Проблема малой группы в социальной психологии

Проблема малой группы в социальной психологии












ПРОБЛЕМА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Социально-психологические характеристики групп

2. Феноменология малых групп

3. Размер малой группы

4. Типология групп

4.1 лабораторные – естественные группы

4.2 спонтанные – организованные

4.3 открытые – закрытые

4.4 группы членства – референтные группы

5. Структура малой группы

5.1 формально-статусное измерение

5.2 социометрическое измерение

5.3 коммуникативное измерение

5.4 отношение власти

5.5 лидерство

6. Факторы эффективности деятельности группы

6.1 размер группы

6.2 композиционная характеристика группы

6.3 содержание групповых норм

6.4 сплоченность группы

6.5 статус участников группы

7. Формальные и неформальные группы

7.1 формальные организации

7.2 неформальные организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ФЗС 2-1

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ


Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе жизнедеятельности – это важный вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. У понятия «группа» двоякое определение. Первое это условные группы – объединение людей по какому-то общему признаку, необходимое в научных целях. Чаще встречается в статистике, чтобы можно было провести исследования. Для таких исследований, например, необходимо объединить людей страдающих хроническими заболеваниями или с высшим образованием и т.д.

Второе – это реальные естественный группы, когда люди, находятся в одинаковых условиях, занимаются одним видом деятельности или признают свою принадлежность к определенному социальному объединению. Такие группы подразделяют на «большие» и «малые». Большие группы исследовать намного сложнее чем малые и требует особого рассмотрения.

В социальной психологии различают два вида больших групп

- неорганизованные – группы возникающие стихийно. Они имеют солидную традицию исследования.

- организованные – группы, которые длительно существуют. Например, классы, нации и т.д.

Малые группы – это более исследованная область социальной психологии. Для социальной психологии важно не просто какое-то объединение людей и их взаимоотношение в группе, а важно значение, которое оказывает на человека данная группа в психологическом плане.



1 Социально-психологические характеристики групп


Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за того, что она является определенной системой деятельности, заданной ее местом в системе общественного разделения труда. Сама группа – это объект определенного вида.

Если рассматривать группу как субъект социальной деятельности, то можно выделить некоторые её психологические характеристики: групповые интересы, групповое мнение, групповые нормы, групповые потребности, групповые цели, групповые ценности. Человек, который состоит в группе, понимает свою принадлежность к этой группе только за счет принятия этих характеристик, т.е. путем осознания психической связи с другими членами социальной группы.

Поршневым (1966) была установлена главная психологическая характеристика группы – так называемое «мы-чувство». Оно показывает потребность отделить одну общность от другой (например, семья, учебная группа, спортивная секция, компания, небольшой коллектив).

Основные характеристики группы. Основными параметрами любой группы являются: состав группы, структура, групповые нормы и ценности, динамика групповой жизни, система санкций. Характеристики больших и малых групп сильно отличаются друг от друга, поэтому их следует изучать по отдельности.

Состав группы описывается по-разному. Это зависит от того, значимы ли в каждом конкретном случае профессиональные, социальные или возрастные характеристики членов группы. Важное значение имеет то, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования (группа студентов, рабочий коллектив, футбольная команда).

Структура группы также описывается по-разному. Есть несколько формальных признаков структуры группы – структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Довольно весомая характеристика группы – это эмоциональная, т.к. структура межличностных отношений.


2. Феноменология малых групп


Малая группа – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек в группе оказывает влияние на других людей и сам находится под их влиянием.

Основные черты групп:

1) определенный способ взаимодействия;

2) чувство принадлежности к данной группе – осознание участниками группы себя как «мы»;

3) идентичность группы с точки зрения окружающих.

В социальной психологии выделяют следующие главные признаки группы:

- наличие установившихся отношений между людьми;

- осознание человеком своей принадлежности к данной группе;

- функционирование группового давления, которое побуждает человека к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

- изменение в поведении индивида, в мнениях, установках, обусловленное их принадлежностью к некоторой общности, и т.п.;

- сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, статусов, личностных влияний и т.п.).

Также выделяют другие значимые характеристики малой группы:

1) существование общих целей;

2) продолжительность существования;

3) развитие групповой структуры и т.д.

По мнению М.Шоу, взаимодействие – наиболее существенный признак, который отличает группу от простого скопления людей.

Функции малой группы:

- социализация. В этом случае группа рассматривается как основной фактор, который позволяет людям выжить. Пример: в первобытнообщинном обществе участники группы разделяли роли – наблюдатель, руководитель, защитник группы и др., благодаря чему могли более эффективно защищаться, чем если бы делали все это поодиночке.

- инструментальные функции. В данном случае люди образуют инструментальные группы для осуществления какой-либо работы, с которой один человек не сможет справиться.

- функции психологической поддержки. Люди создают группы, чтобы уменьшить тревожные чувства. В стрессовых ситуациях люди стремятся объединиться, чтобы преодолеть отрицательные эмоции.

- экспрессивные функции. Целью данной группы является удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, доверию и уважению.

- функции упорядочного взаимодействия.

3. Размер малой группы


Размер – это главная характеристика группы. Принято говорить о верхнем и нижнем количественных пределах группы.

В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7. Началом малой группы можно считать диаду (2 человека) или триаду (три человека).

По поводу "верхнего" предела малой группы, обращаясь к практике исследований, можно найти самые произвольные числа, определяющие этот верхний предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек (например, школьные классы). Максимальной количество в малой группе 50 человек – это и будет "верхним" пределом малой группы.

Характеристика диады.

Диада – это группа, которая состоит из двух человек. Диады имеют следующие характерные черты:

- ей свойственна хрупкость;

- требует постоянных отношений между партнерами;

- необходимы позитивные отношения между партнерами;

- условия диады позволяют достичь максимального удовлетворения партнеров по общению.

Особенности триады.

В триадах отношения более сложные, чем в диадах. Это связано с непосредственным сближением двух членов группы и исключением третьего из нее. Третий член группы играет одну из ролей:

- оппортунист – использует других в своих интересах;

- безучастный посредник;

- тактик, который следует принципу «разделяй и властвуй».

Особенности крупных групп.

В крупных группах меньше напряженность и меньше согласия. Здесь на первом месте находится решение организационных вопросов.

К особенностям данных групп можно отнести следующее:

- участникам группы нужно координировать свои действия для достижения поставленной цели;

- крупные группы оказывают большее давление на своих участников, усиливая их комформизм;

- в крупных группах существует неравенство между участниками – каждый член группы испытывает больше трудностей, стремясь быть наравне с другими участниками. В связи с чем, участники крупных групп неудовлетворенны отведенной им ролью в совместных мероприятиях.

Крупные группы часто характеризуются возникающими в их пределах враждующими между собой группировками.

Чем больше количество участников группы, тем меньше они общаются между собой и чаще обращаются к лидеру, авторитет которого постоянно увеличивается. При этом лидер является центром коммуникации, его задача – осуществление приема и передача информации.

Четное и нечетное число участников в группе. Группы с четным числом участников отличаются от групп с нечетным числом. В группах с четным количеством участников разногласия происходят намного чаще, т.е. они менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным количеством человек. Группы с нечетным количеством людей не смогут разбиться на равные фракции – одна из сторон всегда будет иметь численный перевес.

Некоторые исследования придают особое значение группам, состоящим из пяти человек. Эти группы практически не сталкиваются с проблемой крупных групп, а также с проблемами, с которыми сталкиваются диады и триады. В группах из пяти человек каждый из её членов удовлетворен своей ролью. В случае каких-либо разногласий такие группы не распадаются.

4. Типология групп


В двухполюсной шкале группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям.

1. Лабораторные – естественные группы. Лабораторные - это группы, которые образованы случайно встретившимися людьми, объединенными на время эксперимента, для достижения какой-либо поставленной им цели в специально созданных для этого экспериментальных условиях. Т.е. это группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные – это группы, которые образовались в реальных жизненных условиях. Здесь речь идет о сложившихся группах, которые нередко характеризуются довольно высоким уровнем социально-психологического развития.

2. Спонтанные (первичные, неформальные, неофициальные) – организованные (вторичные, формальные, официальные). Те и другие относятся к категории естественных групп. Спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических, эмоциональных предпочтений последних (например, подружки). Организованные группы – представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций (бригада людей, убирающая с полей урожай).

Первичная группа (неформальная) состоит из малого количества людей, между которыми возникают взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Эта группа – результат психологических эмоциональных предпочтений.

Вторичная группа (формальная) состоит из людей, которые объединились для достижения одной общей цели. Между ними эмоциональные связи ослаблены, они мало что знают друг о друге. Здесь механизмы и способы коммуникаций четко определены.

3. Открытые – закрытые. Эти группы различны по степени открытости, доступности влиянию общества и социального окружения на них.

4. Группы членства – референтные группы. Здесь основное различие в уровне значимости группы для личности с точки зрения групповых ценностей и норм. Группы членства – это группы, которые рассматриваются как место нахождения личности, не связанное с её установками и ценностными ориентациями. Референтные группы – это группы, в которых личность разделяет нормы и ценности группы и соотносит эти нормы со своими установками.

У референтных групп различают две функции:

- нормативная – которая позволяет выяснить в какой мере поведение личности соответствует нормам группы. Эта функция помогает урегулированию группового поведения.

- сравнительная – функция, которая позволяет личности ориентироваться на принятые в группе стандарты поведения, установки и т.д.

Группой высокого развития является коллектив. Это особое качественное состояние малой группы, которая достигла высокого уровня социально-психологической зрелости.


5. Структура малой группы


Различают несколько измерений групповой структуры.

1. Формально-статусное измерение дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и практически зафиксирован в должностном распределении организации (рабочий→менеджер→начальник).

Формальный статус индивида значительно сказывается на характере его взаимоотношений с другими членами группы. В то время как при выполнении требования однородности групп участники обладают примерно одинаковым статусом, модератор, имеющий высокий статус руководителя группы, имеет больше возможностей оказывать открытое влияние на участников (и делает это чаще и эффективнее). Тот факт, что людей с более высоким статусом часто оценивают более позитивно, чем низкостатусных, приписывая им больше деловитости и в то же время властности, в контексте проведения фокус-группы накладывает на модератора ответственность за оценку его статуса участниками и за предотвращение связанных с этим возможных искажений. Например, если модератор чрезмерно подчеркивает свой высокий статус руководителя группы, увеличивается риск получения "социально желательных" ответов из стремления понравиться модератору, или наоборот, негативистских реакций.

2. Социометрическое измерение характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Например, студент является лидером, если с ним предпочитает общаться большинство группы, и наоборот, студент является неизбираемым, если общения с ним избегают.

Распределение неформальных ролей в группе связано как с межличностными предпочтениями участников, так и с их личностными особенностями, со степенью информированности о предмете дискуссии, а также с их отношением к процессу обсуждения в целом и др. Социометрическое измерение – это проекция структуры группы.

3. Коммуникативное измерение осуществляется в коммуникативных сетях. Данное измерение является хорошо установленным фактом, что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе и что, как правило, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный (дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемые низкостатусным индивидам.

4. Значимым измерением групповой динамики является отношение власти. Чем выше способность оказывать влияние тем выше позиция индивида в вертикали власти. Собственно говоря, феномен социальной власти и означает актуальное (чаще потенциальное) влияние, оказываемое одним из членов группы на другого. Измерения социальной власти могут совпадать с социометрическими и коммуникативными измерениями структуры группы. Различают два вида власти: руководство и лидерство. Руководство является институционально зафиксированным процессов, лидерство – возникает спонтанно и имеет социально-психологическую основу.

5. Лидерство также является измерением структуры малой группы. Лидерство, согласно концепции ценностного обмена – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей; лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе.


6. Факторы эффективности деятельности группы


Результатами работы и удовлетворенностью её участников оценивается эффективность деятельности группы. Эффективность определяют с учетом размера, состава, характера групповых норм, сплоченности, конфликтности групп, статуса и функциональных ролей членов этой группы.

Размер группы. От размера группы зависит эффективность её деятельности. По мере увеличения размера группы общение между её членами усложняется. Это приводит к трудностям в достижение согласия по вопросам, связанным с групповой деятельностью. Также с увеличением размера группы возрастает возможность образования неформальных подгрупп, что приводит к разногласиям в пределах группы.

Композиционная характеристика группы. От данных характеристик зависит эффективность деятельности группы. Это проявляется в степени схожести личностных особенностей, подходов, проявляемых участниками группы при решении проблем, точек зрения. При деятельностях, требующих большого количества идей, необходимо в состав группы включать участников разных психологических типов с различными точками зрения, способами деятельности и стилями мышления.

Содержание групповых норм. Групповые нормы присваиваются участникам и являются регуляторами поведения каждого в группе. При соответствии нормам группы участник может рассчитывать на принадлежность к данной группе и поддержку. Данная зависимость характерна как для формальных так и для неформальных групп.

Групповые нормы бывают положительными и отрицательными.

- положительные – направлены на достижение целей и задач организации; они стимулируют рост эффективности деятельности в группе.

- отрицательные – приводят к уменьшению уровня производительности труда (прогулы, нарушения дисциплины, кражи).

Сплоченность группы. Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива. Сплоченность определяется взаимной тягой членов группы друг к другу и к группе в целом. Природа сплоченности может быть как чисто эмоциональной, так и обусловленной сходством в ценностных ориентациях. Чем выше сплоченность в группе, тем меньше проблем в общении, меньше напряженность и недоверие, и тем выше трудовая эффективность.

Для повышения сплоченности в группе используют организацию совместной деятельности, групповые формы принятия решений и т.д. Необходимо систематически проводить собрания, указывающие на глобальные цели группы, показывать каждому участнику его вклад в достижение определенной цели, проводить встречи руководства с подчиненными для обсуждения различных вопросов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты