Параметр, связанный со сплоченностью группы – конфликтность. Различают два вида конфликтов:
- конструктивные – конфликты, способствующие выявлению потенциала участников, для повышения эффективности групповой деятельности.
- неконструктивные – конфликты, негативно влияющие на эффективность групповой деятельности.
Статус участников группы. Эта характеристика определяется такими факторами как старшинство в должностной иерархии, уровень образования, информированность и накопленный опыт, социальные таланты. Изменение любого из факторов может привести к повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм, которые приняты в группе.
Участники с высоким статусом оказывают большее влияние на решения группы, но это не всегда повышает продуктивность деятельности группы. Довольно часто для повышения эффективности группе нужно бороться с доминированием в ней мнений высокостатусных членов.
7. Формальные и неформальные группы
Различают формальные и неформальные группы. Формальные – это когда руководство искусственно создает группу для решения определенной задачи. Неформальные – это когда группа возникает самопроизвольно, не имеет четко определенного статуса в обществе и связанна общими контактами и интересами.
Формальные организации. Данные организации осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации. При создании формальных групп члены организации объединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевыми предписаниями и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли.
Жизнедеятельность формальной организации зависит от неформальных групп, которые входят в её состав. Руководитель должен стремиться наладить взаимодействие с неформальными группами для повышения эффективности групповой деятельности. Организации неформальных объединений обусловлены возможностью удовлетворения в неформальных группах тех потребностей, которые блокированы в формальных группах. К таким потребностям относят взаимопомощь, взаимная защита, общение личностно-значимое, принадлежность, желание быть в обществе других.
Неформальные организации. Формальная организация порождает неформальную организацию – сети межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею. На основе общих интересов и взаимоотношений индивиды формируют первичные группы. Эти неформальные структуры обеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются “общими знаниями”, совершают тайные поступки, решают проблемы и “срезают углы”.
Различают несколько характеристик неформальных организаций.
- наличие социального контроля. Как правило, в неформальных группах устанавливаются эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Соблюдая определенные нормы индивид может быть принят в неформальную группу. Иногда нормы формальной и неформальной организации противоречат друг другу, в связи с чем, происходит взаимоисключение их требований, что приводит к социальному конфликту.
- наличие неформальных лидеров. Чаще всего в группе присутствует два лидера – формальный и неформальный. Формальный лидер имеет поддержку в виде переданных ему официальных полномочий. Неформальный лидер опирается на признание его группой. Участнику, пожелавшему стать неформальным лидером необходимо соответствовать определенным параметрам: индивидуально-психологические особенности, возраст, должностное положение, свобода передвижения по рабочей зоне, отзывчивость и т.п. Две основные функции, которые выполняет лидер – это помощь в достижении целей и обеспечение группе её существования.
Между формальной и неформальной организации всегда существует вероятность конфликта, который возникает на почве несогласованных целей. Чтобы избежать этих проблем, руководитель формальной организации должен соблюдать следующие условия:
- не просто признать наличие неформальной организации, но и работать с ней;
- слушать мнения членов и лидеров неформальных групп, а также поощрять индивидов, способствующих достижению общих целей;
- учесть вероятность отрицательного воздействия на неформальную организацию в ситуации, когда необходимо предпринять какие-либо действия;
- для избежания сопротивления переменам со стороны неформальной организации рекомендуется привлекать лидеров неформальных организаций к принятию решений;
- выдавать информацию о различных переменах и действиях с целью предупредить распространение слухов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы.
Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе
До сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентации, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пятен в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация, с которой столкнулась социальная психология, требует серьезного пересмотра положения в области, казалось бы, детально разработанной.
Практическая часть
малая группа социальная психология
Психологический портрет ФЗС 2-1
Для исследования психологического портрета группы ФЗС 2-1 мною были использованы следующие методики:
Методика 1.2
Тест Айзенка (подростковая форма) для диагностики типа темперамента
Темперамент оценивается по личностному опроснику Айзенка (Eysenck Personality Inventory, 1963), предназначенному для диагностики личностных факторов экстра-интровертированности и нейротизма.
Оценочная таблица для шкалы экстраверсия-интроверсия
Испытуемый |
Интроверсия |
Экстраверсия |
||
значительная 1-7 баллов |
умеренная 8-12 баллов |
значительная 13-17 баллов |
умеренная 18-24 баллов |
|
Алексеева ИН |
6 |
|
|
|
Анастасов АА |
|
9 |
|
|
Раздобарина ДИ |
|
|
14 |
|
Анучкина ЛЮ |
4 |
|
|
|
Аскилашвили ЦР |
|
11 |
|
|
Белоус ЕВ |
|
|
|
18 |
Богданова АЮ |
|
10 |
|
|
Богданова ОЮ |
|
12 |
|
|
Васильева МВ |
7 |
|
|
|
Вишневская ЛБ |
|
|
15 |
|
Гаркушина ИА |
|
9 |
|
|
Гойда ЮЮ |
|
9 |
|
|
Грицына ЕП |
5 |
|
|
|
Деменко НА |
|
|
|
20 |
Джинчарадзе ЯГ |
|
|
13 |
|
Долондутский ВС |
|
|
|
23 |
Запорожцева НС |
5 |
|
|
|
Кладиева АВ |
|
12 |
|
|
Короткая НЮ |
|
|
15 |
|
Кузина АО |
3 |
|
|
|
Кузнецова ЮО |
|
10 |
|
|
Лоскутова ЮА |
|
|
|
22 |
Назарова ОВ |
6 |
|
|
|
Полунина ТА |
7 |
|
|
|
Прасолова ОА |
|
11 |
|
|
Сибилев МВ |
4 |
|
|
|
Сорокина НА |
|
9 |
|
|
Таекян АС |
2 |
|
|
|
Хомутская МВ |
|
12 |
|
|
Лоткова НВ |
|
9 |
|
|
Оценочная таблица для шкалы нейротизм
Испытуемый |
Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная неустойчивость |
||
высокая 1-7 баллов |
средняя 8-12 баллов |
средняя 13-17 баллов |
высокая 18-24 баллов |
|
Алексеева ИН |
|
12 |
|
|
Анастасов АА |
|
|
14 |
|
Раздобарина ДИ |
6 |
|
|
|
Анучкина ЛЮ |
|
|
16 |
|
Аскилашвили ЦР |
|
|
14 |
|
Белоус ЕВ |
|
|
13 |
|
Богданова АЮ |
|
12 |
|
|
Богданова ОЮ |
|
12 |
|
|
Васильева МВ |
5 |
|
|
|
Вишневская ЛБ |
|
8 |
|
|
Гаркушина ИА |
|
9 |
|
|
Гойда ЮЮ |
|
|
|
20 |
Грицына ЕП |
3 |
|
|
|
Деменко НА |
7 |
|
|
|
Джинчарадзе ЯГ |
|
12 |
|
|
Долондутский ВС |
|
|
15 |
|
Запорожцева НС |
|
10 |
|
|
Кладиева АВ |
|
8 |
|
|
Короткая НЮ |
|
|
17 |
|
Кузина АО |
6 |
|
|
|
Кузнецова ЮО |
|
9 |
|
|
Лоскутова ЮА |
|
|
|
20 |
Назарова ОВ |
|
|
14 |
|
Полунина ТА |
|
|
15 |
|
Прасолова ОА |
|
|
|
18 |
Сибилев МВ |
2 |
|
|
|
Сорокина НА |
|
9 |
|
|
Таекян АС |
|
|
16 |
|
Хомутская МВ |
|
|
15 |
|
Лоткова НВ |
|
|
15 |
|
Методика 1.8
Характерологический опросник Леонгарда
(взрослая форма теста определения акцентуации характера)
Типология характеров, предложенная немецким ученым К.Леонгардом построенная на основе оценки стиля общения человека с окружающими людьми. Опросник, предложенный Леонгардом, включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Гипертимность характеризует личность с высокой жизненной активностью, демонстративность говорит о демонстративном поведении испытуемого, экзальтированность показывает силу и выраженность эмоционального реагирования. Возбудимость показывает возбудимую акцентуацию, циклотимность свидетельствует о склонности к перепадам настроения, неуравновешенность – о неуравновешенности поведения. Педантичность свидетельствует о склонности испытуемого к педантизму. Дистимность показывает степень утомляемости, эмотивность говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого, тревожность выявляет повышенную тревжность.