Работа должностных лиц подразделения с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

В деятельности по перевоспитанию применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой. Чтобы искоренить те или иные негативные качества у трудных подчиненных, офицеры подразделений вместо своего непосредственного воздействия на них могут обращаться к помощи коллектива роты (батареи), взвода, отделения. При этом создавать такую обстановку, когда в процессе перевоспитания участвует уже весь воинский коллектив.

Практика свидетельствует о различном характере отношения перевоспитуемых воинов к опосредованным педагогическим воздействиям: бесконфликтное принятие мнения коллектива; внешнее согласие с его требованиями при внутреннем расхождении; открытое неприятие требований коллектива; самоопределение, характеризующееся сознательной солидарностью с мнениями и взглядами товарищей по коллективу, и др.

В целях подкрепления и усиления перевоспитывающих воздействий на трудных воинов, кроме перечисленных методов и приемов, применяются методы поощрения и принуждения, стимулирующие положительные личностные изменения, предупреждающие и ослабляющие отрицательные проявления поведения, поддерживающие стремление воинов к самосовершенствованию. Воспитатели используют поощрения и наказания с учетом социальной и педагогической запущенности, трудновоспитуемости воинов.

В целях перевоспитания помимо уставных дисциплинарных мер офицеры подразделений применяют педагогические приемы поощрения (доверие, одобрение, благодарность, похвала, выражение положительного отношения, забота, награда, письмо на родину и др.) и принуждения (осуждение, огорчение, упрек, предупреждение, запрет, возмущение и др.). Особенности использования данных приемов педагогических воздействий в процессе перевоспитания заключаются в том, что воспитателям приходится нормализовать отношения с перевоспитуемым воином, включать его в деятельность воинского коллектива, раскрывать перед товарищами по службе положительные и отрицательные качества такого воина, четко аргументировать педагогические меры воздействия и вызывать соответствующее психологическое состояние перед тем, как объявить то или иное поощрение либо взыскание.

Наряду с названными методами и приемами в процессе перевоспитания можно использовать различные средства и формы педагогических воздействий на трудных воинов. Как показывает практика, в условиях воинской деятельности они достаточно разнообразны и позволяют успешно решать задачи воспитания и перевоспитания. Их применение в каждом конкретном случае перевоспитания трудных воинов в подразделениях зависит от характера педагогической трудности воинов, причин наличия у них отрицательных качеств, реальных возможностей армейской службы. Практика показывает, что комбинации методов, приемов, средств и форм процесса перевоспитания, определяющих основные его пути, могут быть многочисленными и разнообразными. Это позволяет добиться определенных результатов в искоренении у трудных военнослужащих негативных качеств личности.

Комплекс перевоспитывающих влияний офицеров и сержантов направляется на получение конкретных положительных итогов процесса перевоспитания военнослужащих. Результативность данного процесса определяется главным образом с помощью следующих показателей: направленность поведения и уровень дисциплинированности воина; результаты в боевой и общественно-государственной подготовке; отношение к основным видам воинской деятельности; соотношение положительных и отрицательных качеств в личности воина; отношение к перевоспитывающим воздействиям и самоисправлению; состояние психического и физического здоровья и др.

Таким образом, овладение содержанием, организацией и методикой индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими является важным направлением психолого-педагогической деятельности офицера в подразделении. Степень участия должностных лиц подразделения в проведении индивидуально-воспитательной работы и степень охвата ею военнослужащих подразделения могут служить одним из критериев эффективности функционирования воспитательной системы подразделения. Перечисленные методы и приемы перевоспитания трудных военнослужащих могут служить надежной методической базой осуществления данного процесса в подразделении, а сама готовность коллектива к перевоспитанию - выступать в качестве еще одного критерия эффективности воспитательной работы в подразделении.

2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания


В период прохождения стажировки в 15 мотострелковом полку, 2 мотострелковой дивизии, в должности заместителя командира роты материального обеспечения по воспитательной работе, проводил работу по изучению лиц склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ. Также была проведена работа по изучению лиц склонных к суициду, дезертирству и уклонений от воинской службы.

Были проведены тесты с данными военнослужащими, разработанные мною в период прохождения стажировки (приложение 1), собранны автобиографии с лиц требующих повышенного психолого-педагогического внимания (приложение 2), проведены беседы с отдельными военнослужащими. Также была проанализирована работа командиров взводов и командира роты с данными категориями военнослужащих.

Изучив все это мною были сделаны выводы:

Практика показывает, что мерами организационного и воспитательного характера возможно предотвращение многих суицидов на стадии формирования суицидальных замыслов. В интересах выработки наиболее эффективных мер в профилактике самоубийств прежде всего необходимо разобраться в причинах и условиях их совершения. Алгоритм деятельности должностных лиц определен в директиве начальника Главного управления воспитательной роботы Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года № Д-2 «О введении в действие в Вооруженных Силах Российской Федерации сборника формализованных документов по психологической работе (полк-дивизия)», в частности в «Донесении о суицидальном происшествии».

В то же время, работа офицера в соединении (части) осуществляется на основе план - задания, утвержденного старшим воинским начальником. Этот план является алгоритмом действия при расследовании суицидального происшествия. В случае его отсутствия целесообразно использовать предлагаемый вариант работы:

План-задание расследования и определения причин совершенного самоубийства

Цели:

Изучить истинные причины и условия происшедшего суицидального происшествия, оценить работу должностных лиц по профилактике суицидов.

Проанализировать вопросы организации и состояния работы по психологическому обеспечению, особенно с военнослужащими, имеющими низкий уровень нервно-психической неустойчивости, суицидальным риском, результаты взаимодействия психолога с медицинской службой, командирами подразделений.

Оказать практическую помощь командованию в организации профилактической работы, а должностным лицам органов воспитательной работы - в проведении конкретных мероприятий психологической работы, особенно с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Принять участие в организации внедрения в жизнь требований Министра обороны Российской Федерации по вопросам укрепления воинской дисциплины и правопорядка, обеспечения безопасности военной службы, улучшения морально-психологического состояния военнослужащих.

На мой взгляд работу с военнослужащими требующими повешенного психолого-педагогического внимания следует начинать с определения наличия неpвно-психической неустойчивости, акцентуации характера, психопатических черт (диагностировать, наблюдать):

Под наблюдение берутся также лица, обращающие на себя внимание такими особенностями поведения, как:

– повышенная вспыльчивость;

– плаксивость;

– дурашливость;

- боязливость;

– нелюдимость;

– склонность к фантазированию, вымыслам;

– являющиеся в подразделении объектами для шуток, насмешек;

– имеющие репутацию "чудаков", "дуpачков";

– систематически неуспевающие по боевой подготовке;

– замеченные в употреблении алкоголя и наркотических средств;

– интересующиеся лекарственными средствами;

– лица, перенесшие (в т.ч. по их словам) травмы головы, нервные и психические срывы, у которых в части наблюдались снохождения (или частое сноговоpение).

2. Определить тип семейного воспитания (гипеp- и гипопpотекция, условия эмоционального отвержения, жестоких взаимоотношений, моральной повышенной ответственности).

3. Определить вероятность скрытого алкоголизма, наркомании и токсикомании.

4. Зафиксировать наличие высказываний суицидального хаpактеpа.

5. Оценить возможность суицидальных проявлений в связи с возникшим острым конфликтом, неудачей, вскрытым пpавонаpушением, потерей или изменой близкого, любимого человека.

6. Выявить факты неpвно-психических pасстpойств, суициды в семье, у родственников.

7. Не ставить на службу с оружием военнослужащих в период после проявления острых аффективных реакций.

8. Не допускать случаев применения дисциплинарных наказаний.

Работа с лицами склонными к наркомании и токсикомании заключается в том, чтобы суметь, с одной стороны, привлечь к этой работе актив, командиров, штабы, органы по воспитательной работе, а с другой – находить занятия, которые отвлекали бы военнослужащих от наркомании и токсикомании. Это — спорт, искусство, литература, а в первую очередь планомерное проведение занятий по боевой подготовке, соблюдение требований общевоинских уставов.

Для предотвращения наркомании и токсикомании на мой взгляд необходимо вести работу в трех направлениях:

Во-первых, прививать военнослужащим самостоятельность в поступках.

Во-вторых, формировать убеждение о вреде наркотических веществ, огромной опасности их употребления и неизбежной расплаты за это.

В-третьих, осуществлять текущий антинаркотический контроль.

Самостоятельность в поступках необходимо воспитывать потому, что военнослужащий может знать о вреде и опасности, но не в состоянии противостоять давлению приятелей, компании.

Важным условием самостоятельности поведения и устойчивости к давлению группы является уверенность в поддержке командиров и товарищей по службе. Употребление наркотиков часто начинается в условиях дефицита внимания, по механизму психологической безнадзорности, особенно если она сочетается с гиперопекой.

В просветительной работе не следует давать подробные сведения о наркотиках, о том, где и как они произрастают, как их изготавливают. Профилактическую работу с военнослужащими следует вести очень тонко. Разъяснение механизмов действия наркотиков на организм может создать барьер между ними и наркотиками. Особенно важно раскрыть влияние наркотиков на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах.

Также хочу заметить, работа должностных лиц подразделения с трудными военнослужащими не всегда проводится правильно и бывает плодотворной. Так в период прохождения стажировки мною была составлена характеристика на офицеров и прапорщиков подразделения. Приведу пример одной из них: Командир роты материального обеспечения гвардии старший лейтенант Смирнов М.В. является не кадровым офицером, окончил школу прапорщиков. В подразделении авторитетом не пользуется, какую-либо работу связанную с изучением лиц требующих повышенного психолого-педагогического внимания не проводит. Ограничивается лишением каких-либо денежных выплат, применяемых к военнослужащим. Работу по предупреждению суицидальных намерений не проводит, наоборот может сам являться причиной этому. Офицер тактически не грамотен, документация по воспитательной работе в подразделении отсутствует полностью. Хочу заметить, что рота материального обеспечения в 2006 году принесла 15 мсп 10 преступлении из 19, а также 4 смерти, 2 из которых при несении караульной службы, 2 по личной недисциплинированности военнослужащих. Подробные характеристики на прапорщиков подразделения можно посмотреть в приложении №3.

Также мною была проведена беседа с военнослужащим взвода подвоза горючего, который был признан военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (приложение №4): Ильюхин Сергей Викторович, родился 11 ноября 1985 года. Обратился к заместителю командира полка с жалобами на неустойчивое, чаще сниженное настроение, трудности в общении с окружающими. Со слов военнослужащего воспитывался в неполной семье. Родители развелись, когда ему было 9 лет. Рос слабым, болезненным ребенком, отставал в физическом развитии от своих сверстников. Формировался замкнутым, стеснительным болезненно обидчивым. С трудом налаживал межличностные отношения со сверстниками, являлся предметом насмешек с их стороны, что тяжело переживал. В школе учился слабо, дублировал 8 класс. Окончил 9 классов и курсы водителей. До призыва работал водителем. Призывной комиссией признан годным к военной службе. С трудом привыкал к новым условиям; не смог наладить межличностных отношений с сослуживцами. Стал объектом насмешек и унижений с их стороны, в ответ на это уединялся, плакал, высказывал суицидные угрозы. Направлен в 1586 ОВКГ на стационарное обследование и освидетельствование. Сделав выводы, хочу заметить, что работу с трудными военнослужащими следует начинать на начальной стадии призыва, т.е. в военных коммисариатах. В данное время возникла определенная тенденция призыва в армию. Военные комиссариаты пытаются выполнить строго ограниченный план по набору гражданской молодежи, и не всегда добросовестно выполняют свои служебные обязанности, призывая молодежь не годную к военной службе, и давая различные отсрочки здоровым, физически крепким молодым людям, но, увы, это уже другой вопрос.

На мой взгляд, в настоящее время в числе актуальных проблем воспитания выступают предупреждение и преодоление отклонений в поведении военнослужащих. Военную службу нередко проходят так называемые трудные молодые люди. В их поведении отразились негативные социальные тенденции, имеют место психологические отклонения. Именно данная категория военнослужащих требует повышенного психолого-педагогического внимания со стороны должностных лиц подразделения.

Хочу заметить, что офицеру необходимо знать, кого из военнослужащих следует относить к числу "трудных" (с отклоняющимся поведением) и по каким признакам. Отклоняющееся поведение – это форма или совокупность форм поведения военнослужащих, противоречащих принятым в государстве, обществе и Вооруженных Силах правовым, нравственным и дисциплинарным нормам. Выделение типов "трудных" военнослужащих позволяет тщательно спланировать работу с ними.

В ходе своей работы над выпускной квалификационной работой я сделал вывод, что "трудных " военнослужащих можно разделить на 3 типа:

педагогически запущенные;

– воспитательно-запущенные (трудновоспитуемые);

– социально запущенные.

У педагогически запущенных военнослужащих, на мой взгляд, отсутствуют социально значимые цели; их потребности примитивны, в основном материального плана; интересы сводятся к пище, одежде, просмотру видео- и кинофильмов, чтению развлекательной литературы; мотивы поступков характеризуются отсутствием чувства долга, нежеланием служить в армии. Такие военнослужащие периодически нарушают воинскую дисциплину, в чем часто впоследствии раскаиваются. Отношение к коллективу подразделения у них безразличное либо отчужденное, восприимчивость к педагогическим воздействиям изменчивая и противоречивая.

Педагогически запушенные военнослужащие испытывают трудности в начальный период службы. Обращаются за помощью к медицинским работникам, ссылаясь на различные болезни, пример был приведен мною выше. Для их психического состояния характерны медлительность и инертность, эмоциональная холодность и аффективные вспышки, пониженное настроение и раздражительность, эмоциональная напряженность и неразвитость волевых качеств.

В поведении педагогически запушенных военнослужащих наблюдается примерное равенство положительных и отрицательных качеств.

Формами отклоняющегося поведения у педагогически запущенных военнослужащих являются: симуляция различных болезней, употребление спиртных напитков, нечестность, порча военного и личного имущества, не успеваемость, воровство, леность, пререкания с офицерами, сержантами и др.

Педагогическая запущенность приводит к трудновоспитуемости военнослужащих. Хочу заметить, что работа с данной категорией военнослужащих наиболее плодотворно проводится в Московском военном округе. При трудновоспитуемости возникает потребность сохранить во время армейской службы вредные привычки и негативные формы поведения. Трудновоспитуемые военнослужащие характеризуются неустойчивой или отрицательной направленностью поведения. У них сформирована жизненная индивидуалистическая позиция, в основе которой лежат личная выгода, корысть, отсутствие чувства долга и ответственности. Трудновоспитуемые военнослужащие часто нарушают воинскую дисциплину, не выполняют элементарные нормы армейской службы.

У трудновоспитуемых военнослужащих наблюдается безразличное или отрицательное отношение к служебной деятельности. И только к культурно-досуговой и спортивной деятельности у некоторых сохраняется положительное отношение. "Трудные" нередко перекладывают выполнение служебных обязанностей на своих сослуживцев. Для их поведения характерны бездеятельность, быстрая утрата интереса к одному виду деятельности и переход к другому. Трудновоспитуемым свойственно активное сопротивление воспитательным воздействиям. Отношения с большинством сослуживцев у них конфликтные, реакция на требования воспитателей враждебная и агрессивная.

Физически сильные "трудные" легче переносят тяготы службы, внедряют в служебные отношения культ физической силы и кулака. Физически слабые военнослужащие страдают нервно-психической неустойчивостью. Им свойственны безволие, легкая внушаемость, неверие в свои силы, заискивание перед более сильными сослуживцами. В сложных обстоятельствах у трудновоспитуемых наблюдаются нервные срывы.

Для поведения трудновоспитуемых характерны грубость и пререкания с командирами, начальниками и сослуживцами; служебные и внеслужебные конфликты; неуставные взаимоотношения; употребление спиртных напитков; самовольные отлучки: лживость, притворство: трусость и зависть; порча военного имущества; суицидальные угрозы и попытки покушения на жизнь; употребление токсических веществ и др. Отклоняющееся поведение военнослужащих может привести к социальной запущенности.

Социально запущенным военнослужащим присуща негативная направленность потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентации (устойчивый комплекс социально-отрицательных, аморальных, примитивных и низменных целей, потребностей. интересов, взглядов и мотивов). Службу в армии они рассматривают как неприятную неизбежность, бесполезную трату времени, повинность, которую следует выполнять из-за возможного уголовного преследования за уклонение. Проявляют систематические и сознательные нарушения воинской дисциплины, их поведение не соответствует моральным нормам, требованиям военной присяги и общевоинских уставов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты