Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим

- кризис переживается как событие, не поддающееся (или слабо поддающееся) контролю. Если человеку угрожает стресс (опасность), он может попытаться спастись бегством. При кризисе нет действия, позволяющего уйти от стресса (опасности), невозможно такое преобразование действительности, которое разрешало бы ситуацию [7;23] к жизненным событиям, ведущим к кризису относит такие, которые ставят перед индивидом проблему, "от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом"; [7;23]

- кризис связан с открытием чего-то весьма неприятного для себя (потеря, опасность, унижение - все это разрушает мир привычных реалий и образ "я");

- кризис возникает неожиданно;

- кризис носит глобальный характер, то есть он связан не с какой-то одной проблемой или сферой жизнедеятельности, а затрагивает все сферы личности;

- кризис придает будущему неопределенный характер, само будущее ставится под вопрос, он лишает возможности предсказать будущее;

- кризис разрушает привычный ход событий, жизни;

- кризис включает длительное страдание (как правило, процесс травмирующего переживания может продолжаться от двух до шести недель). [29;35]


1.2            Характеристика процесса переживания кризиса


После кризисного события первый шок относительно быстро проходит, но кризис в определенном смысле только начинается. Человеческому разуму приходится выполнить огромную работу по примирению своего сознания с новой реальностью. Она обычно сопровождается двумя альтернативными и вместе с тем последовательными процессами:

- избегание правды. По своей сути - это растянувшееся на долгое время отстранение от травматического события. Этот процесс проявляется в состоянии полной нечувствительности, как если бы ничего не случилось; ощущении нереальности происходящего; попытках избегать думать и говорить о своей проблеме;

- психическое поглощение проблемой, или так называемая "умственная жвачка". Ее появление - общая черта всех кризисов. По своей сути - это существенная часть психической деятельности, связанной с осмыслением происходящего. Это не свидетельство упадка сил, духа, а признак того, что разум напряженно работает, пытаясь усвоить все случившееся и объединить это с предшествующим опытом. [21;167]

Степень поглощения проблемой может быть различной:

- слабая степень - тревожные сны и ночные кошмары, вызванные кризисов (в них могут фигурировать сюжеты кризиса);

- средняя степень - мысли и воспоминания о проблеме внедряются в сознание и занимают там господствующее положение. Человек неоднократно при этом может возвращаться к проблеме, происходят повторные переживания, когда он по-новому оценивает событие.

Важной особенностью является прокручивание в сознании эпизодов проблемы, которым в свое время не придавалось значение; значение с точки зрения этого человека. Возможно, там и нет с точки зрения отстраненного человека никакого значения. Но потерпевший рассматривает эти эпизоды, как сигналы, которые он так и не заметил.

Причем если раньше ничего не замечал из того, что должно было бы подготовить его к кризису, то после события, все эпизоды, все прошлое воспринимается наполненными глубоким смыслом, раскрывающим истоки кризиса. Отныне и вся последующая жизнь воспринимается под углом зрения переживания кризиса. У человека могут обостриться осознание социально-психологической стороны проблемы: что скажут люди, как воспримут, ведь они могут выразить отношение, которое в очередной раз сможет ранить, напомнить о кризисе.

- сильная степень - обратные вспышки, то есть непроизвольное оживление травматических переживаний посредством психических образов. Они вызывают волны сильных чувств (страх, прерывистое дыхание, дрожь, тошнота, пот, боль и др.), но человек не может переключиться, выбросить из головы, травмирующие психические образы. [8;46]

Процесс переживания кризиса сопровождается множеством разнообразных, зачастую нелогичных, парадоксальных с точки зрения наблюдателя, эмоциональных реакций и поведенческих проявлений и перемен, образующих своеобразный комплекс. Каковы же основные компоненты этого комплекса? К ним относят следующие:

1) Эмоционально-физическое беспокойство: нарушается сон (человеку трудно заснуть, так как мысли о случившемся крутятся и крутятся в голове; либо он относительно быстро засыпает, но по несколько раз просыпается ночью; сон не дает освежающего эффекта, сон становится беспокойным и человек неведомо для себя мечется и вертится во сне, что-то выкрикивает, скалит зубы), нарушается аппетит и пищеварение; физическая усталость от неутомимой работы, то есть от которой обычно не устают; вялость чувств и апатия; мышечное напряжение и болезненные ощущения (частые мигрени, боли в спине, шее и плечах); появление соматических заболеваний.

2) Тревога, имеющая физиологическое и психологическое измерение, "полностью охватывает человека в кризисе". [21;162]

Особенности переживания тревоги в условиях кризиса:

   она не сводится только к реально происходящим событиям, к ним добавляется субъективная оценка;

   иногда именно реакция на исходное событие вызывает больше проблем, чем событие само по себе;

   высокий уровень тревожности ослабляет человека, вместо подготовки его к опасности. Почему? Потому что тревога окрашивает все суждения человека, заставляя верить пугающим мыслям, которые он обычно без каких-либо трудностей прогоняет от себя.

3). Снижение эффективности когнитивных процессов. Самое главное при этом - существенное уменьшение способности мышления отвечать на обычные требования окружающей среды. Почему? Сильные эмоции и захваченность психических процессов срочными событиями снижают способность к ясному мышлению.

Проблемы с мышлением обычно сводятся к следующим проявлениям:

   возникает ощущение зыбкой нереальности всего происходящего, интенсивное отстранение;

   общая рассеянность, затруднения в четком формулировании мысли; трудности с обсуждением деловых проблем;

   непродуманные скоропалительные импульсивные решения (при быстром развитии кризиса) и потеря способности объективно оценивать и прогнозировать дальнейшее развитие событий (при медленном развитии кризиса);

   забывание обязательных, чаще ритуальных мероприятий (посещение кружков, секций, собраний, встреч и др.).

4). Серьезные перемены в поведении. По своей сути эти перемены являются стихийными попытками компенсировать боль потери, использовать первые попавшие, но не самые продуктивные средства.

Перемены в поведении обычно сводятся к следующему: отказ от привычного образа жизни и любых социальных контактов;

   отказ от видов деятельности, доставлявших раньше удовольствие (например, от секса, увлечений и др.);

   злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, усиленный прием различных химических препаратов.

Таким образом, главное для перемен в поведении - это изоляция и различные непродуктивные виды ее компенсации. В чем опасность изоляции? Она не позволяет переключиться, использовать другие ресурсы, использовать продуктивные виды компенсации.

5). Депрессивное настроение. К основным его признакам относят:

    сниженный жизненный тонус;

    подавленное настроение;

    потеря интереса к внешнему миру ("Нет ничего, заслуживающего усилий и внимания»);

    ощущение апатии и усталости;

    всеохватывающее, негативное отношение к себе и к другим людям "Окружающее кажется холодным и безнадежным, - пишет Г.Перри, - и может возникнуть ощущение, что нет никакого смысла в дальнейшем существовании"; [21;169]

    навязчивость тоскливых мыслей.

Депрессивное настроение со временем может перерасти в клиническую депрессию, если кризис длителен и не получил позитивного разрешения. Основные ее признаки:

  настроение почти всегда крайне подавленное;

  длительные расстройства сна, задумчивость;

  потеря аппетита;

  мысли о самоубийстве;

  замедленные реакции (человек начинает делать все очень медленно, с задержкой отвечает, когда к нему обращаются и др.);

Таким образом, всякий кризис обычно сопровождается двумя последовательными альтернативными процессами:

     избежанием правды и психическим поглощением проблемой;

     формирует индивидуальный комплекс эмоциональных специфических и поведенческих компонентов (индивидуальный - потому что он неповторим в своей уникальности; специфических - потому что он проявляется главным образом в кризисной ситуации).



2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

2.1 История появления тренинга как метода


История создания тренингового метода решения проблем (от англ. training - специальный тренировочный режим, тренировка, обучение, дрессировка) относится к середине 40-х годов и связана с трудами К. Левина. Он пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. К. Левин писал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие». [14;13]

Первая группа тренинга (Т- группа) возникла случайно. Несколько специалистов в области естественных наук (Брэдфорд, Липпитт, Левин) создали в 1946 году группу из деловых людей, целью которой было совместное изучение основных социальных законов и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с применением этих законов. Помимо выработки оптимальных вариантов решений и поведения, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самосознания с помощью получения обратной связи.

Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения и уже в 1947 году в городе Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лаборатория тренинга. Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение её участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на:

    группы умений (подготовка руководителей, деловых людей);

    группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса и др.);

    группы «сензитивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности и др.).

Еще долгое время акцент делался на обучение здоровых людей.

Вопрос о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной. Перечислим преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах, выделив их сущность и снабдив необходимыми комментариями. [28;23]

- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем: человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

- группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнёров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло - система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это даёт им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

- возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами: к реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть, своё отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое, возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

- в группе „человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

-в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то, возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

-взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

- группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

- групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду. [26;12]


2.2 Специфические черты тренингов


Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:

  соблюдение ряда принципов групповой работы;

  нацеленность на Психологическую помощь участникам групп, в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

  наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи пли работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

  определённая пространственная организация (чаше всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

  акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";

  применение активных методов групповой работы;

  объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

  атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности. [28;78]

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе).

Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы.

Тренинг - это один из необычных способов получения личностного опыта. Чтобы приобрести опыт, как правило, недостаточно пассивно получать информацию. Самые Важные истины, преподнесенные на блюдечке с голубой каемочкой, не затронут жизненных установок и ценностей, не смогут изменить личностных убеждений и взглядов. Истину - особенно истину о себе самом - нужно добыть, Должны, во-первых, происходить события, а во-вторых, участником этих событий должен стать ты сам. В действии человек испытывает переживания и познает нечто субъективно новое. Для тренинга основное действие - это игра, позволяющая, как мы видели выше, быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого.

Один из постулатов деятельностного подхода в отечественной психологии утверждает неразрывное единство сознания и деятельности, формирования личности в деятельности. Порой из этого почему-то делался вывод о том, что только целенаправленная внешняя активность в повседневной жизни изменяет личность и помогает ей развиваться. Считалось, что "лабораторная" работа психолога с группой людей не может оказать существенного влияния на развитие личности. Дескать, в лучшем случае участники групп приобретают навыки эффективного общения и взаимодействия.

На первый взгляд, действительно, пять-десять дней психологического тренинга слишком короткий срок, чтобы инициировать какие-то устойчивые личностные изменения. Однако опыт лучших групповых тренеров показывает: тренинговые занятия, наполненные под завязку событиями и переживаниями, "спрессовывают" психологическое время участников, награждая их таким опытом, который в обычной жизни может приобретаться годами. [18;15]

Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идет по пути личностных открытий - он совершает самооткрытие. Такое самооткрытие порождает самораскрытие - для других. Для того, чтобы человек оказался способен раскрыть себя Другим, сначала он должен открыть себя себе - таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности Конечно же, такое самооткрытие еще поверхностно и неясно. В образе Я много туманного, но прояснение своего самовидения возможно только через телевидение. (Последний несколько каламбурный термин родился благодаря использованию понятия "теле", предложенного Дж.Морено. Морено "так называл мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, двустороннее "вчувствование" друг в друга, соотнесенное с реальностью). [24;15]

Гуманистические психологи называют эту ситуацию наполненного взаимопринятием общения встречей. В хорошем тренинге и происходят такие встречи. Процессы самооткрытия и самораскрытия циклично сменяют друг друга, обеспечивая участникам прояснение Я и рост самосознания.


2.3 Принципы работы тренинговой группы


Среди принципов организации социально-психологического тренинга в этом разделе назовем лишь основные, так как в специализированных тренингах используются дополнительные принципы и правила.

1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. В случае доминирования одного или нескольких из них общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

2. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Для этого должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе. Такая преднамеренная обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты