Психология как научная дисциплина

5. Возрастные периоды развития: младенческий возраст


Психическое развитие в младенческом возрасте (новорожденность и младенчество). Новорожденность. (0 – 2,5 мес.). I-ый кризис. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены к дискретной, воздушной среде. На р-ка обрушиваются другие, более интенсивные ощ-я (это приводит к временной потере веса). С-ма рефлексов: 1) самосохранения (дыхание, кравообращение, пищеварение); 2) защитные (зажмуривание, сужение зрачка); 3) ориентировочные (поворот головы в сторону света, слежение за источником света, поворот головы к источнику прикосновения, открывает рот); 4) рудиментарные (плавательный, хватательный, ползательный (флексорный)) – изчезают в 1 год жизни. Индивид. различия: 1) вялые и активные; 2) напряженные и расследленные; 3) вздрагивают, беспорядочно двигаются – движения упорядочены и ритмичны; 4) стрессоустойчивость. Есть первичные потребности: связанные с функциональным развитием мозга (потребность в новых впечатлениях), потребность в другом человеке. Зрение: следит за ярким светом, привлекают черно-белые объекты с ярко выраженной точкой. Слух: слышит уже в утробе матери. Отличает человеческий голос от других. Вкус, обоняние, тактильные чувства: любит сладкое, не любят соленое, кислое, горькое, отворачивается от неприятных резких запахов. Если его рука на груди матери –активнее сосет. Движения: импульсивные, на 2-м мес. проявляются первые активные произвольные движения. Эмоции: крик сменяется плачем, появляется улыбка, сначала во не, после – как результат ощущения благополучия. Комплекс оживления – "+" реакция на склонившееся над ним лицо. Общается, если уходят – привлекает внимание. Младенчество. (2,5 мес. – 1 г.). Развитие общения: Общ-е начинается с 1 суток жизни. Два аспекта общ.: со взрослыми, со сверстниками. Р-к. пытается привлечь к себе внимание (крик), 3-4 недели - может высовывать язык, подражая взрослым, реагировать на громкие голоса, улыбаться. С 1 мес. начинает гулить. (комплекс оживления), 3-4 мес. - сверстник способен вызывать ориентировочно-исследовательскую активность (в поле зрения). 5-6 мес. - яркие эмоции при встрече со сверстником, 7 мес. - страх чужого лица, который не распространяется на сверстников. 11-12 мес.- в три раза увеличивается кол-во действий, адресованных сверстнику. Пока это потребность в впечатлениях, а не в общ., появляется подражание. Попытки взрослых привлечь внимание одного р-ка к другому вызывает интерес к самому взрослому. Развитие движений и предметных действий: держит голову, переворачивается, сидит, ползает, идет. Этапы: 1) преддействие – водит рукой по одеялу, захватывет рукой кисть другой руки (2,5 – 4,5 мес.); 2) результативные действия – тянеться к предмету, похлопывает, размахивает, перекладывает, толкает, цепные действия (4-7 мес.); соотносящиеся действия – действует с двумя предметами одновременно, соотнося их (7-10 мес.); 4) функционльные действия (10-13 мес.) – действия как способ познания, повторяе, видоизменяет.

Эмоции: 3 мес. - комплекс оживления, различаются огорчения, удовольствия; в 4 мес. - гнев и отвращение; в 5 мес. появляется страх чужого лица; 8-9 мес. – эмоц. реакция на ситуацию, 10 мес. - первые слова ("би-би"), к концу года эм. заражение, характерное для всего года, затухает, возникает способность к сопереживанию. Реакция сосредоточения на неодушевленные предметы. Развитие речи: крик изменяется очень сильно на 1 году, дифференциируется. Выражает органические потребности и субъективное состояние. Подготовительный этап речи. К концу 1-го месяца простые звуки, к 4-6 мес. – гуление, лепет (разговор и пение). К середине 1 года появляется понимание речи (где это?), интонации. С 9 мес. первые слова, к 1 году – 15-20 слов, речь активна. Развитие познават. сферы: Складываются моторыные привычки, закладываются основы м-я. Зрительное восприятие интенсивно развивается. Различает цвета, формы, фигуры. Узнает бутылочку. Зрит. образы не константны (в новом платье маму может не узнать) Вовлекается рука в процесс познания.. Моторная сфера постепенно интегрируется, р-к учитывает направление и расстояние протягивая руку к предмету. Память: 3-4 мес. узнает мать по голосу, 7 мес. – повторяет взрослых – пьет их чашки, стучит по кастрюле, прощаясь, машет рукой. К концу младенчества формируется мыслительная д-ть, которая носит наглядно-действенных характер.


6. Возрастные периоды развития: раннее детство

Раннее детство. (1-3 года). Личностное развитие. Кризис 1-го года. поведение ребенка уже не управляется со стороны внеш. возд-й. Дети действуют под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений "Я". Начинает ходить, исследует вне. мир и себя, появляется СО, уровень притязаний. Эмоции: краткие, бурные, ситуативные. К концу раннего возраста происходит социализация эмоций. Симпатия, сочувствие, чув-во гордости и стыда. Развитие речи: совершенствование понимания речи взрослого, формируется собственная активная речь. Автономная речь: 1) язык взрослых для детей; 2) искажение слова; 3) сам придумывает слова. Начинает обобщать, согласовывать слова в предложения. Общение. После 1,5 г - стремление заинтересовать ровесника собой; после 2 г - способность к обмену активностью (начинает-подражает). К 3 г появляется собственно общение. Общ-е со сверстниками в эмоц. окрашенной игре. Р-ку недостаточно непосредственного эм. контакта со взрослым, ему необходима совместная предметная д-сть.1 г - попытка наладить совместную д-сть через подражание, 2 - общ. как средство для развития творчества. Развитие предметной д-ти: общение со взрослыми – практическое сотрудничество, предметно орудийная д-ть – ведущая в этом возрасте. Предметы: постоянные – ложка кот. едят; полифункциональные – кубики, палочки, дают свободу действий. Развитие игры: сначала отобразительный хар-р, создание игровой ситуации, использование предметов –заместителей. Возникает и развивается роль. Игра состоит уже из нескольких действий. Развитие изобразительной д-ти: сначала – удовольствие от манипуляции с карандашом, далее стадия непреднамеренного рисунка. и только потом – понимание того, что рисует, показывет рисунок, формулирует, что он собирается рисовать. Развитие познавательной сферы: восприятие – остается расплывчатым. Развивается с развитие предметной д-ти. переход от внешне орудийной ориентировки к зрительной, усваивает геометрические фигуры, цвета. Внимание – становиться устойчивым, ззадерживается на предметах, речи, музыке. Носит непроизвольный характер. Объем маленький. Память – образная, вербальная. Развивается долговременная. Основной фактор – частота повторений и активные действия самого ребенка. Воображение – домысливает непонятное, появляется способность к преобразованию образов восприятия. М-е – наглядно-действенный характер. Устанавливает связи путем проб и ошибок. Планиреут действия, прогнозирует рез-т, т.е. возникает наглядно-образное..


7. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст

Психическое развитие в дошкольном возрасте. Личностное развитие: Кризис 3-х лет - отдел р-ка от взрослого - предпосылки для возник новой соц сит развития. Р-к сам способен удовлетвор свои потреб и желания и хочет д-ть сам. Потреб участвовать в жизни взрослых, подражать. Взрослый - носить соц. ролей. ПЧ - ребенок хочет активно входить в жизнь, но не может участ в ней, это приводит к развит сюжетно-ролевой игры. Развит мотивац сферы: поступки осознав, есть мотивы (мир взрослых, игровые, познават, соревноват, самоутверждения). Система соподчиненных мотивов (иерархия мотив). Во главе - человеч опосредов мотивы. Опосред образцами п-я взрослых, соц. нормами. Развит самосознания. Накап-ся представ о самом себе, появ СО (завис от взрослого). Сущ роль играет сравн-е себя со сверст. После СО становиться дифференцир (объективн выводы), появ осозн-е себя во времени. Происход осоз-е св соц "я" (S в сист чел отнош), образ-е "внутр позиции", характер в дальнейшем все этапы развит. Развит эмоц. сферы. Эмоции начин играть предвосхищ роль. Появ-е новых интересов, мотивов потреб. Р-к управляет эмоциями. Интенсивное усвоение норм п-я, этических норм. Возник потреб соот-ть нормам(если есть соц контроль). Есть несовпадения м/д оценкой поступка и отнош к герою. Сначала нормы выполн только по требо взрослых. Сюжетно-ролевая игра. Р-к стремится к соц значимой д-ти. Игра-особ форма освоен дейст-ти путем ее моделир(семья, путешествия). Выбор ограничен зн-ми, сюжет опред-ся предметами. Смысл - просто д-я с предметами. После дети планируют сюжет, тему игры. Игра м. длиться неск дней. Выполн роли учит сдерж непосредств побуж-я, поступаться желаниями, показь образец п-я. В сюжетно-ролев игре складыв ролевые и реальные взаимоотнош. Развив воображение, М-е, объяснит речь. После - игра с правилами. Правила стан осознан и необход. После - дидактич и подвиж игры, в кот. р-к осваивает обществ-выработан способы умствен д-ти. П-е стан произвольным благодаря игре. Использ-е предметов заменителей способст развит знаково-символистич функции созн-я.Рис-е и конструир-е вначале связано с игрой. После-обособленное. Типы поведения: (4-6лет): 1)Взаимоотнош, направ на совмест д-сь: а)р-к учится у ровесников, б)сам орг д-ть, но принима предлож, в)авторитарность (направляет и оценивает). 2)Совместные д-я, в кот реализ потреб в самоутвержд. 3)Вз-я, в кот. реализуется потреб в эмпатии. 4)Вз-я, в кот. реализ-я потреб в сотворчестве. Развитие общения. Внеситуативн общение - познават и личностн форма. Появ-ся потреб в уважении взрослого. Формир общ на личност темы, о взаимоотнош. Особ контакта со сверстниками: 1)большая эм. насыщен, свобода, раскованность, 2)нестандартность детских высказ, отсутствие жестких правил, 3)в общ. со сверстниками преоблад инициатив высказыв-я над ответами, 4)д-е, направлен сверстнику, разнообразней, чем адрес взрослому. В 4-6 лет - сотрудничество, конкуренция, соревноват-ть. В общ со взрослыми р-к учиться говорить и делать, слушать и понимать, усваивает зн-я; в общ со сверстниками - выражать себя, управлять др, вступать в отнош. Развитие речи: соверш ее практич употреб-е, речь стан-ся осн перестройки психич. проце, орудием М-я. Сначала речь непонятная, короткая оборванная; после контекстная, надситуативн речь, после - объяснительная. Рифмы, смысл слов. Язык - предмет анализа. Эгоцентрическая речь - промежуточная м/д внеш. и внутр. речью ребенка. Речь становиться орудием М-я, выполняет планирующ функцию, а также обобщающую, коммуникативн., регулирующ., знаковую. Развитие познавательной сферы: восприятие: усвоение сенсорных эталонов (представления о свойствах и отношениях объектов), величина, пространство, время. Ведущее - зрит воспр-е. Память и воображение. Память образная, воображение - воссоздающее, непроиз, формир в игре. Развитие памяти вызывает произвольн запомин и воспроизведение. Внимание:преобладает непроизвольное, овладение произвольным. Повыша объем вн-я, оно устойчиво. М-е: наглядно-образное, реш задач в уме. Склад-ся наглядно-схематическое. М-е-эгоцентрично. После - словесно-логическое М-е. Связано с установ тесных отнош м/д М-ем и речью, знаковая ф-я созн-я. Освоение мыслит. операций: ан-з и синтез, классиф; использ-е речи как ср-ва постановки и реше задач. Психологич хар-ка готовности к обуч в школе. 1)развит познават сферы дошк-ка, интеллект зрелость, развит тонкой моторики руки и сенсомоторн координации. 2)соц. зрелость-стремление быть взрослым: а)развит аффективно-потребностной сферы - соц. мотивы учения, потреб в общ, оценке, познават. мотивация, овладение новыми знаниями; б)произвольность п-я - умение подчинять действие правилу, выполнять по образцу. Психич развит в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет - утрата наивности, непосредственности, манерничание; вызвано обобщением переживаний, реб-к осознает себя S-ом общественных отнош. Развивается самосозн, СО связана с оценкой учителя. Эмоции. Преоблада бодрое настроение, осознание св и понимание чуж эмоций. Происход формир-е нравственных чувств, интеллект, эстетических. Это связано с развитием ЦНС. Скрывают свои страхи. Бывает "школьный невроз". Адаптация к обучению в школе. Трудности: 1)режим, 2)коммуникативные, 3)отношение с учителем, 4)измен семейной обстановки. Уровни: 1)выс - внимателен, усваивает, решает, имеет благоприятный статус, рад школе; 2)сред - понимает, если подробно, усваивает основное, внимателен, если интересно, дружит; 3)низк - отриц. отнош к школе, нездоровье, сниж. настроение, осваивает плохо, нужен контроль, отдых, друзей нет. Успешность адаптации зависит от адекватности СО, семейного статуса и в группе, уровня подгот-ти, отношений с учителем. Развитие общения: 3 линии общения: ре-учитель, ре-взрослый, ре-сверстник. Сравнение учителя и родителя. Взаимоотноше опосредуются успешностью в учебе, статус завис от отноше учителя, особенно в начале, общ со сверстн своего пола. В начальной школе коллектив распадается на м. и д., возникает гр агрессия (д. плаксы, м. драчуны) - типичное проявление дифференциации. В кажд гр свои правила и ритуалы п-я, предатели презираются. Игры-женские и мужские. Половозрастное развитие: мальчики "задираются" не злобно, девочки - "жалуются" демонстративно. Развит познават сферы. Восприятие-слабо дифференцировано, эмоционально, не целенаправленно, путают время и пространство. Вн-е: развитие произвольного, легко отвлекаются, объем низкий, неустойчиво – необходима эмоциональная насыщенность урока. Память-произвольная, запоминается интересное, наглядное, развит самоконтроль, повторение. После развива логическая память, склад-я рацион способы запоминания. М-е: формир понятийное словесно-логическое, конкретное м-е м. приводить к ошибкам, сначала индукция, потом дедукция. Понятийное-функцион признаки предметов, после синтезируют, обобщают признаки. Операции развив от практически действенной (чувственной формы) к умственной. Представления о сохранении количества, массы, объема, веса. Переход к система обуч в школе изменяет ориентировку в окруж. Действит-ти, созда возмож усвоения картины мира. Новообраз: в дошк-ом возрасте - система подчинённых мотивов, готовность к системному обучению в школе; в младш-м школьном - мотив достижения, формирование дост-но зрелой самооц-ки.

8. Возрастные периоды развития: подростковый и юношеский возраст

(11-15 лет) Подростк. возраст - особ фаза психич развития - фаза перехода от детства к взрослости. В подрост возрасте растущ чел выходит на кач-но новую соци позицию, здесь реально формир его сознате отнош к себе, как к члену общества. Так, ведущ д-ю этого периода явл общественно-полезная д-ть, а осн новообраз - появ чув-ва взрослости. Взрослость связ-ся не с подраж-ем, а с приобщением подростка к общ-ву, с появлением у него чувства ответ-ти как соц ответ-ти, как возможности и необходимости отвечать за себя и за св поступки на ур-не взрослого чел. Пубертатный период преобраз-е центр звеньев сист "до" в сист "после". Происх очень сильн измен-я. Р-к вынужден приспосаб-ся к измен в св орг-ме. В п-и - чувство подавленности, неувере в себе. Ведущ вид д-ти интимно-личностное общ. Эмоц нестабильность усиливает сексуальное возбужд. Повыш интерес к св внешности. Формир новый образ "Я", остро переж-ся изъяны внешности (девочки). Возраст степень соц отверж детей, склонных к один-ву (не польз любовью, не умеют постоять за себя). Раннее развит оказывает положи влияние на личн-ое развит. Личностное развит - противоречиво. Особое знач занимает общ-е, появ чувство взрослости; личн-я нестабильность. В начале формир "Я-концепция", изменчивы представ-я о себе, растет потреб в общ, но и в одиночестве тоже. После представ-я стабилизир и образуют целостною "Я-концепцию". Развит общения - переориентация на обще со сверстниками. Важно: 1)специфич инф, секс; 2)вырабат навыки соц вз-я, соревноват-ть - жизнен школа, 3) эмоц. контакт - сознание гр-ой принадлежности дает чувство эмоц. благополуч. Y общ строиться на основе потреб обособ-я и включ-я в гр. Создают личн мир, вымыш связи. Отнош со взрослыми. Эмансипация: проц отделения от семьи, стрем-е к автономии: эмоц, поведенч, нормативной. Р-ция родителей на это - усиление контроля, выясн-е отнош. Он сущ в связи с опреде типом контроля и дисциплины. Отсутствие тепла в семье приводит подростка к сверстникам, где он находит нужные отнош. Р-ция группирования, однополые группы, м. - по интересам, д. - по эмпатии (дружба). Развит интеллект сферы: закрепляется умение строить формально-логич операции. Способны на системн поиск реш. Рассуждают гипотеко-дедуктивно, появ склонность к теоризированию. Происход интеллект-ция восприятия, памяти, развив-ся воображение, эмоциии выплеск в воображаемой сит. (15-17 лет). Характерна неоднородность соц. положения. Его определяет соц. ситу развития. Становление личности: характерно притупление острости оценки, устремленность в будущее. Ведущ. д-ть - учебно-профес – формир-ся интересы, умения, планы, идеалы. Самоопределение - потребность занять внутр позицию взрослого, понять себя и свои возможности. Идентичность: 1)неопред; 2)преждевремен, под чужим влиянием; 3)проба ролей; 4)зрелая. Созд жизнен плана отражается на СО, самоуважении. Характерна интравертированность, вырабат-ся мировоззрение (противоречивое), измен-е учебн мотивации. Развитие общения. Доверительное общ со взрослыми, но дистанция сохр-ся. Общение со сверстниками носит исповедальный хар-р, содержание - реальная жизнь. Дружба уникальна, но потребность в интимности ненасыщаема. Юношеская любовь включает в себя дружбу, есть противопост любви и чувственности. Собственные переж-я более важны, чем объект привязанности. Способ-ть к интимной юношеской дружбе и романтич любви определяет развитие личности, самоопределение, а также кого и как будет любить человек. Новобраз в подрост-ом возрасте - чувство взрослости


9. Потенциалы возрастного развития в зрелости

Центральн хар-ми личностного развития стан-ся гетерохронность (различия в сферах старения органов и тканей) и инд-сть. Осн критерии взрослости: 1)способ быть ответственным за св поступки; 2)развитая спос-ть к рефлексии и с/сознанию; 3)спос-ть устанавливать зрелые и межличностные отношс др; 4)спос-ть к творчеству; 5)с/актуализация. В личностной сфере зрелость опред-ся разв-ем спос-ти отвечать за самого себя, св поступки, а в межличн - умением распред ответственность за происходящее на двоих. Мудрость взрослого чел означает: способ име дело с парадоксами, согласовывать мнения, противоречия; быть критичным и рефлексивным; мыслить ответами и вопросами. Фазы зрелости: 1)20-30 лет: стремление к самост жизни, осознание себя взрослым и полноправным членом общества, включение во все виды соц. активности, овладение соц. ролями, встреча со спутником жизни, образование семьи, рождение детей. Обретение постоян проф. занятия. До 25 лет наблюдается низкая удовлетворенность жизнью. После зарождается чувство хозяина жизни, соц. ответственность, проф. рост. Растет Ур-нь функционального развития и психич функций, вследствие оптимальной нагрузки и систематич труда. Различно развитие муж и жен. Мужчина - карьера, женщины карьера и семья. В 29-32 стабилизир самооценка, корректир "план жизни". 2) 30-45 лет: вершина жизни. "Акме" - наиб полный расцвет человеч л-ти. Проф. рост: повышение мотивации, наблюдательности; развивается критичность мышления, эмпатийность, проф. тип личности. Если не сложиться как профессионал - то раздражительность, не конфликтность, сваливание на других. Между 34-37 - второй пик в развитии М-я, максимальное развитие творческих способностей. К 40г. - предварительное подведение итогов жизни, "кризис середины жизни": ощущ, что жизнь проходит зря, утрата молодости и ухудшения здоровья. Может возникнуть даже при успешном стечении обстоятельств. Осознание расхождения мечты и дейст-ти может усугубить. Выбор: не успокоенность - самореализация, стремление быть лучше во всех областях, или застой - чрезмерная забота о себе, чувство личностн опустошения. Подкризисы: 1) физич силы и привлекательность уменьшаются; программа для поддержания активности; 2)социализация заменяет "сексуализацию". Партнер восприним как личность, глубина взаимопонимания; 3)необход-ть сохранить эмоц. гибкость (умирают родители, вырастают дети и т.п.); 4)сохранить душевную гибкость, способность противостоять ригидности во взглядах и действиях. 3) 40/45 - 50/55 лет: стабилизация, упрочнение соц. ролей. Переформулировка целей в более реалистичные. Близкие важнее, чем "я". Проф. опыт накоплен. Развив-ся вербальные функции. К 50-55 годам - очередной итог своей деятельности, источник удовлетворенности - успехи детей. 4)50/55-60 лет: снижение умственных способ, снижение сексуальности, стремление продлить жизненную активность. Пик для соц. достижений. В проф. д-ти - фаза наставничества. Бывает негатив: молодежь - как угроза, агрессия. происход сниж уровня проф. притязаний. Изменяется мотивация в связи с подготовкой к пенсии и старости. Возник сложн задача: построить образ будущего, осознать свою значимость вне существующ соц. роли, приготовиться к снижению физич сил и зависимости от др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты