Психологические направления

Психологические направления

СОДЕРЖАНИЕ

1. Психология как наука

2. Зарождение психологии как науки

3. Психологические теории и направления. Психоанализ и бихевиоризм. Психоаналитическая теория

4. Становление современной психологии

5. Предмет и задачи психологии

6. Общее понятие психики

7. Классификация психических явлений

8. Возникновение и развитие психики

9. Различия психики животных и людей

10.Возрастная психология. Предмет и задачи

11. Возрастная психология и ее составляющие

12. Проявление личности в раннем возрасте. Кризис 3 лет

13. Младший школьный возраст

14. Особенности личности младших школьников

15. Формирование мировоззрения в ранней юности. Самоопределение

16. Био- и социогенетические концепции развития психики

17. Определение термина «возраст»

18. Типы детских возрастов

19. Периодизация возрастов

20. Возникновение и развитие сознания

21. Самосознание

22. Особые состояния сознания

23. Нарушения сознания

24. Строение и функции нервной системы

25. Типы нервных клеток

26. Рефлекс как основной механизм нервной деятельности

27. Системность в работе коры головного мозга

28. Особенности высшей нервной деятельности человек

29. Объект психологической науки

30. Основные отрасли психологии

31. Методы научных исследований

32. Экспериментальные исследования

33. Активность как основа деятельности

34. Характеристика и строение человеческой деятельности

35. Виды деятельности

36. Игра как вид деятельности

37.Виды игр

38. Учение как вид деятельности

39. Мотивации учения

40. Элементы учебной деятельности

41. Труд как вид деятельности

42. Ощущения

43. Нейрофизиологические основы ощущений

44. Количественные характеристики ощущений

45. Явления адаптации и сенсибилизации органов чувств

46. Особенности зрительных ощущений

47. Особенности слуховых и осязательных ощущений

48. Обонятельные ощущения

49. Восприятия

50. Нейрофизиологические основы восприятия и их классификация. Особенности восприятия пространства

51. Особенности восприятия времени

52. Виды восприятия

53. Явление и определение внимания

54. Нейрофизиологические основы внимания. Виды внимания

55. Свойства внимания

56. Общие представления о памяти

57. Характеристика процессов памяти

58. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

59. Особенности памяти

60. Операции и процессы мышления

61. Виды мышления

62. Теория интеллекта

63. Социальная информация

64. Душа как предмет исследования

65. Методы и структура современной психологии

66. Методология психологии

67. Культурно-историческая парадигма в психологии

68. Общие понятия о личности

69. Основные факторы и механизмы развития личности

70. Проблема человека в психологии

71. Константность и предметность

72. Межгрупповые отношения

73. Психология малых групп

74. Межличностные отношения

75.Характер

76. Темперамент


1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА


Человек в процессе жизни познает окружающий мир, имеет свое отношение к предметам или явлениям этого мира. Человек действует в этом мире, проявляет свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, т.е. осуществляет волевую деятельность.

Каждый человек отличается от других: один особенно интересуется музыкой, другой спортом. Кто-то проявляет способности в области математики, кто-то — в области литературного творчества. Все это — восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля — проявления темперамента и характера — называется явлениями человеческой психики. Наука, изучающая эти психические явления, называется психологией (от гр. рsyche — «душа» и logos — «учение, слово»).

Под «душой» первоначально понималось некое бессмертное и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент смерти покидает его. Считалось, что описанные ранее психические явления это и есть свойства, проявления этой «души». В настоящее время под «душевными явлениями» понимаются психические явления, слово «душа» означает психику человека как продукт деятельности его мозга.

Психология — это наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

Специфическая форма психических явлений была одной из причин обособления психологии как научной дисциплины. Психология была выделена из общей системы наук, которые опирались на объективные методы. Поэтому на протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний.

Но на рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие ускорялось успехами естествознания, в первую очередь развитием эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявлялись к психологии со стороны медицины и педагогики.

Психология как наука решает задачу изучения и научного объяснения психических явлений. Психология преследует свою цель — раскрыть закономерности, которые лежат в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями, например для продуктивной организации деятельности человека, для правильного ведения дела обучения и воспитания молодого поколения.


2 ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Психология — наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2500 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось в середине XIX в., а подлинно научная психология начала складываться еще позже — на рубеже XIX и XX вв.

Зарождение психологии во многом связано с развитием философии, существованием двух во многом противоположных школ — идеалистической и материалистической. Наиболее ярким представителем идеализма считается Платон (427—347гг. до н. э.). В основу было положено утверждение, что дух, сознание являются первичным началом всего существующего. Природа, материя — это производное, вторичное от идей, духа, сознания. Идеализма придерживались и дуалисты. В соответствии с данным учением существует два начала: материя и дух. С их точки зрения, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует само по себе. Сознание и психика трактовались' как самостоятельное начало, не связанное с материей и не зависящее от нее.

Материалистическим является учение Демокрита (460—370 гг. до н. э.). Согласно его взглядам все существующее, включая и душу, состоит из атомов (мельчайших, неделимых частиц). Материя первична, а психика и сознание — вторичны. Это отражение мозгом объективной действительности, они неотделимы от деятельности мозга.

На рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие стимулируется успехами естествознания, и в первую очередь развитием биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявляются к психологии со стороны медицины и педагогики.

Выделяются такие специальные области психологии, как медицинская, детская и педагогическая психология, психология труда, социальная психология. Все это создает условия для переориентации психологической науки. Возрастает удельный вес психологических исследований. В результате психология утрачивает свою обособленность и превращается в самостоятельную, разветвленную область научного знания.

Но и сейчас главной методологической проблемой психологии является вопрос ее предмета и метода исследования. Убеждение о невозможности осуществить в психологии переход от явления к сущности приводит некоторых исследователей к отказу от научного познания психики.


3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ И БИХЕВИОРИЗМ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Одними из самых известных являются теория психоанализа и направления бихевиоризма.

Бихевиоризм — направление, зародившееся в американской психологии. Его приверженцы утверждают, что психика — это различные формы поведения, совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, а все психические явления — это реакции организма, преимущественно двигательные. В основе мышления лежат речедвигательные акты, эмоции вызываются изменениями, которые происходят внутри организма. За единицу поведения принимается связь (корреляция) стимула и реакции. Законы поведения выступают как отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма.

Основной метод исследования бихевиористов—наблюдение и описание реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды. В результате различия между поведением животных и человека рассматриваются с точки зрения степени сложности.

Психоанализ — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX вв. Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Но результаты психотерапевтической практики были интерпретированы 3. Фрейдом в психоаналитической теории бессознательного. Впервые в единой теории были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, а также ее структурной организации и психодинамики.

Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана схема психики, которая включала представление о трех ее сферах: сознательном, предсознательном (близко по своим свойствам к сознанию) и бессознательном (отделено от первых двух особой психической инстанцией — цензурой).

На завершающем этапе развития теории Фрейд выдвигает структуру личности. Она состоит из трех компонентов: Оно — вместилище инстинктивных влечений, подчиняющихся принципу удовольствия, Эго — психологическая инстанция, опосредующая связь Оно внешним миром с Супер-Эго. Супер-Эго включает социальные запреты, нормы и идеалы. Эго подчиняется принципу реальности, выполняет функцию согласования противоположных сил, действующих в психике человека.


4 СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


Современная психология представляет собой широко разветвленную область знания, включающую ряд отдельных дисциплин научных направлений. Несмотря на продолжающийся процесс дифференцирования отраслей, она сохраняет единство своего предмета исследования.

Наряду с вышесказанным современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно связанных между собой. Наиболее важными из них являются: общая психология, которая изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека; возрастная психология, которая исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста (данная отрасль возрастной психологии называется детской психологией); педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) подрастающего поколения; социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения в них.

Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности, т.е. изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе его труда.

В настоящее время исследования по психологии труда проводятся в различных отраслях производства, культуры и науки.

Юридическая психология — это наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Психология творчества — область знания, изучающая созидание креативного человека, способного продуктивно действовать в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве. Психология искусства изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства. Исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов при создании задуманных ими произведений. Космическая психология — новая отрасль психологии, изучающая психику людей в условиях космического полета. Военная психология имеет дело с особенностями психической деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях боя, военной обстановки. Психология спорта исследует законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов. Патопсихология занимается исследованием болезненных расстройств психики. Зоопсихология изучает психику животных.


5 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ


Объектами психологии является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности, то они и выступают как основные объекты психологии. Следовательно, предметом психологии является изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Психология как наука решает задачу изучения и научного объяснения психических явлений. Психология преследует цель — раскрыть закономерности, которые лежат в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями.

Задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека, с тем чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека.

Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозге человека, как человек познает окружающий его объективный мир.

Психологические законы объясняют, как с возрастом развивается психическая деятельность и как формируются психические свойства личности.

Психология исследует зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, например, объясняет, как складывается под влиянием этих условий личность человека.

Таким образом, задачи психологии в основном можно свести к следующему: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности, а также научиться управлять ими, использовать полученные знания для повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат ее уже оформившиеся отрасли.

Изучая закономерности психических явлений, психологи рассматривают сущность процесса отражения объективного мира в мозге человека. Выясняют, как регулируются действия человека и как развивается психическая деятельность, каким образом формируются психические свойства личности. В силу того, что психика, сознание человека — это отражение объективной действительности, то изучение психологических закономерностей означает установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов. Это связано с тем, что любая деятельность человека всегда согласуется не только с объективными условиями жизни, но и с субъективными моментами.


6 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ


Психикой называют свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — это его активность. Психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта. Природа психики, ее законы получают научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм этой деятельности.

Однако характеристика деятельности субъекта не должна выводиться из реализующих ее физиологических процессов, так как она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется. Этим же отношениям подчиняются и возникающие в мозге субъекта психические отражения. Таким образом, хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них, они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

Возникает психика на определенной ступени биологической эволюции и представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека новую форму — сознание. Необходимость возникновения сознания происходит из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд как целесообразная продуктивная деятельность требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). Процесс сопоставления представления, опосредующего деятельность, с отражением ее продукта это и есть процесс сознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отраженной в языке форме; поэтому осознанное также всегда должно быть словесно означенным. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для других людей. Таким образом, возникновение сознания как формы проявления психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой проявления психики человека, сознание, однако не исчерпывает ее; человеку присущи и неосознаваемые психические явления и процессы, т.е. такие, о которых он не может дать себе отчета, которые скрыты от его самосознания.


7 КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ


Предварительно следует отметить, что психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы, которые направлены на познание человеком окружающего его мира. Сюда входят: ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения и т.д.) восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление и воображение.

Ощущение — это отражение свойств предметного объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор. Иногда термином «восприятие» обозначатся также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты