Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стрем­ления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и соци­альную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по срав­нению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представ­ляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных вли­яний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспеш­ность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ре­бенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей (см. приложение 2) свидетельствуют о том, что:

1.  В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная гиперсоциализация.

2.     В семье 02 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

3.     В семье 03 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

4.     В семье 04 – III параметр, симбиоз.

5.     В семье 05 - III параметр, симбиоз.

6.     В семье 06 – II параметр, социальная желательность.

7.     В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.

8.     В семье 08 - III параметр, симбиоз.

9.     В семье 09 - V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

10. В семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

·        По I параметру – 0 семей.

·        По II – 1 семья, 10%, 06

·        По III – 3 семьи, 30%, 04, 05, 08

·        По IV – 3 семьи, 30%, 01, 07, 10

·        По V – 3 семьи, 30%, 02, 03, 09

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Это –гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее родителям было предложено заполнить опросник «Удовлетворенность браком» авторы — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.(35,с.509-512) , который позволяет в общих чертах по сумме полученных баллов оценить удовлетворенность браком у супругов (см. приложение 4):

1.     полная неудовлетворенность – 0% семей

2.     значительная неудовлетворенность – 0%

3.     скорее неудовлетворенность, чем удов­летворенность– 10% (08)

4.     частичная удовлетворенность– 20% (02,03)

5.     скорее удовлетворенность, чем неудов­летворенность  – 30% (01,05,07)

6.     значительная удовлетворенность– 20% (09,10)

7.     практически полная удовлетворенность - 20% (04,06).

Мы разделили обследованные семьи на 3 группы(для возможности сопоставить результаты с предыдущим исследованием):

группа -  0%

II группа –50% -(семьи 01,02,03,05,07).

III группа- 50% - ( 04,06, 08,09,10)

Сравнив результаты теста-опросника «Удовлетворенность браком» и теста КРС мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов.

Таблица 1

Семья

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Тест КРС

I

II

I

III

II

III

I

I

III

III

Удовлетворенность родителей браком

II

II

II

III

II

III

II

III

III

III

По таблице видно, что 60% показатели совпадают. Исходя из этого можно заключить, что отношения родителей играет немаловажную роль в психическом благополучии ребенка, в формировании качеств личности необходимых для выполнения социальной роли семьянина.

По совокупности данных всех проведённых исследований мы определили характер взаимоотношений детей и родителей в семье:

·        В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

·        В семье 02 взаимоотношения неустойчивое

·        В семье 03 взаимоотношения неустойчивые

·        В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

·        В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

·        В семье 06 взаимоотношения позитивные.

·        В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

·        В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

·        В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

·        В семье 10 взаимоотношения позитивные.



2.2 Выявление позитивных качеств личности, направленной на успешное выполнение социальной роли семьянина.

 В данной части работы мы выделили следующие задачи:

1)        Выявление уровня сформированности представлении о семейной жизни у детей дошкольного возраста в процессе игровой  деятельности.

2)        Соотнесение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние семьи на формирование представлении о семейной жизни у детей. Использовались беседы, наблюдения.


Для определения качеств личности характеризующих  успешного семьянина

мы рассмотрели данное качество в двух направлениях:

·        это внешние проявления, в действиях, поступках, в ролевых играх (дочки – матери).

·        внутренние, которые выражаются в их суждениях, отношениях.


Наблюдение за игровой деятельностью детей мы проводили в группах детского сада т.к., по нашему мнению, при таком условии наиболее оптимальна проявляются личностные качества детей. Цель наблюдения определялась первой задачей поставленной нами в начале второй части практического исследования. Нами были выведены следующие компоненты в игре :

1.     Умение ребенка самостоятельно организовать игру.

2.     Способность войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.

3.     Эмоциональная окраска деятельности.

4.     Согласованность своих действий с действиями членов «семьи».

5.     Способность вести «хозяйство».

Результаты оформили в виде таблицы 

Таблица 2

Наблюдение за игровой деятельностью детей.

Код семьи

Имя ребенка

Компоненты в игровой деятельности.

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

01

Слава

2

2

3

3

3

13

02

Валя

1

2

2

3

2

10

03

Ваня

2

3

2

3

1

11

04

Люда

3

3

2

3

3

14

05

Саша

2

3

3

2

3

13

06

Света

3

3

3

3

3

15

07

Сережа

2

3

3

3

2

13

08

Таня

3

1

1

2

2

9

09

Антон

3

2

2

3

3

13

10

Лена

2

3

3

3

3

14


В данном наблюдении умения детей оценивались по трёх бальной системе. По полученным данным мы выделили три уровня сформированности интересующих нас качеств детей.

К первому уровню, который определяется как высокая степень(I) относятся дети, набравшие количество баллов от   13 до 15 (01, 04, 05, 06, 07, 09, 10) – 70%.

Второй уровень(II) – средняя степень, количество баллов от 8 до 12 (02, 03, 08) – 30%.

Третий уровень(III) – низкая степень сформированности, от 5 до 7 – 0%.

Второе наблюдение проводили  в семье во время беседы. Данные наблюдения были направлены на определение степени сформированности интересующих нас качеств. Выделялись следующие параметры:

1.     Понимание и разграничение  роли родителей в семье.

1.     Представление о себе, как о члене семьи.

2.     Проявление заботы о членах семьи.

3.     Выполнение определенных постоянных обязанностей.

4.     Представление об источниках дохода семьи.

5.     Соотношение собственных потребностей с интересами семьи.

Умение детей оценивались тоже по трёх бальной шкале.

Таблица 3

Беседа с детьми.

Код семьи

Имя ребенка

Компоненты.

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

01

Слава

1

2

1

2

3

9

02

Валя

3

3

3

2

3

14

03

Ваня

3

1

2

1

3

10

04

Люда

3

3

3

3

3

15

05

Саша

2

3

3

1

2

11

06

Света

3

2

2

3

3

13

07

Сережа

1

2

2

2

2

9

08

Таня

3

2

2

2

2

11

09

Антон

3

2

3

3

3

14

10

Лена

2

3

3

3

3

14


К высокому уровню(I) относятся дети с суммой баллов от 13 до 15 ( 02, 04, 06, 09,10) – 50%.

 К среднему уровню(II) – с суммой баллов от 8 до 12 (01,03, 05, 07, 08,) – 50%

низкий уровень(III) от 5 до 7 – 0%.

Для того, чтобы представить общий уровень детей составили таблицу.

Таблица 4

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Игра

I

II

II

I

I

I

I

II

I

I

Беседа

II

I

II

I

II

I

II

II

I

I

I, II - степень сформированности

И в итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности.

К 1 группе относятся дети с высоким уровнем, их показатели по всеем параметром показывают I (04,06, 09, 10 – 40%).

          Вторая группа состоит из детей со средним уровнем с показателями I,II (01, 02, 05, 07 – 40%).

      В третью группу вошли дети с низким уровнем, с  показателями II, II (03, 08 - 20 %).

 Таким образом, общая готовность к семейной жизни у детей дошкольного возраста в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности.


Для того, чтобы определить влияние супружеских  и родительско-детских отношений на готовность к семейной жизни у детей дошкольного возраста мы сопоставили данные 1 и 2 частей практической работы. (см. таблицу 5)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты