Психология деятельности и способности человека

Приступая к освоению деятельности, субъект обладает определенными психическими свойствами, ряд из которых является профессионально важным. Эти ПВК характеризуются определенным уровнем развития функциональных и операционных механизмов. В процессе становления психологической системы деятельности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности. Назовем этот процесс перестройкой операционных механизмов в оперативные. Данный процесс составляет сущность процесса перехода от психического свойства к ПВК. Развитие оперативных механизмов на наш взгляд, представляет собой один из узловых моментов формирования психологической системы деятельности.

Прошла серия экспериментов, выполненная в нашей лаборатории M.M. Князевым, цель которых состояла в изучении рационального формирования структуры ПВК в процессе освоения деятельности как структуры действий. В качестве модели была выбрана деятельность клейщицы резинотехнических изделий, у которой базовыми качествами оказались оперативное мышление и чувство времени. Чтобы узнать, как упражнять чувство времени, экспериментально были опробованы три варианта упражнений: непосредственно в ходе обучения; до начала обучения путем тренировки умения оценивать и предвидеть длительность отдельных действий, являющихся фрагментами будущей деятельности; до начала обучения путем тренировки умения оценить отвлеченные промежутки времени вне деятельности. Были проведены четыре серии опытов, для чего были сформированы четыре группы испытуемых: одна контрольная (I группа), в которой обучение осуществлялось без упражнений чувства времени и было ближе всего к обычному обучению в условиях производства, и три (II, Ш, IV группы) экспериментальные. В каждой серии опытов (в каждой группе) участвовали по 5 испытуемых (всего 20 человек). По возрасту и полу (девушки 18 — 20 лет) состав групп был идентичен контингенту» обучающемуся на заводе профессии клейщицы резинотехнических изделий.

Наибольший эффект достигнут в III экспериментальной группе. К девятому дню различия в показателях производительности становятся значимыми на уровне выше 95 %. Во II экспериментальной группе, в которой упражнение чувства времени с первого дня было включено в общую деятельность и проводилось одновременно с обучением рабочим приемам, результаты упражнений практически совпадают с полученными в контрольной группе. Определенный эффект дало и упражнение в оценке временных интервалов, однако максимальное достижение за 12 тренировочных дней в IV экспериментальной группе оказалось меньше, чем в остальных.

В условиях рассматриваемого эксперимента важнейшим показателем деятельности был индекс качества. Как следует из анализа результатов, в экспериментальных группах начинают с меньшего суммарного времени недосушки по сравнению с контрольной (уровень значимости различий выше 95 %), максимальное сокращение недосушки отмечено в IV экспериментальной группе. Более детальный анализ по критериям А, Б, В позволяет отдать предпочтение стратегии, использованной в III и II группах. Испытуемые из II группы благодаря лучшей организации деятельности высвобождают больше времени для отдыха. В III группе за счет повышения качества планирования наблюдается наименьшая дробность операционной структуры деятельности. По критерию А, характеризующему уровень развития узкооперационных навыков, предпочтение следует отдать также испытуемым III группы. Наибольший эффект обучения обнаруживается именно в ней (доверительный уровень отличия по отношению к контрольной группе более 99 %), на втором месте — II группа, на третьем — IV группа (доверительный уровень 95 %). Отличия, полученные в III группе, статистически значимы по отношению не только к контрольной, но и ко II (95 %) и IV (99 %) группам. На 95%-ном уровне значимости различия отмечены между II и IV группами.

Экспериментальные данные показали, что наиболее эффективный способ развития ПВК заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности. Интимные механизмы формирования свойств оперативности ПВК находятся в начальной стадии исследования, но уже сейчас, опираясь на имеющиеся в психологии экспериментальные данные, можно нарисовать общую картину развития оперативных механизмов в ходе профессионализации.

На основании анализа экспериментальных данных Б.Ф.Ломов выделяет в данной операции следующие элементарные гностические процессы и действия: 1) поиск (и обнаружение), 2) различение, 3) идентификацию, 4) декодирование (интерпретацию). В свою очередь каждая из этих составляющих реализуется целой системой микродействий.

Так, обнаружение реализуется системой ориентировочных реакций и гностических действий, среди которых можно выделить измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующие, контрольные, тонические, регуляторные и другие действия. Фаза различения не менее сложна в операционном отношении, где ведущую роль начинают играть действия, связанные с принятием решения. При идентификации воспринимаемые сигналы сличаются с эталонами, хранящимися в памяти. На данном этапе процесса приема информации широко представлены мыслительные и мнемические действия (включают четыре операции, реализующие задачу воспроизведения и запоминания: категоризацию или определение алфавита, выделение групп, установление внутригрупповых отношений, построение межгрупповых отношений). На этапе декодирования оценивается состояние управляемого объекта на основе обнаружения, различения и идентификации сигнала (ведущая роль принадлежит мыслительным операциям).

Приём информации реализуется посредством различных действий, каждое из которых тонко приспосабливается к условиям и требованиям деятельности.

Если сопоставить высказанные ранее положения об оперативности отражения ИОД с формированием оперативных свойств ПВК, то можно сделать вывод о фундаментальности понятия оперативности в психологической теории деятельности.

Любая деятельность характеризуется совокупностью основных параметров: производительностью, качеством и надежностью. Каждый из отмеченных параметров обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств.

Следующий эксперимент. В исследовании приняли участие 40 лиц, имеющие разные производственные показатели. У всех испытуемых был определен уровень развития ПВК. Исследуемая выборка была разбита на четыре подгруппы по двум критериям: стаж работы и эффективность деятельности. Для общей выборки и для каждой из выделенных подгрупп были вычислены коэффициенты линейной корреляции между показателями эффективности деятельности (отдельно по каждому параметру — производительности и качеству) и уровнем развития отдельных ПВК. Результаты (значимые коэффициенты корреляции) показывают, что все ПВК можно разделить на три группы: в первую включены ПВК, оказывающие положительное влияние на оба параметра, во вторую — ПВК, оказывающие положительное влияние на один параметр, и в третью — ПВК, положительно коррелирующие с одним параметром и отрицательно — с другим.

Вывод: производительность и качество труда достигаются благодаря различным профессионально важным качествам. Изучение структур ПВК по рассмотренным четырем подгруппам подтверждает этот вывод. Подсистема ПВК дифференцируется на психологические подсистемы действия и психологические подсистемы, обеспечивающие производительность, качество и надежность, которые формируются из наличных психических свойств субъекта деятельности. Одни и те же свойства могут входить в разные подсистемы. При этом их оперативное проявление в разных подсистемах может быть сходным или различным. В последнем случае психическое свойство в разных подсистемах выступает как различные ПВК.

Теперь мы можем представить деятельность с позиции ПВК как постоянную смену психологических подсистем действий, в каждой из которых психические свойства работника имеют свое оперативное проявление.

Индивидуализация деятельности. В процессе освоения нормативно-одобренного способа деятельности происходит функциональная сонастройка отдельных психических функций, при этом отдельные ПВК приобретают свойства оперативности. Однако в процессе освоения деятельности она приобретает своеобразное выражение в зависимости от качеств обучаемого, формируется индивидуальный стиль. В психологических работах наиболее глубокому и всестороннему исследованию подвергалась обусловленность индивидуального стиля деятельности свойствами нервной системы индивида (правильности взгляда на силу и подвижность как на положительные качества, а на слабость и инертность — как на качества, во всех отношениях отрицательные). Б.М.Теплов: «Оба параметра (сила — слабость и лабильность — инертность) должны рассматриваться не как две характеристики степени совершенства нервной системы, а как параметры, характеризующие в своих противоположных полюсах качественно различные способы уравновешивания организма средой».

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли коллективы исследователей, руководимые В.С. Мерлиным, Е.А.Климовым, В.Д. Небылицыным, Э.А. Голубевой, К.М. Гуревичем, Е.П. Ильиньш.

Исследованиями ряда авторов экспериментально показаны различия в динамике ориентировочных реакций и зависимости от типологических свойств нервной системы, которые проявляются в быстроте угасания компонентов ориентировочного рефлекса (КГР, альфа-ритм, роландический ритм, движение глаз), легкости развития сонного состояния в условиях изоляции, характере реакций на положительные и отрицательные раздражители при выработке трудного стереотипа рефлексов. «Типологические различия в ориентировочной деятельности опосредованы системой объективных требований деятельности, а формирование и динамика ориентировки в предметных условиях опосредованы типом нервной системы. Влияние типа нервной системы заключается, по-видимому, не только и не столько в том, что он непосредственно определяет характер ориентировочной деятельности, сколько в том, что он учитывается субъектом в качестве одного из объективных условий деятельности, а это может вызвать определенную перестройку и определенную организацию ориентировки,» - Е.А. Климов.

Существенное влияние нейродинамические факторы оказывают на характер мыслительной деятельности. Данная связь выявлена в исследовании Ю.Н. Кулюткина, Г.Л. Сухобской и Н.Г.Зыряновой. Анализ особенностей эвристического поиска позволил авторам выделить пять типов решений, фиксирующих разный характер соотношения между двумя главными фазами решения — построением гипотез и их проверкой: а) индивидуальные решения, характеризующиеся резким преобладанием антиципации над контрольными действиями; б) решения с риском, связанные с небольшим перевесом антиципации над контролем и критичностью оценок; в) уравновешенные решения при относительной уравновешенности между процессами антиципации и контроля; г) осторожные решения, связанные с небольшим перевесом контроля над антиципацией; д) замедленные решения, характеризующиеся резким преобладанием контрольных действий над процессами выдвижения гипотез.

«Преобладание того или иного нейродинамического свойства обычно сразу же ведет от уравновешенных решений к тому или иному крайнему типу; испытуемые, менее чувствительные или с перевесом возбуждения по динамичности, ведут свой поиск с риском или даже импульсивно; более чувствительные или более тормозные — осторожно или даже замедленно". В исследовании А. Кукубаевой установлены следующие особенности мыслительной деятельности у "подвижных" и "инертных"; "подвижные" характеризуются быстротой реагирования на полученный вариант решения, быстротой перехода от одного варианта к другому; для "инертных" свойственны недостаточная самостоятельность в работе, пониженная работоспособность, игнорирование сложных операций и высказываний разных предложений. В работе Н.Чернявской отмечается, что при решении задач "инертные" чаще, чем "подвижные" ограничиваются достигнутым решением. На характер поиска влияют факторы, связанные с особенностями интеллектуальной деятельности личности. Развитые интеллектуальные возможности "сдерживают" крайнюю импульсивность и крайнюю осторожность, по характеру их влияние противоположно влиянию преобладания того или иного нейродинамического фактора. Изучение индивидуальных различий динамики движений у "подвижных" и "инертных" испытуемых, проведенное Е.А. Климовым, показало, что "подвижные" быстрее набирают некоторую скорость, но резкое начальное ускорение сравнительно быстро и прекращается. "Инертные", наоборот, ускоряют движения более медленно, но зато в течение более длительного времени, вследствие чего достигают более значительной скорости. Вместе с тем "инертные" более активно и заблаговременно, чем "подвижные", снижают скорость. Нейродинамические свойства человека проявляются на уровне всех основных компонентов деятельности.

Исследования, проведенные рядом авторов, позволяют сделать заключение о формировании у рабочих специфических своеобразных комплексов качественных особенностей трудовой деятельности, основу которых составляют типологические особенности нервной системы. Существенные индивидуальные различия в деятельности ткачих-многостаночниц, обусловленные подвижностью или инертностью нервных процессов, установил Е.А.Климов. Различия проявлялись как в ориентировочной, так и в исполнительной деятельности, образуя единый симптомокомплекс. "Подвижные" трехстаночницы отличаются от "инертных" повышенным темпом выполнения трудовых действий, более значительными колебаниями скорости движений в зависимости от срочности работы, преобладанием в единицу времени срочных работ над предупредительными, менее равномерным и систематическим характером наблюдений за работой станков и т.д. Одни и те же показатели трудовой деятельности по-разному связаны с подвижностью нервных процессов, в зависимости от особенностей внешней трудовой ситуации и неконтролируемых в эксперименте личных качеств работника. Характер индивидуальных особенностей деятельности может быть обусловлен некоторым несоответствием психологических проявлений типологии нервной системы и требований работы, а также яркой выраженностью каких-либо качеств. На базе качеств, положительных с точки зрения требований профессии, могут развиваться не только полезные, но и нежелательные приемы работы. Тип высшей нервной деятельности не определяет уровень квалификации рабочих.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и умений, регулирование деятельности. На их основе происходит формирование свойств личности. Сами процессы определяются совокупностью индивидуально-типологических свойств: соматических, нейродинамических, билатеральных. Проблема индивидуального способа деятельности в плане его обусловленности особенностями психических процессов изучена в психологии явно недостаточно. Изучение данной проблемы на этом, более высоком уровне интеграции, включающем в себя генетические факторы, научение и мотивацию, представляется чрезвычайно важным для развития теории и практики профессионального обучения.

Изучение качественных (процессуальных) особенностей трудового поведения сборщиков в зависимости от типологических и соматических особенностей, характеристик психических свойств, подтверждает, что существуют стойкие индивидуальные различия во времени выполнения отдельных операций независимо от мастерства рабочего, которые можно объяснить только с позиций обусловленности способа деятельности совокупностью всех индивидуальных качеств работника. В исследовании индивидуальные различия в подвижности нервных процессов проявились в специфике планирования и особенностях выполнения отдельных операций. Результаты обработки статистического материала показали следующее:

— "подвижные" испытуемые быстрее "инертных" выполняют операции посадки браслета и чефера с помощью механической скалки. Эти операции требуют повышенного распределения и переключения внимания, являются по своей сути "скоростными", что и предопределяет, вероятно, более высокие темпы их освоения сборщиками с подвижными нервными процессами;

— индивидуальные особенности планирования и организации деятельности связаны с характером обучения; так, ученики-сборщики часто усваивают стиль планирования инструктора;

— статистически значимой связи между результативностью деятельности и показателями подвижности в исследовании не обнаружено;

— в процессе освоения операций, связанных с посадкой браслета и чефера, у сборщиков с преобладанием возбуждения над торможением чаще наблюдаются опережающие выводы механической скалки, в дальнейшем отрицательное проявление баланса нервных процессов нивелируется.

Наряду с нейродинамическими свойствами на характер трудовой деятельности оказывают влияние общесоматические (конституциональные) свойства человека, которые Б.Г. Ананьев относит к числу первичных природных. В способах деятельности нашли отражение и особенности психических процессов (тип ориентировки при выполнении отдельных операций (наложение браслета) зависит от уровня развития глазомера и тактильной чувствительности).

Высокие относительные показатели по таким свойствам внимания, как переключаемоесть, распределение, устойчивость, находят отражение в способах планирования деятельности, сходное с проявлением свойств подвижности нервных процессов. Видимо, характеристики внимания определяются свойствами нервной системы. В процессе освоения профессии формируется способ деятельности, отражающий индивидуальность человека. Однако возможности индивидуального стиля как приспособительного механизма небезграничны. Во время освоения деятельности, с одной стороны, способы деятельности приобретают качественно-своеобразное выражение в зависимости от качеств обучаемого, а с другой — сами качества приобретают новые свойства в соответствии с требованиями деятельности. Это проявляется в формировании индивидуального способа деятельности и индивидуально-свое образ ной подсистемы ПВК.

При формировании у ученика понятия о способе деятельности нельзя ограничиваться описанием нормативного способа, необходимо давать представление об индивидуальных способах деятельности, которые при этом должны быть типизированы и соотнесены с условиями деятельности и индивидуальными качествами субъекта деятельности.

В.П. Кузьмин отмечал: «Создание научных теорий исторического развития в природе и обществе показало, что фактически существуют две органически взаимосвязанные формы объективной реальности: 1) индивидуальное конечное бытие отдельных вещей, предметов, индивидуумов и 2) коллективное надиндивидуальное существование их интегрированных множеств с продолженным типом бытия, которое не прерывается с прекращением существования отдельных индивидуумов». Отсюда каждый предмет, явление, индивидуум приобретают как бы две системы измерений: одну - сфокусированную на изучении его "самости" и непосредственности, другую — показывающую его "опосредование", его принадлежность к "виду" и "роду", раскрывающую его "базисные качества", его место и роль в данной макросистеме. "Видородовой" анализ приводит к необходимости изучения отношения между нормативным и индивидуальным способами деятельности. Установлено, что вначале деятельность выступает для обучающегося в форме нормативно-одобренного способа деятельности (НОСД), в котором опредмечен опыт предшественников. Освоение профессиональной деятельности можно представить как процесс распредмечивания, индивидуализации НОСД.

Вначале НОСД усваивается обучаемым в форме знаний, у него формируется представление об основных компонентах деятельности и о структуре деятельности. Данный этап можно назвать этапом когнитивного освоения деятельности. Назовем его специфические характеристики: обобщенный характер знаний; отсутствие информации о чувственной основе предметного действия (которую человек может получить только в процессе выполнения самого предметного действия); слабые функциональные связи между информационной основой и исполнительной частью предметного действия (несформированность сенсомоторных структур предметного действия). На этапе когнитивного освоения закладываются предпосылки формирования психологической системы деятельности. Усвоение НОСД на когнитивном уровне сопровождается актуализацией индивидуального опыта обучаемого. Это позволяет перейти к практическому действию. Словесное описание деятельности или ее наглядное представление — «это костыль для обучающегося», от которого он позднее отказывается, когда научится ходить самостоятельно. Вытекает важное методическое требование к способу описания и представления НОСД обучаемому. Это описание должно максимально учитывать опыт обучаемого я способствовать его актуализации психологической системы деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты