Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Министерство образования РФ

Тюменский государственный университет

Высшая педагогическая школа

Кафедра возрастной и педагогической психологии


Допустить к защите в ГАК Зав.каф. возрастной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, Профессор,

_______________ Атаханов Р.А.

«____» ___________ 2002 год.



 

 

Ковалёв Роман Алексеевич

Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей  дошкольного возраста

 

 (Выпускная квалификационная работа)




Научный руководитель

к.п.н., доцент

_____________ Голиков Н.А.

Автор работы

_____________ Ковалёв Р.А.

Рецензент

Директор Социально-педагогического колледжа № 2, к.п.н.

_____________ Плотников А.Д.

 





Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы  влияния семейной атмосферы на формирование у детей позитивных представлений о семье……….….6

1.1 Возникновение и развитие семейно-брачных от­ношений.………...6

1.2 Формирование у дошкольников представлений о семье………….12

Глава  II. Изучение характера взаимоотношений в семье

и их влияния на готовность к семейной жизни……………………..28

2.1  Изучение характера взаимоотношений в семье…………………...28

2.2  Выявление позитивных качеств личности ребёнка, направленной на успешное выполнение социальной роли семьянина …………………..37

    Заключение……………………………………………………………43

    Литература……………………………………………………………...46

    Приложения…………………………………………………………….51







Введение

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каж­дый человек независимо от возраста.

Актуальность темы. В последние годы проблема подготовки подрастающего поко­ления к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чув­ства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формиро­вание привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: мно­гое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семья­нина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как правило, свой родной дом как источник социального, эмоционального, по­знавательного опыта. В ряде исследований (С.И. Голод, Т.М. Баринова, М.С. Мацковский, Э.К. Васильева) предприняты попытки изучить те пред­ставления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарно­стью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачас­тую не соответствуют действительности Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивле­ния, поскольку в общеобразовательных программах для дошколь­ных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.


Практическая значимость работы заключается в создании набора методик для определения характера взаимоотношений в семье и развития качеств личности дошкольника как успешного будущего семьянина. 

Объект исследования - процесс формирования будущего семья­нина

Предмет исследования – стиль воспитания детей в семье, уровень взаимоотношении супругов

Гипотеза -  формирование у детей дошкольного возраста качеств личности направленных на выполнение социальной роли будущего семьянина  зависит от гармоничных супружеских  и родительско–детских отношении в семье. Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, характер системы отношений  “родители – ребенок” что, в свою очередь, определяет будущее ребёнка как семьянина.

Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования – выявить влияние семейной атмосферы на формирование у детей полноценных представлений о семье, семейной экономике, на соответствующую гендеру  половою идентификацию ребен­ка. 

Задачи исследования:

1.Уточнить влияние семейной атмосферы на формирование у детей полноценных, положительно  окрашен­ных представлений о семье, выявить педагогические и социальные условия эффективного выполнения современной семьёй функции в подготовке детей к реализации социальных функций семьи.

2. Изучить особенности взаимоотношений в семье в экспериментальной группе

3. Изучить степень сформированности интересующих нас личностных качеств детей.

Методы исследования:

В работе использовались следующие методы:  критический анализ научной литературы  по    исследуемой теме,   анализ    документации,    эмпирические исследования, включающие анкетные опросы, тестирование и интервьюирование.


.












Глава 1. Теоретические основы  влияния семейной атмосферы на формирование у детей позитивных представлений о семье

1.1 Возникновение и развитие семейно-брачных от­ношений Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных от­ношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в от­дельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы чело­вечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня доско­нально изученными: в них остается много спорных вопросов. Обще­признанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенст­вованием форм общественного регулирования отношений между

полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным пле­менам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животно-подобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие от­ношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь пер­вобытного стада, для выживания которого требовались сплочен­ность и единство в обеспечении условий существования. В резуль­тате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали бес­порядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными род­ственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в ре­зультате чего стал формироваться род. Таким образом, в перво­бытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между муж­чиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между по­лами.

Возникновение родовой общины и функционирование группо­вого брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограниче­нию социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных от­ношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак ви­доизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лица­ми противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (много­женство). Пережитки второй формы (полигинии) сохранилась и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремно­го типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяй­ственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочно­стью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются роди­тели, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоя­щая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регу­лироваться не только социальными, но и экономическими факто­рами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность же­ны обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью ста­новится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не толь­ко регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родите­лей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завер­шился в УШ-1Х вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья станови­лись начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией»(5,с.123) где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику от­цовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их миро­воззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Уста­новление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь до­стижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравствен­ное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической куль­туры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

За многовековую историю человечества сложился идеал воспи­тания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характери­стик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть «добро­порядочным отцом или матерью семейства» Да, «качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выжива­ния государств, народов, человечества в целом.

В СССР пытались решить  проблему воспитания семьянина дважды. Первый раз путем введения «родительского всеобуча», второй раз - школьным курсом «Этика и психология семейной жизни». Обе попытки за­кончились неудачей, а проблема осталась нерешенной. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие об­щества, счастье каждого его члена. В перспективе предполагается вести последо­вательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколе­ния во всех звеньях системы образования, начиная с дошкольного учреждения.

 Стили семейного воспитания. Семья - важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания в детях интересующих нас личностных качеств.

Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляется силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность. Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг и другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями. Родители, придерживающиеся этого стиля, ценят, прежде всего, свободу воспитания. Этот стиль, по их убеждениям, формирует у детей самостоятельность. Дети, в семье которых господствуют обособленность и отчужденность, оказываются беспризорными.

Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, доверии,  поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном - игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль, за развитием ребенка.

Основным направлением в описании типологии семейного воспитания - это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителями индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменении. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную, для гармоничного развития ребёнка, дистанцию.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу изменений  условий жизни семьи.

Некоторые авторы, занимающиеся педагогическими проблемами, пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку.

Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением "Ребенок - центр моих интересов". Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся о его жизни.

Следующий тип - неприятие и отвержение ребенка. Обобщенная формула родительского отношения: "Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться". Родители невнимательно относятся к ребенку, проявляется жестокость в общении, желание как можно меньше общаться с ним.

В других исследованиях внимание уделялось как степени свободы ребенка в семье, т.е. как родители регулируют его поведение. При этом подходе выделены два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность.

Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: "Все сделаю для ребенка". В поведении родителей прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.

Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: "Не хочу ребенка такого, какой есть". Родители постоянно критикуют поведение ребенка, отсутствует поощрение и похвала.

Другая группа ученых, анализируя типы воспитания. пришли к выводу, что более точная оценка воспитания заключается не в одном, а в нескольких аспектах.(20,с.25) С одной стороны - эмоциональный аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:

1) теплое отношение к ребенку в сочетании с представлением ему самостоятельности и инициативы;

2) холодное разрешающее воспитание, при котором есть некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с представлением ему свободы,

3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

4) холодное ограничивающее воспитание, которое сопровождается постоянной критикой ребенка, придирками, а иногда и к преследованию самостоятельного поступка. Будет ошибочным считать, что поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом воспитания. Практика показывает в поведении родителей несколько вариантов отношений. В ходе воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий отношение родителей к ребенку изменяется.

1.2 Формирование у дошкольников представлений о семье

Семья. Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется её об­раз. В семье ребенок включен в  деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире значения. В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое. Это - многоуров­невое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родо­словной, домашних делах и т. д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.(20,с.210)

Между тем обследование дошкольников, свидетельствует о скудной инфор­мированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

Ученые (Н.И.Захаров, М.И.Буянов, Н.А.Голиков) с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяет­ся как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и миро­вая статистика, в современной семье изменяются не только отдель­ные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отно­шениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занято­сти взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, не­смотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказы­вается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывает­ся каждый третий ребенок. Согласно данным Упоровского ЗАГСа в нашем селе проживает около 5.491 жителей. Из них в полных семьях - 3193, в неполных семьях - 1622, рождаемость составляет 52 человека, смертность - 84.

Ребенок в разведенной, неполной семье слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее подруг на быв­ших мужей, что сказывается на развитии у него своих, окрашенных черными красками представлений о семье как источнике неспра­ведливости, предательства, всяческих бед. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении своей собствен­ной будущей семьи, ожидания в отношении собственной семьи часто носят эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый день смотреть мультики, а жена будет все де­лать». А это, в свою очередь, еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.(8,с.167)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты