Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношения «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрос­лых и мира детей что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи. В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, со­стоит из представителей различных возрастных, половых, профес­сиональных групп. В исследованиях отечествен­ных педагогов ( И.В.Бестужев-Лада) выявлена возможность включения детей в жизнь се­мьи путем приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге, Ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать на­строение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подго­товка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Психологи (И.В.Дубровина, Е.С.Кузьмин, ВЛ.Леви, Н.А Голиков), отмечают, что семейная атмосфера способствует раз­витию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия), что представляется важным для становления положительного образа семьи. Совсем иным будет этот образ и по со­держанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растуще­го в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается униже­ниям, истязаниям, насилию.

Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не бу­дет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, на­против, он во многом определяет установки на нее. Согласно вы­водам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьяни­ном» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга роди­телей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно гово­рить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, ува­жительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отно­шений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в боль­шей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повли­ять на становление положительного образа семьи у детей дошколь­ного возраста.

В ряде исследований(С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев , Э.К. Васильева) предприняты попытки изучить те пред­ставления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарно­стью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачас­тую не соответствуют действительности Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивле­ния, поскольку в общеобразовательных программах для дошколь­ных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

В последние годы создаются программы знакомства детей с окружающим миром, в которых представлены знания о семье. В этом отно­шении следует отметить программу С.А.Козловой «Я- Чело­век».(52,с.45) Формирование ребенка как полноценного члена семьи автор рассматривает в логике созидания Человека в Человеке, воспитания гражданина Родины и жителя планеты Земля. Знания о семье сосредоточены в специальной теме «Моя семья, моя родословная». На протяжении всей программы проводятся идеи о ценности содержательного досуга в семье, о необ­ходимости дарить радость близким, понимать их настроение и т.д. Раздел «Что я знаю о себе» написан от лица ребенка, тем самым знания о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Это, несомненно, «натолкнет» педагога на максимальную активиза­цию личного опыта каждого воспитанника, побудит к использова­нию художественных средств, будирующих детское воображение.  Также следует отметить учебник Т.А.Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание.» где в главе «Воспитание будущего семьянина» подробно рассмотрена данная проблема. .(20,с.210-227)

Своеобразная «программа» формирования у детей представле­ний о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержит­ся в народной педагогике. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, послови­цам, и др.) позволяет просле­дить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. До детей дошкольного возраста важно донести саму суть поня­тия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного на­родного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражаю­щие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была много­детной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семь­ях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с ро­дителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение художественных произведений (на­пример, поможет педагогу (родителю) активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений. Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «трудные» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания должны преж­де всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре народа, особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, роди­тельский дом) .(13,с.252). О нем есть сказки, много пословиц.

Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоценимы повседневные жизненные ситуации.

Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близ­ких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагиро­вать на них. С помощью этюдов дети учатся пере­давать, распознавать радость, волнение, усталость, тревогу, страх. Можно использовать игровые тренинга типа «Назови ласково близ­ких и родных», «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)», «Чей ты помощник дома», задания, требую­щие закончить предложения типа «Если мама огорчена, я...», «Если бабушка устала, я...» .(9,с.26).

Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных мето­дов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.). С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффек­тивными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особен­ностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, пережи­вания своих родителей так, как они их себе представляют, отобра­жают различные жизненные ситуации.

В ходе совместной работы дошкольного учреждения и родите­лей дети подводятся к первоначальному, еще очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, опреде­ляют свое место как члена семьи. Несомненен резуль­тат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необхо­димость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи.

Семейная экономика. При всей нестабильности и сложности современной жизни экономические проблемы семьи не должны оказаться вне поля зрения детей. В сознании ребенка следу­ет формировать представление об экономике семьи как области ра­зумного ведения хозяйства, которое требует усилий всех живущих в родном доме. Значит, и сам ребенок играет не последнюю роль в экономике семьи.

Семья представляется той реальной экономической средой, в которой ребенок не только живет, но и связан многими нитями. При нем ведутся разговоры о доходах и расходах, причем в по­следних доля, потраченная на удовлетворение его нужд, весьма значительна. Слова «деньги», «купить», «заплатить» достаточно рано входят в словарь современного ребенка. Подрастая, он на­чинает понимать, что удовлетворение его желаний  зависит не только от расположен­ности или не расположенности к нему взрослых, но и от денежной наличности кошелька.

В 5-6 лет ребенок должен иметь представление, из чего состоит общий кошелек семьи, как складываются ее доходы: заработная плата родителей, пенсия дедушки, детское пособие на него самого и др. А далее - на что они тратятся, как при этом учитываются ну­жды семьи в целом и интересы каждого ее члена в отдельности. А для этого нужно сделать первые шаги в семейную бухгалтерию, ко­торая складывается из расходов обязательных (содержание жили­ща, питание, культурные нужды) и эпизодических (покупка подар­ков, лекарств, отправление телеграммы). Иногда в присутствии ре­бенка заполняются квитанции на оплату за квартиру, коммуналь­ные услуги, телефон, за содержание его самого в детском саду. При этом мама (папа, бабушка) обязательно обратит внимание на то, сколько денег придется заплатить за воду, электричество, что мо­жет стать прологом к беседам об экономии. Залог экономии - бе­режливость: следить, чтобы не капала вода из крана, не расходо­вать лишнюю воду при умывании, купании, выключать свет, теле­визор и т.д., если уходишь из помещения. К соблюдению таких правил ребенка приучают с 5-6 лет.

Если в семье ведется книга расходов-доходов (что было обяза­тельной традицией во многих российских семьях прошлых времен), то ребенку следует дать первоначальное представление о ее назна­чении. Но как бы ни пытались родители сделать доходы-расходы семьи «прозрачными» для ребенка, его разочарование от того, что откладывается покупка давно обещанной игрушки, не станет менее горьким. Поэтому не следует завлекать ребенка обещаниями, если их выполнение проблематично. При стесненных материальных об­стоятельствах лучше откладывать ежемесячно небольшую сумму, чтобы купить то, что ребенку необходимо. .(58,с.38)

В некоторых странах детей рано знакомят с деньгами не только в кошельке их родителей, но путем накоплений их собственных сбере­жений. Детям 5-6 лет регулярно дают определенную сумму денег, которую они тратят по своему усмотрению, например на сладости, мороженое. Но могут и копить на что-то более существенное (игрушку).

С воспитательной точки зрения важно подвести ребенка к по­ниманию, что возможности семьи полнее удовлетворить интересы всех своих членов расширятся, если каждый станет бережливым, рачительным хозяином в родном доме. Начать можно с привития бережного отношения к продуктами питания. Например, ребенок просит налить ему «молочка побольше», а выпивает лишь полови­ну. Не лучше ли поставить ему чашку поменьше, но налить еще, если изъявит желание?

Малыша учат бережно относиться к куску хлеба, проявляя ува­жение к заложенному в него труду многих людей, в том числе и родителей, а завтра он перенесет подобное отношение на одежду, игрушки, вещи в доме, а потом - и на природный и рукотворный мир в окружающей обстановке (в детском саду, во дворе, в лифте и др.).

Необходимо участие ребенка в ремонте, изготовлении различ­ных предметов, одежды, игрушек и т.д. Конечно, мера этого уча­стия весьма различна и напрямую зависит от того, чему ребенка учат дома. Дети старшего дошкольного возраста могут в присутст­вии взрослого пришить пуговицу, подклеить коробки настольно-печатных игр, вместе с мамой испечь печенье, пирожки, сделать пельмени, смастерить костюм для новогоднего карнавала в дет­ском саду и т. д.

Дети на собственном опыте убеждаются в том, что в результате труда взрослых и детей получаются продукты труда, т.е. вещи, предметы, игрушки, в которых нуждаются и большие, и маленькие. ­ Особое место в эконо­мическом воспитании детей занимает труд на приусадебном участ­ке, в саду, результатами которого семья пользуется летом, осенью, делает заготовки на зиму. Пользуясь заготовками, овощами, фрук­тами, выращенными собственными руками, взрослые обращают внимание на ту выгоду, которую получила семья. Педагогическая ценность такой деятельности велика: она подводит детей к пони­манию некоторых экономических понятий (труд - продукт, стоимость продукта). Исподволь у ребенка закладываются первые кон­туры экономического мышления.

Однако, в воспитании все хо­рошо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установках на экономию, выгоду, расчетливость, легко получить противоположный ожиданиям результат. Ребенка необходимо воспитывать добрым, отзывчи­вым, милосердным, щедрым и одновременно экономным, бережли­вым. Воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, инициативы, предприимчиво­сти, доброты и отзывчивости - необходимые ступеньки подготовки его к будущей роли семьянина.

Половое воспитание.  Некоторые считают, что половое воспитание начинается в подростковом возрасте. Это не так. Этот процесс начи­нается сразу же с рождением ребенка и продолжается вплоть до тех пор, пока он не станет взрослым. Воздействие на поведение ребенка в сексуальной области сказывается еще до того, как он научится говорить.

Родителям еще до рождения ребенка приходится сталкиваться с вопросами организации и методики поло­вого воспитания. Речь идет о том, чтобы подготовиться к решению данной задачи и настроить себя на эту дея­тельность. Для стимулирования развития ребенка недо­статочно просто вспомнить о том, что было получено в процессе собственного воспитания. Уже давно известно, что как раз в этой области достижения предыдущих поколений недостаточны, и поэтому особое значение име­ет воспитание воспитателей.

Родителям первым приходится сталкиваться с не­обходимостью вести половое воспитание. Они же первые располагают необходимыми для этого возможностями. Родители правильно поступают, если они (независимо от того, хотели ли они мальчика или девочку) не выска­зывают своего недовольства полом ребенка. Тем самым обеспечивается гармоничное врастание ребенка в его по­ловую роль в качестве мужчины или женщины.

Со­временная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психо­сексуальная дифференциация. Половая идентифи­кация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прош­лом, настоящем и будущем) является составной исторически сло­жившейся структурой самосознания. (32,с.61)

В свете современной науки становится очевидной необхо­димость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характери­стик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был на­правлен на развитие «усредненного» существа. А ре­зультаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, силь­ными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мяг­кости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов.

Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих не­гативных для общества явлений, можно назвать преобладание жен­ского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-экономи­ческой сфере общественной жизни привели к тому, что многие муж­чины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских соци­альных ролей, размывание четких границ между ними.

Проблема полового воспитания в современной семье стоит до­статочно остро. Поток информации по вопросам половых взаимо­отношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вы­зывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информа­ция не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходи­мой им для полового воспитания детей.

Половое воспитание рассматривается в русле задач нравствен­ного становления личности. Оно направлено на формирование це­лостной личности мальчика, девочки, способных элементарно по­нимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представи­тель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребен­ка.

В процессе общения с окружающим миром ребенок до­школьного возраста уже сталкивается с проблемами по­ла. Он замечает, что рождаются дети, взрослые вступают в брак, у женщины есть грудь, а у мальчиков и мужчин— половой член. Дошкольник включает эти познания в иг­ру, ставит перед взрослыми вопросы о половых отноше­ниях. Сексуальные проблемы являются неотъемлемой составной частью жизни человека. Точно так же им при­надлежит весьма серьезная роль в процессе воспитания дошкольников.

Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека опреде­ляется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ре­бенка. Специальными исследованиями (И.С.Кон, В. Е. Каган, Д.Н. Исаев) доказано, что те, кто в пер­вые годы жизни не познакомился с устройством человеческого те­ла, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испыты­вают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию лично­сти. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле, в подборе игрушек, в играх. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю сво­его пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты