Развитие опосредованной и неопосредованной памяти в подростковом возрасте

Таблица 14. Проверка значимости различий в среднем количестве воспроизведенных слов подростками для всех пар серий (t-тест для зависимых выборок) – в исследованиях различных годов

Год проведения

Показатели

НЗ-КОЗ1

НЗ-КОЗ2

НЗ-БОЗ

КОЗ1-КОЗ2

КОЗ1-БОЗ

КОЗ2-БОЗ

2006-2007 гг.

t

 -5,892

-7,235

4,199

 1,000

14,294

13,202

p

,000

,000

,002

не значимо

,000

,000

2007-2008 гг.

t

-3,628

-3,242

3,565

0,418

8,812

8,225

p

,001

,003

,001

не значимо

,000

,000

2008-2009 гг.

t

-3,835

-3,486

-2,855

-3,008

-3,833

-3,832

p

,000

,000

,004

,003

,000

,000

t – статистика критерия

p - уровень значимости критерия


Все пары различий, кроме различий в КОЗ1 и КОЗ2, для исследований 2006-2007 и 2007-2008 гг., оказались существенными, что дает возможность предполагать, что у 14-летних испытуемых уже наблюдается достаточно эффективное владение картинным способом опосредствования, в том числе с использованием сложных способов связи «слово-картинка». При этом они хуже используют другой – буквенный – прием опосредствования. Этот способ помогает запоминанию, но с меньшей эффективностью, чем при других способах, а в некоторых случаях, надо полагать, этот прием мешает запоминанию, поскольку может вызывать у испытуемого лишние колебания и затруднения в поиске необходимой буквы.


2.3.4 Изучение способов запоминания в подростковом возрасте

Помимо количественной оценки средних значений для серий с непосредственным и опосредствованным запоминанием, на основании комментариев подростков мы проанализировали особенности процессов запоминания испытуемых – участников эксперимента 2007-2008 гг. Обратим внимание, что в 2006-2007 гг. нами было проведено пробное пилотажное исследование, особенности способов запоминания в котором мы здесь не приводим. Кроме этого, в исследовании 2008-2009 учебного года перед испытуемыми не ставилась задача объяснить запоминание (были опущены инструкция и требование к испытуемому, прокомментировать запоминание слов). Это было сделано нами с целью проверить и, возможно, снизить влияние данной процедуры на надежность получаемых нами данных – обоснование того, «как» подросток запоминает, могло способствовать усилению рефлексии в отношении процесса запоминания и в дальнейшем «форсировать» результаты нашего эксперимента. Однако несмотря на такую коррекцию методической процедуры, показатели эксперимента 2008-2009 гг. оказались достаточно высокими (что можно наблюдать по таблице 6). Эти данные некоторым образом говорят в пользу нашей частной гипотезы 1 о том, что изменение условий исследования, а именно модификация его процедуры, не оказывает существенного влияния на продуктивность запоминания.

Отметим, что, по сравнению с нашим пилотажным исследованием, результаты исследования 2007-2008 гг. оказались более выраженными. Так, у испытуемого №17 О.Н. был отмечен наиболее высокий показатель по воспроизведению в первой серии – 11 слов. Анализ индивидуальной картины запоминания у О.Н. позволяет сделать выводы о том, что высокая продуктивность запоминания обусловливается установлением логических и образных связей для запоминаемых слов (см. протокол первой серии в Приложении 3). Этот принцип сохраняется и в отношении опосредствованного – картинного и буквенного – запоминания: например, за счет применения ярких и нередко оригинальных способов опосредствования у испытуемого №6 К.О. во второй серии наблюдается наивысший результат по репродукции – 15 слов, а у испытуемого №5 П.С. в четвертой серии отмечается также достаточно высокий показатель – 11 слов (см. протоколы соответствующих серий в Приложении 4).

Для изучения особенностей запоминания в подростковом возрасте во время воспроизведения испытуемым задавались вопросы о том, как они запоминали то или иное слово. Ответы отмечались в протоколах. Мы проанализировали данные, зафиксированные в протоколах 17 испытуемых, (ученики 7 класса ГОУ Лицея ЮВАО г. Москвы) и на основании этого выделили эмпирическим путем следующие способы запоминания:

1 серия

1. «Повтор запоминаемого слова/по порядку». Во время запоминания испытуемый повторял слово или слова «про себя», иногда по порядку с целью запечатлеть их;

2. «Привлечение внешнего средства» - использование для запоминания различных объектов, находящихся рядом с испытуемым, вовне, например, предметов окружающей обстановки;

3. «Привлечение внутреннего средства». Использование внутренних опор, испытуемый устанавливает ассоциация, логические связи в запоминаемом материале, применяет смысловое запоминание;

4. «Неотрефлексированное средство» - испытуемый не знает, как он запоминал или не может сказать об этом, не может сформулировать, почему именно эта картинка помогла ему запомнить данное слово. При этом часто объяснения запоминания бывают такими: «Просто запомнил», «Не знаю».

2 и 3 серия

1. «Картинка - визуальный образ» - у испытуемого возникал образ, связанный с запоминаемым словом и картинкой, либо он ориентировался на визуальные характеристики изображения – на те предметы, которые нарисованы на картинке;

2. «Обобщение». Для запоминания используется слово более высокого уровня – обобщающее слово (обобщение по типу вид-род), либо испытуемый подбирает обобщающее слово, осуществляя ситуативное обобщение;

3. «Ситуативно-смысловая связь». Изображенный на картинке объект – агент или объект действия (домысливание изображенного на картинке до целостной ситуации; фиксация функционального назначения объекта). Ребенок может давать определение предмету запоминания;

4. «Включение в контекст своей жизни». Испытуемый приводит примеры из своей жизни;

5. «Ассоциация/ассоциативный ряд» – использование пословиц, поговорок, крылатых выражений, слов из песен;

6. «Неотрефлексированное средство» – испытуемый не знает, как он запоминал или не может сказать об этом, не может сформулировать, почему именно эта картинка помогла ему запомнить.

4 серия

1. «Буква-обобщенный символ» – испытуемый выбирает для запоминания первую букву или букву, которая входит в состав слова;

2. «Буква-образ» – буква отождествляется с каким-либо образом, визуально напоминающем запоминаемое слово; трансформация буквы – «превращение» буквы в ту, которая входит в состав слова;

3. «Ситуативно-смысловая связь». Буква соотносится с каким-то объектом, он включается в ситуацию. Изображенный на картинке объект – агент или объект действия; домысливание изображенного на картинке до целостной ситуации; фиксация функционального назначения объекта;

4. «Обобщение». Испытуемый привлекает для запоминания правила русского языка;

5. «Неотрефлексированное средство» – испытуемый не знает, как он запоминал или не может сказать об этом, не может сформулировать, почему именно эта буква помогла ему запомнить слово.

Выделенные способы представлены ниже в таблицах 15, 17 и 20. На данном этапе научной работы в русле проблематики памяти мы не можем окончательно обосновать выбор основания для разделения способов, и используем рабочие названия. Более подробно способы запоминания с ответами испытуемых приводятся в Приложении 6.


Таблица 15. Способы запоминания слов и их количество для 1 серии (непосредственное запоминание), в %

«Повтор запоминаемого слова/по порядку»

«Привлечение внешнего средства»

«Привлечение внутреннего средства»

«Неотрефлексиро-ванное средство»

14,4

5,3

63,6

16,7


На основании таблицы 15 можно сказать, что наиболее часто наблюдался способ «Привлечение внутреннего средства», что согласуется с предположением А.Н. Леонтьева о том, что непосредственное запоминание приобретает в подростковом возрасте иной характер – становится опосредствованным, но с опорой на внутренние средства. Мы наблюдаем также большое количество случаев, когда испытуемые либо не могли объяснить, как они запоминали слово, либо просто стремились запомнить слово, не привлекая приемы опосредствования (способ «Неотрефлексированное средство»), а также высокий процент ответов, где запоминание характеризовалось как простое механическое – с повтором слов по порядку. Способ «Привлечение внешнего средства» был отмечен наименьшее количество раз – он проявлялся в использовании «внешних» опор для запоминания. Так, испытуемая №15 В.С. объясняла запоминание следующим образом: слово «пол» - «Здесь есть в кабинете»; слово «рука» - «У меня рука»; слово «книга» - «Есть в кабинете» (см. Приложение 6). Разумеется, наши испытуемые объясняли способы запоминания только для тех слов, которые репродуцировались ими – ведь вопрос о том, «как» происходило запоминание, задавался в наиболее общем виде – для изучения общей картины, соответственно комментарии чаще всего были для припомненных слов. Но, тем не менее, анализ имеющихся данных позволил нам проследить вышеперечисленные особенности и заключить: у испытуемых подросткового возраста в целом наблюдаются разнообразные и нередко сложные способы запоминания в первой серии, что говорит о хорошем уровне развития непосредственного запоминания в этом возрастном периоде.

В таблице 16 представлены способы запоминания, которые испытуемые использовали во 2 и 3 сериях.


Таблица 16. Способы запоминания слов и их количество для 2 и 3 серий (опосредствованное запоминание), в %

Способ

КОЗ1

КОЗ2

«Картинка - визуальный образ»

37,9

34

«Ситуативно-смысловая связь»

37,1

43,9

«Обобщение»

12,1

3,6

«Включение в контекст собственной жизни»

4,3

4,3

«Ассоциация/

ассоциативный ряд»

10,9

11,5

«Неотрефлексированное средство»

1,6

3,6



Согласно таблице 16 можно заметить, что, как при КОЗ1, так и при КОЗ2 наиболее часто использовался способы «Картинка-визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь». Такой результат позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев испытуемые подросткового возраста стремятся к установлению осмысленных и логических связей при опосредствованном запоминании, однако при этом большой популярностью пользуются запоминание с опорой на визуальные характеристики изображение – видимо, с подключением образной памяти, что также помогает запечатлеть предъявляемый материал. Однако о том, насколько эффективными были эти, а также остальные выделенные нами для 2 и 3 серии способы, по сравнению с частотой их употребления, мы можем делать выводы на основании таблиц 17 и 18.


Таблица 17. Эффективность и частота использования способов запоминания во 2 серии

Исп.


«Картинка-визуальн. образ»

«Ситуат.-смысл. связь»

«Обобще-ние»

«Вкл. в контекст собств. жизни»

«Ассоци-ация/

ассоциа-тив. ряд»

«Неот-рефлек-сир.

ср-во»

1) З.Н.

8:8

6:6

1:1




2) Б.К.

3:3

1:2

4:4

4:5


0:1

3)

Т. А.

8:10

2:5





4)

К. П.

4:4

9:11



1:1


5)

П. С.

7:7

4:4

3:3

0:1



6)

К. О.

5:5

6:6

1:1

3:3



7)

М.М.

4:5

8:10



1:3


8)

С. Р.

5:5

2:4

2:2

1:1

3:3


9) А.Н.

2:2

7:7

3:3


1:1

2:2

10)

Л.С.

6:6

4:5

1:2

1:1


0:1

11) К. Д.

4:5

10:10





12)

Д.И.

4:5

4:6

1:3


1:1


13)

С.Д.

2:2

9:11

2:2




14)

И.А.

3:5

6:7

1:1


1:1


15)

В.С.

10:10

3:3

1:2


7:8


16)

С. А.

7:8

4:5

2:2


5:5


17)

О.Н.

6:7

3:3

5:5


5:5


Всего

88:97

88:95

27:31

9:11

25:28

2:4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты