Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников (5-11 классы гуманитарно-лингвистической гимназии № 25 и общеобразовательной школы № 49)

Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников (5-11 классы гуманитарно-лингвистической гимназии № 25 и общеобразовательной школы № 49)

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

Магистратура факультета философии и политологии

Кафедра психологии









Тема


«Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников (5-11 классы гуманитарно-лингвистической гимназии № 25 и общеобразовательной школы № 49)»












Алматы

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава I. Психологические особенности развития личности

1.1        Подростковый период

1.2        Юношеский период

1.3        Основные психологические новообразования переходного периода

Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование

2.1        Роль межличностного отношения в формировании самооценки

2.2        Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте

Глава III. Экспериментальная часть

3.1        Экспериментальная гипотеза, цели, задачи исследования

3.2        Описание экспериментальных методик

3.3        Обсуждение результатов

3.4         Вывод

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.

Над этой проблемой работали как отечественные (Л.И. Липкина, Е.Д. Божович, М.И. Лисина, А.В. Захарова и др.), так и зарубежные (Э. Эриксон, К. Роджерс, Дж. Мид, У.Джемс и др.) психологи.

Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.

Юноши же в отличие от подростков стоят на пороге зрелости и с ними уже нельзя обращаться как с детьми. Подготовка старшеклассника к вступлению в жизнь включает в себя решение трех одинаково важных и взаимосвязанных задач: подготовку к труду (здесь же включается выбор профессий), к семейной жизни и к общественной деятельности.

В подростковом возрасте возрастает самостоятельность, понимает свой образ "я", изменяется отношение со взрослыми, оценивают свои возможности и способности. Согласно В. Леви, самооценка есть основная человеческая форма переживания связи с миром. Подросток погружен в море общения, т.е. постоянно находится в контакте с окружающими, в частности, со сверстниками. В этом возрасте оценочные способности являются существенной характеристикой личности, которые играют важную роль в ее нравственном становлении и всестороннем развитии в целом. Сформированность оценочных способностей подростка во многом определяет активность и нравственность его социальной позиции, подготовленность к основным социальным ролям в обществе. От развития этих способностей зависит отношение подростков к учению: чем больше они развиты, тем адекватнее самооценка учебных успехов.

Самооценка зависит прежде всего от оценок тех, в чьих глазах мы хотим играть некую роль, - от партнеров и зрителей нашего жизненного спектакля. Для самооценки важны оценки себе подобных тех, с кем ты себя в данный момент отождествляешь, "своей компании". Но еще важнее оценки тех, с кем ты ищешь подобия, с кем хочешь подобия, с кем хочешь отождествляться. Самое сложное и важное – это поиск тождества происходит в человеке, как правило, бессознательно и может являть вид самых разных чувств: необъяснимой антипатии, зависти, ревности.

Самооценка есть оценка себя глазами значимого Другого; но все-то дело в том, что Другого незначимого не бывает.

Способность человека правильно воспринимать и оценивать самого себя и окружающих людей зависит от уровня развития его общих интеллектуальных задатков, т.е. представляет собой совокупность умений и навыков, которые складываются в предметной деятельности, формируются в сфере человеческого межличностного общения.

От оценочных способностей зависит эффективность самовоспитания, или определяются перспективы, цели, задачи, которые ставят перед собой подростки, юноши. Оценочные способности проявляются в различных видах их деятельности.

В ходе данной работы хотелось бы осветить и проследить за ходом развития особенностей личности как в подростковом, так и в юношеском возрасте. Раскрыть сущность развития самооценки (формирование самооценки через развитие самосознания, т.е. осознание своего "я", "чувство взрослости" и т.д.). А также проследить за тем, какую роль играет межличностное отношение в формировании самооценки.

Проблема подросткового и юношеского возраста является одной из наиболее глобальных и (актуальных) фундаментальных проблем как возрастной, так и педагогической психологии.

Актуальность. Проблема самооценки школьников стала актуальной на сегодняшний день, так как и на подростковый, и на юношеский возраст оказывают влияние такие факторы, как межличностные (общение со сверстниками, взрослыми), социально-экономические (среда), детско-родительские (взаимоотношения с родителями). Гиперопека со стороны родителей или полное доверие в отношении воспитания способствует формированию неадекватной самооценки.

Занимаясь данной проблемой, такие отечественные психологи, как А.И.Липкина, А.В.Захарова и т.д., выделяют адекватную (правильную) и не адекватную (не правильную) самооценку.

В отечественной психологии самооценка школьника изучена достаточно глубоко, но в Казахстане исследования, направленные на изучение самооценки школьников с уклоном обучения на тот или иной предмет, не достаточно изучены.

Существуют различия самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Самооценка в подростковом возрасте формируется через развитие самосознания, т.е. осознанием себя как субъекта деятельности, осознанием своего "я". Самооценка же юношей в отличие от подростков более устойчивая, адекватная. Чему способствует ряд факторов (осознание себя как субъекта деятельности, объективность в оценивании себя и других).

Научная новизна. Самооценка школьников изучалась и изучается многими учеными, специалистами. Но в отечественной психологии не затрагивалась проблема в аспекте сравнения самооценки учащихся гимназии и обычной школы. На сегодняшний день в связи с усилением роли экономической нестабильности, научно-технического прогресса каждый родитель старается, чтобы его ребенок обучался в лицеях, гимназиях, что способствует формированию разносторонней личности при углубленном изучении предметов, которое дает учащимся установку и ориентиры на будущее. Соответственно у детей, обучающихся в гимназиях, самооценка более завышена в отличие от детей обычной школы.

Данная работа направлена на изучение самооценки школьников гуманитарно-лингвистической гимназии № 25 и общеобразовательной школы № 49.

Практическая значимость. Результаты данного исследования можно использовать в практике возрастной психодиагностики, в организации воспитания и обучения, воздействий на формирующуюся личность, в теории и практике группового консультирования и т.п.


Глава I. Психологические особенности развития личности


1.1 Подростковый период


Сложность и противоречивость подросткового периода формирования личности заключается, прежде всего, в его переходности. С одной стороны, этот период завершает эпоху детства и обладает всеми чертами "детскости", с другой, открывает новую эпоху и "обретает" проявлениями взрослого индивида.

Каждый возраст представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка.

Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни растущего человека, воспитанием и характером его практической деятельности. Психологические особенности взаимосвязаны с половыми, топологическими и индивидуальными характеристиками возраста, который является не столь биологической, сколько социальной категорией. Каждый школьный возраст определяется изменением положения детей в школе и семье, изменением форм обучения и воспитания, новыми видами и формами деятельности ребенка и особенностями созревания его организма.

На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ребенком в системе окружающих его человеческих отношений, осознается им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. «Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни».

Понятие возраста, возрастающих границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение. «Общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарта психического развития». Данное положение подтверждается тем, что в настоящее время перестраиваются традиционно сложившиеся представления о возрастных возможностях детей. Тем не менее, психологические особенности возраста существуют как наиболее типичные, характерные, указывающие на общее направление, развитие.

Возрастные изменения могут происходить или редко, критически, или же постепенно, плавно. У подростков нередко падает неуспеваемость, наблюдаются острые конфликты с окружающими, болезненные и мучительные переживания и т.п. свертываются и отмирают прежние интересы подростка, его поведение приобретает протестующий характер. Дети, - пишет Л.С. Выготский, - как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. Протекание кризисных периодов зависит от многих жизненных обстоятельств, и прежде всего, от системы воспитания, от способности взрослого своевременно заметить начало резких перемен у ребенка и адекватным способом ориентироваться на них. Ведь у подростка наряду с негативными симптомами – дисгармоничностью в строении личности, свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов, протестующим характером поведения по отношению к взрослым и пр. – проявляются положительные факторы – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми, взрослыми он активно осваивает новую социальную позицию.

Психологическая природа кризисных периодов состоит в том, что форма деятельности, ведущая в предшествующем возрасте, уже изживает себя - внутри нее возникли предпосылки и мотивы новой формы, что неизбежно приводит к определенному затуханию прежних видов активности ребенка, как говорил Л.С. Выготский, к «запустению» прежних отношений и внутренней жизни, к замедлению развития. Это составляет содержание докритической фазы. Происходит поиск новой конкретной формы деятельности. И если ребенок ее находит, то прежняя направленность жизни теряет смысл. Здесь начинается усвоение прежде всего самой новой формы деятельности, что составляет наиболее ответственный момент перехода к новому периоду. Новая форма обогащается соответствующими действиями и целями, внутри нее совершаются различные психические процессы – наступает период устойчивого развития.

Школьное детство – длительный этап жизни развивающегося человека. Ребенок за десять лет достигает нравственной, общественной и физической зрелости, проходя ряд возрастных периодов – младший школьный, подростковый, старший школьный (ранний юношеский).

Подростковый возраст занимает важное место в процессе онтогенеза. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь закладываются основы сознательного поведения.

Представляя собой конкретно-историческое явление, подростковый возраст впервые стал выделяться в эпоху становления капитализма. Содержание, продолжительность, особенности перехода к этому возрасту, а от него к юности, обусловлены условиями общественного развития. Отсюда изменчивость и условность границ подростничества, их разнохарактерность в разных обществах.

В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового возраста. Но наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста, в периодизации онтогенеза, предложенный Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается не на физическом, а на появлении новых психических образующих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-15 годам. Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельный этап, а в динамике развития. Этот возраст протекает трудно как для самого ребенка, так и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом. Этот возраст привлекает внимание исследователей уже с начала ХХ в. (как отечественных, так и зарубежных психологов).

Зарубежный психолог Дж. Коулмен выделяет три основных пути развития человека в период взросления:

1. Непрерывный рост – спокойный переход через взросление, характеризующийся неповрежденностью семейных отношений, усиливающийся независимостью, отсутствием серьезного расхождения с ценностями родителей, хорошими межличностными отношениями, включающими обращение к гетеросексуальной близости и общее чувство удовлетворенности.

2. Волнообразный рост – характеризующийся преобладанием адаптивных явлений, сочетающихся с переживанием эмоционального конфликта, вызванного необходимостью контролировать свои сексуальные импульсы и большими трудностями в установлении отношений со сверстниками.

3. Затрудненный рост – развитие с заметными признаками внутреннего беспорядка и трудностей в поведении, взросление в данном случае характеризуется как противоречивый период развития, связанный с семейными разногласиями и некоторыми клиническими проблемами (цит. по: 5, с. 182).

Другой попыткой по-новому объяснить психологическую природу становления взрослости явилась теория "взросления" одного из западных психологов Р. Кулена. Он считал, что для преодоления основной слабости западная психология взросления – неизученности нормального подросткового и юношеского возраста – необходимо учитывать динамическую природу этого этапа развития.

Западные психологи считают необходимым, что бы взрослые научились смотреть на каждого молодого человека как на индивидуальность, а не приписывали бы ему один из сложившихся в общественном мнении стереотипов "молодежи". Также необходимо учитывать фазовый характер приспособления взрослеющих, не ожидая наступления зрелости во всех сферах жизни у большинства молодых людей, и отнестись более терпимо к тем подросткам, жизненные обстоятельства которых сложились таким образом, что задачи приспособления сконцентрировались на одном промежутке времени.

Отечественные психологи, проводя дифференцированный анализ кардинально нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе, позволили установить и содержательно охарактеризовать психологически разные уровни, своего рода три стадии процесса развития подростка.

Первый уровень условно назван "локально-капризный". Он отличается тем, что стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и назначения, через решение частных задач. Поэтому он называется локальным, а капризным потому, что преобладает в нем ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в мотивационных структурах.

Возрастающее стремление подростков к самостоятельности не сводится просто к желанию добиться от взрослых понимания определенных прав, а основывается на понимании ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел, хотя порой они недостаточно осознают их реальную значимость. Прогресс данной тенденции определяется составом и содержанием многоплановой деятельности, в которую включается подросток.

Второй уровень – стадию условно называют «правозначимым». 12-13 летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе ("Я тоже имею права"), формируется стремление к взрослости не на уровне "я хочу", а на уровне "я могу" и "я должен".

На третьем уровне – стадии, «утверждающе-действенной», у 14-15- летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу с реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль.

Таким образом, изучение развития детей на подростковом этапе дает возможность рассматривать не просто младших и старших подростков, но раскрывает сложную динамику их поуровневого развития. Причем, самоутверждение – это лишь один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим для всего периода подросткового возраста.

Наиболее выпукло особенности социального развития личности подростка прослеживаются через изменение структур самосознания.

У современных подростков четко вычленяется несколько типов личностной направленности на основе отношения к себе и обществу (56, с. 164).

А. Гуманистическая направленность, когда отношение личности к себе и к обществу является положительным. Внутри этого типа выделяют два подтипа:

А – 1) гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией – при положительном отношении к себе и обществу для подростка все же большую ценность представляет общество, окружающие люди, их интересы, позиции, взгляды. Центральным мотивом поведение и критерием нравственной оценки являются здесь интересы других люде и социальной общности. Это направление предполагает бескорыстно действовать для их блага собственными интересами. Такой тип направленности назывался коллективистской направленностью. На первый взгляд, кажется, что такая направленность является положительным явлением. Однако отношение к данному типу не может быть однозначным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты