Ответы на экзамене по общей психологии

ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются.

СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.

Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.


27.Основные свойства восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ. ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

1.                                в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:

·                                  зрительные

·                                  осязательные

·                                  вкусовые

·                                  обаятельные

2.                                в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:

·                              восприятие пространства

·                              восприятие времени

·                              восприятие движения

Свойства восприятия:

·                              предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;

·                              целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;

·                           структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;

·                              константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;

·                              осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему  классу предметов;

·                           апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;

·                              активность;

·                              адекватность.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

ПРЕДМЕТНОСТЬ — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями: членение единого поля феноменального на четко очерченные и устойчивые предметы, способностью к коему обладают уже младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, базируемых на общественно выработанных формах взаимодействия с предметами.

ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются.

СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.

Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.

28.теории восприятия.

Теории восприятия.

1) объектный подход. Признаки: а) наличие универсального языка для описания всех психических процессов. Б) реактивность субъекта. В) сведение сложного к простому.

2) субъектный подход. Признаки: а) активный субъект. Б) активность оснащена средствами. В) источником средств является прошлый опыт субъекта (онто- и актуал- генез).

3) взаимодействие субъекта и объекта. Признаки: а) мышление и восприятие - самостоятельные процессы. Б) отрицание участия в познании прошлого опыта. В) не допускается моделирование процесса.

(1) 1) структурализм (классическая психология познания). Выделение элементов восприятия. “Чистые ощущения”. Метод: аналитическая интроспекция. Элементы образа = свойства объекта, которые можно выделить только с помощью интроспекции. Это требует активности, но активность субъекта не учитывается в анализе восприятия. Точное соответствие между особенностями стимула и ощущениями, которые он вызывает. Внешние энергии – орган – ощущение. Мюллер: принцип соответствия.

Выделение элементов восприятия – ощущений. Образ образуется путем их суммации. Образ строится, объект осознается по отдельным признакам, сложенным из отдельных элементов. Процесс восприятия – опознание объекта по отдельным свойствам. Условие опознания предмета – образы-представления.

2) гештальт психология восприятия как особо яркий пример.

Акцент на врождеенный характер перцептивных процессов

Основываеться на целом а не на единицах - пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий.

Физиологич. Г. - концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации, представляющей фон. Ионы будут диффундировать - из зоны фигуры в зону фона - вызывая эл ток вокруг контура фигуры.

Принцип изоморфизма (равенство формы) - воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре.

Зрительное поле -

Силы, действующие в з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности - тем ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами - тем ---/--- 4) Чем меньше временной интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен).

Чем сильнее противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных фигур, искажения, группировка зрительных предметов)

ЗП Имеет тенденцию к минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил - сохранение видимой локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении, которое связывает стимул.

Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость

Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность.

Критика - нет научения, все врожденное. Фигура или фон - двойственные фигуры

3) Перцептивная психофизика (ранний Гибсон). Основное положение: соответствие стимула и ощущения. Образ – функция стимула. Восприятие – функция стимуляции. Образ обогащает первичный материал. В образе существует все, необходимое для восприятия. Восприятие – процесс различения деталей в стимуле. Реальное зрение соответствует видимому миру, а изображение – видимому полю. Видимое поле – наблюдение изображений объектов. В стимуле есть все необходимое для восприятия, но субъект может не проконтактировать – не извлечь информацию.

(2) моделирование перцептивного процесса как процесса решения задачи. 1) Гельмгольц. Теория бессознательных умозаключений. Восприятие связано с неосознаваемой работой. Перцептивный процесс – бессознательное умозаключение. Первичные ощущения – материя для построения образа. БП: прошлый перцептивный опыт. МП: исходные операции. В: собственно образ. Иллюзия Мюллера - Лайера. БП: принцип линейной перспективы. МП: сетчаточный образ. В: переоценивается / недооценивается.

2) Грегори. “Разумный глаз”: восприятие как мышление. Восприятие – процесс выдвижения перцептивных гипотез в нетипичной ситуации. Любая попытка опознать объект – гипотеза. Гипотеза – промежуточная стадия решения задачи. Ситуации перцептивного конфликта: например, “мех на завтрак”.

3) Дж. Брунер. Восприятие – процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Процесс восприятия: а) первичная категоризация – поиск признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение. Если не находим признаков, то меняем категорию. Б) вторичная категоризация. Процесс принятия перцептивных решений.

Экологический подход к зрительному восприятию.

28.Экологический   подход   к   зрительному   восприятию вкратце:(не только элементарные ощущения, но и более сложные образы сознания строго детерминированы стимулами,т.е.экологическими воздействиями).

Гибсон.  Восприятие  – непосредственное извлечение информации.

Сравнение классического (субъектный, объектный) и  экологического  (взаимодействие)  подходов .

Классический  подход .  Экологический   подход .

1. Субъект. Абстракция наблюдателя. Исследователь внешнего мира. Обитатель мира, часть окружающей среды. Он включен в мир.

Мир. Набор изображений.

Гибсон: видимое поле, открывающееся глазу субъекта. Сами объекты. Внешний мир – жизненное пространство.

Наличного сенсорного материала не хватает для построения образа, обогащение прошлым опытом.

Фазы  восприятия : 1) получение первичного материала. 2) его интерпретация. Восприятие – опосредованный процесс. Восприятие – непосредственный контакт с реальностью.

2. Пространство. Идеальное протяженное 3-мерное пространство. В нем есть фигуры, обладающие свойствами. Земная поверхность, на которой живем. В нем есть сочетание объектов. Они состоят из веществ. Человек существует в мире поверхностей, имеющих текстуру. Они переходят друг в друга. Объект – встроенная часть жизненного пространства как компоновки поверхностей, встроенных друг в друга.

Время. 4 измерение пространства. Идея прошлого, настоящего и будущего. Событие во времени может рассматриваться в разном объеме. События во времени встроены друг в друга.

Источник извлечения возможности – окружающая среда.  Экологическая  оптика.  Зрительная  информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Структура светового потока постоянно меняется во времени. Восприятие инвариантов. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.

В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности – внимание  к  объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Субъект восприятия целостен, встроен в мир..

2 теории - эмпиризм и нативизм.

Эмпирическая теория - для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Гельмгольц - нативист и критикует эмпирич. теорию: 1)она вводит лишнюю гипотезу 2)существуют пространств. перцептивн. образы, которые почти никогда не совпадают с действительностью и не улучшаются с приобретением опыта. 3)непонятно, как с помощью этих первичных пространственных ощущений можно объяснить зрительное восприятие, если они преодолеваются с приобретением опыта точного знания.

То, что представления не равны объектам, заложено в природе нашего знания. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. единственно верные представления - это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте


29.Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания.

Определение и основные свойства внимания. Классификация видов внимания

Основные определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. 2 основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс. Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность, В - активная селекция; это формирование и проявление перецептивной установки на один объект при игнорировании других.; это состояние ясности и отчетливости содержания сознания; это готовность замечать ч-т. в поведении другого и реагировать на это ; это направленность и сосредоточенность псих. деятельности. направленность (направленность - выбор и поддержание данной деятельности; сосредот. - отвлечение от др. деят. и углубление в данной деят.); это особ. деятельность контроля (идеальная, сокращенная, автоматиз); феноменальное и продуктю проявление работы вед. уровня организ.  деятельности ÞÞ в - это всегда выбор, селекция  и избирательность., а также сосредоточение и борьба с отвлеч.

Св-ва. Внимание как состояние (фиксир. полож. в кот. ч-т или к-т нах.) и как процесс (вовокупн. последоват. этапов , кот привод. к к-т. состоян)  им. разн. св-ва. У вним. как состояния 4 св-ва:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты