Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих

- 80% курсантов не хотят сами решать эти экологические проблемы.

Таким образом, большинство курсантов также считают, что экологические проблемы, такие как загрязнения окружающей среды, загрязнение воды и другие, должны решать другие люди, а не они сами.

По сравнению с экспериментальной группой, в контрольной группе менее выражена актуальность экологических проблем.

2. У большинства пожарных преобладает прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами. У большинства курсантов также преобладает прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами, Для всех испытуемых природа — это, прежде всего, источник какого-либо материального продукта, объект пользы.

3. У большинства пожарных преобладает низкодоминантное субъективное отношение к природе. В контрольной группе также преобладает низкодоминантное отношение к природе.

4. Большинство пожарных испытывают высокий уровень агрессивности. Большинство курсантов испытывают низкий уровень агрессивности. Сравнивая данные показатели необходимо отметить, уровень агрессивности выше у пожарных, чем у курсантов.

5. 40% пожарных имеют высокий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, но 35% пожарных имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, что соответствует 90% вероятности возникновения какого-либо заболевания. Данные показатели свидетельствуют о том, что они не могут справиться со стрессом. 65% курсантов имеют высокий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, но 20% курсантов имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, что соответствует 90% вероятности возникновения какого-либо заболевания. Данные показатели свидетельствуют о том, что они не могут справиться со стрессом. Сравнивая данные показатели необходимо отметить, что уровень стрессоустойчивости у пожарных ниже, чем у курсантов.

6. Значение коэффициента корреляции Пирсона говорит о наличии сильной взаимосвязи только между личностными характеристиками военнослужащих, как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Зависимость психологических особенностей личности военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы на экологическое сознания военнослужащих не выявлена, так как между данными показателями нет корреляционной связи. Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась.

Заключение


Одна из актуальнейших проблем сегодня – экологическая, предполагающая гармоничное взаимодействие человека с природой. Данная проблема базируется на психологии экологического сознания и поведения. Поскольку "сознание есть единство знания и отношения, создающееся и проявляющееся в деятельности и общении", то, соответственно, под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Экологическое поведение - это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования. Любое поведение человека происходит в соответствии с его значимыми мотивами, ценностными ориентациями, системой отношений личности. В данной работе экологическое сознание военнослужащего исследуется во взаимосвязи с некоторыми личностными характеристиками военнослужащих. Поставленная гипотеза о влиянии психологических особенностей личности военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы на экологическое сознание военнослужащих не подтвердилась. Таким образом, проведенное исследование экологического сознания военнослужащих выявило, что все-таки огромную роль в развитие экологического сознания любого человека играет экологическое образование и воспитание, а также наличие определенных морально-нравственных и личностных установок, которые надо воспитывать в человеке с детства.

Литература


1.                 Александровский Ю. А. Диагностика социально-стрессовых расстройств // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. — СПб., 1995. — С. 15-2Я Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1993.

2.                 Александровский Ю. А., Лобастов О. С, Спивак Л. И., Щукин В.П. Психогении в экстремальных условиях. — М., 1991.

3.                 Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.

4.                 Березин Б. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988.

5.                 Военная психология / Под редакцией В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. – М., 1972.

6.                 Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. – М. 1998.

7.                 Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Дисс… докт. псих. наук. - М., 2002.

8.                 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994.

9.                 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

10.            Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания.- М.- Московский психолого-социальный институт, 1999.

11.            Комаров В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. Л., 1990.

12.            Курс военной психологии. Ч. 11 / Под ред. Л. Ф. Железняка, С. И. Съедина, Н. Ф. Феденко. - М., 1995.

13.            Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. №2.

14.            Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Издательство Эксмо, 2005.

15.            Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.

16.            Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий / Под ред. В. П. Ососкова. – М., 1999.

17.            Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии. // Психологическая наука и образование, №1, 1998.

18.            Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии/ В.И.Панов. – М.: Наука, 2004.

19.            Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревич. – СПб.: Питер, 2003.

20.            Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005.

21.            Психология личности: тесты, опросники, методики/Авторы-составители: Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. М., 1995.

22.            Психология: Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

23.            Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.

24.            Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. М., 1999.

25.            Селье Г. Психофизиология стресса. М.: Прогресс,1991.

26.            Селье Г. Стресса без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

27.            Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

28.            Шмелева И.А. Ценности и профессиональная мотивация как одна из проблем психологического обеспечения образования для устойчивого развития. // Устойчивое развитие и экологический менеджмент. Вып.1. Материалы Международной научно-практической конференции. – СПб.: СпбГУ, ВВМ.: 2005.

29.            Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999.

30.            Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе. Дисс… докт. психол. наук. М., 1998.

31.            Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000.


Приложение 1


Анкета для военнослужащих

1.                 Назовите три наиболее важные для Вас экологические проблемы.

2.                 Предложите способы решения указанных Вами экологических проблем.

3.                 Кто должен решать эти экологические проблемы?

4.                 Хотите ли Вы сами решать эти экологические проблемы?


Приложение 2


методика диагностики мотивации взаимодействия с природой "альтернатива"

Методика "Альтернатива" направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.

Испытуемому предлагается выбрать "более подходящий для него" вариант вида деятельности, например: "Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок:

(А) с красивой окраской;

(Б) с интересным поведением".

Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.

Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), интерпретируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации.

Инструкция:

"В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов — А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение".

Текст методики:

1.Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок А) с красивой окраской;

Б) с интересным поведением.

2.Вы бы сочли для себя более подходящим занятием А) собирать гербарий лекарственных растений; Б) собирать растения для изготовления настоек.

3.Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам

А) о строении животных;

Б) о том, как ухаживать за животными.

4.В ботаническом саду Вы скорее всего

А) будете любоваться тропическими растениями;

Б) захотите получить отросток для выращивания дома.

5.Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание А) на то, как они устроены;

Б) на то, как их лучше сохранить на зиму.

6.Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта А) цветочных культур;

Б) плодовых культур.

7.Купив календарь природы, Вы сначала прочтете А) стихи хороших поэтов о природе;

Б) заметки из блокнота натуралиста.

8.Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать

А) в лаборатории;

Б) на опытной станции.

9.Вы бы завели собаку

А) чтобы ухаживать за ней;

Б) для охраны квартиры.

10.Вы предпочтете прочесть

А) книгу о красоте природы;

Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.

11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы А) следить за ростом и развитием деревьев;

Б) руководить заготовкой ценной древесины.

12.Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы предпочтете поехать туда

А) в мае;

Б) в августе.

КЛЮЧ



 1 2 34 5 6 7 8 9 10 11 12

А

 ЭП КЭ КЭ ЭКП ЭК Э

Б

 К Пг П П Пг Пг К П Пг П Пг Пг

Примечание: Э — эстетический тип мотивации; К—когнитивный тип мотивации; П — практический тип мотивации; Пг—прагматический тип мотивации.


Приложение 3


методика диагностики субъективного отношения к природе "Доминанта"

Методика диагностики субъективного отношения к природе "Доминанта" базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком.

Испытуемому предлагается выбрать три "наиболее важных" и три "наименее важных" для него понятия из предлагаемого списка в эмоциональном, когнитивном и практическом плане.

Обработка результатов.

Обработка результатов проводится с помощью ранжирования. Наиболее важным понятиям присваиваются ранги 1, 2, 3. Наименее важным понятиям присваиваются ранги 9, 8, 7. Трем невыбранным понятиям присваивается средний ранг 5. Затем для каждого понятия вычисляется средний ранг и снова производится ранжирование.

Если понятие располагается в интервале рангов от 1 до 3, то отношение считается высоко-доминантным. Если понятие располагается в интервале рангов от 4 до 6, то отношение считается средне-доминантным. Если понятие располагается в интервале от 7 до 9, то отношение считается с низкой доминантностью.

При анализе различий между доминантностью отношений по трем сферам, то следует обращать внимание только на разницу, превышающую 3 -4 ранга.

Выразите степень значимости (важности) для Вас предложенных понятий в эмоциональном плане, в плане получения информации и в плане практических занятий. Для этого выберите три наиболее важных и три наименее важных понятия из предлагаемого списка.


Список предлагаемых понятий

Материальные ценности (хорошие вещи)

Природа и животные

Окружающие люди

Секс (отношения мальчиков с девочками)

Государство (власть)

Труд (профессия, учеба)

Нравственность (добро и зло)

Наука и искусство

Я сам (отношение к себе)



Приложение 4


Тест А. Ассингера

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ

Выберите ответ:

I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда.

3. Никогда.

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

III. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3. Спокойным и независтливым.

IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему "по первое число".

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. "Что это тебя так задержало?"

2. "Где ты торчишь допоздна?"

3. "Я уже начал(а) волноваться".

VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь ли обогнать машину, которая "показала вам хвост"?

2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.

VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. "Пора бы уже запретить им такие развлечения".

2. "Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать".

3. "И чего мы столько с ними возимся?"

XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. "И зачем я только на это нервы тратил?"

2. "Видно, его физиономия шефу приятнее".

3. "Может быть, мне это удастся в другой раз".

XII. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям "малолетнего преступника".

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. "Простите, это моя вина".

2. "Ничего, пустяки".

3. "А повнимательней Вы быть не можете?!"

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. "Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!"

2. "Надо бы ввести телесные наказания".

3. "Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!"

XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже

Продолжение приложения 4.

животным. Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда.

2. Домашнюю кошку.

3. Медведя.

Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

Интерпретация результатов

45 и более очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.

36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!

Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.


Приложение 5

 

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Инструкция: "Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число "заработанных" вами очков".


Жизненные события

Баллы

1.

Смерть супруга (супруги).

100

2.

Развод.

73

3.

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

65

4.

Тюремное заключение.

63

5.

Смерть близкого члена семьи"

63

6.

Травма или болезнь.

53

7.

Женитьба, свадьба.

50

8.

Увольнение с работы.

47

9.

Примирение супругов.

45

10.

Уход на пенсию.

45

11.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

44

12.

Беременность партнерши.

40

13.

Сексуальные проблемы.

39

14.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

39

15.

Реорганизация на работе.

39

16.

Изменение финансового положения.

38

17.

Смерть близкого друга.

37

18.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

19.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

35

20.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

31

21.

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

30

22.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

29

23.

Сын или дочь покидают дом.

29

24.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

29

25.

Выдающееся личное достижение, успех.

28

26.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27.

Начало или окончание обучениям учебном заведении.

26

28.

Изменение условий жизни.

25

29.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

Продолжение приложения 5.

30.

Проблемы с начальством, конфликты.

23

31.

Изменение условий или часов работы.

20

32.

Перемена места жительства.

20

33.

Смена места обучения.

20

34.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

19

36.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

36.

Изменение социальной активности.

18

37.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

38.

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

39.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

15

40.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

15

41.

Отпуск.

13

42.

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

43.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

11

 

Интерпретация результатов

Доктора Холмс и Pare (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.


Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости стрессу

150-199

Высокая

200-299

Пороговая

300 и более

Низкая (ранимость)


Если, к примеру, сумма баллов - свыше 300, это означает реальную опасность, т. е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.

Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.


Приложение 6


Тест на самооценку стрессоустойчивости личности.

Инструкция: "Необходимо выбрать один из вариантов ответа - "редко", "иногда", "часто".

Текст теста.

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе.

2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров.

3. Я постоянно переживаю за качество своей работы.

4. Я бываю настроен агрессивно.

5. Я не терплю критики в свой адрес.

6. Я бываю раздражителен.

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым.

9. Я страдаю бессонницей.

10. Своим недругам я могу дать отпор.

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности.

12. У меня не хватает времени на отдых.

13. У меня возникают конфликтные ситуации.

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя.

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

16. Я все делаю быстро.

17 Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу).

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

Интерпретация результатов к тесту на самооценку стрессоустойчивости личности.

Для подсчета результатов необходимо воспользоваться следующим ключом.


Уровни стрессоустойчивости

Суммарное число баллов

1- очень низкий

52-54

2 - низкий

50-51

3 - ниже среднего

46-49

4 - чуть ниже среднего

42-45

5 - средний

38-41

6 - чуть выше среднего

34-37

7 - выше среднего

30-33

8 - высокий

26-29

9 - очень высокий

18-25


Ответ "редко" оценивается в 1 балл, ответ "иногда" - в 2 балла, ответ "часто" - в 3 балла.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты