Социальная работа и психология

Социальная работа и психология

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником

1.1 Специфика профессионального общения в социальной работе

1.2 Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов

1.3 Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления

Вывод

Глава II. Технология проблематизации, способствующая ослаблению мыслительных стереотипов, и ее роль в профессиональном общении социального работника

2.1 Приемы и средства ослабления мыслительных стереотипов в профессиональном общении социального работника

2.1.1 Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"

2.1.2 Различие формальной, диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех логик

2.1.3 Описание технологии проблематизации

2.2 Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Социальная работа — новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

Особый акцент в деятельности социального работника делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.

При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности.

В основном мыслительная деятельность человека осуществляется в режиме "автопилота" на основе сложившихся у него стереотипов мышления, как программ этой деятельности. Как складываются такие стереотипы мышления? они формируются в основном стихийно, начиная с самого раннего детства. Общаясь с людьми, каждый ребенок с детства усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он так же учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических и других сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно так же они воспитываются и в определенной логосфере (т. е. интеллектуальной, мыслительной атмосфере определенной социальной группы или общественной среды), под влиянием которой в первую очередь складываются навыки логического мышления. Основными социальными средами, в которых формируется человек, можно считать семью, образовательный учреждения и профессиональные коллективы. Следовательно, и логосферы этих социальных "инкубаторов" обеспечивают становление и развитие логической культуры человека.

Сформировавшиеся таким образом стереотипы мышления откладываются в подсознании человека. Именно подсознание, на основе этих стереотипов программ деятельности, управляет процессом мышления. Вот почему человек часто не может дать себе ответ на вопрос, почему он в данном случае рассуждал так, в другом случае иначе, и вообще, складывается впечатление, что мышление протекает само собой.

Сознание включается тогда, когда результат получается не тот, который ожидался, а, следовательно, возникает необходимость сознательной логической оценки своей или чужой мыслительной деятельности. Мышление осуществляется в режиме "ручного" управления и в том случае, когда человек решает какие-либо нетипичные для его мышления, проблемные ситуации с опорой на сознательной использование правил логического обсуждения.

В результате воздействия совокупности всех факторов у человека могут возникнуть сложности (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, требующей ее перестройки, т.е. ригидность мышления. При решении задач необходимо умело распоряжаться наличными средствами работы, без обращения к основаниям формирования самих средств. Но при возникновении проблемной ситуации наличных средств выхода из затруднения оказывается недостаточно (или они представляются неадекватными); требуется пересмотр наличного "инвентаря". Таким образом, для "расшатывания" ригидности требуется наличие проблемной ситуации.

Противоречие: есть практическая потребность во внедрении в деятельность социального работника технологии проблематизации, ослабляющей мыслительные стереотипы, но не разработаны подходы к использованию данной технологии в профессиональном общении.

Проблема: каковы возможности технологии проблематизации (ослабляющей мыслительные стереотипы) в социальной работе с целью повышения эффективности разрешения проблем клиентов социальным работником.

Объект – профессиональное общение социального работника с клиентом в проблемной ситуации.

Предмет – технология проблематизации, используемая для ослабления мыслительных стереотипов, как средство разрешения клиентской проблемы в социальной работе.

Цель – изучить возможности применения технологии проблематизации в социальной работе для разрешения проблем клиента через нахождение и формирование новых алгоритмов деятельности.

Задачи:

1.                 Дать сущностную характеристику профессионального общения социального работника с клиентом в проблемной ситуации (какие проблемы возникают, т.д.)

2.                 Выявить проблемы профессионального общения социального работника в связи со стереотипностью мышления клиента.

3.                 Определить технологию ослабления мыслительных стереотипов клиента, обеспечивающую возможность построения новых алгоритмов деятельности в разрешении проблемной ситуации.

На основе проведенных рассуждений можно сделать вывод, что изучение правил логического мышления не приводит однозначно к повышению логической культуры мышления, так как знание этих правил не означает автоматического их применения, необходимо, чтобы эти правила (при многократном их сознательном использовании) привели к выработке правильных стереотипов мышления, которые, уйдя в подсознание, применялись затем в режиме "автопилота", как только в них появляется нужда.

Таким образом, можно говорить о том, что сознании человека сформировались мыслительные структуры консервативного типа, не поддающиеся корректировке в условиях задачного типа обучения.

Возникновение данных структур обусловлено несколькими факторами, заключающимися в особенностях, которые условно можно поделить на несколько групп. Это особенности:

1.           Воспитания.

2.           Образования.

3.           Государственной социальной политики.

4.           Психики человека.

5.           Менталитета (этот фактор можно назвать доминантным, так как он влияет на организацию остальных четырех).

В постановке гипотезы мы исходим из следующей посылки: стереотипность мышления – это вредная привычка. Структура привычки – жесткая, неизменная последовательность действий, фактически, алгоритм.

За этим стоит ценностная ориентация на гарантированный результат. Гарантированность и предсказуемость результата повышает уровень комфортности и снижает уровень тревожности в процессе его достижения. Любое отклонение от предсказуемости и определенности, наоборот, повышает уровень тревожности и вызывает неприятные ощущения, что формирует мотив избегания ситуации неопределенности. Отсюда, отсутствие интереса к изменению характера привычного действия.

Противоречие возникает за счет такого изменения характера жизненной ситуации человека, когда он уже не может обеспечить удовлетворительный уровень своего существования, применяя привычные средства. В этом случае наступает либо фрустрация – человека "заклинивает" и он не в состоянии самостоятельно выбраться в конструктивное русло, либо он начинает искать более адекватные средства своей деятельности, то есть, вынужден развиваться.

Теоретические основы данной работы – результаты исследователей: Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Григорьева С.И., Узнадзе Д.Н., Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована социальными работниками и другими специалистами в работе с клиентами.

 

Глава I. Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником


1.1 Специфика профессионального общения в социальной работе


Глубинный смысл социальной работы, ее сердцевина заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения. Истоки социальной работы как филантропической деятельности лежат в области нравственности и религии. Эмерсон Эндрюсс сказал: "Матерью филантропии является религия".

Профессия "Социальная работа" способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы.

Социальная работа в своих различных формах обращена к многостороннему, комплексному взаимодействию людей. Её миссия заключается в том, чтобы дать возможность всем людям использовать полностью свой потенциал, обогатить свою жизнь и предотвратить её разрушение. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблемы и изменениях. Социальные работники являются носителями изменений, как в обществе, так и в жизни отдельного человека, семьи, общины.

Социальная работа как вид деятельности является, в сущности, коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие, понимаемое в широком смысле слова – взаимосвязь, смысловой аспект взаимодействия. Основная цель взаимодействия – оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

1.                 увеличение степени самостоятельности клиента, его способность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2.                 создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;

3.                 адаптация или реабилитация человека в обществе.

Объекты социальной работы – различные контингенты лиц, имеющих выраженные социальные проблемы (социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети сироты, многодетные и социальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.). Поэтому социальному работнику необходимо уметь находить "общий язык" с разными группами людей.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

Социальные работники признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальной работы. Они предполагают:

-                   справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

-                   создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

-                   обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Специфика клиентов заключается в том, что чаще всего социальному работнику приходится решать проблемы людей, мыслящих на уровне менталитета.

У многих социальные работники часто ассоциируются со всемирно известным карикатурным персонажем из "Вестсайдской истории" или колоритными старушками из благотворительной "Армии спасения". И такое не очень серьёзное восприятие подкрепляется всякий раз, когда в газетах или на TV появляется новое сообщение об очередном этапе борьбы с древними, как мир "социальными язвами": бедностью и неравенством, сегрегацией и дискриминацией, различными девиациями и делинквентностью. В современном обществе, к сожалению, принято говорить скорее о промахах и неэффективности социальных работников в борьбе с пороком и нищетой, чем об их успехах или достижениях в этой области. При этом обыватель уже не представляет себя и свой мир без множества разнообразных социальных служб и их безотказных работников. Отсюда при всей молодости социальной работы, – а этой профессии нет ещё и ста лет, – ряды социальных работников продолжают расти, так как в мире неуклонно увеличивается спрос на их услуги.

Естественное поведение социального работника способствует снятию коммуникативных барьеров, возникающих в процессе профессионального взаимодействия; положительно сказывается на перцептивном аспекте общения, т. е. улучшении восприятия и понимания людьми друг друга; способствует реализации продуктивных стратегий взаимодействия, таких как компромисс и сотрудничество в отличие от избегания, приспособления и соперничества. Психологический смысл такого поведения заключается в способности человека отказаться от различных социальных ролей, позволяя актуализироваться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению, в котором реализуется согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование.

Второй отличительной чертой психологической позиции социального работника является принятие другого человека таким, каков он есть. Такое принятие предполагает отсутствие оценочных суждений и постижение смысловых аспектов переживаний клиента. Само понимание сути амбивалентности человека нередко служит профилактической основой формирования таких суждений. Целесообразность отсутствия оценочных суждений по отношению к людям и их поведению базируется на понимании неизбежности актуального поведения пользователей в связи с действием объективных и субъективных обстоятельств их жизни. Обычно первой реакцией человека на высказывания и действия других людей – немедленная оценка или суждение, а не понимание. Поэтому принятие другого человека является крайне сложной задачей. Она выполнима для социального работника, обладающего должной толерантностью, т. е. терпимостью по отношению к людям. Причем эта терпимость связана не с тем, что человек сдерживает себя, а с пониманием собственных недостатков. Толерантность не означает отсутствия всякой критичности по отношению к другим и к себе, но она предполагает баланс критичности и доброжелательности, основанный на единстве требовательности и уважения человека к самому себе и окружающим людям. Поскольку людям свойственно проецировать на окружающих те чувства, которые они испытывает к себе, важным является их самоотношение.

Следующей особенностью психологической позиции социального работника является уверенность в своих профессиональных возможностях и компетенции. Социальный работник верит в свою возможность помочь. Такая вера должна основываться на опыте, на предыдущих результатах работы, на доказательствах эффективности деятельности данного человека. Вполне понятно, что эта особенность психологической позиции социального работника возникает не сразу, а постепенно, в процессе накопления собственного профессионального опыта. Вера не может основываться лишь на стремлении социального работника помочь человеку. Этого слишком мало.

Профессиональная уверенность в своих силах всегда связана с реальным позитивным опытом практической деятельности. Социальный работник не должен обещать того, что он не сможет сделать. Понимание ограничений своих профессиональных возможностей также является частью профессиональной компетентности. Сама профессиональная компетентность развивается в ходе обучения и увеличивается на протяжении всей профессиональной карьеры. Она включает в себя профессиональную подготовку, индивидуальные склонности, индивидуальные технологии и методы работы, стаж работы, обучаемость (как способность извлекать уроки из опыта), самоуверенность (как уверенность в своих профессиональных силах и возможностях).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты