Работа должностных лиц подразделения с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

Для социально запушенных характерно устойчивое отрицательное отношение практически ко всем видам деятельности. В их поведении постоянно проявляется стремление сохранить свои негативные привычки и образ жизни. сформированные до службы в армии. Социально запущенные военнослужащие ориентируются на личную выгоду, пытаются внедрить предпринимательский дух в армейскую среду. Выражается это в стремлении подзаработать: использовать служебное положение. транспорт, военное имущество в личных целях.

В воинских коллективах на роль неформальных лидеров все чаще претендуют социально запушенные. Целевые установки у них направлены на себя, а не на коллектив или профессиональную деятельность. В поведении наблюдается негативизм к воспитательным воздействиям; реакция на педагогические требования у них агрессивная и враждебная: они не воспринимают воспитательные мероприятия, не стремятся заниматься перевоспитанием себя. всячески противятся этому.

В поведении военнослужащих этого типа проявляются устойчивые отрицательные качества: индивидуализм. грубость, бесстыдство. озлобленность, жестокость. агрессивность и др.

Такие военнослужащие страдают психическими расстройствами. имеют истощенную нервную систему и способны на аффективные неосознанные действия и поступки. У социально запущенных до службы в армии имелись такие вредные привычки, как употребление наркотиков, токсических веществ, спиртных напитков. Физически слабые социально запушенные страдают нервно-психической неустойчивостью, часто симулируют различные болезни.

Формами отклонения в поведении социально запущенных военнослужащих могут быть: культ физической силы, самовольные оставления части, армейский рэкет, воровство и распродажа военного имущества, употребление токсических веществ и спиртных напитков, суицидальные действия, половые извращения и др. Социальная запущенность представляет опасность и может привести к воинским правонарушениям и преступлениям.

В результате педагогической диагностики мною была составлена характеристика на каждого "трудного" военнослужащего, которая включала в себя:

– общие данные о военнослужащем;

– особенности формирования личности до призыва в армию;

– особенности физического развития, состояния здоровья;

– особенности развития психических процессов, их свойств, состояний и образований;

– особенности деятельности и поведения;

– общие психолого-педагогические выводы;

– рекомендации по исправлению "трудных" и оценку результатов процесса воспитания.

В заключении хочу обратить внимание на то, что "трудный" – это широкое, обобщенное понятие, которое включает различные типы военнослужащих с отклонениями в социально-педагогическом, психологическом и физическом развитии, отличающихся дисгармоничным соотношением положительных и отрицательных качеств. Также необходимо акцентировать внимание на сущностных характеристиках основных этапов педагогической диагностики, и особое внимание сосредоточить на следующих положениях:

а) воспитательную работу с "трудными" военнослужащими нельзя сводить к отдельным мерам, необходима система педагогических воздействий всех категорий офицеров;

б) воспитательная работа должностных лиц подразделения (части) результативна в тех случаях, когда она четко спланирована и опирается на основы педагогической науки.


Заключение


Таким образом, рассмотрев проблему работы заместителя командира подразделения по воспитательной работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания можно подвести итоги.

Работа по выявлению «трудных» военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, должна начинаться с момента прибытия воинов в подразделение. При этом целесообразно придерживаться некоторой последовательности. Прежде всего, необходимо осмотреть внешний вид каждого прибывшего, тщательно изучить имеющиеся документы. Это позволит составить первое впечатление об их личности, морально-деловых качествах, семейном положении, условиях воспитания, интересах, увлечениях, состоянии здоровья. Особое внимание следует обратить на наличие в документах прямых или косвенных свидетельств о фактах употребления наркотиков.

К таким документам следует отнести: характеристики с места работы, учебы, прежнего места службы, медицинскую книжку, автобиографию. Отметка об употреблении наркотиков может стоять в военном билете. Уже на этом этапе необходимо проанализировать: присутствуют ли в перечисленных документах факты, дающие основания занести вновь прибывшего воина в группу лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания.

Исключительно важным мероприятием должен стать медицинский осмотр, на котором командир подразделения обязан присутствовать лично. Перед осмотром он должен указать врачу на тех лиц, которые, по его мнению, требуют более углубленного обследования на предмет употребления наркотических средств. Кроме того, командиру самому необходимо обратить внимание на кожные покровы (наличие татуировок, позволяющих предположить, что воин имел контакты с криминальной средой, наличие гнойничковой сыпи, расчёсов кожи, следов от уколов), а также выявить лиц, страдающих излишней худобой, дефицитом массы тела. Все эти признаки могут свидетельствовать о том, что военнослужащий знаком с наркотиками.

Работа по выявлению военнослужащих данной группы не должна ограничиваться лишь временными рамками периода прибытия пополнения в подразделение. Она должна вестись постоянно. Беседы, педагогическое наблюдение, профилактический медицинский осмотр, изучение общественного мнения, информация, поступающая от сослуживцев, переписка по месту учебы, работы и жительства воинов позволяют командиру своевременно предотвратить развитие такого страшного явления, как наркомания.

Выявление военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, не должно превратиться в самоцель. Эта работа даст надежные гарантии, если рассматривать ее лишь как первый этап в организации воспитательного воздействия на лиц, склонных к нарушениям. С военнослужащими, включенными в данную группу, помимо массовых профилактических мероприятий должна проводиться систематическая индивидуально-разъяснительная работа, организовываться оказание им помощи в решении существующих проблем, в освоении ими служебных обязанностей со стороны более опытных сослуживцев, земляков. Целесообразно поддерживать тесные связи с родными и близкими этих воинов. Необходимо следить за тем, чтобы служебные нагрузки на этих воинов были разумными, своевременно поощрять их усердие, отмечать успехи в службе, создавать вокруг этих людей обстановку заинтересованного участия, эмоциональной поддержки. Целесообразно военнослужащих, входящих в "группу риска", вовлечь в общественно-полезную деятельность, помочь найти им дело по душе.


Приложения

Приложение 1


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АЛКОГОЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Анкета состоит из 14 вопросов, на которые следует отвечать "ДА" или "НЕТ".

ВОПРОСЫ:

Первое в жизни употребление алкоголя оставило у Вас приятные воспоминания?

Алкоголь для Вас – средство занять свободное время?

Ваши друзья выпивают чаще 2-х раз в месяц?

Разговоры о выпивке вызывают у Вас желание выпить?

Приходила ли к Вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребление алкоголя?

Появлялось ли у Вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

Считают ли некоторые ваши знакомые, что Вы много пьете?

Считают ли ваши родные, что Вы много пьете?

Можно ли весело провести праздник или день рождения совершенно не выпивая?

Бывает ли Вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

Бывали ли у Вас когда-нибудь неприятности на работе из-за употребления алкоголя?

Задерживались ли Вы милицией в состоянии алкогольного опьянения?

Забывали ли Вы часть минувшего вечера после выпивки?

Ответы с помощью ключа переводятся в баллы и суммируются


ЗНАЧЕНИЯ ОТВЕТОВ:

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

баллы

ДА

0

0

0

0

0

0

0


5

0

0

0

0

0

НЕТ

2

3

6

7

1

6

3

5

0

6

2

10

1

7


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

0 – 20 баллов – нулевой-второй уровни

21 – 58 баллов – третий-четвертый уровни

59 и более – пятый-шестой уровни

УРОВНИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ:

Нулевой – полная трезвость.

Первый – единичное или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся неприятными ощущениями.

Второй – эпизодическое употребление с эйфорией и уже хорошей переносимостью.

Третий – случаются приемы небольших доз по утрам, чтобы поднять настроение. Возникают эксцессы на почве употребления алкоголя. Для него характерен высокий риск развития алкоголизма.

Четвертый – это формирование психической зависимости от алкоголя, сопровождающийся активным стремлением к выпивкам.

Пятый – формирование физической зависимости от алкоголя с повышенной его переносимостью, активным похмельным синдромом и стремлением пить еще и еще.

Шестой – это алкогольный распад личности: запойные пьянства, вызывающие злобность и агрессивность.

Если до третьего уровня человек нуждается лишь в мерах социального контроля, то на 4-м уровне они уже обязаны быть дополнены мерами медицинского воздействия.

Приложение №2


Лист беседы с военнослужащим по призыву

(демографические данные)

1. Ф.И.О., полная дата рождения.

2.Каким РВК призван и когда.

3.Образование, что закончил, когда (гражданская специальность, какое время по этой специальности работал, разряд, если водитель, то какие категории А, В, С).

4. Национальность.

Семейное положение (холост, жена Ф.И.О., домашний адрес жены, дата рождения, кем работает, наличие детей, год рождения).

Родители: Отец – Ф.И.О., дата рождения, кем работает, группа инвалидности.

Мать – Ф.И.О., дата рождения, кем работает, группа инвалидности

Брат, сестра, дата рождения (домашний адрес). Домашний адрес родителей с индексом, телефон.

Вероисповедание.

Наличие приводов в милицию, количество, когда и за что.

Привлекался ли к уголовной ответственности (статья, дата, когда был осуждён, срок) и отбывал ли наказание и где.

Были ли судимы родственники и друзья (статья, дата, когда был осуждён, срок) и отбывал ли наказание и где.

Находился ли на излечении в диспансерах (венерологическом, когда болел, диагноз, психиатрическом, наркологическом) в каком и адрес.

Случаи суицида (были ли попытки и у родственников) кто, когда, при каких обстоятельствах.

Вредные привычки (курение, алкоголь как часто, наркотики какие).

Хронические болезни (какие, когда, где лечился).

Черепно-мозговые травмы, когда, при каких обстоятельствах и где проходил лечение.

17. Увлечение спортом, вид, разряд.

Где проходил военную службу, на каких должностях, время прохождения, проявлялись ли к нему НУВ.

Приложение 3


АНКЕТА

1. Фамилия __________ Имя _________ Отчество______________

2. Национальность______________________________________

3. Образование_________________ какое учебное заведение окончили ______________________________________________________

4. Гражданская специальность_____________________________ имеете ли стаж работы по специальности_____________________________

5. Чем увлекались в свободное время___________________________________ умеете ли: рисовать ____, писать плакатным пером _____, работать на персональном компьютере _____.

6. Имеете ли судимых родственников (степень родства, за что осужден)

_________________________________________________

7. Имеете ли родственников находящихся под наблюдением: психиатра (степень родства, диагноз) ________________________________________ невропатолога(степень родства, диагноз) ____________________________

8. Имеете ли вы приводы в милицию ____, причины ____________

9. Состояли ли вы на учете в инспекции по делам несовершеннолетних

_____, причина ____________________________________

10.Выезжали ли вы за границу (куда, когда, с какой целью) ____________________________________________________________

11. Имеете ли загранпаспорт ______, где он хранится ____________

12. Поддерживаете ли контакты с гражданами иностранных государств _____ в связи с чем _________________________________________

13. Воспитывались: с родителями ______, без отца (причина) _____________, без матери (причина) __________________________

14. Родители пенсионеры: (кто, вид пенсии) ____________________________ инвалиды: (кто, вид инвалидности) ________________________________

15. Женаты ______, имеете ли детей _______, есть ли девушка ___________

16. Имели ли частые ссоры с окружающими _______________________________

17. Имели ли черепно-мозговые травмы, сотрясения головного мозга ______ при каких обстоятельствах _________________________________________

18. Имеете ли хронические заболевания _________________________________

19. Отношение к наркотическим веществам: употреблял ______, пробовал _______, не употреблял ________, вид наркотического вещества _______

20. Употребляли ли спиртные напитки: по праздникам ______, раз в неделю и чаще ______, раз в месяц и реже ____, не употреблял______

21. Совершали ли побеги из дома ______, причина ________________________

22.Оставались ли в школе на второй год ______, причина _______________

23.Отношение к службе: пошел служить с желанием _____, без желания _____, без желания но с пониманием необходимости службы________

24. Ваше вероисповедание: верующий _________, атеист __________________

25. Тяжело ли вам привыкать к новым условиям службы ___________________

26. Испытываете ли вы тягу к одиночеству, предпочитаете уединяться _____

27. Были ли ограничения при прохождении призывной комиссии, по здоровью, если да то какие _____________________________________

28. Было ли желание, попытки покончить жизнь самоубийством ____________

29.Отношения в семье среди родственников (пьянки, побои, скандалы)

_____________________________________________________________

30. До призыва на военную службу: работали ________, учились _________, не работали и не учились ___________________________

31.В какой семье воспитывались: рабочих _______, колхозников _______, военнослужащих _________, интеллигентов ______, пенсионеров _________

32.Адрес родителей: _______________________ телефон_____________

Список литературы

1. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / под ред. А.В. Барабанщикова. – М.: ВПА, 1980. – 280 с.

2. Барабанщиков А.В. Конюхов Н.И. Теоретические и методические вопросы разработки профессиограмм выпускников академий. – М.: ВПА, 1982. – 42 с.

3. В помощь войсковому психологу. – М.: Ч. 2. МВВКУ, 2001. – 87 с.

4. Военная педагогика и психология. – М., 1998.

5. Герасимов В.Н. Педагогика перевоспитания // под общ. ред. Вдовюка В.И. – Куйбышев: ПУ ПриВО, 1987. – 123 с.

6. Давыдов Г.А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. – М.: ВПА, 1976. – С. 5.

7. Железняк Л.Д. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера (опытно-экс. пед. исследование): Дис. д-ра психол. наук. – М., 1982. – С. 68.

8. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитателные основы профилактики и психотерапии наркомании. МАБНН; РЦПННКМ РТ; МГМА. – М.: Изд-во «ДАС», 2001. – 25 с.

9. Киряшов Н.И. Единство слова и дела в воспитании воинов. – М.: ВПА, 1988. – 76 с.

10. Колесов В.В., Турцевич С.В. Наркотизм: сущность и профилактика. – М.: Знание, 1988. – 135 с.

11. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 89 с.

12. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.

13. Командир – подчиненный: профилактика «группы риска» (Информационно-методическое пособие для командиров подразделений). – М.: ЦВСППИ ВС РФ, 1994. – 64 с.

14. Комар А.В., Ванин И.Ф. Боевой опыт и практика его использования в обучении и воспитании войск. – М.: ВПА, 1990. – 123 с.

15. Кони А.Ф. Самоубийство в законе и в жизни // Собр. соч : т.8 – М., 1966. – т.4. – С.452–482.

16. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. – Минск: Высшая школа, 1989. – 134 с.

17. Кудрявцев Ю.М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: Дисс. докт. пед. наук. – Казань: КГТУ, 2003. – 426 с.

18. Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к дезертирству. – М., 1998. – 132 с.

19. Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к военно-профессиональной превентивной деятельности. – Казань: КФЧТИ, 2000. – 148 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 183.

21. Шведин Б.Я. Микропроцессорная техника в практике военно-социальных исследований и управлении. – М.: ВПА, 1989. – С. 90–92.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты