Психологические направления

Выделяют два вида учения. Первый специально направлен на овладение определенными знаниями и умениями. Второй приводит к получению этих знаний в процессе осуществления какой-либо другой деятельности. Обучение человека происходит обычно одновременно двумя способами.

Процесс обучения является и процессом развития ребенка, так как он готовится к самостоятельной трудовой деятельности.

Американская психология сводит систему обучения лишь к освоению определенных навыков. Основной частью процесса обучения является процесс эффективного усвоения знаний. В него включаются восприятие материала, его осмысливание и запоминание, возможность свободно пользоваться им в определенных ситуациях.

Важное условие для формирования учебной деятельности — создание у ребенка сознательных мотивов усвоения конкретных знаний и умений. Обучение и воспитание ребенка осуществляется с помощью объяснения, поощрения, наказания, постановки задачи, предъявления требований, проверки, исправления.

Восприятие материала — это восприятие знаний, которые были выработаны людьми и которые учитель передает учащемуся. Восприятие материала зависит от того, как он подается и излагается.

Процесс усвоения включает в себя несколько элементов: первичное ознакомление с материалом, осмысливание, закрепление, возможность использовать на практике. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующего их закрепления, но и от первичного восприятия ма-. териала. Воспринять материал — значит осмыслить его и выразить определенное отношение к нему. Следовательно, каждому элементу учебной деятельности должен быть посвящен особый этап учебной работы.

Учебная деятельность формирует у человека способность управлять психическими процессами, организовывать, направлять свои действия и навыки, накапливать опыт в зависимости от поставленной задачи.


39 МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ


Исследование мотивов учения позволит определить, откуда берутся цели учебной деятельности, что побуждает человека учиться, добиваться осуществления поставленных целей.

Учение отличается от других видов деятельности тем, что овладение знаниями и навыками — это не только результат, но и цель.

Мотивации учения зависят от многих факторов:

1) организации образовательного процесса;

2) образовательной системы;

3) особенностей обучающегося (его пола, возраста, способностей и др.);

4) особенностей обучающего;

5) специфики учебного процесса. Уровни учебной мотивации

1. Высокий уровень школьной мотивации. Характерные особенности — высокое стремление у -детей выполнять все предъявляемые требования, добросовестность, ответственность.

2. Хорошая школьная мотивация — это средний уровень, для которого характерна достаточно успешная учебная деятельность.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью.

4. Низкая школьная мотивация. Учащиеся испытывают затруднения в учебной деятельности, неохотно посещают занятия.

5. Негативное отношение к школе. Учащиеся не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении.

Для развития мотивов учения важно, чтобы учащийся понимал смысл учения. Учитель должен донести до его сознания общественно значимые мотивы. Также необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но на поведение не влияют.

Приобретение учеником необходимых знаний позволит ему усвоить, предмет, выполнить задания. Это приводиткудовлетворению от выполненной работы и вызывает желание еще раз пережить этот успех.

Основные мотивы учения — стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. Учащийся также стремится выявить свои способности, выполнить обязанности, самосовершенствоваться.

На различных этапах развития у учащегося меняются мотивы. Задача педагога — найти на каждом этапе развития наиболее существенные мотивы, соответственно преобразуя и переосмысливая задачу, которую он ставит перед учащимися. Чтобы учащийся мог полноценно включиться в работу, необходимо сделать поставленные задачи понятными, значимыми для учащегося. Чтобы дети учились эффективно, важно их заинтересовать. Это может быть непосредственный интерес к учению или опосредованный интерес к учебе, связанный с сознанием того, что она дает (личная заинтересованность, общественные интересы).

Подготовиться к учению помогает игровая деятельность. Этот метод можно применять, когда учение еще не стало основной деятельностью, не приобрело личностного смысла.


40 ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


На определенном этапе развития в жизнь ребенка входит такой вид деятельности, как учение. Это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.

Учебная деятельность включает в себя:

1) усвоение информации, необходимой для осуществления практической деятельности;

2) освоение приемов и операций, из которых складываются виды деятельности;

3) овладение способами использования информации для правильного выбора и контроля приемов и операций.

Обучение осуществляется с помощью определенных средств. К ним относят подход, объяснение, поощрение, наказание, постановку задачи, предъявление требований, проверку, исправление.

Учебная деятельность состоит из отдельных компонентов:

1) действий;

2) операций;

3)условий;

4) потребностей;

5) мотивов;

6) задач.

Центральное звено процесса обучения — усвоение знаний. Оно представляет собой восприятие материала, осмысливание, запоминание, возможность пользоваться в различных ситуациях. Восприятие материала заключается в восприятии знаний, выработанных другими людьми. Учащийся перерабатывает полученный от педагога материал. В процессе обучения выделяют ряд взаимосвязанных моментов: первичное ознакомление с материалом; его восприятие и осмысливание; работа по закреплению; возможность применять полученный материал на практике. Эти моменты постоянно пересекаются. Прочность усвоения знаний зависит от последующего их закрепления, а также от первичного восприятия, а осмысленное восприятие — не только от первичного ознакомления, но и повторения с целью закрепления полученных знаний. Как правило, предмет предстает перед учеником как последовательность явлений. Каждое явление объясняется учителем, и ученик запоминает действует показанным способом Очень много зависит от первичного ознакомления с материалом. На этом этапе материал может привлечь учащегося, у него может появиться желание продолжить его изучение, и наоборот. Восприятие материала обусловлено предпосылками, которые были созданы до его восприятия и в процессе восприятия. Осмысливание материала включает в себя следующие элементы:

1) сопоставление и различение;

2) анализ и синтез;

3) абстракцию;

4) обобщение;

5) переход от конкретного к отвлеченному;

6) переход от общего к единичному и др.

Воспроизведение материала напрямую зависит от характера его изложения. Но важность первичного освоения материала должна исключать значения последующей работы по его закреплению.

Учебная деятельность подготавливает человека к трудовой деятельности.


41 ТРУД КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Труд — основной вид человеческой деятельности. Производными от труда являются игра и учение. В высших совершенных формах человеческого труда, которые отражают сущность человека, находят выражение и развитие душевные силы, замыслы, чувства — личности. Эти моменты переходят друг в друга и в сочетании образуют единое целое. Труд — это социальная категория, являющаяся предметом социальных наук. Труд — это процесс, который совершается между человеком и природой. В этом процессе человек регулирует обмен веществ между собой и природой. Он противостоит веществу природы. Человек приводит в движение принадлежащие ему руки, ноги и др. Воздействуя непосредственно на природу, он изменяет ее. В конце процесса труда человек получает результат. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, но и осуществляет свою цель, которая как закон определяет способ и характер его действий. Труд — это выполнение определенного задания. Вся деятельность должна подчиняться достижению намеченного результата. Поэтому требуются планирование труда и контроль исполнения, поэтому труд требует внутренней дисциплины. В трудовой деятельности все звенья подчиняются итоговому результату. Процесс труда может быть более или менее трудным, требующим усилия и напряжения, преодоления внутренних и внешних препятствий. Поэтому для труда требуются воля и произвольное внимание, которые необходимы, чтобы сосредоточиться на звеньях трудового процесса. В труде заключаются основные мотивы трудовой деятельности человека. В нем существенна не только техника труда, но и само отношение человека к труду.

Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности.

Трудиться — значит проявлять себя в деятельности, превращать свои замыслы в дело, воплощая его в материальные продукты.

Труд — это обогащение своего материального бытия. Для психологического анализа трудовой деятельности помимо мотивации существенна психологическая природа тех процессов или операций, посредством которых она осуществляется. Во всяком труде участвуют умственные процессы. В труде значительную роль играют знания и навыки.

Без знания и навыков невозможен никакой труд. Большую роль знания играют в сложных видах труда.

В каждом труде всегда необходимо учитывать изменения условий, проявлять инициативу и при возникновении непредвиденных обстоятельств решать новые задачи.

Поэтому любой труд включает в себя интеллектуальные и мыслительные процессы.


42 ОЩУЩЕНИЯ


Ощущение — это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знаниями. Выражая то или иное свойство вещей и явлений, человек тем самым осуществляет элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями и опытом. У человека происходит ощущение воздействия того или иного предмета или явления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют в данный момент времени на органы чувств человека или животного. Особенностью ощущений является их сиюминутность и непосредственность. Ощущения возникают сразу при соприкосновении органов чувств с объектами материального мира. Ощущения существуют очень короткий промежуток времени, по истечении которого они преобразуются в восприятия. Свойства ощущений:

1) качество — качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй (цвет, запах, температура, вкус и т.д.);

2) интенсивность — это количественная характеристика, которая определяет силу действующего раздражителя и функциональное состояние рецептора (например, более высокая или низкая температура);

3) длительность — это временная характеристика, которая определяется состоянием органа чувств. Модальная классификация ощущений:

1) обоняние;

2) осязание;

3) вкус;

4) зрение;

5} слух.

Классы ощущений по систематизации английского физиолога И. Шерингтона

1) экстерорецептивные. Эти ощущения возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения). Различают дистантные и контактные ощущения;

2) интерорецептивные. Эти ощущения сигнализируют об ощущениях организма, воздействие происходит на рецепторы, которые расположены во внутренних органах организма (боль, голод, жажда, насыщение);

3) проприорецептивные. Данный вид ощущений подает сигналы в мозг о движениях и расположениях различных частей тела, рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях (давление, прикосновение, вибрация, фактурность). Ощущения человека бесконечно многообразны. Выделяют следующие критерии классификации ощущений:

1) по месту расположения рецепторов;

2) по наличию или отсутствию контактов рецептора с раздражителем;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по виду раздражителя.


43 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ


Не всякое раздражение вызывает ощущение. Для возникновения ощущения необходим какой-либо раздражитель определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Все анализаторы обладают различной чувствительностью. Самыми чувствительными анализаторами у человека являются зрительный и слуховой.

Раздражение — это физиологический процесс, под воздействием которого в нервных клетках возникает возбуждение. Оно передается в соответствующий участок мозга, где происходит преобразование в психический процесс.

Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением.

Физиологический аспект ощущения — это анализатор. Он состоит из рецепторов (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей и соответствующих участков мозга. Для возникновения ощущения необходимо воздействие на рецептор (цветом, температурой, холодом или жарой). Воздействие предмета или явления раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Воздействие может быть контактным (непосредственно прикосновение, к предмету пальцем или рукой).

Анализаторы — это рецепторы, которые проводят нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Нельзя говорить о том, что зрительные ощущения возникают именно в глазу. Нервный импульс, поступая от глаза в соответствующие участки коры головного мозга, а именно в затылочную часть, приводит к возникновению зрительного ощущения.

Деятельность анализаторов является условно-рефлекторной. В коре головного мозга человека и животного формируется нервный импульс, который поступает по эфферентным путям на двигательные механизмы, что приводит к ответной реакции, вызывая настройку чувствительности рецептора.

Мозг получает обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу. Органы чувств взаимосвязаны с органами движения. В процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения. Неподвижный глаз практически слеп.

Таким образом, процесс ощущений — это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов. Деятельность различных анализаторов взаимосвязана. Сенсорная сфера психики человека — это совокупность всех анализаторов. Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию.


44 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ


Ощущение — это форма адекватных раздражителей. Каждый тип ощущения дает специфическую информацию. Различные виды ощущений имеют как общие, так и различные свойства. Классификация количественных характеристик ощущения: 1) качество; . 2) интенсивность;

3) продолжительность;

4) пространственная локализация.

Качество — это особенность данного ощущения, которая отличает его от других ощущений. Например, слуховые ощущения различаются по темпу и громкости, а зрительные — по цветовому фону.

Количественная характеристика ощущения — интенсивность ощущения — определяется интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор. Продолжительность ощущения определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Под действием раздражителя на орган ощущение возникает не сразу, а через некоторое время, которое называется латентным периодом. Для каждого вида ощущения он неодинаков: Ощущение возникает при непосредственном действии раздражителя, но оно не прекращается сразу же после окончания воздействия. Это означает последствие действия раздражителя. След от раздражителя остается в последовательном образе.

Классификации последовательных образов:

1) положительный;

2) отрицательный.

Пространственный анализ, который осуществляется дистантными рецепторами, дает нам сведения о расположении раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую действует раздражитель.

Чувствительностью называется способность к распознаванию величины и качества раздражителя. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызываемого раздражения — это порог ощущения.

Абсолютный порог чувствительности — минимальная сила раздражителя, которая вызывает слегка заметное ощущение. Чем слабее раздражители, которые анализатор способен уловить, тем он чувствительнее.

Порог различения в силе раздражителя — это величина, которая показывает, на сколько величину необходимо увеличиться силе раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное ощущение. Порог различения имеет для каждого вида анализатора определенную величину. Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Чувствительность анализаторов, которая определяется величиной абсолютных порогов, постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает адаптация.

45 ЯВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ


Адаптация органов чувств — это способность изменять свои характеристики и приспосабливаться к изменившимся условиям. Например, при выходе человека из темноты на свет и, наоборот, в прежнее состояние чувствительность его глаз изменяется в десятки раз. Для полной зрительной адаптации может требоваться до сорока минут При адаптации к темноте исчезает цветовое зрение, все воспринимается в черно-белой гамме. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинаковы. Наименьшей степенью адаптации обладают болевые ощущения. Боль.— это сигнал об опасных нарушениях в работе организма. Быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить организму гибелью. Высокая адаптация отмечается при обонянии и в тактильных ощущениях. Человек быстро перестает замечать давление одежды на тело. Значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация.

Анализаторы системы взаимодействуют благодаря взаимосвязи между центрами коры головного мозга. Закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем и, наоборот, сильные посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей.

Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, которые характерны для другого раздражителя.

Синестезия — такое психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявление синестезии является так называемый цветной звук. На этом явлении основано целое направление в музыкальной культуре — цветомузыка. Распространено также явление влияния цветовых ощущений на температурную чувствительность. Например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый, напротив, ощущение холода. Цветовые особенности учитываются при оформлении интерьеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты