Психология как научная дисциплина

Виды тестов: вербальные-невербальные; индивидуальные-групповые; интеллектуальные-личностные; тесты скорости, тесты результативности.

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтесты), объединенных в одну психодиагностическую методику и направлены на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. (Тесты Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра).

Групповые тесты – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Характерна жесткая регламентация процедуры.

Тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. (методики исследования личности).

Тесты скорости – тип методик, в которых основные показатели продуктивности работы испытуемых является время выполнения тестовых задач (тесты интеллекта, корректурная проба).

Опросники – тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Основные виды: анкеты и личностные опросники.

Анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющих непосредственного отношения к его личностным особенностям (биографические опросники).

Личностный опросник – направлен на измерение различных особенностей и черт личности. Недостатки: возможность фальсификации ответов, низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемого. Примеры: опросник черт личности 16 PF, типологические, опросники мотивов (Мехрабиана), опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Проективные методики – их существенный признак – использование неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Требования к построению и проверке тестов:

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Она позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым с таковыми генеральной совокупности в соответствующих группах. Тем самым достигается адекватная интерпретация показателя отдельного испытуемого. Существует 2 этапа стандартизации: выборка единых требований к процедуре проведения эксперимента; определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Определение единого критерия, по кот. Следует проводить сравнение результатов диагностического испытания.

Критерии:

1.                 статистическая норма (Выбор критерия производится статистическим путем. Для этого создается выборка стандартизации. При ее формировании учитывается объем и репрезентативность)

2. перцентиль – основа для сравнения и интерпретации результатов диагностического испытания. . Это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которой ниже данного первичного показателя.

3. Гуревич. Соц-психологический норматив – процентное выполнение задания.

Надежность.

Надежный тест – тест, с помощью которого получаются одни и те же показатели для каждого обследуемого при повторном тестировании.

Виды надежности: ретестовая (устойчивая) – предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же испытуемым примерно в тех же условиях, а затем установление корреляции между двумя рядами данных. (коррел.Пирсона) Между 1 и 2 тестированием интервал около 2-х мес.; надежность параллельных форм – предусматривает создание экивалентных форм опросника и предъявление их одним и тем же испытуемым для того, чтобы затем оценить корреляцию между полученными результатами; надежность частей теста – определяется путем деления опросника на 2 части (обычно на четные и нечетные задания), а потом рассчитывается корреляция между этими частями.

Валидность. Это степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Виды:содержательная (оценка теста производится за счет эксперта); эмпирическая – измеряется с помощью статистического коррелировния; подсчитывается корреляция двух рядов значений: баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

Текущая валидностьПрогностическая (в будущем) Ретроспективная (критерий берется в прошлом) конструктная (конкурентная) – используется, когда для измерения свойства можно найти в литературе уже опробированный тест с известной валидностью).

17. История развития учения о стрессе


Термин "стресс" был введен Гансом Селье в 1929 году.

Стресс – это напряженное состояние человека в ответ на воздействие экстремальных факторов. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.

Виды стресса. физический и психоэмоциональный. Т.о. стресс – совокупность адаптационно – защитных реакций организма на воздействие, вызывающее физич. или психич. травму. В развитии стрессового состояния и динамике его протекания, Селье выделил 3 этапа:

 1) стадия тревоги (включает фазу шока (депрессия ЦНС) и фазу противошока (восстановление нарушенных психических функций).

2) сопротивление – происходит адаптация к стрессору.

3) истощение

Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу: 1) индивидуальный уровень напряженности – то, что ч-к переносит без разрушения д-ти и свой сценарий стрессового поведения; 2) напряженный уровень – замедление, скованность, интенсивная реакция на стресс; 3) пассивный – уклонения от необходимости действовать; 4) тормозный – полная заторможенность действия; 5) агрессивно-бесконтрольный – гнев, направленный на стресс; 6) прогрессивный (д-ть успешна, адекватная затрата сил); 7) суетливый – нет возможности принять решение; 8) уходящий в мелочи; 9) временно - заторможенный; 10) прошло - прогрессивный – высокая активность направлена в др. русло. В связи с выхолом из стресса выделяют 2 типа Л-ти: 1) интерналы (рассчитывают на себя); 2) экстерналы (рассчитывают на др.).

Различают конструктивный и диструктивный аспекты стресса. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс - дистрессом. Динамика протекания стрессового состояния. 3 стадии: 1) нарастание напряженности: исчезает контактность, появляется отчуждение, ослабевает самоконтроль; 2) собственно стресс: потеря эффективного самоконтроля, исчерпавание энергетических ресурсов, возникают усталость и опустошение; 3) снижение внутренней напряженности: человек возвращается к самому себе, приходит в естественное состояние, часто переживает чувство вины. Выделяют виды стрессов – 1) психоэмоциональный М.б. внутриличностным (нереализованные потребности, притязания); межличностн. – сложности во взаимоотношениях с др. людьми; личностный – проблемы в личной сфере, негативные привычки. 2) физиологический (связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека); 3) профессиональный (связан с кардинальными изменениями в разных сферах профессиональной жизни человека); 4) финансовый; 5) экологический (связан с уровнем качества жизни и факторов риска для здоровья). Значение стресса. Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для преодоления "препятствия".

Реализация 4-х основных действий:

1) люди никого не обвиняют, не сбрасывают стрессовую энергию на окружающих.

2) Стремятся овладеть собой на этапе нарастания напряженности, вовремя остановить себя.

3) Люди изучают самих себя. Находят оптимальную стратегию в стрессе.

4) Саморегуляция. Перевести стрессовую энергию не на себя и окружающих, а на другой вид деятельности.

Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны с использованием приемов обратной связи. Существуют спец. меры защиты: рационализация отрицательного события – анализ, его обесценивание.


18. Концепция агрессивности и ее профилактика

Агрессия – это любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или человеку. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Концепции происхождения агрессии 1. Агрессия, как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 1.1. Психоанализ. Эрос Танатос. Если агрессию не направить во вне, то она разрушит самого индивида. Выход: катарсис. 1.2.Эволюционный подход. 1. Этологический подход (Лоренца). Агрессия – это врожденный инстинкт для выживания человека как вида в процессе эволюции. Источник агрессии – это инстинкт борьбы, который генерализует А. и она накапливается. Чем больше энергии А. накоплено, тем меньшей силы стимула нужно для ее выплескивания. 2. Охотничья гипотеза Ардри.В результате естественного отбора появился новый вид – охотники. Источник А. – охотничий инстинкт. сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида. 3. Социобиологический подход. А. – это один из способов повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами (недостаток пищи или брачных партнеров).Вывод: А. невозможно устранить совсем, ее можно только временно ослабить или перенаправить. 2. Агрессия как проявления побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда другим. 2.1.Фрустрация и А. (Доллард и Миллер). 1.Доллард. Фрустрация – это помехи для какого-либо поведения, которые вызывают А. Положения: фрустрация всегда приводит к А. в какой-либо форме; А. всегда является результатом фрустрации. Факторы, влияющие на силу А.:а) степень ожидаемого удовлетворения; б) сила препятствий; в) количество последовательных фрустраций. НО Не всегда реакция на фрустрацию является А. И наоборот, А. может вызываться не фрустрацией, а другими факторами. 2.Миллер. Фрустрация порождает разные модели поведения. А. одна из них. Если существует опасность наказания, то А. сдерживается и направляется на другой объект (смещение). Факторы А.: а) сила побуждения к А.; б) силы, сдерживающие А. (наказание и т. д.); в) стимульное сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором. Выход: катарсис. 2.2. Теория посылов к А. Берковица. Аверсивные стимулы (фрустрация, боль, дискомфорт) приводят к готовности к агрессивному действию + посылы к А. = агрессивному поведению. Освобождение – только причинение вреда фрустратору у сильно фрустрированных индивидов. 2.3. Теория переноса возбуждения Зильмана. А. – это возбуждение симпатической НС. Возбуждения могут накладываться возбуждение увеличивается или уменьшается, т.е. возбуждение вливается в другие реакции и переживания. Это возбуждение может повышаться от таких источников как физическая активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика и шум. 2.4. Когнитивные модели. Здесь рассматривается когнитивный момент ранее рассмотренных теорий. Модель образования новых когнитивных связей Берковица. Аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции путем формирования отрицательного аффекта. То, как сам индивид интерпретирует отрицательное воздействие и определяет его реакцию на это воздействие. Взаимосвязь познания и возбуждения по Зильману. Анализируя фрустрацию и фр ситуацию, человек может прийти к выводу, что эта цель не была такой уж важной. И в результате А. не будет. Возбуждение, если оно слишком сильное, уменьшает познавательные способности. Т. о. высокий. уровень возбуждения приводит к дезинтеграция когнитивных процессов (м. привести к торможению). 3. Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение насилию Бандура. А. – это некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается как и другие формы соц пов. Люди наделены нейропсих механизмами, которые обеспечивают возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. В непосредственном опыте А. закрепляется, если агрессивное поведение + подкрепляется. Факторы, влияющие на А.: способ усвоения подобных действий; факторы, провоцирующие их появление; условия, при которых они закрепляются. А. приобретается посредством: биологических факторов (гормоны, н/с.); научения (непосредственный опыт, наблюдение). А. провоцируется: воздействием шаблонов (возбуждение, внимание); неприемлемым обращением (нападки, фрустрация); побудительными мотивами (деньги, восхищение); инструкции (приказы); эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи). А. регулируется: внешними поощрениями и наказаниями (материальные вознаграждения, неприятные последствия); викарным подкреплением (наблюдением за опытом других); механизмом саморегуляции (гордость, вина). Коррекция А. Любые действия с манекенами. Потребность острых ощущений. Решение – выбор профессии с риском (автогонщик). Спортивные площадки, работа с песком, глиной, мячом, водой (т.е. спустить пар в социально приемлемых формах). Наблюдение чужой А. (фильмы, состязания) как снятие агрессии вызывает споры. Есть три гипотезы. Гипотеза модели. Человеком усваивается агрессивная модель поведения, что приводит к увеличению проявлений А. у данного человека. Гипотеза катализатора. Сцены насилия вызывают А. только у определенных лиц. Гипотеза катарсиса. Сцены насилия снимают напряженность у человека. Методы диагностики А.: Рука Вагнера. Выделяются 12 категорий; Розенцвейг; проективные методики; ТАТ; опросник Басса – Дарки. Выясняется по индексу агрессивности.


19. Психологическая коррекция невротических состаяний: принципы и подходы в отечественной и зарубежной школах

 Невроз – группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической д-ти, возникновение, течение и компенсация которых определяются психогенными факторами. Невроз развивается в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения. Классификация неврозов: 1) неврастения; 2) невроз страха; 3) невроз навязчивых состояний (иногда н. страха включают в н. навязч. состояний); 4)истерический невроз. Мясищев. Основная категория – отношения. Личность (по Мясищеву) - система отношений человека с окружающей средой, которая имеет целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью. Если личность в неблагоприятной системе взаимодействий, то система отношений личности неадекватна (искажена), Л-ть не сможет разрешать конфликты - накопление напряженности - дезорганизация поведения личности. Проблема: каким образом перевести систему неадекватных отношений на нормальный уровень? 3 компонента в структуре невроза: биологический, психологический, социальный. Чем больше доля психологического фактора в возникновении невроза, тем больше используются чисто психологические методы коррекционной работы. Таким образом, невроз, – это функциональное психогенное нервно-психологическое заболевание, вытекающее из тяжелых переживаний личности, связанных с ее жизнью. Он формируется на основе конфликта между потребностями и возможностями. 3 типа конфликтов: неврастенический, истерический, обессивно-стенический, смешанный. Коррекция. Работа с коррекционными группами: каждый участник группы включался в работу с компоненты отношений, которые выделил Мясищев: 1) познавательный 2) эмоциональный; 3) поведенческий. Захаров: невроз – возникает в результате несоответствия развития личности ребенка факторам среды. Источники: 1) психическое развитие детей (неблагоприятные условия жизни перед беременностью, во время, слабость родовой деятельности); 2) отношения в семье (дефекты воспитания, дисгармоничные отношения, школьные конфликты, алкоголизм родителей); 3) наследственность; 4) порядок рождения. Психокоррекция: У дошкольников при острых психических травмах: охранительное торможение, отвлечение, успокоение, прямое внушение, прямое игровое воспроизведение психотравмирующей ситуации, предъявление раздражителей от приятных до самого сильного страха. Семейная и групповая терапия. Спиваковская. Разделяет два понятия: психотерапия и психокоррекция. Психотерапия применяется к лицам уже заболевшим неврозом – это метод лечения. Психокоррекция – это метод профилактики при невротическом реагировании и дезадаптивном поведении. Считает, что на возникновение и развитие невроза оказывают влияние биологические, психологические и социальные факторы. Придерживается точки зрения, что невроз – это психогенное заболевание, в возникновении, течении и лечении которого ведущая роль принадлежит психологическим факторам. Игро- и арттерапия. Психоанализ: Фрейд: невроз – это недостаточная выработка мер защиты. И рассматривает его как необходимый и неизбежный момент развития. Невроз является результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями (тем, как они представлены в Супер-эго). Формула невроза: причина невроза = предрасположение в силу фиксации либидо + случаи или травматическое переживание. Терапия: устранение сопротивления. 1 фаза: либидо оттесняется от симптомов в перенесении и там концентрируется. 2 фаза: борьба вокруг нового либидо; устранение вытеснения, чтобы Я не ускользнуло в бессознательное. Эрик Берн: 3 состояния личности: "взрослый", "ребенок", "родитель". Невроз – фиксация на неправильном Я-состоянии. Лечение – дать возможность оказаться в правильном Я – состоянии. Поведенческая терапия: невроз – зафиксированный навык неприспособленного поведения. Невроз – это плохая привычка. Лечение – изменение поведения (не ищет истоков, а останавливается на поведенческом уровне). Изменение необходимо закрепить. Индивидуальная психология: Адлер: невроз – патологическая форма компенсации нереализованного чувства превосходства. Артур Янов: (основатель терапии первичного крика). Невроз возникает в детстве. Вызван неспособностью родителей удовлетворять потребности ребенка в любви и внимании. Т.е. каждый раз, когда ребенок плачет в детстве, а его не берут на руки, не уделяют внимание, возникает невроз. Невроз формируется на бессознательном уровне. Лечение неврозов резко отличается от других направлений. Единственный способ вылечить невроз – подавить его силой и жестокостью. Результат: крик от скопившейся боли. Причем, кричать надо до тех пор, пока не иссякнет боль. После этого пациента выпускают "в жизнь".


20. Поведение как предмет психологического изучения. И.М.Сеченов как основоположник науки о поведении. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения


Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон. Задача – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. Цель: открыть средства контроля за поведением. Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны). Основная единица поведения: связь стимула и ответа обоих форм поведения. Его основная идея – раздражители внешней среды – это основные детерминирующие факторы поведения. Торндайк: формулирует законы научения.

1) закон упражнения – чем чаще повторяется действие, тем прочнее оно закрепляется;

2) закон эффекта – роль награды и наказания;

3) закон готовности – готовность физиологического субстрата проводить импульсы. Скиннер: теория оперантного обучения. Основная ед-ца поведения – условный рефлекс. Ввел понятие "подкрепление" – необходимое следствие действия живого существа. Добывание подкрепления самим организмом и самоподкрепление своего поведения – ведущая форма отношений организма и среды. Сконструировал "ящик Скиннера" (нажимаешь на рычаг – пища). И.М. Сеченов – основатель науки о поведении. Все признавали, что рефлекс состоит из трех звеньев: 1) внешний толчок; 2) раздражение центростремительного нерва; 3) центробежный нерв к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья (и добавил четвертый): 1) Принцип "начало согласования движения с чувствованием сигналом". Т.е. организм получает информацию о среде, в которой он будет действовать. Здесь впервые выступает идея неразлучной связи организма со средой. Движение совершается только потому, что сообразуется с условиями внешней среды благодаря сигналам, идущим от нее к органам восприятия и различения этих сигналов. 2) Мышца также служит органом познания. Ее нервные окончания сигнализируют о внешних пространственно-временных условиях, в которых совершается действие. 3) Рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. Познавательные эффекты работы мышцы передаются обратно в гол. мозг и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. 4) Создал проект новой объективной y. 5) Открыл центральное торможение. До него оперировали только возбуждением. Его открытие, что организм может не только вызывать ответные действия, но и задерживать их легло в основу для объяснения того, как формируется волевая личность. 6)Ввел понятие интериоризация. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались лишними. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она несет в качестве движения познавательную нагрузку) уходит внутрь, превращается в мысль. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее называется интериоризацией. Стратегии поведения по преодолению трудностей. Техники преодоления трудностей: 1) идущее вниз сравнение 2) идущее вверх сравнение; 3) ролевое поведение (Зайгарник) – влияние роли на личность, как бы ч-к не отождествлял себя с ролью, она его изменяет; 4) техника отрицания – прием самосохранения. Отключение эмоций, хотя разум понимает случившееся. Отрицание – как психологич. барьер на пути проникновения трагедии во внутр. мир ч-ка. Сущ-ют самопоражающие стратегии (алкоголизм, наркомания). Соответственно 2 типа личности: экстерналы и интерналы.Олпорт: стиль - инструментальные черты личности, способы и средства поведения, с помощью которых человек реализует свои мотивы и цели. Стиль - соотнесение образов и форм реагирования. Адлер - стиль – совокупность особенностей поведения человека. Береговой Г.Т.: стили поведения на примере операторов в экстремальных условиях деятельности. 1) Капитулятивный стиль. Если в экстремальных условиях цель деятельности не насыщенна побудительным смыслом, следует отказ от деятельности. 2)Волевой стиль. Характеризуется: развитым чувством долга, чувством ответственности, обязательностью и дисциплинированностью, бескомпромиссным отношением к себе и другим, желанием во всём и всегда быть результативным, причём максимально. 3) Рефлексивный стиль: способность управлять мотивационной сферой посредством переживания, направленного на гармонизацию мотивационной сферы, устранением в ней конфликтов, путём целенаправленной перестройки значимых смыслов. Этот стиль приемлем для лиц, обладающих способностью к рефлексии. 4) Конструктивный стиль: активное конструирование микросоциальных отношений, поиск союзников в достижении значимой цели, владеет в определенной степени рефлексией, широкий набор одобряемых обществом форм поведения (искусство общения, навыки установления делового контакта, очень быстро располагают к себе окружающих, умеют вызывать чувство доверия, симпатии к себе). 2) и 3) – это интропсихический способ адаптации (приоритетные), 1) и 4) - аллопсихический способ, кот. предполагает либо полный уход из ситуации, либо обладание ситуацией путём изменения обстоятельств. Во 2) стиле преодоление препятствий осущ-ся путем мобилизации внутренних резервов, волевого усилия. 3) стиль – устранение конфликтов путем перестройки внутренних смыслов. 4) стиль обладает рефлексией, происходит максимальная сохранность функциональных резервов организма, благодаря рациональному преобразованию среды ближайшего окружения. Критерии, по которым выделялись стили: 1) свойство адекватной тревожности – стабильность психо-физиологич соотношений, их адаптационный потенциал, обеспечиваемый большим запасом прочности, систем регуляции жизненно-важных функций организма; 2) высокая активность индивида в сфере психофизич. совершенствования, профессионального обучения и роста; 3) адекватная уровню притязаний реализованность личностной самоактуализации; 4) развитость навыков общения; 5) пластичность жизненных стереотипов; 6) высокая рефлексивность в поведении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты