Психологические направления

Внимание часто имеет внешнее выражение, которое проявляется в ряде активных движений. Приспособительные движения помогают лучше воспринимать объект. К таким движениям относятся специфические позы, человек часто всматривается, вслушивается. Лишние движения прекращаются или задерживаются, дыхание заметно замедляется. При особо сосредоточенном внутреннем внимании человек может застыть в неподвижной позе, взгляд при этом устремлен вдаль или кажется отсутствующим, благодаря этому окружающие не отвлекают его.


54 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ. ВИДЫ ВНИМАНИЯ


Физиологической основой внимания является совместная деятельность коры головного мозга и подкорковых образований. Подкорковые образования в данном случае выполняют роль генераторов активности (регулятивная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток. Подкорковые образования также играют роль фильтров, которые облегчают проведение значимых раздражителей и одновременно блокируют проведение незначимых воздействий.

Явление оптимального очага возбуждения, которое было открыто VI. П. Павловым, и явление господствующего очага возбуждения, или доминанты, которое было открыто А. А. Ухтомским, играют важную роль в динамике внимания. В результате исследований было выяснено, что оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, а также наиболее благоприятен в данных условиях жизнедеятельности организма. В соответствии с законом отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятельность других участков коры головного мозга. Следует отметить, что оптимальный очаг возбуждения динамичен, изменение природы раздражителя, а также длительное его действие на определенные участки коры головного мозга приводят к перемещению очага возбуждения в другие участки. Этот процесс лежит в основе закона последовательной индукции. В отличие от подвижного оптимального очага доминанта обладает повышенной устойчивостью.

Существуют различные виды внимания. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Другими словами, различают волевое и не волевое внимание. Внимание, которое возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, называется непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает в результате внешних причин, к которым относятся особенности раздражителей, действующих на человека.

Произвольным, или преднамеренным, вниманием называется внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной человеком цели. Данное внимание требует определенных волевых усилий от человека. При этом участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, которые идут от второй сигнальной системы. Указания со стороны и собственное намерение в виде внутренней речи обеспечивают возможность произвольного внимания. Произвольное внимание играет огромную роль в жизни человека. Ученые, кроме произвольного и непроизвольного внимания, выделяют вид послепроизвольного внимания. Послепроизвольным внимание называется вследствие того, что оно возникает на основе и после произвольного внимания.



55 СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ


Существуют различные проявления, качества или свойства внимания человека. В связи с этим внимание следует характеризовать с различных сторон. Одним из важным свойств внимания являются его сила, напряженность и сконцентрированность на объекте. Здесь особое значение приобретает умение человека отрешаться от посторонних раздражителей. Соответственно выделяется такое свойство внимания, как сосредоточенность. Также важным является умение человека поддерживать внимание к определенному объекту. При длительном поддержании внимания определяется такая характеристика внимания, как устойчивость. Следует оценивать внимание и с точки зрения его широты, т.е. насколько широко оно охватывает предметы и явления. Из этого вытекают следующие свойства внимания — объем и распределение. Не менее важно знать и насколько внимание человека гибко. При гибкости внимания человек способен быстро и эффективно переключаться с одного объекта на другой.

Сосредоточенностью внимания называют удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Обычно данное свойство внимания тесно связано с глубоким, действенным интересом к деятельности, событию, факту. Под устойчивостью внимания подразумевают длительное удержание внимания на предмете или деятельности. Устойчивость внимания зависит в большей степени от двух обстоятельств — изменчивости, подвижности объекта и активной или пассивной роли человека в данный момент. Устойчивость внимания сохраняется при активной и разнообразной практической деятельности человека с предметом. Устойчивость отражается в активной умственной деятельности. Противоположным свойством внимания является неустойчивость внимания. Это частое непроизвольное отвлечение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты. Неустойчивость внимания часто возникает в результате непосильной, слишком обширной, неинтересной, ненужной работы или в результате механической деятельности.

Качество объема внимания определяет то количество объектов, которые воспринимаются одновременно и с достаточной ясностью. Определенное количество объектов внимание должно охватывать одномоментно. Но при распределении внимания действует принцип одновременного внимания к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Переключением внимания называют перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой цели. Любая деятельность подразумевает данное переключение.


56 ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ


Мозг человека обладает очень важным свойством не только получать информацию об окружающем мире, но и накапливать, хранить ее. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализаторы, после прекращения этого воздействия не исчезают. И при отсутствии этих предметов и явлений образы сохраняются в виде так называемых представлений памяти. Представлениями памяти называют образы тех предметов и явлений, которые были восприняты раньше и в данный момент воспроизводятся мысленно. Представления бывают зрительными и слуховыми, обонятельными и вкусовыми, а также осязательными. Представления памяти являются важным элементом закрепленного прошлого опыта. При качественных характеристиках памяти человек надолго сохраняет информацию.

Память — это отражение прошлого опыта человека, которое проявляется в запоминании, сохранении и последующем применении того, что человек воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Память играет огромную роль в жизни человека. Все, что человек знает, умеет, — это следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, переживания, чувства, движения и их системы. В то же время память создает, сохраняет и обогащает знания, умения, навыки, т.е. все то, без чего невозможны учение и деятельность.

Особенностью памяти является способность наиболее прочно запоминать те факты, события и явления, которые имеют для деятельности человека особенно важное значение. А все, что для него малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. При запоминании решающее значение имеют устойчивые интересы, которые характеризуют саму личность. Все явления и факты окружающего мира, связанные с устойчивыми интересами, Запоминаются лучше, чем те предметы и объекты, которые с такими интересами не связаны. Большое влияние на запоминание оказывает и эмоциональное отношение человека к тому, что он запоминает. Оставляет глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго то, что вызвало у человека сильную, яркую эмоциональную окраску.

Продуктивность памяти, в свою очередь тесно связана с волевыми качествами личности. Люди, которые не способны к волевым длительным усилиям, обычно запоминают объекты плохо, поверхностно. Таким образом, правомерно говорить, что память связана с особенностями личности человека. Человек способен сознательно регулировать процессы своей памяти и управлять ими. В данном случае он исходит из тех целей и задач, которые сам же и ставит в своей деятельности.


57 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ


В вязи с тем что память представляет собой сложную психическую деятельность, в ее составе можно выделить отдельные процессы. Основными процессами являются запоминание, сохранение (соответственно забывание), воспроизведение, узнавание. Как таковая деятельность памяти начинается с запоминания. В процессе запоминания происходит закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании. Возникают эти образы под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С физиологической точки зрения запоминание представляет собой процесс образования и закрепления в мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей. Запоминание называют непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели к запоминанию и протекает без волевых усилий. Но чаще человек ставит перед собой определенную цель и применяет для ее осуществления определенные усилия и специальные приемы.

Сохранением называют возникновение следов и связей в мозге человека, а забывание — это соответственно ликвидация следов, затормаживание связей. С одной стороны, это два противоположных процесса, а с другой — это разные характеристики одного и того же процесса. Можно сказать, что запоминание является борьбой с забыванием. Забывание — это целесообразный, естественный и необходимый процесс, поэтому его не следует оценивать отрицательно.

Результат запоминания и сохранения в свою очередь проявляется в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение — это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществления заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание подразумевает появление чувства знакомости при повторном восприятии. Дело в том, что хотя бы слабый, минимальный след остается в коре головного мозга после восприятия. В отличие от узнавания воспроизведение можно охарактеризовать тем, что образы, которые были закреплены в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие объектов. С точки зрения физиологии это означает присутствие различных следов, стойких и прочных при воспроизведении, слабых и нестойких при узнавании.

Следует отметить, что узнавание является более простым процессом, чем воспроизведение. Узнавать всегда легче, чем воспроизводить.

Поэтому узнавание не является показателем прочности запоминания, при оценке эффективности запоминания следует ориентироваться исключительно на воспроизведение.


58 ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА


Виды памяти различаются в зависимости от того, что запоминается, как запоминается, насколько долго запоминается. В результате экспериментальных исследований и наблюдений были выделены два основных вида памяти с точки зрения длительности сохранения информации — кратковременная и долговременная память. Кратковременная память представляет собой процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд, минут). Но этой длительности достаточно для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и событий. После достаточно непродолжительного времени впечатления исчезают, в результате человек оказывается неспособен что-либо вспомнить из того, что он воспринял. В данном явлении присутствует своя целесообразность, так как если бы вся информация оставалась в памяти, внимание не переключалось бы на восприятие и удержание новой информации.

Долговременную память можно охарактеризовать относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. Именно в длительной памяти происходит накопление знаний. Эти знания обычно хранятся в преобразованном виде, т.е. в более обобщенном и систематизированном. К таким знаниям относится информация, которая нужна человеку вообще, а не в данный момент. В связи с этим человек каждый момент не осознает всего, что хранится в его длительной памяти. При кратковременной памяти воспроизведение материала происходит максимально приближенно и в той последовательности, в которой материал воспринимался. Материал еще не успевает переработаться. А вот при долговременной памяти воспринятый материал конструируется, подвергается обработке.

Процесс закрепления впечатлений един, но имеет две стадии. На первой стадии, по мнению ученых, в нервной системе возникает первоначальная, кратковременная электрохимическая реакция, которая не вызывает стойких биохимических изменений в нейронах мозга и быстро проходит. Это механизм кратковременной памяти. При эмоциональном восприятии, повторении наступает вторая стадия. На основе первой реакции осуществляется вторая биохимическая реакция. Это механизм долговременной памяти.

Выделяют также и оперативную память — запоминание различных сведений на время, которое необходимо для выполнения конкретной операции, отдельного акта деятельности. В силу того, что использованную информацию, которая утратила свое значение, помнить не рационально, оперативная память заполняется новой информацией, необходимой для текущей деятельности.


59 ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ


Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и каким образом предпочитает запоминать. Люди по-разному запоминают материал. Одним легче запомнить картины, лица, предметы, цвета, звуки, т.е. у них развит наглядно-образный тип памяти. Другие намного лучше запоминают мысли, словесные формулировки, понятия, формулы, у них развита словесно-логическая память. Представители гармонического типа памяти запоминают все достаточно качественно и эффективно. Люди предпочитают запоминать разными способами. Способ запоминания зависит от степени участия в процессе основных анализаторов. В результате исследований были выделены зрительная, слуховая, двигательная, смешанная память, которая разделяется на зрительно-слуховую, зрительно-двигательную, слухо- двигательную. Другими словами, одни люди наиболее эффективно запоминают при помощи двигательных ощущений, другие — зрительно, третьи — на слух, четвертые — с помощью комбинированного способа.

Существование наглядно-образного типа памяти можно объяснить относительным преобладанием первой сигнальной системы. Словесно-логический тип памяти обусловливается преобладанием второй сигнальной системы. При гармоническом типе памяти обе сигнальные системы уравновешивают друг друга. Память человека можно охарактеризовать при помощи степени развитости у него отдельных процессов памяти. Некоторые люди отличаются быстротой запоминания, прочностью сохранения материала, точностью воспроизведения информации, а также так называемой готовностью памяти. Под готовностью памяти подразумевается способность припоминать то, что необходимо в нужный момент. В данном случае происходит быстрое восстановление нужных связей под влиянием сигналов второй сигнальной системы, т.е. словесного побуждения со стороны других людей или внутреннего самоприказа.

Достаточно редко встречаются люди, которые бы одинаково качественно запоминали, помнили, воспроизводили и вспоминали. Все эти особенности памяти по-разному проявляются по отношению к различному материалу. Многое зависит от интересов человека и его профессии. Одна из самых распространенных типологий памяти связана с оценкой быстроты запоминания и прочности сохранения. Оптимальным признано сочетание быстрого запоминания и прочного сохранения. Малоэффективная продуктивность памяти часто является следствием заболеваний или сильного переутомления. Очень часто незначительные результаты запоминания зависят не столько от плохой памяти, сколько от плохого внимания.


60 ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ


Процесс мышления подчиняется определенной логике. В структуре мышления можно выделить ряд логических операций — сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. С помощью функции сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. Результатом сравнения может стать классификация, которая может выступать как первичная форма теоретического и практического познания.

Анализ — это процесс разделения целого на составляющие его элементы с последующем их сравнением. Операция анализа заключается в более глубоком проникновении в природу вещей, что требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и свойств. Процесс синтеза служит средством объединения отдельных элементов, которые были выделены в процессе анализа. Анализ и синтез обычно осуществляются совместно, что способствует более глубокому познанию действительности. Следует заметить, что понятие интеллекта 8 своем формировании прямо зависит от совершенствования операций мышления, таких как анализ, синтез и обобщение.

Абстракция обеспечивает возможность выделения одних признаков и отвлечение при этом от других. Абстрагирование предназначено для более тщательного изучения признаков и, как правило, выполняется на основании ранее проведенных анализ и синтеза. В результате операций анализа, синтеза и абстрагирования происходит формирование понятий. Абстрагированными могут быть не только свойства, но и действия (например, метод решения задач). Определенный метод решения задач может быть применен к другим условиям только тогда, когда данный метод осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение служит средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. При этом понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Кроме рассмотренных выше операций мышления, выделяют также процессы мышления — суждение, умозаключение, определение понятий, индукцию и дедукцию. Суждение —-это высказывание, выражающее определенную мысль. Умозаключение — серия логически связанных высказываний, на основании которых делается заключение. Определение понятий — это система суждений о некотором классе предметов, выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция — способ производства умозаключении, заключающийся с способности делать вывод частного суждения из общего. Дедукция — это вывод общего из частного.


61 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ


В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — тип мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Исторически наглядно-действенное мышление является наиболее ранним видом мышления человека. С этого вида началось развитие мышления, у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, в то время когда умственная деятельность еще не выделилась из предметно-практической деятельности. Именно с этого вида началось развитие мышления в онтогенезе. В доказательство этому приведем пример: ребенок решает задачи, непосредственно оперируя предметом. Наглядно-действенное мышление возникает у человека в первый год его жизни, сохраняясь и развиваясь на протяжении всей его жизни. Этот тип мышления используется, когда необходимо решать мысленные задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Примером тому могут служить как примитивные действия ребенка, так и решение сложных инженерных задач. Например, испытания модели самолета в аэродинамической трубе (в процессе эксперимента принимаются практические решения по усовершенствованию образца). Этот вид мышления распространен у людей, занятых производственной деятельностью, результатом которой является создание какого-либо материального продукта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты