Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих

3) Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4) Характер взаимодействия с природой определяется "экологическим императивом": правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5)  Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6)  Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7)  Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

8)  Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания — это система представлений о мире, для которой характерна ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, субъектное восприятие природы, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с ней [31].


1.4 Психологические составляющие и функции экологического сознания


Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Структура экологического сознания определяется как совокупность:

·                   представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе;

·                   субъективного (личностного) отношения человека к миру природы;

·                   соответствующих стратегий и технологий взаимодействия человека с миром природы;

·                   жизненных ценностей этического плана, диктующих необходимость экологически-ориентированных ценностей [18].

В эпоху научно-технического прогресса, интенсификации всех сфер человеческой деятельности, как на производстве, так и в быту, в эпоху информационного бума у человека остается все меньше и меньше времени на общение с природой. Очевидно, живая природа призвана способствовать решению психологических проблем человека. Замена непосредственного общения с природой чтением книг о ней или просмотром специальных телевизионных программ не решает проблемы. И этот недостаток контакта с природой человек пытается возместить переносом ее частицы в свой дом [29].

Таким образом, В.А.Ясвин выделяет ряд психологических функций взаимодействия людей с растениями и животными, обусловленных определенными потребностями человека, что обеспечивает наличие соответствующих мотивов (как осознанных, так и неосознанных) непрагматической практической деятельности человека, связанной с природными объектами:

1. Эстетическая функция — возможность любоваться "красотой форм", наслаждаться "приятным запахом", мелодичными звуками и т.д.

2. Познавательная функция — возможность "наблюдать за интересными процессами", узнавать новое и т.д.

3. Функция реализации потребности в компетентности — овладение соответствующими технологиями, удовлетворение от своей компетентности — "ежедневный уход за ними доставляет радость".

4. Функция реализации этических потребностей — "наша потребность изливать на кого-то свою приязнь", "любить и заботиться о ком-то" и т.д.

5. Психотерапевтическая функция — "снятие стрессовых состояний", "снижение возбуждения" и т.д

6. Психофизиологическая функция — "снижение артериального давления", устранение бессонницы и т.д.

7. Реабилитационная функция — повышенное стремление к контактам с природными объектами пациентов психиатрических больниц, воспитанников колоний, детских домов.

8. Психокоррекционная функция — "улучшают взаимоотношения в семье" и т.д.

9. Воспитывающая функция — "воспитывают доброту, любознательность, приучают к аккуратности" и т.д.

10. Функция общения — "возможность иметь собеседника", доверять свои тайны и т.д. [29].

Функции экологического сознания можно рассмотреть с позиции психоанализа. К.Юнг считал, что "наиболее глубоким слоем" человеческой психики является коллективное бессознательное, имеющее не индивидуальную, а всеобщую природу. Оно включает в себя содержание и образы поведения, которые у всех индивидов могут быть одними. Психологическая включенность архаического человека в мир природы, по мнению Э.Фромма, обеспечивала ему ощущение безопасности и систему ориентации в мире. Видимо, подобные архетипы "живут" в нашем коллективном бессознательном и сегодня. Э.Фромм считает, что "человек в своем историческом младенчестве остается укоренен в природе". И хотя он давно вышел из природы, она продолжает оставаться его домом, и он пытается обрести безопасность, возвращаясь к ней. Устанавливая связь между миром растений и животных, индивид обретает чувство идентичности и принадлежности к природе как ее часть[29].

И.А.Шмелева отмечает, что, что степень развития экологического сознания на индивидуальном и социальном уровнях непосредственно влияет на формирование "картины мира", системы ценностей, установок, мотивов проинвайроментального поведения, соблюдение моральных и этических норм по отношению к окружающей среде, способы принятия управленческих решений и преодоления конфликтов в области взаимодействия с окружающей средой [28].

Таким образом, можно выделить функции экологического сознания:

·                   удовлетворение психологических потребностей человека (общение, любовь, забота, воспитание и т.д.)

·                   безопасность личности и окружения (экологическая безопасность, отсутствие угрозы, комфорт, защищенность)

·                   как система ориентаций личности в мире (экологически ориентированное поведение человека, его мотивы и руководящие ценности).

Потребность в безопасности как наиболее древняя и естественная лежит в основании психологии экологического поведения человека [31].


Глава 2. Социально-психологическое исследование экологического сознания военнослужащих


2.1 Программа психологического исследования экологического сознания военнослужащих


Сбор полученных результатов социально-психологического исследования был проведен в 25 пожарной части 6 ОГПС города Тула в период с 01.03.2007 г. по 15.05.2007 г.

В качестве экспериментальной группы выступили сотрудники 25 пожарной части 6 ОГПС города Тула в количестве 20 человек, в качестве контрольной группы выступили курсанты 5 курса Тульского артиллерийского училища в количестве 20 человек.

В социально-психологическом исследовании были использованы следующие методы исследования:

1. Включенное наблюдение.

2. Беседа.

3. Анализ документов.

4. Анкетирование (Приложение 1).

5. Тестирование:

а) методика "Альтернатива" (Приложение 2) [8];

б) методика "Доминанта" (Приложение 3) [8];

в) тест на определение уровня агрессивности А. Ассингера (Приложение 4) [24];

г) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге (Приложение 5) [23];

д) тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Приложение 6) [21];

5) Корреляционный анализ первичных эмпирических данных [19].

2.2 Анкетирование военнослужащих по экологическим проблемам


Было проведено анкетирование испытуемых по экологическим проблемам.

В экспериментальной группе были получены на вопросы следующие ответы.

Вопрос №1. Назовите три наиболее важные для Вас экологические проблемы.

Загрязнение окружающей среды – 15 человек, что составляет 75%;

Загрязнение воды - 11 человек, что составляет 55%;

Выбросы химических предприятий – 8 человек, что составляет 40%;

Вырубка лесов – 4 человека, что составляет 20%;

Мусор на улице – 3 человека, что составляет 15%;

Истребление животных – 3 человека, что составляет 15%;


Рис. 3. Важные экологические проблемы


Вопрос №2. Предложите способы решения указанных Вами экологических проблем.

Очистительные сооружения на заводах – 16 человек, что составляет 80%;

Не мусорить – 15 человек, что составляет 75%;

Не загрязнять водоемы мусором – 14 человек, что составляет 70%;

Не загрязнять окружающую среду – 11 человек, что составляет 55%;

Закрыть заводы – 11 человек, что составляет 55%;

Меньше вырубать леса – 10 человек, что составляет 50%;

Сажать зеленые насаждения – 9 человек, что составляет 45%;

Открыть заповедники по охране животных – 3 человека, что составляет 15%;

Не истреблять животных – 2 человека, что составляет 10%.


Рис.4. Способы решения экологических проблем


Вопрос №3. Кто должен решать эти экологические проблемы?

Люди - 20 человек, что составляет 100%;

Общественные организации - 17 человек, что составляет 85%;

Правительство – 9 человек, что составляет 45%;

Президент – 8 человек, что составляет 40%;

Я – 6 человек, что составляет 30%;

Государство – 4 человека, что составляет 20%.


Рис.5. Кто должен решать экологические проблемы?


Вопрос №4. Хотите ли Вы сами решать эти экологические проблемы?

Да – 9 человек, что составляет 45%;

Нет - 11 человек, что составляет 55%.


Рис. 6. Хотите ли Вы сами решать эти экологические проблемы?

На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод:

- пожарные считают, что самыми важными экологическими проблемами являются проблемы загрязнения окружающей среды - 75% и воды - 55%;

- решение экологических проблем возможно с помощью строительства новых очистных сооружений на заводах (80%)

- пожарные считают, что решать экологические проблемы должны сами люди (100%) и общественные организации (85%);

- 55% пожарных не хотят сами решать эти экологические проблемы.

Таким образом, большинство пожарных считают, что экологические проблемы, такие как загрязнения окружающей среды, загрязнение воды и другие, должны решать другие люди, а не они сами.

В контрольной группе были получены на вопросы следующие ответы.

Вопрос №1. Назовите три наиболее важные для Вас экологические проблемы.

Загрязнение окружающей среды – 10 человек, что составляет 50%;

Загрязнение воды – 8 человек, что составляет 40%;

Выбросы химических предприятий – 5 человек, что составляет 25%;

Вырубка лесов – 2 человека, что составляет 10%;

Мусор на улице – 2 человека, что составляет 10%;

Истребление животных – 2 человека, что составляет 10%;


Рис. 1. Важные экологические проблемы


Вопрос №7. Предложите способы решения указанных Вами экологических проблем.

Очистительные сооружения на заводах – 14 человек, что составляет 70%;

Не мусорить – 10 человек, что составляет 50%;

Не загрязнять водоемы мусором – 10 человек, что составляет 50%;

Не загрязнять окружающую среду – 9 человек, что составляет 45%;

Закрыть заводы – 7 человек, что составляет 35%;

Меньше вырубать леса – 7 человек, что составляет 35%;

Сажать зеленые насаждения – 5 человек, что составляет 25%;

Открыть заповедники по охране животных – 2 человека, что составляет 10%;

Не истреблять животных – 2 человека, что составляет 10%.


Рис.8. Способы решения экологических проблем


Вопрос №3. Кто должен решать эти экологические проблемы?

Люди - 15 человек, что составляет 75%;

Общественные организации - 12 человек, что составляет 60%;

Правительство – 8 человек, что составляет 40%;

Президент – 7 человек, что составляет 35%;

Государство – 3 человека, что составляет 15%;

Я – 2 человека, что составляет 10%.


Рис.9. Кто должен решать экологические проблемы?


Вопрос №4. Хотите ли Вы сами решать эти экологические проблемы?


Да – 4 человека, что составляет 20%;

Нет – 16 человек, что составляет 80%.


Рис. 10. Хотите ли Вы сами решать эти экологические проблемы?


На основании полученных результатов исследования в контрольной группе можно сделать следующий вывод:

- курсанты считают, что самыми важными экологическими проблемами являются проблемы загрязнения окружающей среды - 50% и воды - 40%;

- решение экологических проблем возможно с помощью строительства новых очистных сооружений на заводах (70%)

- курсанты считают, что решать экологические проблемы должны сами люди (75%) и общественные организации (60%);

- 80% курсантов не хотят сами решать эти экологические проблемы.

Таким образом, большинство курсантов также считают, что экологические проблемы, такие как загрязнения окружающей среды, загрязнение воды и другие, должны решать другие люди, а не они сами. По сравнению с экспериментальной группой, в контрольной группе менее выражена актуальность экологических проблем.


2.3 Исследование ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами


Методика "Альтернатива" направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.


Таблица 1. Диагностика ведущего типа мотивации взаимодействия с природой в экспериментальной группе

Кол-во баллов, набранных по каждому типу

Удельный вес (ранг) мотиваций

Ведущие типы мотивации

Э

К

П

Пг

Э

К

П

Пг

3

3

5

1

2

2

1

4

Практический

2

4

3

3

3

1

2

2

Когнитивный

4

5

1

2

2

1

4

3

Когнитивный

2

2

3

5

3

2

2

1

Прагматический

2

3

4

3

3

2

1

2

Практический

2

5

1

4

3

1

4

2

Когнитивный

2

3

1

6

3

2

4

1

Прагматический

1

4

1

6

4

2

4

1

Прагматический

1

6

2

3

4

1

3

2

Когнитивный

2

4

1

5

3

2

4

1

Прагматический

5

3

2

2

1

2

3

3

Эстетический

2

3

2

4

3

2

3

1

Прагматический

1

2

5

3

4

3

1

2

Практический

0

4

3

5

4

2

3

1

Прагматический

3

1

3

5

2

3

2

1

Прагматический

5

2

2

3

1

3

3

2

Эстетический

1

4

2

5

4

2

3

1

Прагматический

2

3

3

4

3

2

2

1

Прагматический

0

3

5

3

4

2

1

2

Практический

4

5

2

1

2

1

3

4

Когнитивный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты