Работа должностных лиц подразделения с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

– добиваться наведения строгого уставного порядка в подразделении, сознательного повиновения воинов командирам, повышать требовательность командиров к подчиненным;

– совместно с юридическими органами организовывать правовую пропаганду среди всех категорий военнослужащих;

– учить офицеров, прапорщиков, сержантов и актив подразделения организации работы по воспитанию воинов в духе высокой дисциплинированности и организованности;

– вместе с командиром организовывать соревнования среди личного состава за честь и достоинство воина, безупречное поведение, образцовый внешний вид, строевую подтянутость, соблюдение моральных и этических норм поведения;

– систематически анализировать дисциплинарную практику и работу офицеров, прапорщиков, сержантов подразделения по укреплению воинской дисциплины, распространять передовой опыт командиров;

– организовывать и лично проводить индивидуальную воспитательную работу с личным составом;

– организовывать работу по укреплению воинской дисциплины среди воинов, убывающих из подразделения в командировки, увольнения, отпуска, на лечение, работы и т.д.;

– показывать всему личному составу подразделения личный пример дисциплинированности и исполнительности;

– информировать командира подразделения и ЗКБВР о состоянии дисциплины и проведенных мероприятиях по ее укреплению.

Основными формами воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины являются:

– общие собрания личного состава подразделения;

– совещания офицеров, сержантов с анализом воинской дисциплины и дисциплинарной практике в подразделении;

– тематические вечера;

– лекции о доклады на темы воинского воспитания;

– индивидуальные и групповые беседы по разъяснению требований военной присяги и уставов Вооружённых Сил;

– обобщение и распространение передового опыта по укреплению воинской дисциплины и другие.

В деятельности командира по укреплению воинской дисциплины большую роль играет правильный, своевременный, глубокий и всесторонний анализ воинской дисциплины и дисциплинарной практики.

Задача анализа – это установление истинного состояния дисциплины, определение ее соответствия требованиям МО, предупреждение проступков и происшествий и определение конкретных мер по укреплению воинской дисциплины. Непременным условием анализа является глубокое и постоянное знание жизни подразделения, настроений и запросов личного состава, его отношения к службе.

Глава II. Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема

2.1 Задачи перевоспитания


Сложности процесса перевоспитания обусловлены тем, что перевоспитание призвано изменить отрицательные мотивационные установки воина, сформировать потребности в положительном поведении;

практически отсутствуют ранняя педагогическая профилактика различных отклонений в поведении допризывной молодежи и информация об этом во время их воинской службы; степень сложности возрастает в зависимости от характера различных отклонений в поведении трудных военнослужащих и т.д.

В ситуации перевоспитания офицеру имеет дело с противоречивым внутренним миром подчиненного, не поддающимся обычным воспитательным воздействиям. Многие воспитатели испытывают недостаток опыта и умения работать с трудными воинами. Надо сказать, что в психолого-педагогической литературе эта проблема освещается недостаточно и на практике она еще не изучена. Кроме того, у армейских воспитателей нет возможности изолировать трудных военнослужащих от остальных, на которых первые оказывают негативное влияние.

Сложность рассматриваемого процесса объясняется также тем, что для успешного решения проблемы не хватает времени. Срок службы – два года, на перевоспитание трудных воинов этого времени недостаточно, за такой период невозможно увидеть результаты превентивной деятельности. Разумеется, в конечном итоге армейские воспитатели находят правильные пути воздействия на трудного воина, эмпирически используя множество разнообразных методов и приемов.

Все это требует огромных затрат времени, сил, труда. В связи с этим офицер должен четко представлять сущность процесса перевоспитания, знать его психолого-педагогическую характеристику.

Под перевоспитанием понимается целенаправленный и организованный процесс совместной специфической деятельности воспитателей и перевоспитуемых, направленный на выявление и искоренение у воинов негативных качеств и на этой основе формирование у них положительных качеств личности, стремления к самоисправлению.

Такое понимание сущности перевоспитания дает возможность выделить его из системы воспитательных влияний в армейских условиях, показать его особенности по сравнению с воспитанием и индивидуальной воспитательной работой. Необходимо отметить, что если недостатки в сознании и поведении военнослужащего еще не стойкие, они поддаются искоренению при помощи других процессов воспитательной работы. В этом случав перевоспитание выступает одной из функций процесса воспитания.

У отдельных военнослужащих недостатки в сознании и поведении, отклонения от нравственных норм превращаются в устойчивые негативные качества личности и приобретают запущенный характер. В таком случае перевоспитание занимает большой удельный вес в общей системе воспитательных влияний, выступает уже самостоятельным прогрессом, имеющим свою психолого-педагогическую структуру.

Перевоспитание предполагает совместное, организованное и одновременное воздействие армейских воспитателей на сознание и поведение военнослужащих с негативными личностными качествами. Офицеры, организуя процесс перевоспитания, стремятся наиболее полно и всесторонне воздействовать на воинов с негативными качествами личности, для того чтобы достичь положительных результатов в их перевоспитании, а в случае необходимости корректируют свою деятельность по перевоспитанию при получении информации по каналам обратной связи.

Деятельность военнослужащих с устойчивыми негативными качествами (объект перевоспитания) – другая сторона рассматриваемого процесса. В ходе перевоспитания военнослужащим необходимо изменить сложившиеся ошибочные позиции и установки, сформировать новые динамические стереотипы поведения, положительные качества личности. Воспринимая внешние воздействия, они перерабатывают их, опираясь на свои взгляды, убеждения, установки. При перевоспитании повышается роль самоисправления, в данном случае воины выступают по отношению к самим себе уже как субъекты перевоспитания.

Исследования показывают, что процесс перевоспитания более специфичен по своим целям, задачам и содержанию педагогической деятельности, нежели другие виды воспитательной работы.

Цель перевоспитания конкретизируется как специфическая педагогическая деятельность воспитателей по выявлению и искоренению негативных проявлений и на этой основе формированию положительных качеств личности, когда становятся достижимыми общие цели воспитания российских воинов.

Характерной особенностью российской государственности в настоящее время является глобальный преобразовательный процесс, охвативший все составные части воспитательной системы общества и его ВС. Результаты исследования свидетельствуют, что эффективность системы воспитания в значительной степени зависит от ее правильного и научного понимания в современных условиях. Научное понимание данного педагогического явления, в свою очередь, является теоретической предпосылкой для конструктивной организационной и методической деятельности различных категорий армейских и флотских воспитателей в частях и на кораблях. Перед коллективом исследователей КНИР “Мораль” стояла важная задача – дать адекватное современным требованиям научное понимание целостной системы воспитания военнослужащих, в единстве и согласованности всех структурных элементов. В основу решения данной теоретической задачи были положены требования методологических принципов: социально-личностной деятельностной концепции воспитания, факторности и системности воспитания. Данные принципы, отражающие наиболее общие закономерности педагогической действительности офицерского состава частей, во многом определили содержание, организацию и методику системы воспитания военнослужащих, предоставили возможность рассмотреть ее целостно и всесторонне.

Изучение и анализ литературы, обобщение разнообразных определений дают основание сделать вывод, что система – это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обладающая интегративными качествами и выполняющая определенные функции по отношению к внешней среде и ее составным частям. В обобщенном виде основные признаки системы можно представить следующим образом:

1. Компонентный состав.

2. Организация и содержание.

3. Структура.

4. Методика.

5. Оценка и учет результатов.

Основанный на признании данных структурных элементов, теоретический анализ показал, что перевоспитание военнослужащих является, прежде всего, системой, поскольку имеет все признаки социально-педагогических и системных образований.

Во-первых, система перевоспитания имеет компонентный состав: цель, задачи, объект, субъект, педагогическую технологию, учет и оценку результатов воспитательной деятельности и др.

Во-вторых, компоненты (элементы, система воспитания) соединены определенной структурой, внутренними системно-образующими связями. Система воспитания в части состоит из ряда относительно самостоятельных подсистем, которые функционируют самостоятельно в неразрывной взаимосвязи с общей системой перевоспитания военнослужащих: система воспитания офицеров; прапорщиков; сержантов; солдат, проходящих службу по контракту, сержантов и солдат, проходящих службу по призыву, военнослужащих-женщин, гражданского персонала, членов семей и т.д.

В-третьих, будучи объединенными структурой, компоненты системы, приобретают способность целенаправленно и дифференцированно влиять на сознание и поведение военнослужащих, сформулировать и развить необходимые для их жизни и службы качества, а также влиять на жизнедеятельность воинских коллективов.

В-четвертых, перевоспитание обладает такими стержневыми признаками системы как единство и целостность. Единство обеспечивается общими для ВС целями и задачами перевоспитания, его организационными и методическими нормами, охватом воспитательным влиянием всего личного состава и каждого человека конкретно. Целостность перевоспитания состоит в том, что все структурные элементы закономерно обусловлены и объективно необходимы.

В-пятых, воспитание как системное образование является управляемым явлением. Его компоненты в определенных рамках могут адаптироваться, сохранять относительную устойчивость и самостоятельность, и поэтому они не остаются неизменными. Исходя их данных положений, а также с учетом существующих в общей и военно-педагогической литературе определений, под системой перевоспитания личного состава Вооруженных Сил понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, качеств и отношений. Специфические задачи перевоспитания состоят в необходимости:

– установления причин отклонений в нравственном развитии личности;

– использования воспитательных возможностей армейской службы для исправления допущенных ошибок в доармейском воспитании военнослужащих;

– определения системы способов и путей перестройки сложившихся отрицательных стереотипов поведения;

– интенсификации положительного развития личности;

– активизации возможностей военнослужащих по самоисправлению негативных личностных качеств, руководству воинами в этом процессе.

Цели и задачи перевоспитания определяют содержание данного процесса, включающего в себя выявление и искоренение негативных качеств, восстановление и развитие положительных черт характера и качеств, всестороннее и гармоничное развитие личности воина. Содержание перевоспитания состоит не только в борьбе с недостатками в нравственном развитии военнослужащих, но и в нормализации всей психической жизни воина, в ускоренном развитии положительного в личности.

Проблема использования методов и приемов перевоспитания особо значима в педагогической деятельности офицера. Войсковая практика требует в работе с трудными воинами выбирать оптимальные методы и приемы перевоспитания. Надо отметить, однако, что достаточно известные и практически необходимые методы и приемы перевоспитывающих воздействий не находят должного освещения в психолого-педагогической литературе, повседневного применения в педагогической деятельности воспитателей.

Применение в процессе перевоспитания только известных методов воспитания: убеждения, примера, упражнения и т.п. – по общему мнению, не всегда дает положительные результаты в работе с трудными воинами. Некоторые воспитатели увлекаются либо преимущественно методами убеждения и переубеждения, либо принуждения и наказания. Отдельные офицеры отказываются от методов "взрыва", "реконструкции характера", перевода в другое подразделение, считая их ошибочными.

Возникающие у офицеров сложности в работе с трудными военнослужащими часто вызываются незнанием специфических методов и приемов процесса перевоспитания.

суицид военнослужащий психологический воспитательный

2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих


Под методами перевоспитания понимаются способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и перевоспитуемых по искоренению негативных и формированию положительных личностных качеств. Эта деятельность осуществляется в подразделениях на основе: интеграции перевоспитывающих воздействий всех категорий воспитателей, гуманизации и усиления внимания к личности каждого трудновоспитуемого воина; дифференциации и индивидуализации педагогических влияний на социально и педагогически запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих; демократизации и создания предпосылок для развития активности, инициативы и взаимодействия объекта и субъекта процесса перевоспитания.

В основу классификации методов и приемов перевоспитания положена совокупность различных сторон данного процесса, прежде всего его основные функции: восстановительная, компенсирующая, корректирующая, исправительная, стимулирующая, побуждающая к самоисправлению. Такой подход обеспечивает всестороннюю обоснованность выбора и оптимальное сочетание методов соответственно конкретной ситуации и поставленной цели.

В реализации восстановительной функции процесса перевоспитания в педагогическом эксперименте главным является метод переубеждения. Переубеждение понимается как целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение трудного воина в целях восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств. Данный метод направляется на изменение сознания, жизненного опыта и личностных качеств у перевоспитуемых военнослужащих.

Метод переубеждения реализуется на практике с помощью различных приемов педагогического воздействия, позволяющих дифференцировать подход к социально и педагогически запущенным, трудновоспитуемым воинам. В педагогической деятельности наиболее часто используются такие приемы, как разъяснение, доказательство, опровержение, аргументация, и др. Успешное применение этих приемов предполагает высокую эрудицию воспитателей, их умение вести полемику с перевоспитуемыми, оперировать убедительными доказательствами, опровергать ошибочные взгляды и суждения воинов с негативными качествами личности.

В педагогической практике по перевоспитанию трудных военнослужащих переубеждение дополняется методом переучивания, тесно связанным с упражнением. Переучивание имеет целью изменение отрицательного жизненного опыта, восстановление здоровых социальных потребностей и привычек перевоспитуемых военнослужащих. Применяя метод переучивания, воспитатели учитывают, что исправление личности трудного воина совершается при замещении или компенсации устраняемых отрицательных качеств положительными. В процессе воспитания переучивание осуществляется с помощью приемов отпучения и приучения.

В практике перевоспитания отучение предполагает запрет, контроль и проверку выполнения различных педагогических требований и рекомендаций. Параллельно с отучением осуществляется приучение с целью сформировать и развить у трудных воинов положительные качества и привычки. При этом воспитатели, создавая для перевоспитуемых определенные трудности, заботятся о строгом соблюдении ими уставного порядка, распорядка дня. отдании воинской чести, заправке обмундирования, соблюдении опрятного внешнего вида.

Переучивание в педагогической практике опирается на переубеждение, закрепляет его результаты и тесно связано с методом "реконструкции характера". Метод "реконструкции характера" способствует формированию всего ценного, положительного в характере и поведении трудного воина. Данный метод заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств воина, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного развития личности на основе выявленных качеств, в процессе изменения отрицательных качеств, которые воин ложно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность превратить в уверенность, критиканство – в критичность, леность – в упорство и трудолюбие). С помощью приемов переоценки качеств, повседневной регламентации поведения, составления программы "реконструкции" и т.д. происходит накопление социально ценного опыта и отношений, которые способствуют развитию положительных качеств.

Как показывают исследования, метод "реконструкции характера" более длителен по времени, чем переубеждение или переучивание, и осуществлялся он частично на базе метода "взрыва". А.С.Макаренко справедливо считал, что нельзя полагаться только на спасительное знание одной эволюции, на постепенное становление человека; в исключительных случаях необходима энергичная и, может быть, мгновенная ломка неправильно сложившегося стереотипа. Он определял "взрыв" как доведение конфликта до последнего предела, как "мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления".

Сущность метода "взрыва" заключается во внезапном раскрытии воину степени педагогической трудности его как личности, содержания его отклонений в поведении от уставных норм в форме, побуждающей его сделать педагогически и социально целесообразный выбор.

На практике метод "взрыва" осуществляется в естественных и специально организованных условиях, посредством таких приемов, как:

нагнетание отрицательных переживаний до предела;

доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки неприятны;

столкновение ложных идеалов с настоящими;

осуждение в коллективе, коллективный гнев, бойкот, отвращение и др.

В реализации исправительной и компенсирующей функций процесса перевоспитания наряду со "взрывом" используется метод перевода трудного воина в другой коллектив. Данный метод осуществляется путем перемещения воина внутри коллектива подразделения, перевода его в другое подразделение, в другую часть и т.д.

Корректирующая функция процесса перевоспитания реализуется через методы критики и самокритики и опосредованного педагогического воздействия. Метод критики и самокритики направляется воспитателями подразделений на устранение у трудных воинов негативных личностных качеств, на развитие у них высокого чувства ответственности за свое поведение и состояние воинской дисциплины. Метод критики и самокритики осуществляется приемами тактичного осуждения, самоосуждения, переориентации сознания и самосознания и другими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты