Психология деятельности и способности человека

Психология деятельности и способности человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект монографии В.Д. Шадрикова


«Психология деятельности и способности человека»



В современных условиях остро стоит вопрос о связи психологии с практикой. «Чтобы связь эта была реальной и эффективной»,- отмечал С.М. Рубинштейн,- «надо принятъ ее с двух сторон. Надо органически включить психологическую науку в решение жизненных проблеем и в самой теории создать внутренние предпосылки для того, чтобы связь эта была реальной и действенной.» В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульха-Новославской, В.Н. Мясищева, Г.В. Суходольского, Е.Б. Старовойтенко, а также исследования, выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии, КЛС. Платонова, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, В.Г. Зинченко, В.Ф. Рубахина, А.А. Крылова, Г.М. Зараковского, В.А. Пономаренко, В.П. Дружинина, А.В. Сарпова. Большой вклад в понимание психофизиологической сущности трудовой деятельности внесли работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.С. Анохина, В.Б. Швыркова. Сущностному раскрытию деятельности, выводящему на уровень социально-философского понимания, способствовали работы Н.А. Бердяева, М.Н. Бахтина, В.П. Кузьмина, В.В. Давыдова. Важным моментом в изучении деятельности явилось осознание ограниченности традиционных методов ее изучения и применение новой методологии системного подхода.

Предмет психологического изучения деятельности рассматривался С.Л. Рубинштейном:

«Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы».

А.Н. Леонтьев отмечал, что ограничение изучения деятельности внутренними психическими процессами и состояниями субъекта было бы односторонним. В предмет психологического изучения деятельности должны быть включены внешние предметные действия субъекта.

Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, Б, Ф Ломов отмечал, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны, и они связаны между собой неразрывно. Задача психологического изучения деятельности заключается в раскрытие системы ее теоретических начал, раскрытие того, как в процессе целенаправленной активности личности происходит практическое преобразование объективного мира, каков механизм психической регуляции деятельности, как в процессе деятельности изменяется сам человек, как деятельность влияет на развитие возможностей человека и на завершение его природы и как сама деятельность принимает индивидуальный характер.

При изучении теоретических основ деятельности целесообразно представить деятельность в виде идеальной модели. Выделение такой модели может рассматриваться как теоретическое (или содержательное) обобщение, которое позволяет свести разнообразные виды и формы профессиональной деятельности к определенному теоретическому конструкту, в котором отражены общие для любой деятельности компоненты и их связи. Важным исходным пунктом для разработки такой модели является понятие функциональной физиологической системы. П.С. Анохиным бы да предложена универсальная модель работы мозга и сформулированы центральные механизмы целостных приспособительных актов любой степени сложности. Ведущими в построении функциональных систем выступают закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающих формирование функциональной системы и получение данного результата.

Исходя из принципа психофизического единства, можно предположить, что в качестве теоретической модели деятельности должна служить функциональная психологическая система деятельности. В рассматриваемой модели прежде всего следует выделить принцип функциональности, означающий что система строится из уже имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором цель — результат.

Второй принцип, который необходимо отметить, — системность проявления индивидуальных качеств деятельности. Они выступают не изолированно, а объединяются в систему деятельности.

Основные функциональные блоки системы деятельности:

♦ мотивов деятельности; 4 целей деятельности;

♦ программы деятельности;

♦ информационной основы деятельности;

♦ принятия решений;

Перечисленные функциональные блоки выделены в качестве составляющих психологической системы деятельности по той причине, что отражаемые в них структуры являются основными компонентами реальной деятельности. Этой системе присуща некоторая условность (эвристическое средство). Так разнесенность отдельных блоков вовсе не означает их онтологическую автономность, они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга, их выделение разделение нужно лишь для практического исследования. Выделяемые блоки представляют собой как бы отдельные аспекты функционирования психологической системы деятельности, описывающие в совокупности ее качественную системную специфику.

Общая архитектура функциональной психологической системы деятельности представлена на рис 1.1.



Предложенная модель призвана помочь рассмотрению реальных психических процессов, реализующих деятельность. Эта структура дает общее представление о деятельности и позволяет рассматривать как систему совокупность психических явлений реализующих деятельность, в их взаимосвязи. Продуктивность предложенной модели подтверждается проведенными исследованиями профессиональной деятельности операторов, станочников, наладчиков, водителей и т.д. Психологическая система для каждого вида деятельности, которую осваивает человек, появляется не одномоментно, а формируется в соответствии с закономерностями системогенеза. Знания этих закономерностей раскрывает сущность научения в процессе освоения профессии.


Направления исследования


Принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие учеником. Решение об этом определяется тем, насколько представление человека о профессии соответствует его потребностям. Чем "богаче" потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с "богатыми" потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология. Прежде всего, ученых волнует вопрос о движущих силах, определяющих поведение человека. Некоторые исследователи основными движущими силами считают биологические факторы (инстинкты» потребности человека), другие — социальные; одни исходят из теории одного побуждения, другие — из представления о "каталоге побуждений".

Анализ научных исследований по проблемам мотивации позволил нам выделить три основные шкалы классификации мотивов:

I) осознанности — неосознанности;

II) врожденности — приобретенности;

III) качественной характеристики.

I) Проблема бессознательного и сознательного в мотивации. Достаточно часто восприятие, мысли, чувства, стремления, намерения, желания рассматривают как явления сознания. В интроспективной психологии считали, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию, а в греческой традиции человек занимает уникальное место в мире, поскольку человеческое существо наделено сознанием, разумом. Но при всем огромном значении сознания оно является только частью психического, причем не всегда ведущей и определяющей поведение человека. Именно она является первичной формой существования психического. Психическое существует независимо от его осознания. Психика возникла как регулятор отношений организма и среды. Посредством ощущений, восприятий, представлений независимо от их осознания происходит отражение действительности. Они должны достаточно точно отражать внешний мир в отношении задач построения адаптивного поведения. Сознание есть вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение психического в самом себе. Для сознания характерно предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого является психическое образование. Семантическое содержание сознания человека сформировалось в процессе рождения языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития. Важно подчеркнуть, что процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, а также того факта, что психические явления могут протекать и протекают вне контроля сознания. Наиболее полно концепцию взаимодействия сознательного и бессознательного разработал Зигмунд Фрейд. Он исходил из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания, причем переход в сферу сознательного не является обязательным процессом. Заслуга З.Фрейда состоит в том, что он главное внимание обращает не на внешний мир и детерминацию психики этим внешним миром, а на внутренний мир человека, на те психические процессы и структуры, которые возникают в самом человеке.

Основные мотивации поведения. Мотивации, выделенные Фрейдом: стремление к сексуальному удовлетворению, стремление к выживанию, стремление к господству над окружающим, эдиппов комплекс, стремление к смерти, инцестуальное влечение. Эрих Фромм добавил к мотивациям, выделенным Фрейдом, нарциссизм, стремление к власти и стремление подчинить себя другим, любовь и ненависть, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним. Карл Густав Юнг дополнил перечень базовых потребностей учением «о коллективном бессознательном», согласно которому у человека врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Архетипы представляют общечеловеческие первообразы, отражающие опыт прежних поколений и зафиксированные подсознанием. Альфред Адлер считал главным источником мотивации стремление к самоутверждению как компенсацию возникшего в раннем детстве чувства неполноценности. Существенным для любой психоаналитической концепции является динамическое понимание поведения человека. «Это означает, что исполненные энергией силы мотивируют поведение и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты эти силы». Психическая энергия «основывается на психических силах, которые становятся очевидными только в своих проявлениях, обладающих определенной интенсивностью и идущих в определенном направлении. Эта энергия связывает и разввязывает, держит индивида в самом себе и одновременно поддерживает его связь с внешним миром».

II) Проблема врождённого и приобретенного в мотивации. Двойственность, отмеченная великим математиком, физиком и философом, Блеэ Паскалем, прежде всего относится к сфере мотивации поведения. Многие детерминанты человеческой активности уходят корнями в предысторию человека. Это прежде всего относится к безусловно-рефлекторным компонентам поведения, направленного на удовлетворение биологических потребностей (инстинктов). Среди них прежде всего следует выделить: пищевое, половое и родительское поведение, исследовательские инстинкты, обучение и научение (импринтинг и подражание), агрессивность и избегание, доминирование и иерархия, сопереживание, инстинкт свободы. Базовый, первичный характер отмеченных мотиваций приводит к тому, что их действие часто не осознается, но они вносят свою долю в тот котел бессознательно бушующих страстей, который определяет динамические тенденции поведения человека, в том числе и деятельностного.

III) Качественная характеристика мотивов. В качественном отношении мы выделяем три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Духовные потребности подразделяются на познавательные и эстетические. Наряду с указанными существуют потребности, которые являются как бы синтетическими и включают в себя элементы духовных, материальных и социальных потребностей. К ним в первую очередь относится потребность в труде. Общая схема основных потребностей представлена на рис. 1.2.



Следует отметить, что в ряде работ ведущую роль при рассмотрении мотивации поведения человека исследователи приписывают фактор необходимости, долженствования, воли.

Анализируя такие формы поведения человека, при которых в качестве побудителя выступают принятые решения, Л.И. Божович приходит к выводу, что намерения всегда возникают на базе потребности, которая не может быть удовлетворена прямо и «требует выполнения промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побудительной силы». Намерения являются результатом опосредования потребностей сознанием. Таким образом, потребности начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые решения и намерения.

Мотивация и этика. Вопрос о мотивации выбора профессии, ее принятия и реализации будет рассмотрен односторонне, если мы не затронем проблему этики и этических норм. Деятельность будет добродетельна в отношении субъекта деятельности, если она позволит раскрыться его возможностям, проявиться его индивидуальности, позволит трудиться продуктивно, проявить свободу творчества. Деятельность будет добродетельной по отношению к другим, если она позволит реализовать те же этические принципы, что и по отношению к самому себе. Осознание того факта, что деятельность добродетельна или может стать таковой при определенных условиях, выступает высшим мотивом и оказывает решающее воздействие на методы и способы достижения цели. Принятие профессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности.

способность ребенок психологический учебный

Рис. 13 Схема мотивации деятельности


Согласно представлениям П.K. Aнoхина, именно взаимодействие мотивационных, сенсорных и подкрепляющих возбуждений лежит в основе образования условных рефлексов в головном мозге, следовательно, они определяют и нейрофизиологические механизмы научения.

Генезис мотивационной структуры. В процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходят развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях:

1) общие мотивы личности трансформируются в трудовые;

2) с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.


Рис. 1.4 Связь профессионального мастерства и возможности удовлетворения различных потребностей личности

Та часть потребностей, которая удовлетворяется в деятельности, претерпевает определенную трансформацию в плане конкретных условий и формы их удовлетворения. Поэтому процесс формирования мотивов трудовой деятельности, продолжая мотивационный процесс принятия профессии, заключается прежде всего в дальнейшем раскрытии возможностей профессии по удовлетворению потребностей работника в конкретных формах. Целый класс психогенных потребностей может "проявляться" через уровень профессионального мастерства. Вначале они не связаны с деятельностью и реализуются за ее пределами. И только через достижения в труде появляется возможность их удовлетворения в деятельности и через деятельность. Осознание личностного смысла деятельности (по А.Н. Леонтьеву) находит отражение в характере выполнения отдельных действий и деятельности в целом.

В процессе профессиональной деятельности происходит дальнейшее изменение мотивационной сферы, которое выражается в появлении новых и инволюции ряда старых мотивов, в изменении абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов, в изменении структуры мотивов.

Изучение ценностных ориентации работников ряда профессий и учащихся, проведенное T.Л. Бадаевым под руководством автора, позволило проследить динамику мотивов трудовой деятельности на различных уровнях профессионализации. В ходе профессионализации сильно изменяются требования личности к работе, разные ее аспекты приобретают личностный смысл и обусловливают привлекательность профессии для субъекта деятельности. При этом ведущим фактором, определяющим требования субъекта деятельности к профессии, является сама профессиональная деятельность.

Данный вывод подтверждают результаты анализа различий в мотивах трудовой деятельности у лиц различных профессий: слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА) и обмотчица статоров. Обе профессии характерны для современного производства, но существенно различаются по характеру деятельности. Полученные данные показали, что представители обеих профессий выдвигают приблизительно одинаковые требования к таким показателям деятельности, как монотонность, инициатива работника, степень нервно-психического напряжения, возможность повышения квалификации, высокий уровень профессиональной подготовки, свободный темп работы, твердый график работы, возможность общения с коллегами в рабочее время. Одновременно наблюдаются существенные различия в требованиях к таким показателям, как сменность, сдельная работа, связь личного и коллективного успехов и т.д.. Слесари КИПиА среди требований, предъявляемых к работе, отмечают в первую очередь возможность повышения квалификации и общеобразовательного уровня, возможность проявления личной инициативы.

Представители молодого поколения рабочих предъявляют более высокие требования к возможности работы в коллективе сверстников, к возможности повышения квалификации, к продолжению образования. У молодежи меньше выражена ориентация на материальную сторону труда. Повышение заинтересованности в оплате труда у возрастной группы рабочих 30-50 лет можно объяснить фактом построения и содержания семьи, что требует увеличения материальных затрат. Существенные различия в требованиях к профессии наблюдаются в зависимости от общеобразовательного уровня рабочего. Повышение уровня образования стимулирует рабочего к переходу в более высокую профессиональную группу, становится побудительным мотивом профессионального совершенствования. Анализ требований к профессии в зависимости от стажа работы показывает, что новички предъявляют высокие требования к возможности работать в коллективе сверстников, повышать профессиональное мастерство, иметь высокий уровень исходной умелости и т.д. Для новичка остро стоит проблема производственной адаптации и перспектив роста. Со стажем работы тесно связана квалификация работника, с уровнем квалификации — ориентация на сам процесс деятельности, ее содержание, творческие моменты. Рабочий начинает глубже видеть профессию, растет уровень его удовлетворенности работой.

Как следует из проведенных исследований, существенным фактором, обусловливающим удовлетворенность работой, являются высокие производственные показатели. При этом интересно отметить, что у лиц с высокими и низкими показателями деятельности наблюдаются существенные расхождения в требованиях к профессии. Анализ ценностных ориентаций показывает, что в процессе деятельности по профессии в мотивационной сфере происходят значительные изменения. Человек, овладевая профессией, раскрывает в ней все новые аспекты, грани, способные удовлетворить его потребности. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем профессионального мастерства. В значительной мере она обусловлена полом, возрастом, семейным положением и личностными особенностями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты