Социальная работа и психология

На основании технологии проблематизации, нами была выделена и зафиксирована проблема – "одиночество" пожилого человека. Далее работа с каждым человеком из супружеской пары проводилась индивидуально.

Для Золотарева Ивана Дмитриевича (72 года) была разработана программа, которая позволила ему "вернуться" к профессии (плотник). Нами были выявлены люди, проживающие в обском Доме престарелых, которые также занимались плотничьим делом в прошлом. С разрешения администрации Дома престарелых была создана бригада, которая помогала служащим с ремонтом различных деревянных изделий. В данной ситуации Иван Дмитриевич Золотарев как бы "окунался" в профессиональное общение, что способствовало снятию одиночества.

Его супруга – Золотарева Илона Стефановна была наименее подвержена чувству одиночества, но с ее помощью нам удалось объединить нескольких женщин, которые занимаются на данный момент разведением комнатных растений, следовательно, также имеют больше возможностей для профессионального общения.

Другая семейная пара Семенчук Владимир Васильевич (78 лет) и Любовь Ивановна (73 года) на сегодняшний день наиболее долго проживают в обском Доме престарелых, поэтому они поставили перед собой задачу по облегчению и привыканию к Дому престарелых наиболее молодых проживающих (поступивших туда в последнее время). Это обеспечивает им необходимую занятость и дает возможность более плотного общения с другими пожилыми людьми. Их социальный статус определяется участием в общественном производстве.

Таким образом, наша работа в обском Доме престарелых строилась на необходимости создания предпосылки для полноценного социального функционирования тех групп пенсионеров, которые имеют возможность и желание вести активную деятельность в различных сферах общественной жизни.

 

Вывод


Можно сделать вывод, что, во-первых, проблемность – это неотъемлемая черта познания в целом, она закономерно вытекает из объективного отношения субъекта познания к бытию. Во-вторых, особую острую проблемность для субъекта приобретает ситуация при обнаружении в ней противоречий. Наличие проблемной ситуации, противоречий ее данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их снятие.

Исследования показали, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Поэтому проводимая работа с пожилыми людьми была направлена на "возврат" их социального окружения и общения для снятия проблемы одиночества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах связанных с упорядочиванием и отбором информации, стереотипизация выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшими из которых являются: поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам и т. д.

Для изучения социальных стереотипов и побуждений и в качестве теоретической основы объяснения механизмов восприятия используется концепция гипотез теорий восприятия. По данной концепции индивидуумы воспринимают социальные объекты в свете определенных гипотез о возможных причинных взаимосвязях социальных процессов и явлений и в соответствии с данными субъективными предположениями интерпретируют их. Таким образом, само восприятие понимается и интерпретируется в качестве постоянного процесса проверки гипотез, которые могут рассматриваться как наивные теории повседневного мышления. Они могу иметь (и чаще всего имеют) субъективный характер, защищая личность от неопределенности в случае недостатка информации.

Социальная перцепция как составная процесса общения играет большую роль в деятельности специалиста по социальной работе, потому что она дает возможность, во-первых, по внешнему проявлению понять, что собой представляет клиент, проникнуть в глубину его личностной структуры, выяснит особенности его индивидуальности; а во-вторых, дает возможность по внешним поведенческим признакам определить эмоциональное состояние клиента, переживаемое им в данный момент, то есть формирует у социального работника эмпатийное отношение к клиенту, что является важным фактором в успешной деятельности социально работника, поскольку клиент начинает активно доверять человеку, проникшемуся его проблемой.

Диагноз проблем клиента носит в основном психосоциальный характер, так как именно в психосоциальном контексте задаются цели социальной работы (отсюда видна значительная роль социально-психологической диагностики, суть и содержание которой в социальной работе отлично от понимания ее в социальной психологии, где она понимается узко). В практике социальной работы она определяется как процесс выявления сути и содержания проблем клиента, их причин в единстве социальных, психологических и собственно социально-психологических компонентов, их составляющих, и постановки диагноза.

Для снятия стереотипов и помощи клиенту большую пользу оказывает методика проблематизации. Особенности проблемности социального мышления, ее механизмы, типы, определяются уровнем социальной адаптированности личности и выражаются в сочетание параметров, детерминант собственно социального мышления личности, а именно: в типе личностного осознания и типе личностного переживания социальных проблем. Под социальной адаптированностъю понимается результат процесса активного приспособления индивида к изменяющимся условиям и их преобразования с помощью различных средств, особый характер его деятельности по установлению относительно стабильных условий среды. Эта адаптация требует решения повторяющихся, типичных задач путем использования принятых способов социального поведения.

В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними. С этих позиций уход за старыми людьми - это встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям.

Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

-                   подчас неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;

-                   явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;

-                   недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

-                   социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.

Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни.

В процессе работы на начальном этапе было отмечено наличие стереотипа мышления, связанного с недоверием к социальному работнику, который был обусловлен возрастной разницей, то есть установка имела следующий вид: "молодой социальный работник не сможет понять проблемы и тревоги человека, который намного старше". В процессе работы (беседы, анкетирование) при помощи технологии проблематизации нами была предпринята попытка снять влияние данного стереотипа по отношению к социальному работнику, а решить проблемы клиента.

Исследования показали, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Поэтому проводимая работа с пожилыми людьми была направлена на "возврат" их социального окружения и общения для снятия проблемы одиночества.

Таким образом, на заключительном этапе исследования были сделаны выводы, что технология проблематизации является оптимальным способом снятия стереотипов мышления у пожилых людей. Поэтому можно говорить о том, что задачи данной дипломной работы решены и, следовательно, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Rao V., Kendal K.A. World Guide to Social Work Education. - N.Y.: Council on Social Work Education, IASSW.

2.                 Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психологическая экспертиза критических ситуаций. – Новосибирск, 1990.

3.                 Бодрова Е.В. Степанов С. Ю. Анализ типов понимания и проблема формирования творческого отношения к тексту. – В кн.: Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. – М.: ИФАН СССР. 1981. С. 10-102.

4.                 Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.

5.                 Выгодский Л. С. Динамика и структура личности подростка. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М.: МГУ, 1982. – С. 138-142.

6.                 Гипенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. Хрестоматия по общей психологии мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

7.                 Григорьева С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России. / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 1999.

8.                 Журавлев В.Н. Сознание, подсознание и логическая культура мышления. Культура. Образование. Духовность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Бийского государственного педагогического института (23-24 сентября) 1999 г.: В. 2-х ч. Ч. 1. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

9.                 Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная регуляция мышления.- Новосибирск, 1990.

10.             Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. // Вопросы психологии. – 1980. - № 5. С. 112-117.

11.             Исследование проблем психологии творчества. – М.: Наука, 1983. - С. 336.

12.             Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – Кемерово, 1991. - С. 46-49.

13.             Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. – Новосибирск, 1990.

14.             Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1983. Т. I – 392 с., т. II – 320 с.

15.             Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1987.

16.             Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.124-138.

17.             Палагина И. В., Семенов И.Н. Развитие творческого потенциала учащихся через активизацию рефлексии и коррекцию общения в диаволическом мышлении// Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. – Новосибирск, 1990.

18.             Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная прикладная. – М., 1990.

19.             Проблемы занятости и трудоустройства молодежи. // Социс. – 2006. - №1.

20.             Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петрова, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990 - С. 384-385.

21.             Роик В. Социальная политика времен отказал от патернализма и иждивенчества. // Человек и труд. - 1997. - № 2. - С. 62-65.

22.             Ромм М.В., Андриенко Е.В. Теория социальной работы. Учебное пособие. – Новосибирск, 1999.

23.             Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 328с.

24.             Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

25.             Семенов И. Н. Опыт разработки и внедрения рефлексии в изучение и развитие творчества. // Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. – Новосибирск, 1990.

26.             Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. – М., 1990.

27.             Семенов И. Н., Степанов С. И. Рекомендации по диагностики практического интеллекта. – Фрунзе, 1985.

28.             Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексии в организации творческого мышления и саморазвитии личности. // Вопросы психологии. – 1983. - № 2. - С. 35-42.

29.             Словарь--справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997. – С. 357.

30.             Социальная политика – истоки кризиса и пути преодоления. // Человек и труд. - 1995. - № 9. - С. 42-44.

31.             Степанов С. Ю. Проблема концептуально-методического отображения процесса мышления. // Вопросы психологии. – 1988. - № 5.

32.             Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика // Рефлексивные процессы и творчество. – Новосибирск, 1990.

33.             Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. – М., 1987.

34.             Степанов С.Ю. Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. – 1982. - № 1. С. 99-104.

35.             Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизации совместной деятельности. - М., 1987. - С. 249-250.

36.             Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

37.             Творчество и педагогика. Т. IV. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. / Под ред. Я.А.Пономарева. И.Н. Семенова, С. Ю. Степанова. – М., 1988.

38.             Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.121-144.

39.             Узнадзе Д.Н. Теория установки. / Под редакцией Ш.А.Надирашвили, В.К.Цаава. - Москва-Воронеж, 1997.

40.             Философская энциклопедия. - Статья "Апория". – М., 1960. - Т.I, С. 83.

41.             Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М.: Дашков и К°, 2003. – С.31.

 

Приложение 1

 

Результаты анкетирования.

1. Относите ли Вы себя к пожилым людям?

Да (27)

Нет (3)

2. Какие проблемы существуют у пожилых людей?

проблемы со здоровьем, (24)

правовые, (5)

материальное положение, (22)

одиночество, (25)

психологические проблемы (тревога, страх и т.п.) – (26)

другое _____ (7 - жилищные, политические и др.)

3. Какие проблемы наиболее тревожат Вас?

проблемы со здоровьем, (20)

правовые, (2)

материальное положение, (21)

одиночество, (23)

психологические проблемы (тревога, страх и т.п.) (21)

другое _____ (5 - жилищные, политические и др.)

4. Как сильно эти проблемы Вас тревожат:

Сильно, (15)

Заметно, (11)

Слабо, (4)

совсем не тревожат (0)

5.Как Вы пытаетесь решать эти проблемы?

Самостоятельно, (25)

обращаюсь за помощью к близким родственникам, друзьям, (15)

обращаюсь в соответствующие органы государственной власти, (14)

другое _______ (3) (не решаю, ни как)

6.Как Вы считаете, что можно сделать для решения социальных проблем пожилых?

изменить государственную политику в области социального обеспечения пожилых людей, (5)

необходимо менять отношение общества к пожилым, (11)

ничего, (10)

другое _______ (4) (не знаю)

7. Кто виноват в проблемах пожилых людей?

Государство, (22)

Они сами, (7)

Окружающие люди, (10)

Никто, (4)

Другое _____ (2) (война, Горбачев)

8. Назовите известные Вам государственные учреждения, социальные службы, общественные организации, помогающие пожилым людям в решении их проблем:

Министерство социального обеспечения, (4)

Отдел соцобеспечения при Главе администрации, (7)

Дом дневного пребывания пожилых людей (3)

"Дома престарелых" (16)

9.Если бы Вы оказались в кризисной ситуации, то обратились бы Вы за помощью в подобное учреждение?

да (22)

нет (8)

Ваши данные:

10. Пол:

муж. (12)

жен. (18)

11. Возраст:

55 – 64 (2)

64 – 70 (8)

70 – 80 (19)

более 80 (1)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты