Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников (5-11 классы гуманитарно-лингвистической гимназии № 25 и общеобразовательной школы № 49)

В переходный период выявляются особенности личностной рефлексии. Личностная рефлексия рассматривается как механизм, как один из возможных вариантов познания подростком и юношей самого себя, своего внутреннего мира. Человек пытается представить, что о нем думают другие люди, анализирует собственное поведение, свои личностные качества, т.е. старается понять, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа "субъект" приходит к некоторому познанию своего "Я". В подростковом возрасте рефлексивный анализ весьма самокритичен, учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми.

Представления человека о том, что о нем думают люди (сверстники, взрослые), составляющие круг его общения, или "рефлексивные ожидания", меняются с возрастом. Основное отличие личностной рефлексии в юношеском возрасте заключается в ослаблении аффективной окрашенности последовательного процесса, т.е. при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту рефлексия теряет аффективность по отношению к "Я" человека и проходит на спокойном эмоциональном уровне.

Потребность в доверительном общении со взрослыми выступила как важнейшее преобразование переходного периода развития школьника.

В переходный период особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола.

Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование


2.1 Роль межличностного отношения в формировании самооценки


Самооценка является социально обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения о оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальных ситуаций развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и проявлением нового видения себя.

Итак, знания о себе человек черпает в общении с окружающими, а его индивидуальный опыт есть не что иное, как реализация усвоенных форм общественного сознания, поле практической проверки этих знаний, позволяющей преломить сквозь призму собственных переживаний оценки, усвоенных в общении. Окружающие транслируют ребенку не только свой собственный образ его, но и отношение к нему, «вооружая ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, образами и делами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать».

Общение является основным средством во взаимоотношении со сверстниками для подростков. Общение имеет прямое отношение к формированию представления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными.

В постоянном процессе познания собственного качества у подростков сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого. С.Л. Рубинштейн отмечал, что самопознания подростков проходят ряд этапов: от наивного поведения в отношении самого себя, ко все более углубленному самопознанию, соединяющиеся затем со все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой (39, с. 217). Все это от внешней структуры передается во внутреннюю структуру. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке подростка.

Взаимоотношения подростка с взрослым способствует развитию «самости взрослого». Опыт семейного общения с самых ранних этапов развития ребенка ложится в фундамент его общей установки к миру социальных отношений и собственного "Я". Формирование самосознания и самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных параметров отношения к нему родителей. Родительское отношение выделяется в качестве двух измерений:

1. "Любовь – враждебность" или "принятие – отвержение", измеряет непосредственное эмоциональное отношение и восприятие ребенка родителем.

2. "Автономия – контроль" описывает использующиеся в семейном воспитании типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка

родитель должен знать, что непристрастные нравоучения, наставления, проработки и стремление жестко регламентировать жизнь подростка воспринимается им как проявление неуважения, недоверие, ущемление прав на свободу и самостоятельность. Живой, активный с обостренным чувством взрослости подросток начинает борьбу против гнета взрослого, что обычно выливается в неуемные семейные скандалы, вспышки, агрессии и раздражения, случается, что такие ситуации приводят к побегам из дома. Дети робкие, с повышенной ранимостью, с привязанностью к родным, реагируют на родительские ограничения иначе: обычно слезами, самообвинениями, угрызениями совести, утрированным послушанием вплоть до полного отказа от самостоятельности. Плоха и та ситуация, которая предоставляет абсолютную независимость подростка. Она оборачивается равнодушием, пренебрежением родителей к его духовному миру, а ребенком переживается как собственная ненужность, излишнее бремя для семьи. Из исследований Е.Т.Соколовой (4. с. 11) следует (она проводила исследование для выявления связи между формой общения подростка в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки), что у подростков, имеющих доверительное отношение к родителям, преобладает адекватная и устойчивая самооценка, а для подростков из семей с (регламентированным) жестким типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка.

Зарубежный психолог Розенберг, изучая учащихся школ, установил, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в частности, их интересам и его друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказываниям ребенка.

Другой исследователь Бахман обнаружил связь высокой самооценки у старшеклассников с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие он включил теплые отношения между членами семьи, наличия в семье совместной деятельности.

Куперсмит, еще один исследователь, изучающий школьников, выделяет три основных условия формирования у ребенка высокой самооценки.

а) принятие родителями ребенка

б) установление ими ясных или однозначных правил, регламентирующих его поведение

в) предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границах.

Все указанные исследования демонстрируют важность определенных типов поведения родителей для формирования у ребенка позитивной самооценки. Особую роль играет в этом процессе поддержка и контроль. Обычно самооценка интерпретирует как одномерную переменную, которая складывается из множества конкретных представлений индивида о себе.

У детей, растущих в атмосфере тепла и доверия, развивается более высокая самооценка. Если душевное тепло и поддержка в основном исходят от матери, у ребенка преимущественно развивается ощущение собственной ценности. Если от отца, то это, скорее, влияет на позитивность самооценки в плане компетентности и эффективности.

Из исследований Е.Т.Соколовой следует, что у детей, имеющих доверительное отношение с родителями, преобладает адекватная самооценка, а для детей из семей с регламентированным (жестким) типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка.

Высокая самооценка и характер социальной и личностной адаптированности сочетаются с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах, имеют негативный опыт внутренних отношений. Таким образом, благоприятным условием развития считают эмоциональную вовлеченность родителей в жизни ребенка, не препятствующую развитию его самостоятельности.

В зависимости от установок родителей ребенку внушается негативный или позитивный образ "Я". Искажение образа ребенка проявляется в феноменах приписывания "плохости", слабости , безволия, неспособности постоять за себя, обесценивание планов, намерений, увлечений ребенка.

Рассогласование между растущим собственным опытом подростка и невозможностью соответствовать ожиданиям родителей порождает глубокий конфликт в самосознании ребенка, который способствует искажениям развития по невротическому типу.

Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, прежде всего родителей.

Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которые снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя, а также образ себя как обладающего теми или иными качествами и чертами. По характеру сложившейся ситуации и родительских отношений нельзя предсказать, как это отразится во внутреннем мире ребенка.

Любое эмоциональное отношение родителей и методы воздействия, направленные на ребенка, приобретают свой смысл только в его психических реакциях. Каждый ребенок стремится определить свое место в семье, выбирая пути к этому так, чтобы постичь ощущения общности и реализовать стремление к собственной значимости и самоуважению. Развитие собственного социального опыта, расширение контактов с окружающими, появление новых "значимых других", овладение собственным поведением приводят к разрушению прежнего линейного отношения оценки и самооценки.

Подавляющее большинство родителей относятся к своим детям без уважения.

Подросток адекватно воспринимает родительские отношения. Он видит высокое уважение к себе со стороны родителей, но противопоставляет ему собственные эталоны самооценивания, формирующиеся на основе личного опыта с ожидаемой им с реальной родительской оценкой.

Дети, имеющие негативный образ "Я", гораздо более регидны в своих ожиданиях. (Его позиция такова: "Если я сам не уважаю и не люблю себя, то как я могу ожидать уважения и любви от какого-то другого). Собственная самооценка ребенка начинает опосредовать его восприятие родительского отношения через феномен ожидаемой оценки.

При наличии принимающего уважительного отношения со стороны родителей у младших подростков формируется благоприятный тип самооценки. Адекватное осознание своих черт, "обратная связь" в виде родительского отношения и оценок как позитивных, так и негативных, в наибольшей степени присущи подросткам с благоприятным типом самоотношения, сочетающим высокую симпатию и самоуважение. Позитивно воспринимаемый образ "Я" делает подростка более доступным для воспитательных воздействий родителей, в том числе для их критических оценок. Реальное ожидание неуважения со стороны родителей затрудняет формирование позитивного образа "Я" и у подростков. Наиболее благоприятным вариантом развития самооценки являются те, которые характеризуются низкой симпатией и высоким самоуважением ("сильный" и «плохой») и низким самоуважением ("плохой" и "слабый").

В неблагоприятной семейной ситуации при неуважительном и отвергающем отношении родителей приводит к формированию таких особенностей самооценки, которые характеризуются конфликтностью образа «Я» у подростков, конфликт в сфере принятия себя. Родители склонны именно к подростку проявлять бескомпромиссную нетерпимость. Более сензитивные дети оказываются перед угрозой эмоционального разрыва семейных связей.

Таким образом, на формирование самооценки оказывают влияние общения со сверстниками, со взрослыми (как родители, а также учителя).

Самооценка может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной (т.е. неадекватной).

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, мы говорим, что у него самооценка пониженная. В тех случаях, когда он переоценивает свои возможности, результат деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка. Как повышенная, так и заниженная самооценка затрудняет жизнь человека. Неадекватная самооценка осложняет жизнь тех людей, которые в разных ситуациях общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто является следствием его неправильной самооценки ( 31, с. 30).

Выше уже было оговорено, что на развитие самооценки влияют различные факторы, среди них очень важным фактором оказалась прочность семьи. Из исследований А.И.Липкиной следует, что в семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов. К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились с уважение.


2.2             Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте


Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Самооценка – это специальная функция самосознания Самосознание – это познание самого себя.

Самосознание ребенка возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль.

Подростковый возраст отличается существенными и заметными генетическими изменениями самосознания. Самосознание этого периода – очередная, хотя и очень важная стадия развития, продолжающая целостную онтогенетическую линию самосознания. Одновременно самосознание, рефлексия своего "Я" становится главным моментом развития психики.

Подросток стремится к общению, но чувство собственной уникальности и боязнь быть непонятым и осмеянным, равно как ощущение "обидной" нереализованности собственных потенций, часто делают его плохим партнером по диалогу. Волнующее открытие собственного внутреннего мира детерминирует и редукцию диалога его самосознания к монологу.

Формирующееся представление индивида в самом себе объясняется в образе "Я", в структуре которого выделяется две части: когнитивная (знание о себе) и аффективная (отношение к себе). Образ "Я" как совокупный продукт информации, полученной в общении и через личный опыт, представляет собой сложное единство осознаваемого и неосознаваемого, устойчивого и изменчивого, реального и воображаемого. Для подросткового возраста характерен бурный рост самосознания, интерес к анализу нравственно-психических качеств другого человека, изменением оценочного отношения к окружающим, резкий скачок в развитии самооценки.

По мнению Е.Д. Божович, у подростка возникает новая потребность понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличия от других, попытаться проанализировать свои переживания. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложнения учебной работы и благодаря той общественной деятельности, которую подросток выполнял в обществе. Формирование самосознания подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков.

Подростковый возраст – это второй критический период (первый в 3 года) в психическом развитии личности ребенка, существенный для генезиса самосознания. Время, проходящее между этим периодом, заполнено познанием форм проявления вещей, освоением межличностных отношений.

С каждым годом отношение ребенка как к себе, так и другим меняется. Если, например, трехлетний ребенок стремится подражать взрослому, то подросток, напротив, хочет отличиться от него, противопоставить ему себя.

По мнению И.И. Чесноковой, стремление подростка к самостоятельности выражается в появлении осознания своей причастности к взрослым в том, что он начинает считать самого себя взрослым. Подобное осознание себя противоречит фактическим возможностям подростка. А поскольку отношение взрослого обычно не соответствует этому новому восприятию, подросток всеми ему доступными средствами пытается утвердить себя самостоятельным субъектом, способным на независимые проявления в поведении, в отдельных поступках. Отсюда и негативизм, упрямство, замкнутость, скрытность, неподчинение воле взрослого и т.д., т.е. все черты, для появления которых в данный возрастной период имеется благотворная почва. Острота или смягченность протекания этого критического момента в жизни взрослеющего ребенка, результаты его во многом зависят от характера взаимоотношений подростка со взрослыми. Проявление новых качеств психики ребенка требуют от взрослого перестройки и видоизменения отношения к нему, т.е. отношение взрослого к подростку должно быть по своему творческим.

Итак, основными условиями, влияющими на возникновение новообразований в психике подростка, в частности, на формирование нового уровня самосознания, являются прежде всего такие объективные факторы, как социальные условия жизни подростка, новые требования к его поведению и деятельности в системе отношений со взрослыми и т.д. При анализе причин, обуславливающих процесс становления личности подростка, необходимо учитывать и биологические (половое созревание), и психологическое (усложнение форм абстрактного мышления, дифференциация и утончение эмоциональной сферы, расширение сферы волевой активности и пр.) изменения, без которых трудно понять поведение подростка во всей его сложности и противоречивости. Это важно прежде всего в целях нахождения наиболее адекватных форм отношения к подростку с тем, чтобы избежать возможность его отчуждения и найти формы соответствующего, навязчивого влияния со стороны взрослого.

Таким образом, процесс развития самосознания подростка протекает на фоне совокупности изменившихся к этому возрасту биологических и психологических особенностей в социальных условиях, в которых повышаются требования к его личности. Самосознание подростка – это новый и очень существенный уровень его формирования. Для данного уровня самосознания специфично то, что здесь имеется не просто система актов, включенных в психическую жизнь развивающегося субъекта наряду с другими ее функциями. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания – самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. Потребность в самосознании стимулируется возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности – потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, которым надо следовать.

До подросткового возраста развитие самосознания осуществляется стихийно, преимущественно без включения самого субъекта в процесс его формирования. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознание в этот период появляется еще одна основная линия его развития, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. Особую напряженность в актуализации процессов самосознания подростка вызывают сильные эмоциональные переживания, связанные с осознанием определенного отношения окружающих к себе. Процесс формирования сознания у подростка имеет ярко выраженные индивидуальные формы проявления, связанные со спецификой условий протекания подросткового возраста в каждом конкретном случае.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты