концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой (5, с. 30). в юношеском возрасте Я – концепция, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой – претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я – концепции, в частности, к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности. В-третьих, требования, исходящие от социальной среды – родителей, учителей, сверстников – могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важный решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д. могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на Я – концепцию в пору юности.

Под воздействием определенных факторов – биологических, психологических, социальных – человек часто становится взрослым раньше, чем хотелось бы ему или окружающим его людям. В других случаях эти факторы, наоборот, задерживают его развитие. В народе есть мудрая поговорка, которая гласит: "Человек становится взрослым на два года раньше, чем хотелось бы его родным, и на два года позже, чем он хотел бы сам".

По мнению немецкого философа и психолога Эдуарда Шпрангера, главная задача психологии – познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей (16, с. 227). Юношеский возраст - прежде всего, стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру, - открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойства, появление жизненного плана, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия "Я" к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. Шпранглер делит юность на две фазы. Главная проблема 14-17-летних – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; у 17-20-летних на первый план выступает "кризис оторванности", "чувство одиночества" и т.д. В работах Шпрангера более подробно раскрываются исторические условия и социальное положение юношества, его нравственное развитие, выбор профессии, становление мировоззрения.

Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель инстальтпсихологии Курт Левин (24, с. 31). Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее сферы. Свойства личности и свойства сферы взаимосвязаны. Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юноши определяется прежде всего маргинальностью (промежуточностью) его положения.

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (цит. по: 24, с. 40) – выдвинул ряд важных положений в природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста особенно, был известный американский психолог Э.Эриксон (25, с. 54). Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития сознательного "Я", изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Переход к новой фазе развития протекает в форме "нормативного кризиса", который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста.

Э.Эриксон считает, что главной задачей. Которая встает перед индивидом в юности, является формирование чувства идентичности. Юноша должен ответить на вопрос: "Кто я ?" и "Каков мой дальнейший путь ?". В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Чувство идентичности у юноши формируется постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство.

Идентичность нельзя рассматривать в применении лишь к отдельно взятому человеку; она получает осмысление только в социальном контексте, в системе отношений индивида с другими людьми, и в первую очередь, с членами его семьи. Иначе говоря, идентичность имеет как личностные (субъективные), так и социальные (объективные) аспекты, которые теснейшим образом взаимосвязаны.

Важность личностного и социального аспектов идентичности и процесса их постоянного взаимодействия находит отчетливое отражение в определении идентичности, данном Эриксоном: «Сознательное ощущение наличия личной идентичности основывается на двух наблюдениях, существующих одновременно. Это, во-первых, непосредственное восприятие индивидом своей длящейся самоотверженности, а во-вторых, восприятие того факта, что другие люди также видят эту длящуюся самоотверженность». Поэтому, по мнению Эриксона, для достижения чувства идентичности юноша должен научиться быть в высшей степени самим собой в тех случаях, когда он больше всего значим для других, а именно для тех, кто является подлинно значимым для него.

Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Многие специалисты считают, что юность – это период ролевого экспериментирования, когда юноша "примеряет к себе" различные взгляды и интересы.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать в этот период молодой человек, является размывание чувства своего "Я". Юношу одолевают сомнения в возможности направить свою жизнь в какое-то русло. Его тело быстро растет и меняет облик, половое созревание наполняет все его существо и воображение незнакомым волнениям, впереди открывается взрослая жизнь во всем противоречивом многообразии.

Э.Эриксон указывает четыре основных линий развития неадекватной идентичности:

1) Уход от близких взаимоотношений. Юноша может избегать слишком тесных межличностных контактов, боясь утратить в них собственную идентичность. Это нередко приводит к стереотипизации с формализации отношений или к самоизоляции.

2) Размывание времени. В этом случае юноша не способен строить планы на будущее или вообще утрачивает ощущение времени. Такие проблемы связаны с боязнью изменений и взросления, обусловленной, с одной стороны, неверием в то, что время способно принести какие-либо перемены, а с другой, тревожным опасением, что перемены все-таки могут произойти.

3) Размывание способности к продуктивной работе. Здесь молодой человек сталкивается с невозможностью эффективно использовать свои внутренние ресурсы в какой-либо работе или учебе. Любая деятельность требует вовлеченности, от которой индивид стремится защититься. Эта защита выражается либо в том, что он с головой уходит в какую-нибудь одну деятельность, пренебрегая всеми остальными.

4) Негативная идентичность. Нередко молодой человек стремится найти идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение его родители и другие взрослые.

Потеря чувства идентичности часто выражается в презрительном и враждебном неприятии той роли, которая считается нормальной в семье или в ближайшем окружении. Такая роль в целом может стать той точкой, в которой сосредоточится все презрение, на какое способен молодой человек.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные модификации ребенка со взрослыми. Наличие идентичности предполагает устойчивость самовосприятия индивида и его уверенность в том, что другие люди воспринимают его таким, какой он есть.

Э.Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждый из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

·       Первая фаза – младенчество. Ее главная задача – выработать у младенца бессознательное чувство "базового доверия" к внешнему миру.

·       Вторая фаза – раннее детство – у ребенка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность – стыд и сомнение.

·       Третья фаза – игровой возраст (от 5 до 7 лет) – формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если желание блокируется, возникает чувство вины.

·       Четвертая фаза – школьный возраст. Главным новообразованием является чувство предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

·       Пятая фаза – юность – характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность.

·       Шестая фаза – молодость – характеризуется появлением и способностью к интимной близости с другими людьми, включая сексуальную близость. Ее альтернатива – чувство изоляции и одиночества.

·       Седьмая фаза – взрослость – творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они заключаются не только в труде, но и в заботе о других.

·       Восьмая фаза – зрелый возраст (или старость) – характеризуется появлением чувства уравновешенности, полноты жизни; отрицательное – отчаяние и разочарование. Высшая добродетель этого возраста – отрешенность и мудрость.

Л.И. Божович считает, что "старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывает с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения превращаются в "аффективный центр" жизненной ситуации, вокруг которого начинает вращаться вся деятельность, все интересы старшего школьника (цит. по 51, с. 42). Решающее значение придается динамике "внутренней позиции" формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок из предшествующего опыта, своих возможностей, своих раннее возникших потребностей и стремлений относится к тому, объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе.

Множественность теории юности и схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск.

Ранняя юность – «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Юность – завершающий этап первичной социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе приобретает ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненный путь юношей и девушек, расширяется диапазон общественно-политических ролей. Важнейшей задачей этого возраста становится также подготовка к созданию семьи.

Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план – явление одновременно социального и этического. Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становиться не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Жизненный план – это план деятельности.


1.3 Основные психологические новообразования переходного периода


Новые задачи, новые ориентации школы вызывают определенные отношения, специфические переживания учащихся, что обуславливает особенности их психического развития, формирования личности.

Из исследований И.В. Дубровиной следует, что подростки к моменту окончания неполной средней школы не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение до 11 класса. Другие же, не удовлетворенные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что потом будет, им не ясно и внушает опасение. Для личностного развития необходимо соблюдение условия: только тогда устремленность в будущее оказывает благоприятное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее потому, что в будущем будет еще интереснее, прекраснее (51, с. 22). При переходе от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту в развитии самосознания школьников происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. В развитии эмоциональной стороны – в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется "знак" отношения к себе, в отличие от прежнего двухполюсного (хороший – плохой) оно приобретает более сложный характер. Развитие регуляторной стороны идет в направлении: оно проявляется во все большей дифференцированности, умение отделять успех или неуспех.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты