Психология как научная дисциплина

21. Особенности психологического консультирования, основные школы и методы

Консультирование – процесс оказания психологической помощи. Консультативная психология исходит из представления о том, что спомощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Основные школы: Психоанал-й подход (Фрейд, Юнг, Адлер); транзактный анализ - Берн; поведенч-й подход; экзистенц-но-гуманистический подход (гештальттерапия Перлза, логотерапия Франкла, клиенториентир-й подход Роджерса.) Этические пр-пы: компетентность, порядочность, проф-я и научная ответ-сть, уважение к правам ч-ка, соц. ответ-ть, забота о благополучии других. Можно выделить следующие виды консультирования: 1) индивидуальное; 2) групповое; 3) семейное; 4) управленческое. Психологическое консультирование состоит из следующих этапов: 0) подготовка; 1) установление контакта; 2) исследование ситуации ("В чем проблема?"); 3) постановка цели ("Чего вы хотите добиться?"); 4) поиск решения ("Как этого добиться?"); 5) подведение итогов. Выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь; консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента. Методы ПК:1) Проективные мет-ки основ-е на использовании малоструктурированных стимульных сит-ций; 2)Стандартизованное аналитическое наблюдение; 3) Контент-анализ. 4) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. 5) Психол. беседа (интервью). 6) Ролевая игра. Применяется во всех видах конс-ния. 7) Метод. Тесты - это стандарные методики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств

1) тесты интеллекта

2) тесты способностей - диагностируют уровень развития общих и спец-х спос-тей;

3) личностные тесты - дают комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств

4) социально-психологические тесты - диагностируют отношения в различных социальных группах.


Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы


22. Социальная психология: основные понятия, подходы, теория, феноменология


Соц. психология возникла на стыке социологии и психологии. Термин "Социальная психология" появился в 1908 г., в работах МакДугала и Росса. СП - отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы социальные и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп. СП - это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. СП – дочерняя отрасль психологии и социологии, которая стремиться быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие отрасли социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга. Как самостоятельный раздел СП выделилась к сер. 20 в..

 СП как наука включает след. основные разделы: 1) П. общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных; 2) П. групп, изучающую псих-е харак-ки соц. групп – больших и малых; 3) СП личности, изучающую, в частности, проблемы соц. установки, социализации; 4) практ. приложения.

Предмет соц психологии все шлифовался, его не м. обозначить до сих пор.

Два этапа дискуссий о предмете:

I.                  20-е годы. Челпанов предложил разделить психологию на 2 части: соц. и собственно психологию. Возникли возражения, т.к. с т.зр. Марксизма вся психология д.б. социальной. Вывод: это наука о соц. детерминации психич. процессов - самостоятельного статуса не имеет – перерыв в самостоятельном сущ-нии соц. психологии.

II.               50-60 гг. – новая волна обсуждения предмета соц. психологии (расширились запросы практики, решение экон., соц., полит. проблем – психич. сторона обществ. жизни). Сформулировалось неск-ко подходов к предмету: 1) соц. психология –наука о массовых явлениях психики; 2) предмет соц. психологии – Л-ть; 3) синтез:

Андреева: предмет соц. психологии – закономерности поведения, д-т и общения людей, обусловленные их включением в соц. группы + хар-ки этих групп. Методы СП: изучение документов, контент-анализ, опрос, интервьюирование, тестирование, эксперимент.

История становления. 1) донаучный этап. Знания слитны, не дифференцированы: ритуалы, обряды – массовидные явления. 2) философский. Древнее знание оттачивалось. Платон: поведение ч-ка имеет физиологич. природу; Аристотель: ч-к – соц. животное; 3) феноменологический. Первые социально-психологические теории. Психология народов – сложилась в середине 19 в. в Германии, создателями которой выступили философ М. Лазарус и языковед Г. Штейнталь. Главная сила истории – народ, или "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, языке мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. З-ча СП – "познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа".

Дальнейшее развитие – В.Вундт, который изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов, в которой должны применяться такие методы, как анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Психология масс - даёт решение вопроса личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Теория зародилась во Франции во второй половине 19 в.

Истоки в концепции подражания Г. Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания в формировании социального поведения. Непосредственные создатели – С. Сигеле и Г. Лебон – скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению и масса по своей природе неупорядоченна, хаотична поэтому ей нужен "вождь", роль которого выполняет "элита". Теория инстинктов социального поведения – англ. психолог

В. Макдугалл. Причиной соц. поведения признаются врожденные инстинкты. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. 4) научный. Затем последовал экспериментальный период развития соц. психологии. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения соц. психологии в экспериментальную дисциплину. Соц. психология стала опираться на идеи, сформулированные в трёх основных подходах: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория, особый упор был сделан на бихевиористкий подход.

Парадигмы зарубежной соц. психологии. Необих-зм: Халл – промежуточные переменные: S N R, где S речь, жесты; N – стремление, намерение; R – раздражение, симпатия. Неопсихоанализ (Фромм, Саливен, Шутц). Доминирование роли раннего два в развитии хар-ра взр-го ч-ка. Попытка уйти от общения в диаде: переход к более многоступенчатым группам. Когнитивизм: (Хайдер, Ньюком). Рассмотрение соц. поведения с т.зр. познават, когнитивн. пр-сов. Теория когнитивного соответствия: главный мотивирующий фактор в поведении – потребность в установлении соответствия и сбалансированность когнитивн. стр-ры ч-ка.

23. Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов

Соц. y - это отрасль y, изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием. Возникла во 2-ой половине 19 в. В. Меде – экспериментатор соц. y. Эта теория начинается с работ социологов: Габриэля Тарда и Лебона, Дюркгейма. Далее, Морено "Социометрия". Изучающиеся проблемы: понятие соц. общности, особенности поведения чел. в соц. организованной и неорганизованной общности, соц.группы, их классификация, общение как средство соц. взаимодействия, межперсональное взаимодействие y массовой коммуникации и массовых соц. явлений. Соц. общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного соц. действия. Все общности интегрированы в социум – устойчивая соц. среда, с которой контактирует личность. Общество – социум как целостное соц. образование, обладающее экономич. (входят групповые – имеют однородный состав; и массовые общности) и соц. структурой. Общности: большие и малые, контактные и дисперсные, устойчивые и импульсивные, сгруппированные и несгруппированные. Соц. общности являются носителями различных ценностей, норм и выступают как субъект социокультурной деятельности. Только соц-упорядоченная среда организует упорядоченное поведение. В неорганизованной общности поведение индивида дезорганизуется. Например, толпа – временное неорганизованное скопление непосредственно контактирующих между собой на эмоционально-ситуативной основе. Ее механизм – коллективная бессознательность (может быть даже паника). Соц. группа – это соц. организованная общность, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Бывают: большие – основа: опред соц. признак (партия), малые – есть общие цели и задачи (производственный коллектив) и средние (школа, организация). Малые группы, в свою очередь, бывают формальные (есть цели, регламентированная структура) и неформальные (нет формально установленной структуры. Взаимодействие членов стихийно, в соответствии с личными отношениями). Группа, нормы которой признаются как наиболее ценные – референтная (эталонная). Соц. группы могут и усиливать, и подавлять возможности индивида.

Деятельность соц. гр. может быть:

1) социально-ориентированной (учебные, производственные объединения).

2) асоциальной (ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы, например, хиппи, рокеры).

3) антисоциальной (бандиты).

Соц-y организация соц. групп. Возникновение соц.гр. связано с соц. потребностями.

Механизмы функционирования: руководство, лидерство, нормообразование, гр. контроль и гр. санкции. Жизнедеятельность гр. характеризуется: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью. В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. В каждой группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений в группе – групповая дифференциация. Она может быть формальной (директор завода, бригадиры, рабочие) и неформальной (определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. Выявляется социометрией. Каждый член группы занимает определенный групповой статус, определяемый его социальной ролью (например, роль врача).

Типы ролей: институциональные (закреплены правовыми актами – роль депутата парламента или директора фирмы), конвенциональные (выполняемые по общепринятым правилам – роль учителя) и межличностные (роль человека в межличностных неформальных взаимосвязях – роль друга, соперника). Роль связана со статусом. Регулятор жизнедеятельности группы – нормы и ценности (что значимо и приоритетно). Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными – коллектив. Чем более соц. развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. На поведение членов гр. влияют ее величина и композиция (состав).

По разновидности способов групповой коммуникации различают группы централизованные и децентрализованные (иерархические); цепные и круговые. Гр. с центр. каналами коммуникации отличаются тем что, лишь один ее член (лидер, руководитель) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Централ.: фронтальная, радиальная, иерархическая. Децентрал.: цепная, круговая, полная. В централизованных каналов – в непосредственный контакт вступает лишь часть группы, а при децентрализованной – все участники находятся в условиях коммуникативного равенства (но при цепной – общение краев ограничено, а при круговой – только с соседями). Организация жизнедеятельности форм. гр. осуществляется руководителем (лидером). Руководитель может быть лидером, а лидер может и не быть им. Лидер: ситуативный, вдохновитель, генератор идей, организатор, эмоциональный и др. Руководство осуществляется в определенном стиле: авторитарный, либеральный, демократический. Ему необходимо широко использовать информацию о воздействии своего поведения на других, т.к. он призван обеспечить оптимальный соц.-y климат, создать условия для взаимного благорасположения людей. Особенно важно не допускать конфликтов. Если они есть, то принимать меры по их устранению или смягчению агрессивных тенденций.

В своем развитии соц.гр. проходит несколько стадий: 1) действует актив гр. и руководитель вместе с ним, поощряя его самостоятельность и инициативность. 2) все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требования предъявляет не руководитель, а весь коллектив. 3) личность уже сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива – высшая мера воздействия.

Соц. взаимодействие – осуществляется при общении (коммуникативное взаимодействие), с его помощью личность и включена в сложную систему соц.y связей. Его функции: - информационно- коммуникативная; - регулятивно-коммуникативная. Коммуникация – это смысловая сторона общения, а действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими - комм. действия.

Метод социометрических измерений (С). С. – означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник - Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную соц. психолог. структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Кузьмина, Коломинского, Ядова, Волкова и др. С. применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С ее помощью можно изучать типологию соц. поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости ее членов. Вместе с официальной (формальной) структурой общения, отражающей рациональную, нормативную сторону чел. взаимоотношений, в любой соц. группе всегда имеется психологическая структура неофициального. порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентацией участников, их восприятия и понимания друг друга, самооценок и взаимооценок. Как правило, неформальн. структур в группе несколько, например, по престижу, лидерству. С. позволяет выразить внутригр. отношения в виде числовых величин и графиков и т.о. получить ценную информацию о группе. Для С. исследования важно, чтобы любая структура неформального характера проецировалась на формальную, т.е. на систему деловых, официальных отношений и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность и т.п. Задача С. : изучение неофиц. структурного аспекта соц. гр. и царящей в ней психологической атмосферы.


24. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах

1. Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Норман Триплет в 1897 году. Причины социальной фасилитации: социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают. Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмеш. в действия инд-да, людей ведет к ухудшению рез-в его д-ти – это явление – соц. ингибиция. 2 Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация. У людей, принадлежащих группе, формируется чувство "мы". Данный эффект по-разному называется в социальной психологии: у Макдауголла – стадный инстинкт. Фрейд – идентификация. Английские психологи Тэшфелл и Тернер ввели понятие "групповой идентификации".3.Психофизиологический эффект – изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. 4. Эффект социальной ленности. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик Меде – Макс Рангельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Факторы социальной лени: Снижение ответственности за собственные результаты; Численность группы: чем больше группа, тем выше лень, Гендерные различия; женщины в меньшей степени проявляют социальную лень.5. Эффект синергии: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Этот эффект изучали Бехтерев В.М. и Ланге М.В. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, "особо одаренные люди" по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.6. Эффект группового единомыслия. Д. Майерс отмечает, что данный феномен проявляется в условиях высокосплоченных групп, их изолированности от других, при отсутствии методических процедур поиска и оценки решений. Наличие сильного авторитарного лидера и высокий уровень стресса создают почву для проявления группового единомыслия. 7. Эффект подражания – следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. 8. Эффект конформизма проявляется в изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Конформность – личностная особенность, проявляющаяся в податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, приводящая к изменению его поведения и установок. Конформность проявляется в 2-х формах: в принятии неких новых для человека стандартов (внутренняя конформность) или демонстрации таковых при внутреннем их неприятии (внешняя конформность). термин "конформизм" 1956 г. ввел Соломон Аш. Он представил результаты своих экспериментальных исследований с подставной группой. Функции давления: помочь группе достичь цели, а также при этом сохранить себя как целое, помочь членам выработать реальность для соотнесения с ней своего мнения, а также определить отношение каждого к соц. окружению. Выделяют также - внушаемость, групповую нормализацию (формирование среднегрупповой нормы), подчинение авторитету и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты