- подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов;
- навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпрепровождения;
- нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить;
- применение наказаний, не соответствующих тяжести проступка; обеднение эмоциональных контактов с детьми.
Обсуждались возрастные аспекты отношения детей к родителям. До родителей доводилась установка, что чем старше становится ребенок, тем ощутимее проявляется его реакция на стиль родительского поведения. Она особенно болезненна, когда ребенок, достигая подросткового возраста, начинает стремиться к самоутверждению и ждет от окружающих признания своей взрослости. Неудовлетворенность новых потребностей ведет к конфликту с родителями, отчуждению от семьи. Родители перестают быть авторитетом, у подростка усиливаются оппозиционные настроения, он пытается освободиться от тягостного покровительства и нередко попадает под влияние других "воспитателей", ищет и находит иные авторитеты - в уличных компаниях, неформальных группах, которые оказывают на него прямое десоциализирующее влияние.
В качестве отдельных тем обсуждались психологические особенности конфликтной семьи, для которой выделялись следующие проблемные ситуации:
— сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом;
— агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения;
— настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.
Родители в ходе группового обсуждения подводились к выводу о том, что условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний.
Опыт специализированных учреждений показывает, что возвращение ребенка в родную семью является одной из наиболее желательных форм его жизнеустройства. Несмотря на сложности, конфликты, а порой и жестокое обращение, многие дети хотят вернуться в свой дом. Однако ребенок, прошедший программу социальной реабилитации, должен возвратиться в семью лишь после ее оздоровления, когда в ней создан приемлемый психологический климат, когда у родителей закрепится понимание ценности ребенка. Поэтому профилактическая и коррекционная работа с неблагополучной семьей - важная составляющая нормализации дальнейшего индивидуального и социального развития ребенка.
В процессе работы с родителями нами сформулированы для специалистов различных социальных практик следующие принципы социально-реабилитационной помощи в семейном ключе:
· Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также фактов детской безнадзорности.
· Принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки взаимоотношений с детьми, проведения, например, лечения, помогающего родителям ослабить алкогольную зависимость.
· Принцип позитивной информационной поддержки родителей для бесед очень важен отбор позитивной информации, ибо она помогает облегчить общение. Рассказ о ребенке, о его первых успехах в новом коллективе, подробные сведения о возможностях, направленных на пользу и ребенку, и семье, обычно вызывают у родителей заинтересованность.
· Принцип активного родительского сопровождения коррекционно-реабилитационной работы Интерес родителей к взаимодействию со специалистом возрастает если они посещали центр. Видя своих детей совершенно в новом свете, даже те, кто представлял асоциальные семьи, оттаивали и с большим доверием шли на контакт с психотерапевтом. Такой подход давал возможность перейти к диалогу, что позволяло развернуть второй этап работы - выявление существа семейных проблем и причин их возникновения.
· Принцип конфиденциальности информации о родительских отношениях и семейных проблемах. Утверждения этого принципа необходимо потому что при работе с семьями специалист неизбежно выходит на негативную информацию, связанную с образом жизни родителей, их отношением к детям, методами воспитания. При этом общение не должно строиться на обвинении родителей. Основной тональностью является озабоченность психотерапевта создавшимся в семье положением, надежда и вера в возможность изменить ситуацию. Специалист вел диалог, стремясь проанализировать проблемы семьи с двух точек зрения: как родителей, так и ребенка, адекватно оценивая состояния членов семьи; анализируя подтекст взаимных жалоб; проводя анализ конфликтов; побуждая родителей и детей к активному самоанализу проблем.
Педагогически несостоятельные семьи нуждались в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. С помощью специалистов родители осознавали ошибочность своего стиля воспитания.
В работе с конфликтной семьей важно выявить и обсудить основные причины конфликтности, среди которых:
— личностные особенности родителей (высокий уровень невротизации, психические расстройства, алкоголизация, крайний эгоцентризм, озлобленность, себялюбие, властность при низком уровне интеллекта);
— кризис супружеских отношений, ситуация развода, вызывающая повышенное напряжение в отношениях с ребенком;
Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных и тем более асоциально-криминальных семьях. Практика показывает, что устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально-экономических, психологических, педагогических, патологических факторов. Это определяет комплексный характер подхода к решению проблем подобных семей: социально-реабилитационный центр действует при поддержке КДН, органов правопорядка, учреждений здравоохранения, различных служб, ориентированных на работу с людьми, испытывающими зависимость от алкоголя, наркотиков и т.д.
Использование рассмотренных выше психокоррекционных форм работы с разными возрастными группами детей при семейной депривации и работы с их родителями показал следующее.
Выводы
1. Семейная депривация является многокомпонентным социально-психологическим феноменом, определяющим следующие варианты пограничных психических расстройств у детей из групп "социального риска":
- расстройства возрастного психологического развития (гипердинамичное поведение, реактивные расстройства привязанности).
- связанные с семейным стрессом, психогенно обусловленные невротические реакции, невротические состояния в виде тревожных расстройств, моносимптомные фобические расстройства.
- патохарактерологические реакции, мозаичные аномально-личностные свойства с формированием личностных отклонений, включающих асоциальные формы поведения.
2. В структуру всех форм пограничных психических расстройств входят изменения личности по депривационному типу, представленные задержанным возрастным психическим развитием и признаками личностной незрелости.
3. Выявлена возрастная предпочтительность пограничных психических расстройств: в дошкольном и младшем школьном возрасте ведущими расстройствами были реактивные расстройства привязанности, гипердинамическое поведение и невротические реакции страха и тревоги; в младшем школьном и раннем подростковом периоде ведущими были эмоционально-поведенческие расстройства со стойкими нарушениями поведения по девиантному типу, патохарактерологические реакции и признаки аддиктивного поведения.
4. Предиктором аномально-личностных свойств и девиантных форм поведения в подростковом возрасте являются: материнская депривация, жестокое обращение с ребенком, а из клинических признаков гипердинамическое поведение.
5. Обусловленные семейной депривацией, пограничные психические расстройства у детей, в силу своей многокомпонентности, требуют полипрофессионального подхода на основе бригадного принципа с организацией комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Список использованной литературы
1. 1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. – М., 1993. – 400 с.
2. 2. Александровский Ю.А. начальные проявления невротических расстройств. // Клиническая медицина. – М., - 1988. - №9 – с.58-64
3. 3. Александровский Ю.А., Пераков Б.Д. клинико-эпидемиологический анализ распространенности пограничных психических расстройств: тенденции и закономерности. // 8 Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов. – т.3., - 1988. – с.178-180.
4. 4. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи// Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М.: Просвещение, 1980. -С.28-31.
5. 5. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. - 113с.
6. 6. Альбицкий В.Ю., Волкова Г.М. Дети из многодетных семей: образ жизни, состояние здоровья, оптимизация медико-социальной помощи// Российский педиатрический журнал. – 1999.-№4. – С. 16-18.
7. Амбрумова А.Г., Постовалова Л.Я. О некоторых формах девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. -М., 1991. - С. 211-215.
8. Амонашвили Ш.А. Единство цели. ~М.:Просвещение, 1987. - 208с.
9. 9. Андропов Ю.Ф. Проявления агрессии при невротической депрессии у
детей и подростков / Конгресс по детской психиатрии. Материалы
конгресса, - М.2001. - С. 168-169.
10. 10. Архангельский А.Е. Опыт психиатрического изучения различных
контингентов несовершеннолетних правонарушителей / Автореф. дисс. канд.мед.наук - Л., 1971.
11. 11. Арбузова В.Н., Авдеева И.Н., Таныгина Г.Б., малинка Г.Л. Медико-социальные аспекты коррекции пограничных нервно-психических расстройств у учащихся школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1990. – Выпуск 21. – С.14-17.
12. Баерюнас З.В. Опыт социально-педагогического исследования семьи и подростка-правонарушителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1972
13. Баерюнас 3.В. Типичные ошибки семейного воспитания подростков// Проблемы быта, брака и семьи.-Вильнюс, 1970
14. Баз Л.Л., Баженова О.В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни. // Психологический журнал. Т.17.№1, 1996. стр. 97-109
12. 15. Бадалян О.А. детская неврология. – М., 1984. – 340 с.
13. 16. Башина В.М., Проселкова М.Е. Дети-сироты (к особенностям раннего дизонтогенеза) // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. - М., 1994. - С. 49-50.
17. Белов В.П. Патологическое и невротическое развитие личности: содержание понятий и дифференциация // Пограничные нервно-психические расстройства. - М., 1983. - С. 17-22.
14. 18. Бомба Я. Юношеская депрессия (эпидемиологическое исследование) // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1987. – Вып.10. – С. 1501-1506.
15. 19. Буторина Н.Е. Структура пубертатных изменений психики. // Современные проблемы подростковой общей и судебной психиатрии. – М., 1987. – С.13-16
20. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. предпосылки девиантного
материнского поведения // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. -
№2.-С. 78-87.
16. 21. Буянов М.И. Детская психиатрия.- М. – 1987. – 248 с.
17. 22. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи // 3аписки детского психиатра. - М., Просвещение, 1988. - 208 с.
18. 23. Василевский В.Г. Агрессивное поведение как вид делинквентности детей и подростков / Социальные дезадаптационные нарушения у детей и подростков. Мат. Российской научно-практической конф. - М., 1986. -С. 45-47.
19. 24. Вандыш В.В. К характеристике микросредовых влияний при психогенных развитиях у подростков с органическим поражением головного мозга. // Социокультуральные проблемы современной психиатрии. Научные кербиковсие чтения. – М., 1994, с.17-18.
20. 25. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дис. канд.психол.наук. -М.,1986. - 187 с.
21. 26. Вейн А.М. Неврозы // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1998. – Вып.11. – С.38-41.
22. 27. Веселкова Е.А. Невротические нарушения и психотерапия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дисс…канд. мед. наук. – Томск, 1993. – 18 с.
28. Волкова Г.А. Дезадаптированные дети младшего дошкольного возраста в детском доме / Конгресс по детской психиатрии. Мат.конгресса. - М., 2001.-С. 344.
29. Вострокнутов Н.В. Социально-психологические и клинические особенности у детей, пострадавших от насилия и межэтнических конфликтов // Социокультуральные проблемы современной психиатрии. Научные кербиковсие чтения. – М., 1994, с.22-23.
30. Вострокнутов Н.В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1996. - С. 21-29.
23. 31. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. – М., 1995. – С. 8-11.
24. 32. Вроно М.Ш. О психических дизонтогениях у детей // Вестник АМН СССР. - 1973. - Вып. 10. - С. 67-70.
33. Галкина Т.П. Психолого-психиатрическое консультирование детей, лишенных семьи // Конгресс по детской психиатрию. Мат.конресса.-М.,2001.-С. 94-95.
25. 34. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. – М., "Север", 1993.
26. 35. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.Медицина, 1977. - 272 с.
27. 36. Гарбузов В.И. Нервные дети. -Л.: Медицина, 1990. -176 с.
28. 37. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - С/Пб.: АО"Сфера", 1994.-160 с.
29. 38. Гиндикин В.Я. Психопатии и патохарактерологические развития // Клиническая динамика неврозов и психопатий. – Л.: Медицина. – 1967. – С.152-182.
30. 39. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Школьная дезадаптация как следствие общесоматической и психоневрологической запущенности детей и подростков // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. – М., 1995. – С.37-38.
40. Гиндикин В. Девиантное поведение / Справочник по психологии и
психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб., 2002. - С. 266.
41. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Школьная дезадаптация как следствие общесоматической и психоневрологической запущенности детей и подростков // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. - М., 1995. - С. 37-38.
42. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. - М., 2000. - 192 с.
31. 43. Горьковая И.А. Психологические особенности подростков-делинквентов, родители которых лишены родительских прав // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. -1994. - №4.-С. 23-31.
32. 44. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков// Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. -№2. -С.57-65.
33. 45. Горохов В.И. Условия возникновения и прогноз психических заболеваний, начавшихся в детском и подростковом возрасте. // Эпидемиология нервных и психических заболеваний. – 1979, с.141-143.
34. 46. Горюнова А.В., Кудрина Н.Б., Орехова Л.С., Таращенко В.М. Распостраненность заболеваний нервной системы среди детского населения. // Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям – Симферополь, 1980, с. 13-15.
47. Горюнова А.В., Королева Т.Н. Психическая депривация и особенности психомоторного развития детей-сирот // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Российской научно-, практ. конф. - М., 1996. - С. 104-105.
35. 48. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - 2 изд. - Л.:ЛГУ, 1988. - 560с.
36. 49. Гуревич М.О. Психопатология детского возраста. – М., - Госмедиздат, 1932.
37. 50. Гурьева В.А. Социально-психиатрический анализ трудного детства// Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении.-М.,1968.
38. 51. Гурьева В.А. Психопатии в подростковом и юношеском возрасте. – М., 1971. – 38 с.
39. 52. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1996. – 208 с.
53. Гурьева В.А., -Гиндикин В.Я. Социальное сиротство - причина и результат психической аномальности девиаций личности и поведения // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. - М., 1994. - С. 53-54.
54. Гурьева В.А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. - М., 2001.-477 с.
40. 55. Дмитриева Т.Н. Сравнительный анализ роли микросоциальных и биологических факторов в формировании и динамике девиантного поведения при различных патохарактерологических расстройствах у подростков // Охрана здоровья детей и подростков. Материалы IV конгресса педиатров России.- Москва, 17-18 ноября 1998. – С.140.
41. 56. Дмитриева И.В., Морозов В.И., Патласова Г.В. и др. Исследование инициальных проявлений пограничных нервно-психических расстройств. – В кн. IV Всеросс. съезд. Невропатологов и психиатров. – М., 1980. – Т.1. – С. 197-200.
42. 57. Дмитриева Т.Б. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте (клиника, патогенез, лечение): Автореф. дисс... канд. мед. наук. – М., 1981. – 17 с.
58. Дмитриева Т.Б. Задачи подростковой психиатрии в условиях социально-экономического кризиса // Перспективы развития подростковой социальной и судебной психиатрии. Мат.Росс.научно- практ. конф. - Хабаровск, 1995. - С. 3-7.
43. 59. Ермолина Л.А., Кашникова А.А., Титарова И.Н., Коваленко В.Б. Агрессивные проявления у детей и подростков в структуре пограничных психических расстройств // Охрана здоровья детей и подростков. Материалы IV конгресса педиатров России.- Москва, 17-18 ноября 1998. – С.121-122.
44. 60. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.,1986. - 128 с.
45. 61. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. -Медицина, 1988. -248 с.
46. 62. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988.
47. 63. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 1982. -С. 13-67, С. 214.
48. 64. Захаров Н.П., Калачев Б.П. Психопатологические расстройства у неуспевающих школьников начальных классов // VIII Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов; Тез.докл. – М., 1988. – Т.2.- С.195-197.
49. 65. 3еньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга. -1995. - 346 с.
50. 66. Илешева Р.Г. Патологические формы девиантного поведения у подростков и алкоголизм родителей. // Сборник тезисов докладов на 7 международном симпозиуме детских психиатров социалистических стран. – Суздаль, - 1979. – с.29
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18