Психология как научная дисциплина

25. Психология общении. Характеристика сторон общения


Человеч. отношения – общение, взмд-е людей, Многоплановость общения: 1) межличностные контакты (симпатия, антипатия); 2) соц. контакты; 3) межгрупповое общение. Поводы общения: 1) деловое, 2) личностное. Стр-ра общения: 1) коммуникативн. сторона (обмен инфо); 2) интерактивная (организация взмд-я м/д общающимися); 3) перцептивная (пр-сс восприятия и познания др.др.). Функции общения: 1) информативно-коммуникативная; 2) регулятивно - комм-ная; 3) аффективно - комм-ная. Общение как коммуникация. В ходе совместной д-ти люди обмениваются представлениями, идеями, интересами, настроениями. Инфо формируется, развивается, лишь затем передается – интерсубъективный пр-сс: S S + осмысливание и понимание инфо. В пр-ссе комм-ции происходит псих. воздействие коммуникантов др. на др. Коммуникативные барьеры – соц.-психологич. влияние на ч-ка – соц., политич., религиозн., проф. различия – получается разная интерпретация понятий, разное мировоззрение. Причины: принадлежность партнеров к разным соц. гр., инд.-психологич. особенности общающихся. Вербальная коммуникация. – речь. Коммуникатор говорит – кодирует, реципиент слушает – декодирует. Модель коммуникативного пр-сса (Лассуэл): комм-р (кто?)– сообщение /текст (что?) – канал (как?) – аудитория (кому?) – эффективность (с каким эффектом?). Каждый элемент характ-ся св-ми, кот. м. повышать эфф-ть коммуникации. Невербальная комм-ция. Знаковые системы: оптико-кинестетическая – жесты, мимика, пантомимика (отображение эмоц. реакций). Пара – и экстралингвистическая – 1) вокализация; 2) паузы, покашливания, плачь. Проксемическая - организация пространства и времени: 0-45 см – интимная зона; 45-120 – персональная; 120-400 - социальная; 400-750 – публичная.

Межличностная перцепция - восприятие ч-ка ч-ком. В отеч. л-ре "восприятие др. ч-ка" = "познание др. ч-ка". Это обусловлено тем, что специф. чертами восприятия др. ч-ка являются не только его физч. хар-ки, но и повед-кие, и формирование предст-й о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках + об отношениях м/д субъектом и объектом восприятия. Идентификация (отождествление себя др.) – самый простой сп-б понять др. – уподобится ему. Выступает в кач-ве мех-зма познания и понимания др. ч-ка. Сущ. связь м/д идентиф. и эмпатией. Эмпатия – способ понимания др., стремление эмоц-но откликнуться на его проблемы, а не рациональное осмысление ч-ка (идентификация). Иден-ция – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее. Эмпатия – понять его, принять в расчет его т.зр., но действовать по-своему. Пр-сс понимания др. др. осложняется рефлексией – осознанием действующего инд-да того, как он воспринимается партнером по общ-ю - это удвоенный процесс зеркальных отражений. Каузальная атрибуция (Келли, Джонс). Сначала – приписывание причин повед-я др. ч-ка, позже – способы приписывания намерений, чув-в, кач-в Л-ти. Феномен приписывания возникает при дефиците инфо о др. ч-ке. Мера и степень приписывания зависит: 1) от степени уникальности/типичности поступка; 2) от степени его соц. "желательности"/ "нежелательности". + хар-р атрибуции зависит от того, выступает ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем. Соответственно избирается тип атрибуции: 1) личностная (причина приписывается лично совершающему поступок); 2) объектная (причина – объект, на кот. направлено дей-е); 3) обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам). Важным вопросом в пр-ссе восприятия ч-ка ч-ка является роль установки. Особенно значима эта роль при первом впечатлении о незнакомом ч-ке. Сущность "эффекта ореола" – в формировании специф. установки на воспринимаемого ч/з направленное приписывание ему опред. кач-в. Эффекты "первичности" и "новизны" Эфф-т первичности: если незнакомый ч-к, то первичная инфо о нем возобладает. Эфф-т новизны: в сит-ии восприятия знакомого новая инфо возобладает. Аттаракция – область исслед-ний, связ. с выявлением мех-змов образования различн. отношений к воспринимаемому ч-ку + это и пр-сс формир-я привлекательности ч-ка для др. и продукт этого пр-сса (т.е кач-во отнош-я). Общение как взмд-е ("интерактивная сторона общ-я" – обозначают хар-ку компонентов общ-я, кот. связаны со взмд-ем людей.). Некот. авторы: общение = взаимодействию, т.е. все – коммуникация (обмен инфо). Типы взмд-й. Кооперация – коорд-ция единичн. сил участников –необх. элемент совместн. д-ти. 1) разделение единого процесса д-ти между ее уч-ками; 2) изменение д-ти каждого. Конкуренция –конфликт. М.б. деструктивный (ведет к рассогласованию взмд-я, не зависит от причины, его породившей, легко переходит "на Л-ти". Развитие: вовлечение все большего числа уч-ков, их конфликтн. дей-й, умножения негативн. установок) и продуктивный (порождается различием т.зр. на проблему, на способы ее решения. Модели совместной д-ти: 1) кажд. уч-к делает свою часть общей работы независимо от др – "совместн.- индивид. д-ть" (бригады). 2) общая задача выполняется последовательно кажд. участником "совместно-послед. д-ть" (конвеер). 3) одновременное взмд-е кажд. уч-ка со всеми остальными - "совместн-взаимод. д-ть" (спортивная команда).


26. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиций личности

Узнадзе: связан с разработками теории поведения. Его теория объясняет психологический механизм целесообразного поведения – установка. Поведение – процесс с очень сложной динамикой Þ установка – образование динамическое. Проблемы регуляции обычно связаны с проблемами мотивации. Процесс мотивации – это процесс регуляции поведения. Узнадзе рассматривал аспекты проблемы ситуативного развития мотивации – 2 аспекта: 1) детерминация поведения; 2)динамика процессов мотивации (выделяется некоторое исходное образование и рассматривается – может ли оно трансформированы в соответствии с ситуацией. ® Появляется переходное или конкретное ситуативное мотивационное образование, которое уже может управлять поведением. Ни потребность, ни мотив, ни ситуация сама по себе в отдельности породить направленное поведение не могут ® необходимо искать способы соединения в реальном психологическом феномене. У Узнадзе появляется ситуация (среда) – так же бессильна вызывать поведение ® необходима встреча потребностей и ситуации, их соединение в новообразование, которое служит основой целесообразного поведения. Эту роль выполняет установка. Она возникает при наличии потребности и соответствующего поведения. Встреча потребности с ситуацией в теории установки означает возникновение новой реальности (установки). Установки не раскрываются суммацией потребности и ситуации, а заключаются в модификации субъекта – приведение в соответствие готовности определенных жизненных сил. Речь идет о новообразовании – об изменении целостности субъекта, а не об изменении самой потребности. С появлением ситуации потребность опредмечивается, наполняется конкретным содержанием, т.е. видоизменяется и становится реальной основой поведения. Среда может входить в потребность, она воздействует на субъект, вызывая его изменения. При встрече потребности и ситуации в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как готовность на удовлетворение потребности. В установке, как реальном психологическом механизме поведения, заключено: что, где, как и когда должно быть сделано. Поведение вырастает из установки ® Установку можно считать ситуативно-определенным мотивационным образованием, если под мотивацией понимать процесс формирования психологической основы поведения. В установке представлены 2 типа направленности: 1)от потребности, 2)от ситуации. Узнадзе конкретизирует понятие ситуации, выделяя 2 типа ситуации: 1) актуальная, 2) воображаемая. Животные контактируют с первыми. Для человека характерно: установка первоначально формируется на основе воображаемой ситуации. Ситуация может быть в плане представлений, в образах, мыслях, в воображении. Вторая ситуация – это программа, проект, ситуационный план поведения, в котором соотнесены среда и активность. В общих чертах определено: что, где и когда необходимо предпринять. Без конкретизации в ситуационном плане установка не может выполнять роль психологического механизма в поведении человека. В процессе поведения происходит корректировка ситуационного плана воображаемой ситуации. Установка – особое целостное состояние готовности, которое предшествует поведению и объединяет в себе все необходимые условия его возникновения. Симонов в своей концепции также пытается ответить на вопрос о механизмах целесообразного поведения. Разрабатываемая им категория – потребности. Они определяют поступки. Задача общества – полное удовлетворение и гармоничное развитие потребностей. Но потребность осознается только частично, и выявление подлинных мотивов поступка – это первейшая задача для воспитателей, исследователей, психотерапевтов. Обычно человек делает выбор между конкурирующими потребностями. Развитие живых существ потребовало создания специального механизма, взвешивающего конкурирующие потребности с учетом 2х факторов: силы потребности и вероятности ее удовлетворения. Такой механизм возникает в процессе эволюции и получил название эмоции. Механизм выбора потребности – эмоции. Положительные эмоции всегда свидетельствуют о приближении цели, а отрицательные ассоциируются с трудностями на пути к цели. Человек стремится максимизировать положительные эмоции и минимизировать отрицательные. Отрицательные эмоции побуждают искать средства, способы, знания, умения, чтобы преодолеть ситуацию. Парадокс: человек, стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, вынужден активно искать неудовлетворенные потребности. Поведение может ориентироваться на кратчайшие пути к примитивным удовольствиям (пример: секс без любви, наркотики и т.д.). Необходим еще один механизм, который определял бы выбор поступка – воля. Потребность, обслуживаемая волей, придает ей социальную ценность. Сама по себе воля такой ценности не имеет. Воля не существует сама по себе, она как бы приращена к потребности. Следующий механизм – потребность преодоления препятствий свой несвободой. или мотивация сопротивления принуждению. Особенно она выражена у диких животных. Рефлекс свободы успешно преодолевает и голод, и половое влечение, и боль. У одних животных он выражен очень сильно, у других особей – ослаблен и трансформирован в рефлекс покорности. У человека потребность преодоления индивидуализирована, имеет генетические задатки, может усиливаться или подавляться воспитанием. Эти 3 механизма Симонов пытался привлечь, чтобы объяснить целенаправленное поведение. Теория Симонова – это потребностно-информационный подход, который исключает непосредственное воздействие сознания на сферу потребностей и мотивов. Он отрицает взгляд на сознание и волю как на сверхрегуляторы поведения. Потребности может противостоять только другая потребность, причем борьба разыгрывается на уровне порожденных эмоций. Человек детерминирован наследственными задатками и условиями воспитания с точки зрения внешнего наблюдения; вместе с тем он свободен в выборе поступка с точки зрения своего рефлексирующего сознания.


27. Психология труда как отрасль научного знания

Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация деятельности (одобрение социума).

Проблема структуры деятельности. Выготский: Д = действие операция, цель. Рубинштейн: Трудовая деятельность – деятельность, направленная на производство конкретного продукта. Отсюда, действие каждого человека направлено на конкретный результат. Одно и то же действие может дать множество результатов. Поэтому результат соотносится с целью – желаемый результат. Для осуществления цели необходим учет условий, в которых ее предстоит реализовать. Соотношение цели с условиями определяет задачу, которая должна быть разрешена действием (человеческое действие по своему существу является решением задачи). Задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими ее осуществление, определяет психологическое строение действия (так как присутствует определенное отношение как к условиям, так и к цели – это психологическое содержание действия). Операции – акты, на которое распадается действие в силу своей сложности; составные части действия. Всякое действие исходит из побуждения. Адекватно осознанное и соотнесенное с целью побуждение выступает как мотив. Леонтьев: Д всегда направлена на предмет – он придает определенную направленность Д. Это и есть мотив деятельности. Мотив отвечает той или иной потребности. Д без мотива не бывает. "Немотивированная Д" – это Д со скрытым мотивом. Действия – составляющие Д. Действия подчинены цели – результат, который должен быть достигнут. Операция – способ осуществления действий. Операции подчинены задаче - определенные условия. Зинченко: расширил понятие мотива. Мотивационно-установочная регуляция = потребности + мотивы + психологические установки. Операция – исполнительная часть Д (а еще есть мотивационная часть Д).

Функциональная структура Д: 1. Мотивационно-установочная регуляция (потребности, мотивы, установки, нормы, ценности). 2. Когнитивные компоненты (познавательные процессы и профессиональные знания=это система образно-концептуальных моделей). 3. Операционально-технические компоненты (составляющие Д – операция, действие, цель).

Психология труда – область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психологической деятельности человека в процессе его труда. Объект психологии труда – социальная единица (1 или несколько человек), которая участвует в процессе труда. Предмет – законы и закономерности функционирования психических процессов в процессе трудовой деятельности. Субъект – трудящийся человек. Цель психологии труда – психологическая рационализация труда (максимальный результат при минимальных затратах).

Разделы психологии труда (проблемы): приспособление техники к психическим особенностям человека; приспособление работы (процесса труда) к психическим особенностям человека; приспособление человека к технике и работе; приспособление человека к человеку в процессе труда. Основоположник психологии труда - Г.Мюнстенберг. Научная организация труда – это организация, при которой практической реализации конкретных мероприятий предшествуют научные исследования, а сами мероприятия базируются на достижениях современной науки и передовой практики.

Направления исследований в психологии труда: рационализация режимов труда и отдыха; динамика работоспособности человека; психологические вопросы проф. консультирования и проф. ориентации; пути формирования проф. пригодности; воспитание положительной профессиональной мотивации; оптимизация отношений в трудовом коллективе; психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения; влияние психологической напряженности, утомления, стресса, эмоциональных состояний на эффективность труда, т.е. безопасность труда. Человек в современных условиях труда использует машины. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины – предмет инженерной психологии. Инженерная психология – это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы человек – машина (СЧМ). Возникает проблема взаимодействия Ч – М. Цель психолога: повышение эффективности труда человека. Задачи инженерной психологии: анализ функций человека в СЧМ; изучение процессов преобразования информации человеком (4 этапа: прием информации, переработка, принятие решения, осуществление управляющих воздействий); разработка принципов построения рабочих мест оператора; изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ; разработка принципов и методов проф. подготовки операторов в СЧМ; инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ; определение экономического эффекта инженерно-психологических разработок.

2 направления в инженерной психологии: 1 – системотехническая. Основная проблема: инженерно-психологическое проектирование средств деятельности оператора. 2 - эксплуатационная инж. психология.

Основная проблема: всесторонний учет психологических качеств человека.

Факторы, влияющие на деятельность оператора:

1)субъективные (индивидуально-психологические особенности, состояние оператора, уровень проф. подготовки.);

2) объективные (окружающие условия, организация деятельности);

3) аппаратурные (организация рабочих мест, поток информации, контроль деятельности).


28. Проблемы экономической психологии

 Экономич. y - новая отрасль y, изучает yявления, связанные с производственными отношениями людей. Это y экономич. повед-я. С момента взмд-я людей ч/з обмен начинается собственно экономика, как сфера воздействия м/д людьми. С появлением такого взмд-я появляется множ-во понятий. Обмен становиться институализированным, совокупность обменивающ. групп приобретает новые кач-ва, формирует супер-группу (С-гр.) – социум – народ. Внутри совокупности обменивающ. групп формируется перераспределение. Для сущ-ния С-гр. необх-ма поп-ция. в кот. будут входить все члены С-гр. и там существовать. Эта поп-я – гос-во. На след. этапах развития социума кол-во супер-поп-ций растет и гос-во становиться такой супер-гр, кот. отдельна от остального социума, но все еще часть его. Законы этой С-гр. – законы в юрид. смысле. Часть устанавливает законы для целого. функция – охрана внеш. границ. Гос-во приобретает законодат. ф-ю: С-гр. и социум. С-гр. постоянно потребляет ресурсы, даже ту часть, кот. идет на обмен, а сама в обмен дает выполнение ф-ций – установление законов взмд-я внутри С-гр. Гос-во – С-гр., кот. состоит из множ-ва супер-поп-ций (кот. включает в себя свех членов всез гр. социума – народ). Социум как С-гр. по сравнению с гос-вом не тотален, ни в одну гр. социума не входит сразу весь народ, т.е. у кажд. гр. в рамках социума свои интересы – представительная власть. По мере разв-я эк-ки успокаивается сит-ция и методы взмд-я людей. Появляется специализация гр. (хар-р добычи рес-сов). Специализации появляются у множ-ва гр –все необходимые рес-сы получают из системы обмена и все, что создали отдают в эту систему. Создание рес-в – производство, рес-сы – товар. С-ма обмена товарами – рынок. Появляются мануфактуры – "сделанное руками" ремесленничество. У товара появляется цена. Гр., кот. осущ-ют пр-во – производители (первые – золотодобытчики), они зависят от торговцев, включен. в сис-му обмена, т.е. рынок. Это среда обращения, где происходит превращение товара из натуральной формы в денежную. Сначала рынок товаров – затем рынок услуг. Пр-во – использование опред. совокупности рес-сов для произ-ва опред. товара. Между гр. и внутри нее возможны 2 типа взмд-я: 1) рынок; 2) экономика – в 1ую очередь от нее получаются избыточные рес-сы (на рынке). Социум играет большую роль: он имеет такой вид рес-сов, кол-во кот. при его использовании много – трудовой. Его использ-е создает труд. В пр-ссе труда за счет кооперации создается больше рес-сов, чем тратиться. Труд – участие в д-ти некот. гр., целесообразн. д-ти. Пр-во – создание рес-в для обмена. Трудовые отношения. Труд имеет стоимость – деньги. Эквивалентность: ч-к работает (затрачивает труд) и получает столько же в виде трудовых стоимостей. Товар, кот. обменивают рабочие, не труд – а рабочая сила. Кол-во затраченной рабоч. силы д.б. = кол-ву произведенного. А пр-ве выделили прибавочную стоимость – разница м/д ст-тью рес-сов и раб. силы при пр-ве. Разница д.б. больше в сторону 1-го. Она поступает в систему перераспределения (воспроизведение общ-ва, воспр-во условий труда), а часть обменивается на рес-сы (воспр-во пр-сса пр-ва). Появляется дополн. прибавочн. ст-ть – прибыль – она не является необходимой для вышеизложенного. Такое пр-во –расширенное пр-во. Прибыль – дважды избыточный рес-с, появляется избыточн. поведение, т.о. формируется общ-во потребления. Капитал – прибыль, кот. не используется для расширения пр-ва. Как только он начал участвовать в пр-ве, возникает необх-ть его воспр-ва, т.е. воспроиз-во капитала – постоянное расширение пр-ва. Собственность на капитал: 1) расширение воспроз-ва капитала (освоение др. сфер); 2)расширение пр-ва – инновация – успешн. популяцион. МВздм-я, выход за пределы роста, потребление новых видов рес-сов – развитие эк-ки. Инновация позоляет преотвратить большое кол-во ПЧ при тех же затратах. Доп. прибыль вызывает рост пр-ва (т.к. есть доп. капитал). Но есть предел – закон убывающей эфф-ти капиталовложений. Прибыль падает, что делать с доп. прибылью? – расширение не своего а др. пр-ва (изменять МВзмд-я др. поп-ции) – инвестирование: произв., финанс., ценные бумаги – возникают финансово – инвестицион. компании, инд. фонды. Это позволяет получать доп. прибыль и расширять воспр-во капитала. Обмен как форма соц. взмд-я – объект экон. y. С ним связана совокупность феноменов производных от базового – ощ-ния экви-сти. В России его нет, зато есть ощ-ние справедливости, кот. сущ-ет в одной гр. и означает соотвт-вие законам этой гр. Экв-ность – это эквивалентность изм-я дефицитного и избыточн. ресурса. Совок-ть рес-ов, кот. воспр-тся но не используются – запасы. Если запасов меньше, чем нужно –дифецит, больше –избыток. Для равновесия – обмен: отчуждение избыточн. рес-в и присваивание дефицитн. Только сам ч-к определяет дефицит и избыток рес-в для себя. Универсальн. эквив-т – деньги.


29. Основные проблемы современной юридической психологии

Юридическая психология – самостоятельная научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Это прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизма психологии людей, включенных в сферу отношений, регулируемой правом. Предмет - различные явления психики, инд-псих. особенности личности участников правоотношений, включенных в сферу правоприменительной деятельности, соц.-псих. закономерности этой д-ти, воздействующие на психику и поведение участвующих в ней людей. Объект – человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. Методы м. классифицировать по целям: 1)методы научного исследования, кот. изучают психилогич. закономерности человеческих отношений, регулируемых нормой права, а также разработка научно-обоснованных рекомендаций для практиков; 2)методы психологического воздействия на личность. Они используются должностными лицами в борьбе с преступностью. 3)методы СПЭ. Цель – полное и объективное исследование, проводимое экспертом психологом по постановлению следственно - суд. органов. К ним относится: анализ уголовного дела, наблюдение, эксперимент, анкетный метод, беседа, инструментарный метод. Подавляющее большинство серьезных преступлений против личности (таких как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений) совершается при наличии сильных эмоциональных переживаний. Существует еще целый ряд эмоциональных состояний, которые способны дезорганизовать деятельность человека динамику и содержание. К ним относятся: аффект, психическая напряженность (стресс), фрустрация, а также растерянность, кот. отличаются по динамике протиания и глубине дезоргнизируещего влияния. Понятия (соотношение А и сильное душевное волнение) имеют значительную зону перекрытия и в ее пределах можно говорить, что физиологический аффект суть сильное душевное волнение. Вместе с тем, как следует из этой схемы, не только физиологический аффект может быть признан сильным душевным волнением. При определенных обстоятельствах состояния психической напряженности и фрустрации могут квалифицироваться как сильное душевное волнение. Это бывает в тех случаях, когда имеет место аффектогенная ситуация, а выявленное состояние хотя и отличается по динамике и содержанию от физиологического аффекта, но тем не менее столь существенно дезорганизовало психическую деятельность человека, что вызвало поведение, противоречащее его базовым индивидуально-психологическим особенностям. Напротив, по-видимому, не всегда следует рассматривать аффект как основание для квалификации деяния, совершенным в состоянии сильного душевного волнения. Например, обвиняемый своим поведением вызвал агрессивные действия со стороны потерпевшего, которые, в свою очередь, привели к возникновению аффекта у обвиняемого. Правосознание – это сфера сознания, связанная с отражением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей к праву и законности. Формы: 1) общественная – сфера общественного сознания, опережающая правозначимые явления общественного бытия и взмд-ет с правовой идеологией; 2) групповая – возникает стихийно и зависит от узко групповых интересов, кот. м. противостять общественным интересам, м.б. асоц.; 3) индивид. – более хаотично возникает и определяется правосознанием мал. групп, в кот. вкючается Л-ть и условиями ее бытов. формирования. Уровни развития: 1) элементарный – выражается в согласовании конкретной правозащитной д-ти с имерическими представлениями о нормах правомерного поведения (ч-к избил другого, защищая своего р-ка); 2) высший – совокупность взглядов на правовую систему, осознание соц. значимости права. Выделяют 3 стороны: 1) познават. – связана с отображением (адекв.) правовых ценностей в сознании инд-да. Зн-е о праве замещается бытовыми пределами; 2) оценочн. – выражается в личном отношении ч-ка к правовым явлениям и определением их смысла; 3) Регулятивная - связана с котролем процесса. Конкретные дей-я и олценка его рез-тов (т.е. применение правосознания).


30. Проблемы психологии управления


 Это область Y, изучающая формы поведения ч-ка в различных с-мах (коллектив, орг-ция, группа), процессы управления организацией и их оптимизация через воздействие на объект управления, рассматривает управление и лидерство, принятие управленческих решений. Элементы организации и процесса управления. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Характеристики орг-ции: 1) ресурсы – используются организацией для достижения тактических и стратегических целей. Основные ресурсы – люди, оборотные и основные средства, технологии и информация. 2) зависимость от внутренней и внешней среды; 3) разделение труда по горизонтали (конвейер) и вертикали; 4) подразделения; 5) необходимость управления. Коммуникации. С внешней средой (реклама) и внутренние (соц.псих. климат, неформальные группы). Стиль руководства – авторитарный, демократический, либеральный (попустительский). Управленческие решения – это выбор альтернативы. Принятие решения – сознательный выбор м/д вариантами или альтернативами избирательного типа поведения с целью повышения эффективности, целенаправленного развития организации с наименьшими потерями ресурсов. Акт, направленный на разрешение проблем. Классификация Мескона, Альберта, Хедоури: 1) организационные – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель – обеспечение движения к поставленной цели и задачам организации. 2) интуитивные – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен; обусловлен знаниями или накопленным опытом. 3) рациональные – не зависят от прошлого опыта, обоснов. с помощью объективного аналитического процесса. Методы принятия решений: неформальные (на опыте), коллегиальные (мозговой штурм), количественные (с применением ЭВМ). Препятствия при принятии решения: 1) эмоциональность выбора (решения м. приниматься в измененном состянии сознания); 2) принятие ложных целей; 3) влияние субъективных факторов; 4) влияние внеш. факторов (соц., политич.); 5) недостаток информации. Процесс принятия решения:

1) признание необходимости принятия решения (признаки проблемы, ее формулирование, определение критериев успешного решения);

2) выполнение решения (подготовка к выполнению решения, анализ, контроль за его выполнением).


31. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья

Психология З. появ.в США. 1978. Матараццо возглавил кафедру психологии здоровья. Психол. З - это комплекс спец. образоват-х, научных и проф.взглядов психологии как науки по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней. Психология З. - наука о психологическом обеспечении здоровья чел-ка на всем протяжении его жизн. пути. Дубровина. 3 составляющие: здоровая Я-концепция, адекватная ситема отношений, здоровое самовосприятие. Здоровье - сложный, многомерный феномен. Это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутсвие каких-либо болезней, дефектов. Целостность, компетентность, ответственность – формула здоровья. В психологическом контексте здоровье рассматривается как определенный уровень интегрированности личности. Шувалов сформулировал положения о здоровье: 1. Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей 2. З – идеальное состояние. На протяжении своей жизни человек не бывает вполне здоров. 3.З. – это сложный многомерный феномен, отражающий 3 модуса человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможно разделение здоровья на соматическое, психическое и личностное здоровье человека. 1. З – это одновременно и состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма; во-вторых, развитие и функционирование психической сферы; в-третьих, становление, самоопределение, позиционирование личности. 2. Существует эффект взаимовлияния духа, души и тела и именно этот эффект определяет состояние человека. 3. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека. 4. Человек м.б. здоров лишь при определенных условиях жизни. Условия, удовлетворительные для одного человека, могут оказаться болезнетворными для другого. 5. Для определения состояния здоровья человека необходимы с одной стороны некий эталон здоровья, с другой – описание закономерностей возникновения и течения болезней, т.е. необх.сист.научных представлений о норме и патологии. Олпорт один из первых,кто обратился к проблеме развития человека. Человек – прежде всего, существо сознательное и наделенное свободой воли. Человек способен самостоятельно формировать свое Я. Бессознательные импульсы в жизни здорового человека должны играть нездоровую роль. Функциональная автономность – независимость поведения от обстоятельств детства. У здорового взрослого человека поведение должно определяться настоящей ситуацией. Между здоровой и нездоровой личностью нет континуума: ЛИБО ДА, ЛИБО НЕТ. Особенности психологически здоровой личности: 1. широкие границы Я 2. способность к теплым сердечным отношениям, неотягощенным ревностью и эгоцентричными притязаниями 3. положительный образ себя и самопринятие, включающие умение справляться с отрицательными эмоциями, терпимое отношение к собственным ошибкам и недостаткам. 4. реалистичное восприятие, опыт и притязания, чувство юмора и цельная направляющая жизненная философия, которая придает смысл всему тому, что делает человек. Для характеристики личности использовал термин "проприум" - включающий черты, присущие только данному человеку. У здоровой личности проприум развит нормально. Важная роль – взаимоотношения с матерью. Роджерс Человеку присущи мощные позитивные силы(заложенные внутри самой природой). Этот потенциал нужен для раскрытия – стремление к самоактуализации. У каждого человека потенциал есть и должен проявиться. Здоровые личнсти – самоактуализирующиеся. Маслоу Теория базируется на теории 5 базовых потребностей. – физиологические, безопасность, любовь, уважение, самоактуализация. Удовлетворение базовых потребностей – предпосылки для возникновения и развития потребностей более высокого порядка.+ 2 потребности: в познании и эстетические (стремление к гармонии). Психологически благополучный человек – самоактуализировавшийся. Черты самоактуализированных людей: - объективное восприятие реальности- принятие себя, других и мира- служение (способность понять свое призвание и отдаться этому делу)- простота и естественность Только зрелые люди могут достичь психологического здоровья (1%). Не идеализировал человеческую природу. Большинство "средних людей" с комплексом Ионы, они боятся, не решаются отдаться опыту. Постулаты теории Маслоу:1. представление о порочности человеческой природы так же как и идеализация ее неконструктивно и ошибочно. Сущность человека находится на грани порока и добродетели.2. возможности развития человека лишь в некоторой степени детерминированы генетически. 3. Для человека хорошо все, что благоприятствует развитию его сущностной природы. Все, что искажает сущностную природу приводит к психопатологии. Фромм Человеческая природа двойственна. Уже внутри природы человека содержатся как возможности роста, так и падения. Подчеркнул, что чел.-свободное существо – он сам осуществляет выбор траектории своего пути. Для современного человека характерно противоречие между стремлением к свободе и стремлением к безопасности. Человек может стать либо свободным, либо в безопасности. Такая свобода разрушительна.У современного человека борются стремление к стяжательству и стремление к полноте бытия. Тенденция "иметь берет начало в биологическом факторе, направленном на самосохранение и ведет человека к замкнутости. Тенденция "быть" - специфически человеческая тенденция и направлена на его самоосуществление, которое проявляется в служении делу, другим людям. Человек не может получать полного удовлетворения от желания обладать, т.к.в этом случае человек становится рабом того, чем он обладает. Истинная радость – от служения другим людям.         Гуманитарно-антропологическая модель развития человека говорит о самоценности каждого периода жизни! (Слободчиков, Исаев) На каждом периоде возможно психологическое сопровождение.От ступени к ступени возрастает свобода человека. На ступени воплощения – полная физиологическая зависимость от другого. На последней ступени – полная свобода – состояние богоуподобления.  На каждой ступени выделяются соучастники развития. Каждая общность на каждой ступени осуществляет специфичную совместную деятельность, которая имеет свое особое содержание – предмет совместной деятельности и свою характерную форму. Переход на новую ступень представляет собой смену со-бытийной общности. Возможность этой смены подготавливается на предыдущей ступени действиями соучастников.Если соучастники со-бытия не совершают необходимых действий – развитие затормаживается.  В каждой точке развития существует возможность остановки или регресса. Процесс развития понимается как имеющий кризисный характер. Кризисы – нормативные моменты развития. Каждая ступень включает в себя 2 вида кризисов: 1. кризисы рождения (связяны с переходом в новую общность и представляет собой "шаг" в процессе социализации). 2. кризисы развития (связаны с освоением новой общности, представляют собой шаг в процессе индивидуализации). Кризисы рождения и развития чередуются со стадиями принятия и освоения.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты