Психологические направления

15 ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ


Ранняя юность — это время поиска смысла жизни, активного самоопределения молодежи в существующей системе общественных отношений, а также в мире профессиональной деятельности, в принятой системе духовных и нравственных ценностей. Процесс этот сложный и неоднозначный. В одном случае он может пойти по линии адаптации человека к требованиям общества или какой-то его группы. Эта позиция облегчает жизнь, так как нет необходимости принимать самостоятельные решения, но в то же время обедняет ее, так как не нужно думать, искать, все предопределено. В другом случае этот процесс может развиваться по пути теоретического осмысления принятой в обществе совокупности взглядов, оценок, позиций и их реализации в практической деятельности. Этот путь предполагает активную деятельностную позицию человека, необходимость сознательного выбора и принятия решений.

Именно в этом последнем случае создаются условия для формирования мировоззрения, т.е. определенного взгляда на мир и на свое место в нем. Мировоззрение выступает в качестве ядра сознания, направляющего и организующего поведение. Бедность жизненного опыта может привести к поспешным обобщениям, нереалистичному мышлению, преодолеть которое можно только в процессе активного преобразования действительности.

Современный молодой человек на этом пути встречается со многими трудностями. Возраст, физические возможности и достигнутый уровень психического развития ставят его перед проблемой наполнения собственной жизни общественно значимым содержанием, а реальные условия ограничивают его. Для подавляющего большинства юношей и девушек еще продолжается время учебы с полной свободой от бытовых и материальных забот. Это позволяет все оставшееся от учебы время посвящать поискам «интересного» занятия. Но при этом упускается из виду, что интерес приходит при достаточно высоком уровне владения делом. Умозрительный, без практического действия перебор занятий мало дает для развития личности. Потребление произведений массовой культуры и различные примитивные формы проявления активности (драки, малоинтеллектуальные состязания и т.п.) останавливают процесс развития личности в силу простоты и вседоступности необходимых действий.

Формирование мировоззрения и ценностных ориентации, самоопределение и самовоспитание человека предполагает его участие в серьезной и лично значимой деятельности, которая обеспечивает не только развитие способностей и становление нравственных норм, но и формирование соответствующих привычек поведения.


16 БИО- И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ


Научное изучение возникновения и развития психики — это путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения. Согласно биогенетической концепции психика в своей зачаточной форме (т.е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Развитие психики сопровождалось биологической эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным способам регуляции поведения, а также изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде.

В целом развитие психики совершается постепенно, но в нем наблюдаются и некоторые скачки. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции.

Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации, старое входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения.

Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, которая не обладает признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре.

Филогенез развития психики определяет онтогенез путем создания для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого, психического развития, которое реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, создаваемых социумом.

Одним из тезисов социогенетической концепции развития психики является развитие психики человеческого индивида. Следует отметить, что это обусловленный и вместе С тем активный саморегулирующийся процесс. С другой стороны, это и внутренне необходимое его движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности. В данном движении внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно повышается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Как бы предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с другими людьми.


17 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ВОЗРАСТ»


Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала, или уменьшается, например детская фантазия, импульсивность в поведении.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека, в частности раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость. За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. Особо следует подчеркнуть, что при этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. Уже к определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей. Например, возраст наступления гражданской зрелости дает право избираться и быть избранным в выборные органы управления обществом, призыв на военную службу, право на пенсию и т.п. Определение возраста часто связывают с понятием «развитие», в частности с развитием психики. Развитие психики — это последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Следует отметить, что онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (это раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Но вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в развитии психики. Процесс развития психики продолжается и в зрелом возрасте, на протяжении всей жизни человека. Основными факторами возрастного развития человека являются: самообразование, профессиональный труд, а также общественная работа, спортивная и другие виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей. Движущими силами развития человека как личности являются возникающие в процессе развития внутренние противоречия.


18 ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ


Д. Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов человеческой деятельности как основу развития его человеческих способностей. Согласно теории Д. Б. Эльконина все детские возрасты могут быть разделены на два типа. В возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности. Складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов человеческих действий. В возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

Следовательно, происходит чередование одних возрастов, в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы, с другими возрастами, когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности. Например, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества, а также освоения предметного мира. Они реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных типа возрастов как бы сцеплены друг с другом.

Другой исследователь, Л. С. Выготский, также различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, т.е. критические, периоды, наоборот, развитие совершается бурно, стремительно. Кризисы, по мнению Л. С. Выготского, имеют не только негативное, но и собственно положительное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляют основное содержание кризисного периода. Кризисы, которые сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.

Периодизация, предложенная Л. С. Выготским, включает следующие периоды: кризис новорожденное™, младенчество (2 месяца — 1 год), кризис одного года, раннее детство (1—3 года), кризис трех лет, дошкольный возраст (3—7 лет), кризис семи лет, школьный возраст(8—12лет), кризис тринадцати лет, пубертатный период (14—17 лет), кризис семнадцати лет.


19 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ


В мировой психологии уже не одно десятилетие ведется поиск единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы. Представление о стадиальности психического развития человека существовало параллельно с идеей непрерывного, постоянного совершенствования и накопления достижений личности человека.

Одной из общепризнанных периодизаций является классификация Э. Эриксона Он выделил .следующие возрастные этапы психического развития: от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3 лет (раннее детство), от 3 до 6 лет (возраст игры), от 6 до 12 лет (школьный возраст), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

Была выработана и интегральная периодизация психического развития. Она представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение. Выделяют стадии становления самобытийности и становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новые общности) и кризисы развития (освоения новой общности).

Первая ступень — оживление (от рождения до 12 месяцев). Общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную психосоматическую индивидуальность. Вторая ступень — одушевление (11 месяцев — 6,5 лет). Общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную «самость», осознает себя субъектом собственных желаний и умений. Третья ступень — персонализация (5,5—18 лет). Партнером растущего человека становится «общественный» взрослый (учитель, мастер, наставник и др.). Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, устанавливает границы «самотождественности» внутри собственного бытия с другими людьми. Четвертая ступень — индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится человечество (в пределе), с которым он вступает в деятельносные отношения. Эти отношения опосредуются системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития во многом субъективна — это индивидуализация общественных ценностей по «мерке» личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную «самость». Пятая ступень — универсализация (39 лет и старше). Происходит выход за пределы любой границы развития индивидуальности. Одновременно осуществляется вход в пространство общечеловеческих и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей.


20 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ


Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Человеческое бытие и есть способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру. Бытие людей — это реальный процесс их жизни. Реальным же этот процесс может стать и становится только как процесс сотрудничества и жизнеобеспечения, общения с другими людьми. Другими словами, реальный процесс человеческой жизни — это совместно осуществленный труд. Онтогенетически этот процесс складывается из двух этапов. Совместная деятельность взрослых, которая обеспечивает первоначальное включение нового человека в общение, развивает его фундаментальные человеческие способности и готовит его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде. Затем собственный труд человека, т.е. его целесообразная деятельность по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, которая одновременно обеспечивает собственно человеческое развитие всех его участников.

Характерный только для человека способ отношения к миру, который опосредуется отношением к своей собственной жизнедеятельности, не определяется только видоспецифическими особенностями физиологической организации человека. Он осваивается на ее основе каждым ' в процессе общения с другими людьми. Формы деятельностного общения, его способы и средства общие для всех вступающих в общение индивидов. Общая совокупность этих форм становится для каждого тем «масштабом» или той «мерой», которой индивид измеряет и оценивает собственную жизнедеятельность. Если в совместной деятельности действие значит что-то для другого, тогда это действие имеет значение и для самого человека. Значимый для всех образ действия (содействия) — это субъективный образ предмета, на который данное действие направлено. Также это и чувственно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности человека. Таким образом, именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать сам свою жизнедеятельность. Человек предваряет ее осуществление общественно значимым образом того ее результата, который разрешил бы противоречия реальных условий его жизни. При этом идеальное представление о будущем предшествует каждому отдельному виду деятельности и мотивирует ее, формируется на основе значений предметов, средств и способов деятельности.


21 САМОСОЗНАНИЕ


Самосознанием принято называть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также влечениям и.мотивам поведения, и конечно же отношение к переживаниям и мыслям. Считается, что самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данные возможности выступают в качестве основания для целесообразных действий и поступков.

Следует отметить, что в основании самосознания находится способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Данная жизнедеятельность возникает в общении при протекании процесса формирования первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности. Для человека отношение к своему осознанному бытию, которое опосредуется совместной деятельностью, осуществляемой именно в общении, в свою очередь способствует формированию определенного представления человека о себе самом, как о субъекте. Именно субъект способен на общественно значимые поступки и действия. Представление человека о себе, т.е. так называемый субъективный образ своего Я, складывается под влиянием оценочного отношения других людей. Это происходит при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, которые приняты в обществе. Образ Я — это непременное условие каждого акта целеполагания Представление о цели и путях ее достижения — это также одновременно и представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Другими словами, о себе, уже добившемся своей цели, и так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности, в первом случае он относится к себе как к уже обладающему нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к тому типу людей, у которого таких способностей нет.

В психологической литературе о самосознании иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека, т.е. его отношение к миру, знаниям, невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности. Формирование самосознания человека не осуществляется без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей. Для человека обязательно отношение к себе, как к субъекту общественно значимой деятельности, именно в процессе данной деятельности каждый человек может сам (и должен сам) изменять свои способности, а также самого себя. Вследствие этого самосознание — это не только результат, но также и предпосылка развития сознания.


22 ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ


Ученые нередко трактуют сознание как особое состояние психики человека. Именно в этом состоянии человек обычно находится, когда не спит, нормально, адекватно воспринимает то, что происходит с ним самим и вокруг него. При этом определении сознания оно может исчезать, появляться и меняться по силе и отчетливости проявлений. Но при этом и в самом сознании можно выделить особые состояния, или так называемые уровни сознания. Вообще, к выводу о том, что уровни сознания действительно существуют, ученые пришли в тот момент, когда наряду с сознанием было признано и существование бессознательного.

Одно из состояний сознания получило название апперцепция. Это самая высокая точка, в которой может оказаться сознания человека. Под апперцепцией понимается наиболее яркое, отчетливое состояние сознания человека, при котором он лучше всего воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, а также наиболее точно может описать происходящее с ним. Следует особо подчеркнуть, что апперцепция включает в себя не все сознание человека, а лишь наиболее четкую часть сознания. Апперцепцией считают высший уровень состояния сознания.

В этом состоянии человек может находиться в отдельные отрезки, моменты или эпизоды своей жизни, например, когда человек полностью здоров, бодр, спокоен и эмоционально положительно настроен.

Ко второму уровню сознания относится то, что входит в определение сознания как самое обычное, повседневное психическое состояние человека. Это то состояние, в котором человек воспринимает, припоминает представление, происходящее в данный момент, т.е. это его образы, мысли и переживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты