Социальная работа и психология

Выход в том, чтобы с раннего детства развивать у ребенка как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом психическом акте.

 

1.3 Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления


Процесс оказания психологической помощи строится на построении специальных, так называемых терапевтических отношений между специалистом и клиентом. Особенностью их является атмосфера доверия и направленность бесед на решение проблем клиента. При этом специалисту (психологу, психотерапевту, социальному работнику и др.) приходится распознавать и принимать все переживания клиента, опираясь на свои личные качества и профессиональные навыки. Таким образом, специалист становится лицом, с одной стороны, сопереживающим клиенту и в той или иной мере эмоционально включенным в его жизненную проблемную ситуацию. С другой, стороны, он является наблюдателем, максимально нейтральным эмоционально, ищущим имеющиеся у клиента, но не используемые им способы избавления от проблемы.

Трудность создают также случаи, когда проблемная ситуация клиента в чем-то совпадает с жизненной обстановкой специалиста.

Особая роль в процессе общения отводится социальной перцепции.

Этот термин был введен Дж. Брунером в 1947 для обозначения факта социальной детерминации процессов восприятия. Позже этот термин приобрел несколько иной смысл, социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых "социальных объектов", под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

В социальной работе наибольшее значение имеет межличностная перцепция или восприятие человека человеком. Чтобы оказать квалифицированную помощь клиенту, социальный работник должен применять в своей деятельности ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и помогающих перейти тот внешнего восприятия человека, нуждающегося в помощи социального работника, к познанию его внутреннего мира, пониманию его ценностей и личностных качеств, оценке и прогнозу поведения. К этим механизмам относятся: идентификация, эмпатия и аттракция.

"Идентификация буквально означает "уподобление себя другому" специалиста по социальной работе может использовать идентификацию для построения предположения о внутреннем состоянии клиента на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатию можно определить как эмоциональное чувствование или сопереживание другому, что является важным качеством социального работника. Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации: и в том, и в другом случае налицо "принятие в расчет" повеления другого человека.

Аттракция - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Для того чтобы обеспечить прогнозирование ситуации нужно принять в расчет "эффекты", возникающие в процессе межличностной перцепции. Наиболее значимыми являются: эффект ореола (наложение информации о клиенте на образ, созданный заранее), эффект новизны и первичности (т. е. то, что в восприятии знакомого человека последняя информация оказывается наиболее значимой, а при восприятии незнакомого человека преобладает информация, предъявленная ранее). Все эти эффекты можно рассматривать как проявление процесса стереотипизации, который может привести с одной стороны, к сокращению процесса познания, в случаях, когда это необходимо, а с другой стороны - к возникновению предубеждения. Социальному работнику важно в своей деятельности избегать таких предубеждений, так как они могут нанести серьезный вред общению с клиентом.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание клиента — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к социальному работнику. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Очень близка к идентификации эмпатия, т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902—1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание".

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека; проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень — низший, когда, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса-взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя я других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

Эффект "ореола" проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем, общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

Эффект "проецирования" проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: "все люди подобны мне" или "другие противоположны мне". Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации ("в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я — совсем не такой"). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией ("я не виноват; уж такая сложилась ситуация"), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно.

Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее, они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах модем, в которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом яичного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохая, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

-                   когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

-                   аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;

-                   поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Социальная перцепция как составная процесса общения играет большую роль в деятельности специалиста по социальной работе, потому что она дает возможность, во-первых, по внешнему проявлению понять, что собой представляет клиент, проникнуть в глубину его личностной структуры, выяснит особенности его индивидуальности; а во-вторых, дает возможность по внешним поведенческим признакам определить эмоциональное состояние клиента, переживаемое им в данный момент, то есть формирует у социального работника эмпатийное отношение к клиенту, что является важным фактором в успешной деятельности социально работника, поскольку клиент начинает активно доверять человеку, проникшемуся его проблемой.


Вывод


Естественное поведение социального работника способствует снятию коммуникативных барьеров, возникающих в процессе профессионального взаимодействия; положительно сказывается на перцептивном аспекте общения, т. е. улучшении восприятия и понимания людьми друг друга; способствует реализации продуктивных стратегий взаимодействия, таких как компромисс и сотрудничество в отличие от избегания, приспособления и соперничества. Психологический смысл такого поведения заключается в способности человека отказаться от различных социальных ролей, позволяя актуализироваться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению, в котором реализуется согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование.

На арсенальный набор стереотипов человека существенным образом влияет менталитет, обуславливающий организацию социальной жизни и быта, набор социальных норм, а также общекультурно-образовательный уровень, так как менталитет определяет содержание, формы, методы и следствия воспитания и образования, результатом которых является набор жизненных ценностей и установок, которые во многом определяют цели и деятельность по их достижению.

 

Глава II. Технология проблематизации, способствующая ослаблению мыслительных стереотипов, и ее роль в профессиональном общении социального работника


2.1 Приемы и средства ослабления мыслительных стереотипов в профессиональном общении социального работника


2.1.1 Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"

На протяжении своей жизни мы часто сталкиваемся с употреблением слова "проблема" и обычно понимаем под ним либо трудную головоломную задачу, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднении. Например, вы не выполнили домашнее задание и приятель спрашивает: "Что, проблема?". Мы будет использовать термин "проблема" в другом смысле, непривычном и незнакомом многим.

Мы будем различать понятия "проблемная ситуация" и "проблема". Под проблемной ситуацией мы будем понимать конкретный способ действия, взаимодействия и деятельности людей, который приводит к появлению проблемы. Этот способ действия связан с предъявлению людьми друг другу противоположных позиций, разных взаимоотрицающих точек зрения на один и тот же предмет, который приводит к появлению проблем. Для того чтобы утверждать, что точки зрения взаимоотрицают друг друга, но предмет этих точек зрения един, нужно провести специальный анализ. Предметом работы будет поиск смысла ситуации, с которой мы сталкиваемся (в данном контексте под "смыслом" подразумевается результат понимания).

Основная особенность ситуации заключается в том, что для построения смысла в ней необходимо "не доверять на слово", признавать существование только знания, по отношению к которому применены процедуры проверки, то есть, фактически, переоткрывать его. Но это не означает, что следует уподобиться упрямцу Фоме из стихотворения:

На улице слякоть и дождик, и град.

"Наденьте калоши!" - ему говорят.

"Неправда, - Фома говорит. – Это ложь".

И прямо по лужам идет без калош.

Необходимо выслушать всех и понимать, что говорит каждый из очевидцев и участников ситуации.

Не менее важно попытаться обрисовать устройство ситуации, это поможет ответить на вопрос: что в самой организации и ситуации вынудило разных ее членов поступать так, а не иначе?

Под "ситуацией" в данном контексте мы понимаем такое внезапно возникшее взаимодействие ее участников, которое являлось для них полной неожиданностью, специально не замысливалось и не планировалось.

Ситуация может быть локальной (например, столкновения во дворе с соседскими ребятами) и глобальная (например, открытие Колумбом Нового Света, хотя он в соответствии со сведениями, распространяемыми венецианцами, готовился отыскать новый путь в Индию.

Главная задача заключается в выстраивании собственной точки зрения на основе обнародования мнения других участников и очевидцев. Деятельность по изучении ситуации должна быть объективной операцией, которая не совпадает с мыслями и мнениями других людей, находящихся в ней, а так же не зависящей от собственной необоснованной убежденности в своей правоте, так как она может затруднить или сделать вовсе невозможности понимание замыслов действующих сторон.

Это не является призывом к формированию враждебности к происходящему в ситуации: планам, действиям, мнениям участников и т. д. Но одна из важнейших предпосылок труда мышления состоит в умении вырабатывать независимые суждения, формировать собственную точку зрения, когда мы просто повторяем мнения, услышанное по радио, телевизору или которое усвоили в разговоре с уважаемым нами человеком, мы используем память. А когда мы поставили перед собою задачу: попытаться выработать собственное суждение, выслушав спектр мнений мы попадаем в предмыслительную ситуацию (ситуацию, где нам, может быть, потребуется мышление).

В условиях плюрализма мнений, которые обрушиваются на нас потоком из различных средств массовой информации, не уметь вырабатывать, а затем отстаивать свою точку зрения небезопасно. Мы либо часто будем попадать впросак, двигаясь по воле волн бесконечного числа и причудливо меняющихся мнений, либо попытаемся изолироваться от конфликтов и противоречий. Но уйти от конфликтов и противоречий - еще не значит разрешить их. Очень часто оказывается, что человек, бегущий от противоречия, просто несет его в себе, в своей душе и не умеет разрешать конфликты, в которые попадает. Поэтому, безусловно, выигрышней научиться вырабатывать собственную точку зрения и не бояться включаться в конфликт различных точек зрения.

Для появления мышления нужно научиться понимать и анализировать предмет противоречий и конфликтов. Процесс понимая – не менее загадочный и мистический, чем процесс мышления. Начиная понимать, казало бы, чужую точку зрения, мы переходим от пассивного воспроизведения чужих взглядов к активному построению собственного представления. Нам нужно научиться решать задачу: исследовать и понимать, в чем состоит предмет противоречия и конфликта, сталкивающихся в разных ситуациях людей, персонажей, позиций, свидетельствовать о противоречивости сталкивающихся сторон.

Под проблемой мы будем понимать способ, который фиксирует проблемную ситуацию в специальных высказываниях и мыслительных конструкциях. Проблема – это способ обнаружения и фиксации отсутствия в мышлении необходимых средств достижения поставленной цели.

Мышление (как и организация и осуществление походов в горы, на рыбалку и планирование продвижения в бизнесе) – практическое и рискованное предприятие, ему необходимо учиться.

Мыслить – значит уметь, быть способным организовать и осуществлять, строить мышление. Для формирования такого умения необходимо, во-первых, иметь возможность постоянно практиковать мышление как размышление и думание в самых разнообразных ситуациях (прежде всего, решая типовые и творческие задачи) и иметь описание процесса мышления, которое можно было бы соотносить с собственным опытом мышления. Описание – особый вид знаний в виде обычных инструкций и предписаний "Делай так, делай так, делай так". Но знание о мышлении не сводится только к конструктивному знанию.

Знание о мышление – такой тип знания, который одновременно содержит в себе систему знаков и маркеров, своеобразную карту, на основе которой размышляющий человек осознает, где он находиться и кто он в данный момент – каков уровень его интеллектуального развития. Таким образом, знание о мышлении – знание, которое одновременно с описанием инструкций, что и как надо делать, содержит выявляющее описание самого мыслящего и его формы движения в процессах мышления.

Знание о мышлении, помимо показывающего знания, знания-наказа, является и знанием-зеркалом, смотрясь в которое человек определяет, кто он есть, а так же программирует и планирует, кем он станет. Типичным знанием-зеркалом являются описания-гороскопы, рассказы гадалки, психологические описания результатов тестов, но в отличии от знания-внушения ("Я буду президентом!", "Я буду звездой!"), то есть "настаивающего" знания, выявляющее знание о мышлении позволяет создать образ и выработать видение о том, как идет процесс мышления: "решение" задачи, размышление по трудному вопросу, понимание дискуссии, в которые разные ее участники имеют не совпадающие мнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты