Психология деятельности и способности человека

Инструктор (обучающая система) должен располагать алгоритмом обогащения ИОД по мере роста профессионального мастерства. В соответствии с этим алгоритмом и вносятся изменения в ИОД. Формирование ИОД начинается с отражения отдельных сигналов и их значений, затем устанавливается ценность отдельных сигналов в структуре сигнальной ситуации далее происходит объединение отдельных ИП в системы, в которых на завершающих этапах находит отражение динамика деятельности. Принципиально важным моментом формирования ИОД является придание ей оперативности (приспособленности для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач). Изучение свойств оперативных образов как регуляторов действий позволило Д.А. Ошанину выделить их специфические взаимосвязанные особенности: прагматичность, адекватность задаче действия, специфичность, лаконичность и функциональную деформацию. Начав с изучения роли образа в деятельности оператора, по мере продолжения исследования Д.А. Ошанин пришел к выводу, что свойства оперативности приобретает не только образ объекта, но и вся образная информация, используемая для регуляции действия. На основе проведенных работ Д.А. Ошаниным было высказано важное положение о том, что оперативность является общим свойством отражения человеком действительности.

Составляющая ИОД информация (информационный комплекс) шире понятия "оперативный образ", она включает в себя не только образную информацию, но и информацию, передаваемую в понятиях (значениях), а также доставляемую проириоцептивными ощущениями. В ИОД входит информация как об объекте, так и о субъекте деятельности. Оперативную ИОД, следуя Д.А. Ошанину, можно определить как психический информационный комплекс, в котором сосредоточена и организована адекватно целям и условиям вся информация об объективных и субъективных условиях деятельности. В оперативной ИОД информация связана не только "образностью", но и смысловыми связями.

Оперативная ИОД — функционально-смысловой информационный комплекс. Со свойством функциональности тесно связано свойство динамичности, т.е. развернутость этого информационного комплекса во времени в соответствии со структурой деятельности. Важным моментом формирования ИОД является ее тонкое приспособление к структуре деятельности и микроструктуре действия. Результату проведённых опытов показали, что при работе с визуализированной обратной связью происходит совершенствование составляющей навыка, связанной с умением балансировать инструмент, а развитие субъективного образа заданного положения плоскости опиливания затрудняется. При организации ИОД следует исходить из структуры осваиваемой деятельности (действия), ИОД должна отражать структуру деятельности. Значительная часть ИОД не может быть вербализована, к ней относится информация, доставляемая различаемыми, но не дифференцируемыми сигналами, сериационными (не категориальными) признаками, проириоцептивными ощущениями и т.д.

Интерес для нас представляет факт иерархизации (в плане отражения в сознании) сигналов, доставляющих профессионально важную информацию в процессе освоения деятельности. Данный факт был установлен нами в совместной работе с В.Ф.Шевчуком. Его суть заключается в том, что в процессе формирования навыка опознания объекта по множеству сигналов последние в ходе освоения деятельности приобретают различное значение и начинают по-разному осознаваться. Наиболее значимые всегда отражаются на уровне сознания, менее значимые и более трудно воспринимаемые отражаются, но не находят представления на уровне сознания. Факт отражения слабых сигналов был подтвержден регистрацией перцептивных действий. Роль слабого сигнала возрастала по мере увеличения трудности опознания объекта. В ряде случаев слабый сигнал превращался в ведущий, что обусловливалось структурой элементов опознаваемого ряда.

Нами была сделана попытка уравнять сигналы по трудности восприятия путем изменения их интенсивности. В этом случае был отчетливо представлен процесс иерархизации сигналов. В процессе формирования ИОД происходит иерархизация информации, часть ее отражается и обрабатывается на уровне сознания, часть — подсознательно.

ИОД выступает как бы в двух формах: материальной и идеальной. Материальная форма представлена совокупностью сигналов, несущих профессионально важную информацию. Идеальная форма представлена образами сигналов и их значением (знаниями), она и является компонентом психологической системы деятельности. Формирование информационной основы деятельности происходит в единстве с развитием профессиональных способностей и физиологических функциональных систем, лежащих в их основе.


Принятие решения


Обычно под принятием решения понимают процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. Это предельно общее определение, и с точки зрения психолога оно требует дальнейшего развития и уточнения. Во-первых, следует выделить предмет анализа процесса принятия решения на психологическом уровне, во-вторых, соотнести процессы принятия решения и решения задачи. Проблема принятия решения исследуется в настоящее время во многих, отраслях науки и техники, говорят о принятии решения, когда выбор из некоторого количества альтернатив осуществляется на ЭВМ, в нейроне или отдельной системе организма. На первый план выступают такие собственно психологические особенности процесса принятия решения > как мотивация принятия решения, ответственность за принимаемое решение, право выбора, возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений и т.д.

Сопоставляя процессы принятия решения и решения задачи, мы должны отметить, что в первом случае субъект деятельности располагает определенным количеством альтернатив решения проблемы и ему необходимо сделать выбор между ними, во втором случае он должен сам отыскать путь решения проблемы.

Осваивая нормативно-одобренный способ деятельности, исходя из объективных и субъективных условий деятельности, ученик "решает", как ему реализовать в своих действиях этот способ деятельности. Освоение профессиональной деятельности — творческий процесс, который подчиняется общим закономерностям принятия творческого решения. Длительное время внимание исследователей было сосредоточено на описании этапов творческого процесса. Описание хода решения познавательной задачи в схеме:

1. Осознание проблемы:

а) возникновение проблемы;

6} понимание наличных факторов;

в) постановка вопроса.

2. Решение проблемы:

а} выработка гипотезы;

б) развитие решения;

в) вскрытие принципа;

г) выработка суждения, фиксирующего решение;

3. Проверка решения.

Собственно психологической сущностью процесса решения задачи является сложная аналитико-синтетичеекая работа, включенная в процесс взаимодействия субъекта с объектом.

Процесс решения задачи проходит в единстве чувственного познания, представляющего собой цикл взаимодействий субъекта с объектом, и логического решения. Необходимость логического решения возникает там, где человек обязан передать найденное им решение другому (или же сделать аналогичный отчет себе). При этом главную роль в творческом решении задачи следует отвести именно процессу взаимодействия субъекта с объектом, которое направляется определенной, сознательно поставленной целью. В процессе этого взаимодействия получается определенный результат который характеризуется неоднородностью: в нем имеется прямой (осознаваемый) и побочный (неосознаваемый) продукт. Прямой продукт отвечает сознательно доставленным целям, побочный «возникает помимо сознательного намерения, складывается под воздействием тех свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но несущественны с точки зрения сознательно поставленной цели». Неосознаваемый опыт содержит в себе ключ к решению задачи.

Осваивая профессию, человек постоянно решает творческую задачу, заключающуюся в том, как наиболее эффективно достичь цели профессиональной деятельности. Вместе с тем действуя (выполняя деятельность), человек постоянно принимает решения о том, что он должен делать, как и когда. Каждый и а этих вопросов, отмечал П.К. Анохин, представляет собой фактор выбора. Определяя решение как выбор, мы затрагиваем только одну его сторону. Другой его стороной является процесс интеграции.

Имеющиеся в настоящее время данные позволяют вычленить параметры, определяющие специфику процессов принятия решения в зависимости от их места в структуре деятельности:

1) Для каждого блока деятельности различаются ведущие детерминанты процессов решения. Так, для мотивационного блока ими являются в основном социально обусловленные факторы: уровень притязаний, оценка со стороны референтной группы, престижность профессии. Для блока формирования программ деятельности ведущими являются такие детерминанты, как полнота информационной основы деятельности, наличие сформированных алгоритмов действий.

2) Содержание решаемых задач, вид неопределенности, преодолеваемой в процессе решения, в каждом блоке деятельности неодинаков. Например, выбор профессии человеком связан с преодолением неопределенности на личностно-мотивационном уровне. При этом неопределенность имеет ярко выраженную прагматическую окрашенность. Формирование программы деятельности предполагает снятие неопределенности на операцинном уровне.

3) На процессы решения, относящиеся к разным блокам системы деятельности, существенное влияние оказывает такой важный параметр, как значимость вырабатываемых решений для личности.

4) Специфика процессов решения определяется степенью развернутости и преобладания психических процессов, лежащих в основе формального акта выбора одной альтернативы из нескольких. Выделяют по крайней мере три типа решений: волевые (имеют место в ситуациях конфликта противоположных тенденций), интеллектуальные (имеют место тогда, когда на первый план выступает задача нахождения в ситуации скрытых, неявных альтернатив) и эмоциональные (всякое предпочтение, выбор, который строится прежде всего на основе эмоциональных механизмов).

5) Различное содержание задач, решаемых в разных блоках системы деятельности, предъявляет различные требования к структуре индивидуально-психологических качеств. Как показывают исследования, разноблоковые решения реализуются на основе различных подсистем индивидуальных качеств.

Перечисленные выше параметры, определяющие специфику процессов решения для каждого блока системы деятельности, достаточно отчетливо проявляются в процессе освоения субъектом профессиональной деятельности.

Наиболее сложным, в наименьшей степени поддающимся формализации является акт принятия решения о выборе профессии, установление личностного смысла профессиональной деятельности. Здесь помимо оценочных интеллектуальных суждений о деятельности большую роль играют установки, эмоциональные отношения. Поэтому принятие решения часто выливается в борьбу мотивов и превращается в волевой акт.

Изучение процессов принятия решений позволяет выделить два типа решений: детерминированные и вероятностные. Детерминированные решения представляют собой алгоритмизированные процедуры обработки данных по определенным правилам и критериям. Формирование решений этого типа заключается в выработке правил решения и критериев, специфических для каждого блока психологической системы деятельности. Анализ различных типов критериев, применяющихся в процессе принятия решения, позволяет разделить их на два класса:

1) критерии достижения цели деятельности (позволяют принять решение о том, достигла деятельность цели или нет);

2) критерии предпочтительности (программы, способа деятельности, информационных признаков) (проводится сравнительный анализ эффективности той или иной цели, способа деятельности, программы деятельности, результата и т.д.). Детерминированные решения возможны в том случае, когда субъект располагает необходимой и достаточной информацией, правилами решения, критериями и временем, достаточным для обработки информации по соответствующим правилам и критериям. Формирование блока принятия решения сводится к освоению и (или) выработке решающего правила и критериев достижения цели и предпочтительности.

Существенным моментом освоения деятельности является отработка способов подготовки и принятия решения, причем способ решения определяется взаимосвязью условий деятельности и выбираемых критериев. Как показали исследования А.В. Карпова в зависимости от условий неопределенности выбора можно выделить три способа подготовки и принятия решения:

1) Субъект принимает максимальный критерий предпочтительности, т.е. предполагает осуществить поиск информации, необходимой и достаточной для подготовки полностью детерминированного решения. При этом структура самого поиска восстановления неизвестной информации также строго детерминирована. В основе поиска лежит использование нормативных правил, алгоритмических предписаний. Количество используемых в решении правил достаточно близко к количеству нормативных. Сущность первого способа заключается в максимизации критерия предпочтительности и обеспечении возможности принятия детерминированного решения.

2) …Происходит минимизация критерия предпочтительности и выбор такого способа, который, не являясь оптимальным, допустит реализацию в сложных информационных и временных условиях. Исследования показывают, что такой способ связан с процессом информационной подготовки и принятием вероятностного решения. Этот способ характеризуется использованием не только и не столько нормативных, сколько эвристических и статистических правил. Наблюдается существенное расхождение нормативного и реально используемого количества правил, что говорит о существенной трансформации нормативной структуры решения. Следует подчеркнуть, что минимизация критерия предпочтительности второго способа в сложных условиях деятельности выполняет адаптивную функцию.

3) Способ принятия решения в условиях, неполной информации. Он заключается в установлении инвариантных ситуаций деятельности, однозначно определяющих конкретную программу действий. Эти ситуации фиксируются и упорядочиваются субъектом. В дальнейшем при возникновении одной из таких фиксированных ситуаций происходит репродуктивное воспроизведение выработанной ранее программы.

В ходе освоения деятельности развертывается сложный процесс по выработке и освоению правил решения, критериев и способов подготовки и принятия решений в зависимости от условий деятельности и принятых критериев. При этом отдельные акты принятия решения в ходе повышения профессионального мастерства выстраиваются в иерархическую систему.

Процессы принятия решения реализуются сложной системой нейрофизиологических механизмов. В этом направлении перспективным представляется подход к анализу механизмов принятия решения с позиций физиологической функциональной системы. По современным представлениям, «принятие решения — тот критический пункт, в котором происходит организация комплекса афферентных возбуждений, способного дать вполне определенное действие. При любых условиях мы имеем выбор одного акта и исключение всех остальных возможностей. Выбор этого акта есть создание афферентного интеграла, в котором согласованы, «пригнаны» друг к другу определенные формы активности огромного числа отдельных механизмов> Принятие решения переводит один системный процесс — афферентный синтез — в другой системный процесс — в программу действий. Оно является переходным моментом, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный характер». Изучение проблем функционирования нейронов и интеграции нейронов в единую систему представляет собой одно из перспективных направлений развития нейрофизиологии обучения.


Профессионально важные качества


Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК. Исследование процессов развития профессиональных способностей приближает нас к пониманию онтологии явлений, обобщенных принципом единства сознания и деятельности.

Динамика уровня развитая и структуры ПВК. В процессах системогенеза деятельности ПВК и их подсистемы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их подсистем является узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

Приступая к изучению развития ПВК в деятельности, мы стремились проводить анализ в двух направлениях: 1) развития отдельных ПВК; 2) развития структуры ПВК. Исследование развития отдельных ПВК предполагало изучение развития: а) функциональных механизмов; б) операционных механизмов. В ходе исследования предполагалось использовать метод продольных и поперечных срезов. При изучении развития структуры способностей широкое применение нашли аналитические и графические методы.

При выборе рабочих профессий для исследований мы руководствовались следующими факторами: во-первых, их массовостью в современном производстве; во-вторых, перспективностью развития; в-третьих, требованиями заказчика, так как все исследования имели не только научный, но и прикладной аспект и были направлены на решение практических задач, связанных с профессиональным обучением, подбором и расстановкой рабочих кадров. Данные показывают, что в процессе деятельности происходит рост абсолютных показателей продуктивности способностей, а изменения в развитии способностей носят неравномерный и гетерохронный характер. Из сопоставления отдельных ПВК по уровню развития следует, что в процессе освоения профессии происходит смена доминирующих качеств, т.е. на разных этапах профессионализации разные качества имеют максимальный (минимальный) уровень развития.

Если эти данные сопоставить с общим законом онтогенетического развития, согласно которому индивидуальные различия нарастают от ранних фаз к более поздним, то можно сделать вывод, что полученные данные свидетельствуют о развитии способностей именно под влиянием требований деятельности. Анализ динамики изменения уровневых оценок ПВК позволил Р.В. Шрейдеру сделать важный вывод о гетерохронном развитии общих и специальных способностей.

Описанный процесс накладывается на естественный процесс двухфакторного развития психофизиологических функций. Сопоставляя свои данные с данными Е.И. Степаяовой и В.Н. Грановской, Р.В. Шрейдер делает справедливый вывод о том, что то или иное соотношение более общих и более специальных звеньев структуры ПВК складывается прежде всего в зависимости от содержания конкретной деятельности.

И, по-видимому, чем "техничнее" деятельность, чем большую роль в ее реализации играют специальные способности, тем больше будут сдвинуты временные границы проявления фазы специализации в сторону младших возрастных периодов зрелости. В ходе профессионализации изменяется компонентный состав структуры ПВК, повышается мера тесноты связей отдельных ПВК в структуре, увеличивается число ПВК, входящих в структуру. В процессе профессионализации повышается степень интегрированностн системы ПВК.

Экспериментально установлено, что специальная тренировка повышает чувствительность анализаторных систем, улучшает показатели функционирования восприятия, внимания, памяти, мышления. Вопрос о механизмах такого улучшения остается открытым. Второй подход состоит в том, что отдельные психические свойства рассматриваются одновременно как психические функции и психические процессы и развитие психических свойств представляется через развитие психических функций и процессов.

Согласно Б. Г. Ананьеву, развитие психических свойств проявляется как развитие функциональных и операционных механизмов. «Функциональные механизмы в своем первоначальном, очень раннем возникновении (в первые недели сознательной жизни) реализуют филогенетическую программу и складываются задолго до возникновения операционных механизмов, составляя их внутреннее основание. На этом основании в процессе научения воспитания и накопления опыта поведения строится все более усложняющаяся система перцептивных действий, т.е. операционные механизмы».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты